Чаадаев Пётр Яковлевич

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Чаадаев Пётр Яковлевич родился 27.V(7.VI).1794 г. в Москве в семье служилого дворянина — философ и публицист.

    Его отец был женат на дочери известного историка князя М. М. Щербатова. Получил превосходное образование; в 1808—12 учился в Московском университете.

    В 1812 г. участвовал в войне.

    В 1818—20-х гг. идейно близок к Союзу благоденствия.

    В 1821 принят И. Д. Якушкиным в тайное общество. Результатом оппозиционных настроений Чаадаева был его добровольный отказ от блестящей военной карьеры и выход в отставку в 1821.

    С 1823—26 Петр Яковлевич проводит в заграничном путешествии по Англии, Франции, Италии, Швейцарии и Германии, где сближается с Ф. Шеллингом, оказавшем значительное влияние на его мировоззрение. Его связи с декабристами, в том числе с политической эмиграцией, повлекли за собой арест Чаадаева и установление за ним тайного полицейского надзора, однако по делу декабристов он привлечен не был.

    В 1829—31 создает свое основное произведение — 8 «Философических писем».

    В 1836 «Телескопе» было опубликовано 1-е «Философическое письмо», в русском переводе, имело следствием закрытие журнала, ссылку редактора Надеждина и официальное объявление Чаадаева сумасшедшим.

    По своим воззрениям Петр Яковлевич — объективный идеалист, трансформировавший в своем учении философскую систему Шеллинга и в ряде моментов соприкасавшийся также с идеями религиозных социологов Запада (Ж. де Местр, Бональд, Балланш и др.) и с французской романтической историографией (Гизо).

    Философия Петра Яковлевича Чаадаева вобрала в себя многое из учения Платона, Спинозы, Канта и других. Согласно Чаадаеву, первопричина сущего — бог, «идея», «мировой разум». Признавая роль чувственного и рационального познания, он в то же время считает высшей формой познания интуицию и откровение, а в истории человечества особую роль отводит религии. Центральная часть учения его — философия истории, изложенная им наиболее полно в 1-м «Философическом письме». По Чаадаеву, движущей силой истории человечества, которое он рассматривает как единое целое, является божественный разум, направляющий исторический процесс к конечной цели — осуществлению «царства божия», то есть утопического идеального общества. В наибольшей степени божественному закону соответствует католицизм который явился для народов Европы объединяющей силой, и определил единый духовный облик европейского общества. Непосредственным результатом католицизма, по Чаадаеву, было поступательное и органическое развитие общеевропейской цивилизации с передаваемыми по традиции нравственными ценностями. Противопоставляя Россию Европе, он создает пессимистическую концепцию русской истории, якобы лишенной органического развития и традиций и приведшей страну к интеллектуальному и нравственному тупику. Резкая критика Петра Яковлевича православия и этического уклада современного ему русского общества и его крепостнической экономической основы (смотрите 2-е «Философическое письмо» и статью «Вселенная» — «L'Univers», 1854, и др.) показывает, что философский мистицизм Чаадаева имел ярко выраженную социологическую и политическую окраску и являлся в условиях последекабрьской России формой политической оппозиции. Это обстоятельство обеспечило «Философическому письму» широкую популярность в оппозиционных кругах дворянской интеллигенции и обусловило остроту возникших вокруг него споров. С Чаадаевым полемизировали М. Ф. Орлов, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев и другие.

    Подробный разбор 1-го «Философического письма» был сделан Пушкиным в неотправленном письме Чаадаеву от 19 октября 1836. Не соглашаясь с чаадаевской оценкой русской истории, Пушкин присоединился к его критике современной общественной жизни. В реакционных кругах письмо Петра Яковлевича было воспринято как клевета на Россию, граничащая с политическим преступлением.

    В 1830 — 40-е гг. Чаадаев— постоянный участник устных дискуссий в московских кружках по вопросам философии, религии и социологии и резкий антагонист складывающегося славянофильства.

    В 1837 он пишет «Исповедь сумасшедшего» и ряд других произведений, где развивает и уточняет мысли «Философических писем». Его интерес к современным общественным движениям нашел своеобразное выражение в «Прокламации» (1848), содержащей прямые революционные призывы к крестьянам. Из основных философских произведений Чаадаева П.Я. при жизни автора было опубликовано только 1-е «Философическое письмо»; другие были известны в списках и в устном изложении Чаадаева, самая личность которого оказала сильное влияние на русское общество.

    Петр Яковлевич был в тесной связи с крупнейшими общественными и литературными деятелями своего времени: Грибоедовым, Вяземским, Н. И. Тургеневым, А. И. Тургеневым, Герценом и другими.

    Известна его многолетняя дружба с Пушкиным, который внимательно прислушивался к литературным и общественно-политическим мнениям Чаадаева. Период их наибольшей близости — 1817—20; в дальнейшем они поддерживают переписку. Пушкин посвятил Чаадаеву три послания и многократно упоминает его имя в стихах и письмах. В стихотворении «Чаадаеву» («В стране, где я забыл тревоги прежних лет», 1821) Пушкин писал о глубоком нравственном и интеллектуальном воздействии на него Чаадаева.

    Несомненно также влияние Петра Яковлевича на Герцена, давшего блестящий социально-психологический портрет его в «Былом и думах».

    Как литератор Чаадаев Петр Яковлевич принадлежал к лучшим стилистам своего времени. Его письма и рассуждения, написанные в большинстве случаев по-французски, сочетают эмоциональную образность и ритмико-синтаксические конструкции ораторской прозы с лаконизмом выражения и непринужденностью разговорной речи, выработанными традицией эпистолярного жанра.

    Умер 14(26).IV.1856 г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос