История Санкт-Петербурга

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Города
  • Достопримечательности Санкт-Петербурга
  • Памятники Санкт-Петербурга
  • Поездка в Санкт-Петербург в марте 2013 года
  • Ленинград - энциклопедический словарь
  • История Санкт-Петербурга в допетровскую эпоху

    Устье Невы, заливаемое водой при сколько-нибудь сильном западном ветре, до XIV века не представляло стратегического интереса ни для русских (территория нынешнего Петербурга тогда входила в состав Новгородской земли), ни для их соперников шведов. И хотя вооруженные столкновения между новгородцами и шведами происходили регулярно (вспомним хотя бы Невскую битву 1240 года), первую крепость на Неве построили только в 1300 году, а через год шведская Ландскрона была разрушена новгородцами.

    Петропавловская крепость, вид через Неву

    С 1323 года дельта Невы официально считается русской территорией; вместе с Новгородом она вошла в состав Московской Руси в конце XV века. В 1613 году шведам удалось захватить большую часть нынешней Ленинградской области: здесь была образована шведская провинция Ингерманландия со столицей Ниеншанц на месте павшей Ландскроны.

    Растральные колонны, вид через Неву

    История Санкт-Петербурга в XVIII веке

    В 1700 году начинается Северная война между Россией Петра I и Швецией Карла XII.

    В 1703-м русская флотилия прошла Неву до залива, 16 (27) мая того же года основан Петербург, а в 1704-м – Кронштадт. Петру полюбилась крепость на Неве, и он стал часто бывать в ней. Идея построить новый европейский город с нуля казалась царю плодотворной.

    В 1712 году Петр перенес двор из Москвы в строящийся Петербург, в 1721-м провозгласил его столицей империи, разработал план города и принципы его застройки. Именно в Петербурге начали работать новые высшие и центральные органы власти: Сенат, Синод, коллегии.

    Петр Первый открыл в городе первый публичный музей – Кунсткамеру, а также Академию наук и Академический университет. В молодой столице работали преимущественно иностранные архитекторы, и все должно было быть не как в Москве, а скорее как в Амстердаме.

    В 1725 году Петр умирает. К этому моменту в Петербурге – около 40 тысяч жителей.

    В результате дворцового переворота к власти пришла вторая жена Петра Екатерина I (Марта Скавронская), но правила она лишь два года: 1725-1727. Вместо этой легкомысленной женщины страной руководил “полудержавный властелин” Александр Меншиков.

    Екатерину на троне сменил Петр II (1727-1730 гг.), внук Петра Великого, сын замученного им царевича Алексея. Это был испорченный подросток, находившийся всецело в руках царедворцев из Верховного тайного совета. При нем двор переехал в Москву – впрочем, ненадолго: в 1730 году Петр II умирает от черной оспы, под нажимом гвардии на трон возводят племянницу Петра I Анну.

    Анна Иоанновна, женщина свирепого нрава, приехала из Курляндии и правила Россией десять лет: 1730-1740. Вступив на престол, она вернула столицу на берега Невы. При ней Петр Еропкин создал градостроительную структуру центра Петербурга (что, однако, не спасло архитектора от лютой казни за участие в так называемом заговоре Волынского – правление Анны вообще было кровавым). В городе сохранились многочисленные постройки ее времени: Кунсткамера, Петропавловский собор, церковь Симеона и Анны.

    Анна оставляет престол внучатому племяннику Петра IИвану Антоновичу Брауншвейгскому. В течение года (1740—1741) страной формально правит Анна Леопольдовна, мать двухмесячного Ивана VI. Государственными делами при ней занимается многолетний фаворит Анны Иоанновны Эрнст Бирон, потом Бурхардт Миних, потом Иоганн Остерман.

    Очередной переворот 25 ноября 1741 года приводит к власти любимую дочь Петра ВеликогоЕлизавету. Она отправляет всю семью Брауншвейгских в ссылку (позже юный Иван окажется заточен в крепости Шлиссельбург, где и будет убит) и благополучно правит страной два десятилетия: 1741-1761 гг. Елизавета – веселая полнокровная блондинка, любительница танцев и пеших походов. Ее блистательное царствование было отмечено победами над Пруссией в ходе Семилетней войны, а также расцветом творчества Ломоносова и Растрелли.

    В Петербурге основаны Академия художеств, Пажеский корпус и первая русская профессиональная драматическая труппа. Растет население города: к 1750 году – 74 тысячи жителей. При Елизавете появились Зимний дворец (достроен вскоре после ее смерти), Шереметевский дворец, Смольный собор. Любимой летней резиденцией императрицы был Петергоф.

    Зимний дворец, центральная часть южного фасада.
    Центральная часть южного фасада Зимнего дворца.

    Елизавета оставляет трон Петру III (1761-1762 гг.), внуку Петра I, сыну его дочери Анны. Сведения о личности этого государя противоречивы: жена (будущая Екатерина II) описывала его как клинического идиота, но многие современники считали мудрым законодателем. Петр освободил дворян от воинской повинности и разрешил открытое отправление обрядов неправославным христианам.

    В 1762 году он низвергнут с престола собственной женой и вскоре убит.

    Екатерина II (1762-1796 гг.) не имела ни малейших юридических прав на русский престол, однако царствовала долго и успешно. “Екатерининские орлы” Румянцев и Суворов громят турок, российскими становятся Крым, Литва, Белоруссия, часть западной Украины.

    Расцветает и Петербург: к концу XVIII века в нем почти 220 тысяч жителей. Основаны Эрмитаж и Публичная библиотека. Сооружаются гранитные набережные Невы, Мойки, Фонтанки. Время восхода Екатерины – это конец эпохи барокко: Растрелли достраивает Зимний дворец и отправляется в отставку.

    Классицизм дает плоды в архитектуре и литературе. Возводятся Таврический и Мраморный дворцы, Гостиный Двор, Медный всадник; Чарльз Камерон работает в любимой загородной резиденции Екатерины – Царском Селе. Напечатана “Фелица” Гавриила Державина, проходит премьера “Недоросля” Фонвизина.

    Трон наследует Павел I (1796-1801 гг.), сын Екатерины II и Петра III. Мать его недолюбливала, и Павел платил ей взаимностью, чтя память убиенного отца.

    Недолгое свое царствование он посвятил посмертной мести Екатерине: торжественно перезахоронил Петра III в Петропавловском соборе, законодательно запретил женщинам править Россией.

    Заметным внешнеполитическим событием стали европейские походы Суворова.

    Много времени император проводил в летних резиденциях – Павловске и Гатчине. В Петербурге от его правления дошли до нас Михайловский замок, дворец Бобринских, Михайловский манеж.

    В ночь на 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота Павел убит в Михайловском замке, престол достается его сыну Александру.

    История Санкт-Петербурга в XIX веке

    Александр I (1801-1825 гг.) воспитывался бабкой-императрицей как будущий правитель России и был, вероятно, самым образованным русским императором. Время его известно нам по “Войне и миру” Льва Толстого и первым главам пушкинского “Евгения Онегина”. Собственно, Александр и придал столице “строгий, стройный вид”.

    При нем начинается период, который позже назовут “золотым веком” петербургской культуры: Батюшков, Баратынский, Пушкин, Росси. Петербург Александра сохранился большими ампирными вкраплениями в центре города; в его правление построены Казанский собор, Биржа, Смольный институт. Население достигает 386 тысяч человек в 1818 году.

    Исаакиевский собор. Гравюра. Середина XIX века.
    Исаакиевский собор. Гравюра. Середина XIX века.

    После четырех войн с французами и сожжения Москвы русские войска входят в 1813 году в Париж. Прошедшая всю западную Европу гвардия возвращается из-за границы, полная вольнолюбивых идей. В гвардейских полках, стоящих по берегам Фонтанки, возникают тайные общества.

    В ноябре 1825 года бездетный Александр I умирает. Формально ему должен наследовать брат Константин, которому присягают двор и гвардия. Однако Константин, заключивший неравный брак с княгиней Лович, знает о воле покойного Александра: следующим императором должен стать Николай, третий сын Павла. На 14 декабря назначена переприсяга – но Николай непопулярен в гвардии, и члены тайного общества, пользуясь этим, замышляют устроить переворот. В решающий момент на стороне восставших оказалась только четверть гвардейцев. Декабристы (так впоследствии назвали мятежников) были окружены на Сенатской площади верными Николаю войсками. Начались аресты; 13 июля 1826 года пятерых главарей восстания повесили на валу Кронверка, а остальных сослали в Сибирь и на Кавказ.

    А.Д. Кившенко. Александр II на улице Санкт-Петербурга. Акварель. 1880 год.
    А.Д. Кившенко. Александр II на улице Санкт-Петербурга. Акварель. 1880 год.

    Николай I становится полноправным властителем на 30 лет: 1825-1855 гг. Он основательно укрепил властную вертикаль. Любил все военное. При нем империя достигла зенита своего внешнеполитического могущества, но все же из-за технической отсталости армии была проиграна Крымская война 1853-1856 годов, и Россия оказалась в жесточайшем кризисе.

    Начинает развиваться железнодорожное сообщение: в 1837 году Петербург соединен путями с Царским Селом, в 1851 г. – с Москвой, хотя для огромной страны этого недостаточно. В николаевскую эпоху творят Пушкин и Гоголь; в книгах и на улицах появляются “маленький человек” и “лишний человек” – оба чуждые власти и огромному бездушному городу. Заканчивается оформление ансамблей центральных площадей и Невского проспекта, появляются Главный штаб, Александринский театр, Михайловский дворец.

    Арка Главного штаба, вид с Дворцовой площади
    Арка Главного штаба, вид с Дворцовой площади.

    Население Петербурга продолжает расти.

    В 1855 году гордый и щепетильный Николай, опозоренный поражением в Крымской войне, умирает. На престол вступает воспитанный Василием Жуковским Александр II.

    Большая аллея в Летнем саду. Фотография А. Лоренса. Конец 1860-х — начало 1870-х годов.
    Большая аллея в Летнем саду. Фотография А. Лоренса. Конец 1860-х — начало 1870-х годов.

    Александр II (1855-1881 гг.) – отец первой перестройки. 1860-е годы становятся эрой “великих реформ” – Александр освободил крестьян от рабства, провозгласил гласность и правовое государство, смягчил цензуру, ввел местное самоуправление и суд присяжных. В Петербурге появляется первая выборная городская дума, контролирующая столичный бюджет.

    Открываются Варшавский, Балтийский и Финляндский вокзалы, введен в действие водопровод, по главным улицам проложены рельсы конно-железной дороги.

    Размах жилищного строительства неописуем, активно застраивается та часть центра, что лежит за Фонтанкой. Открывается Мариинский театр. В 1881 году в Петербурге 861 тысяча жителей.

    Часовня в Летнем саду (снесена в 1930 году). Гравюра. 1880-е годы.
    Часовня в Летнем саду (снесена в 1930 году). Гравюра. 1880-е годы.

    Эпоха Александра II – еще и время великого русского искусства. В Петербурге творят Достоевский, Лесков, Гончаров, композиторы “Могучей кучки”; Менделеев здесь придумывает периодическую систему, передвижники реформируют живопись.

    Реформы, как это всегда бывает, обогащают немногих. В народе слышен ропот. Полицейский контроль ослабевает. Попытки “подморозить” Россию, остановить реформы, вызывают еще большее неудовольствие – прежде всего, у интеллигенции и студенчества. В 1861 году появляются первые антиправительственные листовки, в 1870-е возникают беспрецедентные организации профессиональных политических террористов: “Земля и воля” и “Народная воля”.

    После нескольких неудачных покушений Александра II убивают-таки у Михайловского сада (1 марта 1881 года) – на этом месте построен храм Спаса на Крови.

    Народ приветствует Царя-освободителя на Дворцовой площади 19 февраля 1861 года. Литография Б. Рожанского.
    Народ приветствует Царя-освободителя на Дворцовой площади 19 февраля 1861 года. Литография Б. Рожанского.

