Возрождение Никольского

Морского собора

Дата публикации или обновления 21.08.2017
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • К оглавлению - храмы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • Гора скидок - зерносушилка - качественно!
  • Возрождение Свято-Никольского Морского собора Кронштадта


    Возрожден Свято-Никольский Морской собор Кронштадта, мраморное внутреннее убранство которого выполнили мастера «Таргет-Цель».

    Отличительной чертой убранства Свято-Никольского Морского собора является удивительное стилевое единство всех компонентов - архитектуры, живописи, убранства и утвари. Иконостас выполнен из мрамора, украшен затейливой резьбой, мозаикой, яшмой. Его высота составляет 10 метров, длина - 23 метра.

    В 1929 году, когда храм был закрыт и переоборудован под клуб, иконостас демонтировали. Мастерам «Таргет-Цель», воссоздававшим былое великолепие, пришлось выполнить серьезную работу, которая продолжалась полтора года. Рабочие чертежи иконостаса выполнялись с помощью сопоставления обмеров алтарной части, фотографий и сохранившихся авторских эскизов. Это позволило установить достоверные пропорции иконостаса, размеры и форму каждой детали.

    Опыт резьбы по камню вырабатывался веками и передавался из поколения в поколение. Эти навыки не утеряны и в XXI веке, хотя ручной инструмент поменялся полностью. Вместо киянки и скарпели в руках у мастера появилась бормашина с набором алмазных фрез. При работе над иконостасом Никольского Морского собора было вырезано 71,183 квадратных метров мраморного декора.

    Декор иконостаса насыщен раннехристианской символикой. Особенно отчетливо это видно на примере резных полотенец первого яруса. Здесь кресты, покоящиеся на буквах, свидетельствуют о цитате из Откровения Иоанна Богослова: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец, Первый и Последний».

    Павлины символизируют возрождение к новой жизни, Воскресение. Птицы, пьющие из Евхаристической чаши и клюющие ягоды, означают жизнь во Христе, обретаемую через причащение. Виноградные лозы символизируют не только Жертву Спасителя, но и напоминают о христианской общине, члены которой подобны ягодам, собранным в единую гроздь.

    Фактурная беломраморная резьба удачно сочетается с колоннами из красного мрамора и розетками из горного хрусталя.

    Порталы царских врат боковых приделов обрамлены резными таблетками с символами Евангелистов из видения пророка Иезекииля. Таблетки врезаны в венчающий карниз местного ряда. На северном приделе расположены телец и орел - Лука и Иоанн, на южном приделе ангел и лев - Матфей и Марк. Именно в таком порядке они предстали перед взором пророка.

    Основной принцип украшения иконостаса состоит в сочетании разномасштабных элементов декора, выполненных из белого мрамора, мозаики и бронзы. В двух словах этот принцип можно выразить как «пышность и соразмерность».

    Иконостас украшают мозаичные фризы. По типу это римская смальтовая мозаика прямого набора. Декоративный мотив, включающий кресты и простой цветочный орнамент, стилистически связан с раннехристианскими мозаичными памятниками Равенны и Рима. Включение ярких мозаичных акцентов в декор православного храма - излюбленный прием Василия Косякова, который прослеживается в ряде спроектированных им храмов.

    Царские врата являются зримым символом границы между земным и горним миром. Они изготовлены из латуни гальваническим способом. Поверхность врат богато декорирована, украшена позолотой и цветными эмалями. Главным элементом декора являются розетки, символизирующие мироустройство.

    Мастера предприятия «Таргет-Цель» выполнили и убранство алтарей Свято-Никольского собора – престолы и жертвенники, Горнее место, а так же расположенную на солее кафедру проповедника и киоты в трапезной части храма. О них, а также об убранстве нижнего храма, являющемся уже не воссозданием работы мастеров царской России, а новым творением художников «Таргет-Цель», мы расскажем в следующих выпусках журнала «Благоукраситель».

    Автор проекта, главный архитектор РПП «Таргет-Цель» Алексей Олегович Самойлов


    С использованием материалов журнала «Благоукраситель» № 36 (зима 2012 г.) издательства «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос