Пушкин Александр Сергеевич

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Пушкин Александр Сергеевич

    Пушкин Александр Сергеевич – великий русский поэт. Автор множества стихотворных, прозаических и драматических произведений.

    В юношеских стихотворениях допускал вольности по отношению к важнейшим религиозным вопросам, однако с наступлением поры полного расцвета сил легкомыслие прошло, и Пушкин явил себя миру как человек глубокого религиозного сознания.

    Портрет Александра Сергеевича Пушкина
    Портрет Александра Сергеевича Пушкина.

    Родился Александр Сергеевич Пушкин 26.V(6.VI).1799 г. в Москве.

    Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Имена его предков не раз встречаются на страницах русской истории.

    Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Великого», ставшего впоследствии русским генералом. Сергей Львович увлекался литературой. В их доме бывали Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, молодой Жуковский. Дядя Александра Сергеевича, Василий Львович, был известным поэтом. По воспоминаниям брата, «страсть к поэзии проявилась у Александра с первыми понятиями».

    Восьми лет он уже сочинял стихи. Еще в детские годы познакомился с произведениями русских поэтов XVIII века, с комедиями Мольера, Бомарше, с сочинениями Вольтера. Другим источником духовного развития были рассказы бабушки о старине, сказки няни Арины Родионовны.

    В 1811 Александр Сергеевич поступает в только что открывшийся тогда Царскосельский лицей. Творческая жизнь его начинается в годы национально-патриотического подъема, вызванного войной 1812, пробудившей патриотические чувства юного поэта. Другим явлением, определившим духовное и нравственное развитие поэта, было начавшееся еще в годы его пребывания в лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи, в дальнейшем движение декабристов. Уже в лицее он проникается вольнолюбивыми идеями, которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие свободомыслия поэта большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII в. Лекции Куницына, беседы с Карамзиным, встречи с Чаадаевым, ставшим его другом, обогащали духовный мир поэта, расширяли его политический кругозор. Александр Сергеевич стоял в центре интеллектуальной жизни воспитанников лицея, поражая товарищей своей начитанностью, остротой ума и особенно своим поэтическим талантом. Близкими его друзьями стали лицеисты Пущин, Кюхельбекер, будущие декабристы, А. Дельвиг.

    Самым ранним, дошедшим до нас поэтическим произведением Пушкина-лицеиста явилось стихотворение «К Наталье» (1813), написанное в духе любовных посланий того времени.

    В 1814 в печати появилось первое стихотворение «К другу стихотворцу», напечатанное в «Вестнике Европы».

    В 1815 на лицейском экзамене, в присутствии восхищенного Державина, он читает «Воспоминания в Царском Селе». Стихи его проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).

    Его лицейская поэзия поражает, широтой своей тематики, жизнерадостностью, оптимизмом. В ней намечаются темы культуры, искусства, творчества («К Батюшкову», «Городок», «К Жуковскому»).

    В юношеских литературных увлечениях и исканиях поэта нашли свои отклики многие прогрессивные явления русской и зарубежной литературы XVIII — начала XIX в. Значительное влияние на его лицейское творчество оказали «легкая» поэзия Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Дениса Давыдова, сатира И. А. Крылова. Среди современников поэт особенно выделяет Батюшкова и Жуковского, решительно отвергая защитников устаревшего классицизма. В большом сатирическом обозрении «Тень Фонвизина» Александр Сергеевич нападает на литературных староверов, высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковистов. Но, вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти своим путем. Он не хочет «парить» вслед Державину, ему чужды мистические увлечения Жуковского и сентиментализм Карамзина. Он требует от поэзии истины в выражении чувств. В ряде стихотворений:

    «Казак»,

    «Желание»,

    «Сон»,

    «Послание к Юдину» заметны реалистические детали, в которых виден будущий Пушкин — поэт действительности. Он не ограничивается лирикой: с первых лет своего творчества он стремится к большим поэтическим формам.

    В лицейской поэме «Монах» (1813) он иронически откликается на мистику и ханжество аристократического клерикализма. Фривольные мотивы и образы поэмы складываются у него под влиянием «Орлеанской девственницы» Вольтера. В подражание Радищеву Александр Сергеевич начинает писать сказочную поэму «Бова», исполненную намеков на политические события того времени.

    Разнообразны и поэтические формы лицеиста. Ему в равной степени были доступны державинская патетика, гражданско-витийственная лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, гусарская манера Давыдова. Известность поэта рано выходит за стены лицея. Он сближается с Жуковским, Батюшковым, Вяземским.

    В 1816 часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском Селе. Еще в лицее становится членом литературного общества «Арзамас».

    В начале июня 1817 состоялся выпуск лицеистов. Лето этого года Александр проводит в Михайловском, а затем возвращается в Петербург. Он жадно предается всем наслаждениям жизни, круг его знакомств и связей становится широк и разнообразен. Поэт увлекается драматическим и балетным театром, становится, по его признанию, «почетным гражданином кулис». У него возникают дружеские знакомства с виднейшими артистами того времени — Семеновой, Колосовой, Яковлевым. В доме А. Шаховского встречается с Грибоедовым и Катениным. Первые его выступления как критика связаны с театром («Мои замечания о русском театре»). В Петербурге сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодежи (Чаадаевым, Н. И. Тургеневым, Н. Кривцовым, Якушкиным, Н. Муравьевым), становится участником близкого к декабристам литературно-политического кружка «Зеленая лампа».

    В поэзии этих лет продолжают развиваться темы лицейского периода, связанные с прославлением веселья и наслаждения жизнью

    «Торжество Вакха»,

    «Веселый пир» и другие.

    Вместе с тем усиливаются элегические мотивы, носившие предромантический характер и в значительной мере развивавшиеся в его лирике под влиянием творчества Жуковского. В петербургский период лирика Александра Сергеевича особенно характерна свободолюбивыми политическими идеями и настроениями. Первым значительным произведением после выхода из лицея была ода «Вольность». В связи с конституционной речью Александра I в Варшаве в конце 1818 Пушкин пишет знаменитый «Noel» («Сказки»), смеясь над обещаниями царя и либеральными надеждами современников.

    К 1820 относится стихотворение «К Чаадаеву», в котором идея свободы сливается с идеями патриотизма.

    Летом 1819 в селе Михайловском он пишет стихотворение «Деревня» с резкой критикой крепостных нравов. К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина— на Аракчеева, на архимандрита Фотия и других реакционных деятелей Александровского царствования. Именно в эти годы за ним упрочивается слава первого поэта вольности, выразителя передовой молодежи своего времени и вместе с тем выразителя прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных настроений. Александр I, взбешенный деятельностью поэта, его популярностью, намеревается сослать его в Соловки или в Сибирь. Лишь заступничеством Карамзина, Жуковского и А. И. Тургенева удалось заменить Сибирь ссылкой на южную окраину России, куда поэт и отправился в мае 1820.

    Творчество Александра Сергеевича петербургского периода завершается выходом летом 1820 поэмы «Руслан и Людмила», которая создавалась в течение трех лет. Поэма заключала в себе достижения пушкинской поэзии лицейской и петербургской поры — анакреонтические и элегические мотивы, романтические настроения и раздумья по поводу жизни и слабые еще черты русской народности. Поэма «Руслан и Людмила» означала разрушение старой, классицистической поэтики, поэтому выход ее вызвал ожесточенные литературные споры. В творческом развитии поэта «Руслан и Людмила» явилась переходом к романтизму.

    Прибыв к месту ссылки, он заболел и был найден в какой-то лачуге проезжающими Раевскими, вместе с которыми продолжил путешествие на Кавказ и в Крым, оставившее глубокий след в его творчестве. В эту пору он знакомится с поэзией Байрона.

    По дороге в Гурзуф (Крым) он написал элегию «Погасло дневное светило», открывающую романтический период в его поэзии. Возвратившись из путешествия, Пушкин попадает в Кишинев, где встречается с арзамасцем генералом М. Ф. Орловым, знакомится с Охотниковым, членом «Союза благоденствия».

    К концу лета 1821 относятся заметки по русской истории XVIII века, в которых разоблачается реакционно-крепостнический характер политики Екатерины II, всячески прославлявшейся дворянской публицистикой.

    К древнерусским преданиям обращается поэт в «Песне о вещем Олеге» (1822), все глубже проникая в дух русской народности. В начале южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем революционных настроений в среде декабристов, она полна откликов и намеков, связанных с освободительным движением на Западе и политическими событиями начала 20-х гг.

    В 1821 были написаны стихотворения:

    «В. Л. Давыдову»,

    «Кинжал»,

    «Наполеон»,

    поэмы:

    «Гавриилиада»,

    «Кавказский пленник» (1820—21).

    Герой поэмы — «отступник света», «друг природы», убежденный в том, что естественное состояние человека — это его свобода и независимость. «Кавказский пленник» лишен нарочитой экзотичности, элементов таинственности в развитии сюжета. Герой поэмы взят из реальной русской действительности. Сам поэт ценил в ней изображение горских нравов, по существу мало связанное с сюжетом поэмы.

    Сюжет второй романтической поэмы Пушкина — «Братья- разбойники» (1821—22) был прямо связан с действительным происшествием — побегом двух разбойников из кишиневской тюрьмы. Для создания необходимого колорита поэт использует мотивы разбойничьих песен, вводит народно-бытовое просторечие. Поэма осталась незавершенной.

    Поэма «Бахчисарайский фонтан» (1822—23), самое значительное произведение романтического периода, сюжетом которой послужило местное предание о любви крымского хана к пленнице-христианке и о ее драматической гибели. Романтическая драма возникает из столкновения людей, выросших на почве двух различных цивилизаций: христианской — образ Марии (Потоцкой) и восточно-мусульманской, воплощенной в образе крымского деспота хана Гирея. «Бахчисарайский фонтан» поразил читателя своим лиризмом, драматическим сюжетом, роскошью красок, элегическим образом фонтана, поэтическим изображением крымской природы, гармонией и музыкальностью стиха. Успех поэм был огромен.

    По словам Белинского, «эти поэмы читались всею грамотною Россией». Южные поэмы Пушкина А.С. способствовали окончательному разгрому отживающего классицизма. Но, будучи на стороне противников классицизма, поэт многое не одобряет и в творческом опыте современных ему романтиков. В ходе полемики поэт отстаивал «истинный романтизм», который, по его мнению, состоит в следовании «истине жизни».

    Арест В. Ф. Раевского, начавшееся вслед за этим преследование кишиневских «либералистов» сделали пребывание поэта в Кишиневе чрезвычайно тягостным. О возвращении в Петербург нечего было и думать. Удалось добиться согласия Александра I на перевод поэта в Одессу чиновником канцелярии новороссийского генерал-губернатора графа Воронцова.

    В начале июля 1823 он приехал в Одессу. Здесь были написаны три первые главы «Евгения Онегина».

    С начала 1823 года стала спадать волна революционного и национально- освободительного движения в Западной Европе. Александр Сергеевич переживал творческий кризис.

    Его лирика 1823 и 1-й половины 1824 («Свободы сеятель пустынный», «Демон» и другие) полна мотивов разочарования и грусти. Обострились его отношения с Воронцовым, «придворным хамом» и «вандалом», как называл его Александр Сергеевич. Поэт увлекся Е. К. Воронцовой, любовь к которой долго его волновала и нашла свое отражение в лирике («Прощай, письмо любви, прощай», «Талисман» и других). Воронцов, взбешенный пушкинскими эпиграммами, настойчиво требует удаления ненавистного ему поэта. Врагам поэта помог случай. В руки правительства попало перехваченное полицией письмо, в котором поэт отрицал «бессмертие души» и одобрял атеизм как «систему... более всего правдоподобную». Безбожие считалось государственным преступлением. Александр I приказал уволить поэта со службы и отправить в новую ссылку— в усадьбу его отца, село Михайловское Псковской губернии, под надзор полиции и церкви.

    31 июля 1824 Александр Сергеевич выехал из Одессы, а 9 августа был в селе Михайловском. Там проводила лето вся его семья. Вскоре, однако, отец и все родные уехали. Началась уединенная жизнь в изгнании. В Михайловском поэт вел жизнь, заполненную чтением и творчеством. «Соседей около меня мало,— писал он.— Я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко... вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она — единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно...».

    К нему приезжали И. И. Пущин - январь 1825, Дельвиг - весна 1825.

    В Михайловском Пушкин близко столкнулся с жизнью крепостного крестьянства. Он любил беседовать с крепостными, бывал на ярмарках, наблюдал быт народа. В Михайловском развился и окреп зародившийся еще в детстве интерес Александра Сергеевича к народному творчеству. Поэт записывал русские обрядовые и исторические песни, вечерами слушал сказки няни Арины Родионовны, записывал их. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»,— писал он брату. «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка»,— заявлял Пушкин. В пору жизни в Михайловском поэт достигает своей полной зрелости и могучей силы.

    Последним произведением романтического периода была поэма «Цыганы», начатая еще в Одессе в январе 1824 и законченная в Михайловском осенью того же года. «Цыганы» развивают тему «Кавказского пленника». Обе поэмы сближает их главный герой. Изображая характер Алеко, Пушкин защищает свободу личности, но вместе с тем герой «Цыган» подвергается и критическому осмыслению. Александр Сергеевич уже перестает связывать идею свободы с романтическим героем, который оказывается сам внутренне не свободным, отравленным индивидуалистической психологией. В поэме «Цыганы» намечается его переход к реализму. Исторические события конца XVIII — начала XIX в. заставляли мыслящих русских людей все чаще задумываться над общественными противоречиями, свидетелями которых они являлись.

    К наиболее глубоким для того времени выводам из бурных событий своей эпохи поэт пришел в середине 20-х гг. Ему стало ясно, что огромной силой исторического процесса являются народные массы. Что вопрос о серьезных политических изменениях в жизни народов не может решаться без уяснения реальной обстановки этой жизни, ее национально-исторических особенностей и закономерностей. Художественное отражение национального прошлого народа осознается им как важная задача русской литературы. «История народа принадлежит поэту»,— пишет он в феврале 1825 поэту Н. И. Гнедич.

    Зимой 1824—25 идет усиленная работа Пушкина над русской исторической темой. Он изучает «Историю государства Российского» Карамзина, русские летописи, просит брата прислать ему материалы о жизни Пугачева, интересуется личностью другого вождя крестьянских восстаний в России — Степана Разина, о котором в 1826 пишет несколько песен в духе народной поэзии.

    С большим творческим подъемом создается трагедия «Борис Годунов», посвященная историческим событиям конца XVI века. Материалом для трагедии явились «История государства Российского» Карамзина, русские летописи. В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». «Борис Годунов» замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нем картин русской жизни конца XVI— начала XVII в. Александр Сергеевич совершил подлинный переворот в русской драматургии, решительно повернув ее в сторону сближения с действительностью.

    В 1825 в два дня пишет шутливую повесть «Граф Нулин», продолжает работу над романом «Евгений Онегин».

    В Михайловском созрел художественный реализм поэта. Верность действительности, «истина жизни» становятся важнейшим эстетическим критерием поэта. В духе новых принципов реализма и народности развивается в эти годы его лирика. В стихотворении «19 октября» (1825) он в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов.

    В стихотворении «Зимний вечер» возникают картины родной природы, звучат мотивы русской сказки.

    К середине 20-х гг. Александр Сергеевич становится признанным главой русской литературы, ее великой надеждой. «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин»,— пишет ему поэт-декабрист Рылеев. В Михайловском Пушкин преодолевает тягостные настроения, охватившие его в 1823.

    В стихотворении «Андрей Шенье» (1825) поэт выражает твердую веру в будущее и снова оптимистически провозглашает неизбежность торжества свободы.

    В том же 1825 создает «Вакхическую песнь» — торжественный гимн человеческому разуму, преодолевающему «ложную мудрость». В этой песне, в стихах «Если жизнь тебя обманет» и особенно в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» поэт с поразительной поэтической силой выразил многообразие своих переживаний.

    Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено А. П. Керн, которая увлекла воображение поэта. Поэт воспевает в нем могучую силу любви и красоты, преображающую человека.

    14 декабря 1825 в Петербурге произошло восстание декабристов. Александр Сергеевич тяжело пережил трагическую судьбу лучших людей его времени, среди которых были и его друзья. Он думал и о своей судьбе изгнанника. Перемены в своем положении ему пришлось ждать несколько месяцев. Николай I колебался в определении участи ссыльного поэта, решил его проверить. В ночь с 3 на 4 сентября поэт в сопровождении фельдъегеря был отправлен в Москву. Он вез с собою стихотворение «Пророк», исполненное страстного Желания «глаголом жечь сердца людей». Прямо с дороги поэт должен был явиться к царю. Александр Сергеевич держал себя смело, и говорил откровенно. На вопрос Николая I, где бы он был 14 декабря, если бы находился в Петербурге, поэт отвечал: «Был бы в рядах мятежников». Коронованному палачу декабристов пришлось перетерпеть это смелое заявление поэта. Из показаний декабристов Николай I знал об огромном влиянии поэзии Пушкина на развитие свободомыслия в России. Освободив поэта из ссылки, Николай надеялся в дальнейшем привлечь его на свою сторону «милостивым» обращением.

    Москва восторженно встретила поэта. Он встречается в ней с друзьями — Вяземским, Чаадаевым, Баратынским и Веневитиновым, с великим польским поэтом Адамом Мицкевичем. Впоследствии в стихотворном отрывке «Он между нами жил» поэт вспоминал о том, как в беседах с Мицкевичем они мечтали о «временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». Александр Сергеевич остался верен своим ссыльным друзьям-декабристам. Свою неразрывную связь с ними поэт подчеркивает в стихотворении «19 октября 1827», «Арион».

    Александр Сергеевич первый дал высокую историческую оценку делу декабристов.

    В 1827 пишет исторический роман из эпохи Петра — «Арап Петра Великого».

    В 1828 написана поэма «Полтава», в которой героическое дается как реальная история народа, сохранившаяся в его памяти. Образ самого Петра также героичен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам. В грандиозной картине Полтавского боя нет ничего условного, официально-помпезного, риторического. Поэт полон гордого патриотического чувства и восхищения перед славной победой. Изображение огромного исторического события совмещается в «Полтаве» с трагедией личности, с романтической ситуацией драматической любви Марии к Мазепе. В «Полтаве» поэт пытается сочетать жанр старой, героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным темам «Полтавы». Настойчивый интерес к эпохе и личности Петра I был связан не только с надеждами поэта добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема Петра I обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России. Александр Сергеевич считал, что русский народ благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

    На 2-ю половину 20-х гг. приходится расцвет лирической поэзии Александра Сергеевича. Он создает полные глубокой мысли и задушевного чувства произведения:

    «Три ключа»,

    «Воспоминание»,

    «На холмах Грузии»,

    «Я вас любил» и десятки других. Лирика его, как эхо, откликается на все благородное и светлое в человеке и знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощенном в стихах о любви. В них наиболее ярко выражена борьба мотивов грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее неизменно побеждающие светлые начала, в ее будущее. Вскоре раскрылся истинный смысл установленной над ним личной цензуры царя. Поэту не разрешалось не только издание новых его произведений без предварительного царского просмотра, но и чтение их, где бы то ни было. «Борис Годунов» оказался на несколько лет под запретом. За публичное чтение своей трагедии Пушкин получил выговор.

    Летом 1828 над поэтом нависла угроза новой ссылки. Николаю I стала известна безбожная поэма «Гавриилиада». Ему пришлось писать царю объяснительное письмо. Тяжелые чувства и раздумья нередко овладевали поэтом, отражаясь в его творчестве («Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный»). «Снова тучи надо мною собралися в тишине»,— пишет он в 1828. Но тут же, как бы ободряя себя, поэт призывает «непреклонность и терпенье гордой юности» своей.

    В декабре 1828 Александр Сергеевич приехал в Москву. Здесь он первый раз встречается на балу с Н. Н. Гончаровой, считавшейся первой красавицей Москвы. Красота ее поразила поэта. Он стал посещать семью Гончаровых, а в апреле 1829 сделал предложение. Не получив сначала определенного ответа на свое сватовство, поэт уезжает на Кавказ, где встречается с братом и некоторыми ссыльными декабристами, участвует в действиях русской армии. Плодом его поездки явились его очерки «Путешествие в Арзрум». Кавказские впечатления отразились также в стихотворениях:

    «Кавказ»,

    «Обвал»,

    «На холмах Грузии».

    С начала 1830 под редакцией А. Дельвига в Петербурге стала выходить «Литературная газета». Александр Сергеевич принимает в ней деятельное участие, пишет ряд критических статей и заметок, проникнутых стремлением поэта объединить вокруг газеты передовые силы русской литературы, сблизить литературу с действительностью. Он всячески поощрял новые таланты (Кольцов, Гоголь).

    В стихотворении «Поэт», «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв к поэту идти «дорогою свободной» вовсе не означал, что Пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». Высокой целью своей поэзии он считал служение России, защиту передовых идей своего времени.

    Осень 1830 Александр Сергеевич провел в селе Болдине Нижегородской губернии в связи с устройством своих материальных дел. Могучий творческий подъем ознаменовал его пребывание в Болдине.

    Болдинской осенью был закончен роман «Евгений Онегин», который писался им восемь лет. «Евгений Онегин» — самое задушевное произведение поэта, в нем нашли свое воплощение заветные думы и чувства поэта, его размышления над современной ему жизнью, его взгляды, его нравственный идеал. «Евгений Онегин» — это «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная действительность. Александр Сергеевич обращает русскую литературу к важным вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, в нем освещаются общественные и культурные течения и веяния 1-й половины 20-х гг. XIX века. Судьба няни Татьяны характеризует крестьянский семейный быт. Облик усадебной деревенской жизни дополняется реалистическими картинами русской природы всех времен года. На этом широком фоне воссоздана в «Евгении Онегине» драматическая судьба лучших людей пушкинского времени — передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа — Евгении Онегине и Ленском. И Онегин, и Ленский, люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением их времени. Рассказывая в десятой зашифрованной главе романа о политических событиях 1812—20 и движении декабристов, поэт дает тем самым обширную историческую раму для содержания «Евгения Онегина». Образ Татьяны — воплощение народной стихии Татьяна — девушка из дворянской среды. Но, «русская душою», она отличалась своим характером, нравственным обликом, интересами от обычных девушек дворянской провинции, вроде ее сестры Ольги. Духовное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть «постылой жизни мишуру», сохранить свой высокий нравственный облик. Живым страдающим душам романа противостоят в нем мертвые души — петушковы, буяновы и другие, облик которых впоследствии с такой рельефностью и с «горьким смехом» запечатлел Гоголь. Впервые гоголевские типы встречаются среди гостей на именинах Татьяны. А в петербургских гостиных проходят мертвые души высшего света, о которых будет писать Лермонтов в своих произведениях, «облитых горечью и злостью».

    Роман Пушкина, правдиво показывая действительность, учил презирать дворянско-крепостническое общество, ненавидеть пустую эгоистическую жизнь, возвеличивал все прекрасное, подлинно человеческое, провозглашал необходимость связи русской культуры с жизнью народа. Вот почему «Евгений Онегин» явился в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него»,— писал Белинский. Сам поэт противопоставлял свой роман как классицистической, так и романтической литературной традиции. В «Евгении Онегине» он создает форму реалистического романа, в «котором отразился век и современный человек изображен довольно верно...». Александр Сергеевич стремится к объективности изображения жизни. Жизнь персонажей романа течет в соответствии с их характерами, средой, типическими обстоятельствами.

    Художественная манера поэта в «Евгении Онегине» — точность в описании, гармоничность частей, ясность мотивировок. Личность самого Пушкина особенно ярко выявляется в знаменитых лирических отступлениях романа, посвященных раздумьям поэта о жизни, воспоминаниям, литературным спорам, наконец, оценкам того, что он изображает в романе. Все предшествующие достижения пушкинского стиха синтезированы в необыкновенно богатой строфике, ритмике и мелодике стихотворного романа.

    Реалистический роман, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века «Онегин» — в высшей степени оригинальное и национальное произведение. …Стихотворный роман положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе...», — писал Белинский.

    В Болдине поэт создает шедевры своей драматургии — маленькие трагедии:

    «Скупой рыцарь»,

    «Моцарт и Сальери»,

    «Каменный гость»,

    «Пир во время чумы».

    Александр Сергеевич выступил в них знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров, художником острых драматических конфликтов. С огромной силой проявилась в маленьких трагедиях гениальная способность поэта проникать в жизнь других народов, воссоздавать психологию людей любой исторической эпохи.

    К незавершенным драматическим произведениям Пушкина относится его сказочная драма «Русалка», поэтически рисующая русскую старину. Глубоко народным поэтом Пушкин выступает и в своих сказках:

    «Сказку о попе и о работнике его Балде» (1830),

    «О царе Салтане» (1831),

    «О рыбаке и рыбке» (1833),

    «О мертвой царевне и семи богатырях» (1833),

    «О Золотом петушке» (1834).

    В них отражены мудрость народа, его представления о добре и зле, его поэтическая фантазия. Источник сказок — народное творчество.

    К 30-м гг. относится расцвет его прозы.

    «Повести Белкина»,

    «Барышня-крестьянка»,

    «Станционном смотрителе»

    В «Повестях Белкина» поэт выступает против романтического шаблона в повествовательной прозе конца 20-х гг.

    Из прозы вытекают в дальнейшем очень многие явления русской литературы — и «натуральная школа», и тема «маленького человека», и сатирическая проза.

    В 1831 пишет роман «Рославлев» о событиях 1812.

    В повести «Пиковая дама» — звучит тема большого города с его социальными противоречиями.

    Во время поездки в Болдино Александр Сергеевич был свидетелем крестьянских волнений. Он живо чувствовал антикрепостнические настроения народа. «Народ подавлен и раздражен», — писал поэт дочери фельдмаршала Кутузова Е. М. Хитрово. Крестьянская тема становится центральной и в художественном творчестве Пушкина, в его прозе 30-х гг.

    В Болдино написана «История села Горюхина» — обширное сатирическое повествование, в котором намеревается показать постепенный упадок крепостной деревни, обнищание крестьянства, произвол помещиков и их управителей, крестьянский бунт.

    В стихотворении «Румяный критик мой» показана безотрадная картина деревенского быта.

    В 1832 начинает писать роман «Дубровский», в котором среди других проблем ставится вопрос о взаимоотношениях крестьянства и дворянства. «Дубровский» замечателен широкой картиной помещичьего провинциального быта и нравов. Особенной остроты роман достигает в изображении настроений крепостных крестьян, которые враждебно настроены против помещиков. Тема крестьянских восстаний, затронутая в «Дубровском», естественно, обращала мысль поэта к восстанию Пугачева. Он задумывает писать «Историю Пугачева». В конце лета едет в места, которые были захвачены Пугачевским восстанием, посещает Казань, Оренбург, знаменитую Бердскую слободу, беседует со стариками, помнящими Пугачева, собирает о нем народные песни, роется в местных архивах.

    В 1834 его труд о Пугачеве был опубликован с искаженным Николаем I названием: «История Пугачевского бунта». Еще в процессе работы над «Дубровским» у поэта возник замысел художественного произведения о Пугачевском восстании.

    Осенью 1836 создан исторический роман «Капитанская дочка». В нём поэт нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстания. В повести раскрыт широкий размах движения, его народный и массовый характер. Дворянские публицисты XVIII—XIX вв. стремились всячески очернить Пугачева, представляли его злодеем, занятым грабежами и разбоем и будто бы не имеющим никакой политической программы. Пугачев изображён талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркнут его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Пушкинский исторический роман характеризуется органическим слиянием вымысла с историческими событиями, изображенными в романе. «Историей села Горюхина», «Дубровским», «Капитанской дочкой» Александр Сергеевич вслед за А. Н. Радищевым положил начало тому вниманию к крестьянскому вопросу, которое с 40-х гг. прошлого века становится основным и ведущим в русской общественной мысли, в передовой русской литературе. Эти его произведения проникнуты сочувствием поэта к страданиям закрепощенного народа, пониманием им того, что причинами крестьянского недовольства являлись жестокость помещиков, притеснения крестьян, крепостнический гнет. Однако поэт не признал крестьянское стихийное восстание средством разрешения общественных противоречий русской жизни, назвав его «бессмысленным и беспощадным бунтом», усматривая в нем лишь разрушительную силу, лишенную творческого начала. Его пугали «насильственные потрясения политические, страшные для человечества». Ему казалось, что, противоречия между помещиками и крепостным крестьянством в России можно преодолеть мирным путем. Все это было проявлением слабых сторон мировоззрения великого поэта, его дворянских предрассудков. В своем решении вопросов русской жизни той поры Пушкин смог пойти дальше идей передового просвещенного дворянства. Однако поэт мечтал о таком историческом будущем России, в котором социальный прогресс соединялся бы с развитием просвещения народа, гуманных нравов, подлинной свободы и человечности.

    В 1833 пишет поэму «Медный всадник». Это поэма философская, социальная и историческая. Во введении к поэме возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего великое национальное дело. Пушкин сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способных осуществить такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России. Но это и город социальных контрастов и противоречий, отразившихся в злосчастной судьбе Евгения и его любимой Параши, ничем не защищенных от превратностей жизни и становящихся жертвами созданного, казалось бы, для счастья людей изумительного города. Поэт задумывался над философской проблемой столкновения интересов личности и неумелого хода истории. Образ Петра волнует не только поэтическое воображение Пушкина: он обращается к нему и как историк.

    В марте 1832 Александр Сергеевич приступил к работе над задуманной им «Историей Петра Великого». Громадный интерес для него имело «Слово о полку Игореве» как исторический и поэтический памятник древней Руси.

    К исторической теме поэт обращается в стихотворениях:

    «К вельможе» (1830),

    «Полководец» (1835),

    «Пир Петра Великого» (1835), размышляя о превратностях истории, о смене эпох, событий, образа жизни и понятий.

    В 30-е гг. Александр Сергеевич выступает и как публицист («Путешествие из Москвы в Петербург», статья о Радищеве, «Джон Теннер» и других).

    В конце 1835 получил разрешение на издание задуманного журнала «Современник», первая книга которого вышла в апреле 1836. К работе в «Современнике» он привлек Гоголя, Вяземского, В. Ф. Одоевского хотел привлечь Белинского, в котором он увидел «критика весьма замечательного», «талант, подающий большую надежду». Мысли поэта обращались к грядущей, демократической России.

    В 1831 состоялась его свадьба с Н. Н.Гончаровой. Вскоре семья поселились в Петербурге. Личная, семейная жизнь поэта, однако, складывалась неудачно. Он страстно любил жену, но направление ее интересов было иным, и она не могла быть духовно близкой подругой и помощницей поэта. Все более ухудшалось и их материальное положение. Светский образ жизни требовал больших расходов. Увеличилась семья.

    В мае 1832 у Александра Сергеевича родилась дочь Мария, а в последующие годы родились два сына — Александр и Григорий, дочь Наталья. Вместе с ними стали жить и две сестры Натальи Николаевны. Постепенно поэт вошел в большие долги частным лицам и особенно правительству. Разрешая выдачу денег Пушкину взаймы, Николай I рассчитывал закабалить поэта, сделать его полностью зависимым от себя. Последние годы жизни поэта прошли в тяжелых условиях, в обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновной петербургской аристократии.

    Накануне нового, 1834 Николай назначил Александра Сергеевича камер-юнкером своего двора, «пожаловав» поэту низшее придворное звание, дававшееся обычно молодым людям. Назначение свое Александр Сергеевич справедливо воспринял как оскорбление.

    Осенью 1835 поэт посетил Михайловское, где провел «изгнанником два года незаметных» («Вновь я посетил...»). Побывал в Тригорском. Но эта осень не принесла ему творческого подъема.

    Зависимость от царя, от шефа жандармов Бенкендорфа, цензурные притеснения «Современника», тяжелые материальные заботы и семейные неурядицы — все давило на поэта, делало его жизнь невыносимой.

    Зимой 1836 его враги из высшей петербургской аристократии организовали заговор против поэта, пустив в ход клевету, которая затрагивала честь его жены. Александр Сергеевич получил гнусный и оскорбительный анонимный пасквиль, написанный в ненавидевшем поэта кружке аристократов. О травле Пушкина знал Николай I. В ней принял деятельное участие голландский посланник в России барон Геккерн, приемный сын которого Дантес, французский эмигрант, бежавший в Россию от революции, нагло ухаживал за женой поэта. Решив разделаться со своими врагами одним ударом, Пушкин послал Геккерну уничтожающее письмо, после которого дуэль стала неизбежной.