    Александр III (1881-1894 гг.), сын Александра II, ненавидел войну и реформы, любил рыбалку и игру на тромбоне. Был образцовым семьянином и патриотом. Он покончил с народовольческим террором, ужесточил цензуру, ввел страшную зубрежку в гимназиях и ограничил прием в университеты. При этом с начала 1890х гг. в стране бурный экономический подъем.

    В 1890 году население Петербурга (с пригородами) переваливает за миллион человек. Из великих в Петербурге живут Салтыков-Щедрин, Чехов, Чайковский. В архитектуре господствует псевдорусский стиль.

    История Санкт-Петербурга в XX веке

    Николай II стал последним русским императором: взошел на престол в 1894 году, отрекся от него в марте 1917-го, расстрелян в Екатеринбурге в 1918-м, перезахоронен в Петропавловском соборе в 1998-м.

    Как часто бывает с сыновьями сильных отцов, Николай отличался характером скорее нерешительным. Убеждения имел глубоко консервативные, но в течение всего своего царствования вынужден был идти на уступки либералам из интеллигенции и все более агрессивному пролетариату. Начало его правления пришлось на 1890-е – время необычайного экономического подъема, но подъем этот не привел к политической стабильности.

    С 1901 года возобновляется террор, теперь эсеровский (эсеры – “социалисты-революционеры”). Убиты три министра. А тут еще неудачная война с Японией, которую венчала гибель Балтийского флота в Цусимском проливе.

    9 января 1905 года толпы рабочих, шедших к царю с требованием улучшить условия жизни и труда, были расстреляны.

    Санкт-Петербург. Мраморный дворец. Открытка начала XX века.
    Санкт-Петербург. Мраморный дворец. Открытка начала XX века.

    На следующий день в городе появляются баррикады, волнения продолжаются крещендо и заканчиваются в октябре 1905 года всеобщей политической забастовкой. 17 октября Николай II провозглашает выборы в законодательную палату и демократические свободы личности, и в мае 1906 года в Таврическом дворце собирается Государственная дума.

    Кровавую революцию успокаивает железная рука премьер-министра Петра Столыпина, и начинается последний период блестящего старого Петербурга, известный как “Серебряный век”.

    К 1910 году в городе почти 2 миллиона жителей. Окончательно застраиваются Петроградская сторона, Васильевский остров, Пески. Появляется трамвай, газовое освещение улиц полностью заменяется электрическим, на дорогах автомобили, в моде – авиация, в быт входит телефон.

    Самые популярные виды спорта – бокс, цирковая борьба и футбол (голкипер команды Тенишевского училища – Владимир Набоков), самое массовое искусство – кинематограф.

    Расцвет императорского балета, архитектуры модерна и ретроспективизма. Живопись эволюционирует от Репина к Малевичу, поэзия – от Блока к Ахматовой и Хлебникову.

    В 1914 году Россия ввязывается в Первую мировую войну, затяжную и кровопролитную. Немецкое имя Петербург превращается в Петроград. Первоначальный патриотизм постепенно сменяется апатией. Все более популярной становится мысль о мире без аннексий и контрибуций и свержении монархии. Заговоры плетутся в масонских ложах, в кулуарах Думы, в посольствах союзных стран – Англии и Франции.

    В ноябре 1916 года в Юсуповском дворце убит друг правящей четы Григорий Распутин, 23 февраля 1917 года начинается неконтролируемый рабочий бунт, к восставшим присоединяется гарнизон, в Таврическом дворце возникают два органа власти: Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет.

    2 марта государь отрекается от престола в пользу брата, великого князя Михаила, который на следующий день тоже отказывается от власти. С марта по октябрь 1917 года Россией правит Временное правительство во главе с Георгием Львовым, а затем Александром Керенским.

    В апреле из Швейцарии на Финляндский вокзал приезжает поезд с российскими политическими эмигрантами, среди которых – Владимир Ленин. К этому времени руководимые им большевики уже захватили особняк Кшесинской, в их руках Кронштадт, им все больше симпатизируют рабочие окраины и 300-тысячный гарнизон.

    С сентября большевики руководят Петроградским советом. Этот орган, перебравшись в Смольный институт, на глазах у деморализованного Временного правительства готовит захват власти. 25 октября (7 ноября) Ленин провозглашает на всю страну: “Социалистическая революция совершилась”. К этому времени в Зимнем дворце уже красногвардейцы, а министры Временного правительства – в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. В Смольном заседает первое большевистское правительство – Совет народных комиссаров (Совнарком) во главе с Лениным.