    Она состоялась 27 января 1837. Александр Сергеевич был смертельно ранен. Ночь и следующий день прошли в страшных мучениях. У постели умирающего поэта находились ближайшие друзья: Жуковский, Вяземский, Данзас, А. И. Тургенев. Около - дома, где жил поэт - собралась громадная толпа народа.

    29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 в 2 ч. 45 мин. дня поэта не стало.

    Трагическая смерть поэта потрясла всю Россию. Со дня восстания декабристов на улицах Петербурга не было столько народа. Царь опасался демонстраций.

    Ночью 3 февраля гроб с прахом поэта тайно - отвезли в Михайловское в сопровождении жандарма. Он был похоронен на кладбище Святогорского монастыря.

    Пушкин Александр Сергеевич — один из величайших в мировой литературе художников слова, основоположник реализма в русской литературе, ее великий реформатор, завершитель процесса формирования национального литературного языка. Его Поэзия явилась для всей последующей русской литературы источником ее могучих и полноводных течений. Большинство русских писателей XIX в. испытали его плодотворное влияние. Огромным было его влияние на творческую жизнь и других народов нашей страны. Переводить Пушкина на иностранные языки начали еще при жизни поэта, а в течение XIX в. его творения стали известны всему миру. Его произведения ценили Маркс и Энгельс. В советскую эпоху глубоко раскрылось национальное и всемирное его значение как величайшего поэта народа, ставшего ныне во главе всего прогрессивного человечества.

    Умер Александр Сергеевич Пушкин, как и подобает настоящему христианину: исповедавшись, причастившись и простив всех своих обидчиков.

    В Москве памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину работы Александра Михайловича Опекушина установлен на Пушкинской площади.

    Памятник А.С. Пушкину в Москве.
    Памятник А.С. Пушкину в Москве.
    Памятник поэту А.С. Пушкину в Москве.
    Памятник А.С. Пушкину был установлен июня 1880 г.
    Памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину в Москве.
    Памятник А.С. Пушкину в Москве.
    Памятник А.С. Пушкину в Москве.
    Памятник А.С. Пушкину в Москве.
    Памятник А.С. Пушкину в Москве.
    Памятник А.С. Пушкину в Москве.
    Памятник А.С. Пушкину в Москве.
    Памятник А.С. Пушкину в Москве.
    П
    Павликианcтво Палестина Палех Палица Паломничество Памятозлобие Память Божия Панагия Паникадило или паникандило Панихида Пантократор Паперть или внешний притвор Параман Парастас Параэклизиарх Паремия Партесное пение Парус Паства Пасха Пасха (стопочка творога) Пасхалия Пасхальное приветствие Патерик Патриарх Патриархат Патристика, патрология Патрология Пелагианство Пентархия Первый час Перебор Перикопы Петров пост Петровское барокко Печь-голландка Пилон Плат Плащаница Победоносцев Константин Петрович Повечерие Погребение Подвижники благочестия Подвижничество Подворье Подклет Подризник Подрясник Подсвечник Покаяния таинство или исповедь Поклон Покров Божией Матери Покровение головы Покровцы Поленов Василий Дмитриевич Полиелей Поликандило Полунощница Польская Православная Церковь Помазанник Поминовение о здравии Поминовение усопшего Помысел Пономарь Попечительство Приходское Попразднство Портал Поручи Посад Посвящение или хиротесия Последование Послушание Послушник Посох Пост Постриг Пострижение Потир Почётные блюстители училищ Почётные Граждане Пояс Праведный Правила благочестия Правило ко Святому Причащению Православие Православная Церковь Православная Церковь Чешских земель и Словакии Праздники Празднословие Праотцы Предначинательный псалом Предпразднство Предста Царица Предстоятель Преждеосвященные Дары Преисподняя Прелесть духовная Прелюбодеяние Преображение Господне Преподобномученик Преподобный Пресвитер Пресвитерианство Престол Престольный праздник Пресуществление Придел Приказ общественного призрения Притвор Приход Причастен Причащение Причетник Причт Прозелит Прозелитизм Прозорливость Прокимен Промысл Божий Проповедь Прорись Пророки Пророчество Проскомидия Прославление в лике святых Просфора Протестантизм Протодиакон Протоиерей Прохор с Городца Прощеное воскресенье Псалмы Псалтирь Псалтирь следованная Пустынь Пушкин Александр Сергеевич Пьянство Пятидесятница или День Святой Троицы Пятикнижие Моисея

    Православный словарь
    А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100