    Террором и нахрапом большевикам удается укрепить свою власть и подавить все попытки сопротивления. Однако голодный Петроград быстро обезлюдел, рабочие роптали, на реке Сестре стояли финны, на Нарве – немцы.

    В марте 1918 г. Совнарком переезжает в Москву, Петроград становится провинцией. В 1921 г. подавлен антибольшевистский мятеж в Кронштадте. К этому времени в Петербурге немногим более полумиллиона жителей: остальные умерли, погибли в боях Гражданской войны, эмигрировали, бежали в деревню. С 1918 по 1925 год городом руководил Григорий Зиновьев – истеричный и амбициозный ленинский проконсул.

    В 1924 г. вождь революции умирает, и город получает его имя – становится Ленинградом.

    После смерти Ленина Зиновьев со Сталиным фактически узурпируют власть в стране, однако быстро ссорятся. Иосифу Сталину удается переиграть Зиновьева, и в начале 1926 года руководителем Ленинграда назначен верный сталинец Сергей Киров (правил до 1934 года). В 1920-е в обветшавшем, лишившемся столичного лоска городе – центр русского художественного авангарда (Малевич, Филонов, Татлин) и новая плеяда писателей (Хармс, Зощенко, Заболоцкий, Тынянов). Дебютирует Шостакович, в полной силе Ахматова и Кузмин.

    В 1929 году начинается “великий перелом”: разгромлена Академия наук, взорваны или закрыты сотни церквей. После коллективизации в город хлынули толпы крестьян; к середине 1930 гг. численность населения в Ленинграде превысила дореволюционную и составила 2,5 миллиона человек.

    После того как в Смольном в конце 1934 года убит Сергей Киров, начинаются невиданных масштабов чистки. Их проводит новый городской глава Андрей Жданов. В 1935—1938 годах высылают из Ленинграда или расстреливают большинство дворян, финнов, немцев, поляков, священнослужителей и практически всех активных участников Октябрьской революции. Город окончательно провинциализируется, порт утрачивает прежнее значение. Впрочем, ленинградская культура оказывается удивительно живучей: на «Ленфильме» работают братья Васильевы и Григорий Козинцев, в Театре комедии – Николай Акимов; Ахматова пишет “Реквием”, Хармс – рассказы о Пушкине.

    В сентябре 1941 года войска немецкой группы армий «Север» отрезали Ленинград от мира – город оказался в блокаде. Сначала Адольф Гитлер хотел взять Ленинград штурмом, но в начале сентября передумал и решил заморить его голодом. В страшную блокадную зиму 1941-1942 гг. от голода и холода, по разным подсчетам, погибло 600-800 тысяч человек. Остальных спасла знаменитая “Дорога жизни” – ледовая и водная трасса на Ладожском озере: по ней привозили хлеб и эвакуировали людей.

    Город подвергался бомбежкам и артиллерийским обстрелам, особенно чудовищными разрушения были в пригородах, оказавшихся на линии фронта: в Петергофе, Царском Селе, Павловске, Гатчине, Шлиссельбурге. Многочисленные попытки прорвать блокаду, предпринимавшиеся войсками Ленинградского и Волховского фронтов в 1941-1942 гг, приводили только к сотням тысяч жертв. Блокаду удалось прорвать в январе 1943 г. на южном берегу Ладоги: был создан “коридор” шириной около 10 км. В январе 1944 г. немцев отогнали от города на сотни километров.

    Городское руководство, не сдавшее фашистам Ленинград, быстро пошло вверх: десятки здешних партийных работников получают крупные посты в Москве или в провинции. Однако уже в 1946 году городу вновь указали на его место. Было принято знаменитое постановление “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором шельмовались Ахматова и Зощенко. В 1948 году Андрей Жданов умирает, а в 1949-м Сталин организует “Ленинградское дело”, приведшее к казни всех руководителей городской партийной организации ждановских времен.

    Но после смерти Сталина (1953 г.) жизнь постепенно возвращается на невские берега. В 1955 году в Ленинграде пустили метро (позже, чем в любом другом многомиллионном европейском городе). К середине 1960 гг. численность населения достигает довоенной отметки – 3,5 миллиона человек. Застраиваются городские окраины – сначала южные, потом северные. Главный архитектурный ансамбль ждановского времени – Московский проспект (проспект Сталина). При последнем сталинском ставленнике Адрианове закончено восстановление центральных частей города и построен гигантский Стадион имени Кирова. При следующем руководителе города – Фроле Козлове – начинается массовая застройка окраин “хрущевками”, пятиэтажками из сборного железобетона, названными в честь первого секретаря ЦК Никиты Хрущева (1953-1964 гг.).

    С середины 1950 гг. восстанавливаются после сталинского погрома культурные институции. В Мариинском театре балетмейстер Леонид Якобсон, в БДТ режиссер Георгий Товстоногов, и в обоих театрах – блестящие артисты. Выходят первые книги Александра Володина, Андрея Битова, Александра Кушнера. Все большее значение приобретает Анна Ахматова.

    Хрущевская “оттепель” в Ленинграде началась позже, а закончилась раньше, чем, например, в Москве. С середины 1960 гг. наиболее заметные культурные события происходят в андеграунде. Ленинград становится центром самиздата. Крупнейшие поэты и писатели 1960 гг. - Иосиф Бродский, Олег Григорьев, Виктор Кривулин, Сергей Довлатов – на родине практически не публиковались. Только на “квартирных выставках” можно было увидеть работы художников-арефьевцев, стерлиговцев, учеников Николая Акимова. Начиная с Алексея Хвостенко и заканчивая Виктором Цоем, полуподпольный характер носил и местный рок. Предперестроечные послабления ощущаются с 1981 года, когда были открыты знаменитый ленинградский рок-клуб, “Товарищество экспериментального изобразительного искусства” и литературный “Клуб 81”.

    В 1987 году Михаил Горбачев затевает перестройку. Партийный аппарат начинает терять свою монополию во всех сферах жизни. В 1989-м Ленинград проваливает коммунистов на первых свободных выборах.

    В 1991-м рухнула громада Советского Союза. Первым мэром города избирают Анатолия Собчака. По итогам референдума Ленинграду возвращают имя Санкт-Петербург.

    Рубеж 1980-90 гг. – время триумфов ленинградского телевидения: “600 секунд” с Невзоровым и Сорокиной, “Адамово яблоко” с Набутовым, “Пятое колесо” с Курковой. Создается уникальный художественный сквот на Пушкинской, 10, в прокат выходят прежде запрещенные фильмы Алексея Германа, по России гастролирует поп-механика Сергея Курехина. Но примерно к 1992 году всеобщее воодушевление постепенно сменяется унынием. Грязный, заброшенный Петербург приобретает репутацию “русского Чикаго”.

    Первая постсоветская культурная волна обозначает себя в середине 1990 гг. клубом “Там-там”, откуда выходят “Король и Шут”, Tequilajazz, “Пилот”. Из статусных искусств первыми набрали вес опера и балет. Главными художественными событиями становятся выставки в Эрмитаже и Мраморном дворце – филиале Русского музея. Лидерство в драме обретает МДТ Льва Додина.

    К 300-летию город выходит из почти вековой депрессии и начинает хорошеть. Строятся Ушаковская развязка, Ледовый дворец, Ладожский вокзал; Константиновский дворец в Стрельне реставрируется под Дворец конгрессов.

    История Санкт-Петербурга в XXI веке

    В начале XXI века Петербург реально получает статус второй столицы. Резко возрастает объем жилищного и офисного строительства.

    Построена часть кольцевой автодороги и начаты новые капиталоемкие проекты: западный скоростной диаметр, достройка дамбы, китайско-российский проект “Балтийская жемчужина”, Орловский тоннель.

    Важные новые слова в культуре: формальный театр Андрея Могучего, мультфильмы Константина Бронзита, музыка Леонида Десятникова. Над молодыми рок-музыкантами мощным старцем нависает Борис Гребенщиков.

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100