Радищев Александр Николаевич

Дата публикации или обновления 11.03.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Радищев Александр Николаевич, русский революционер, писатель, философ-материалист, родился 20(31). VIII.1749 г. в Москве в богатой дворянской семье; умер 12(24).IX.1802 г. в Петербурге.

    Радищев Александр Николаевич

    Детские годы Радищев Александр Николаевич провел в подмосковном имении отца селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове (Пензенской губернии).

    Начальное образование Александр Николаевич Радищев получил дома, под руководством отца. Грамоте научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. Запомнилась на всю жизнь нянюшка Прасковья Клементьевна.

    С 1756 он живет в Москве, в семье родственника М. Ф. Аргамакова, с детьми которого занимается на дому с преподавателями и профессорами недавно открытого первого русского университета (1755).

    В 1762, после переворота, на престол вступила Екатерина II. Во время коронационных празднеств в Москве в том же году Александр Николаевич вместе с другими дворянскими юношами был определен в Пажеский корпус. До 1766 он прожил в столице, учась в корпусе и выполняя обязанности пажа при Екатерине, дежуря в царском дворце.

    Желая заполнить судебные учреждения образованными юристами, Екатерина решила отправить в Лейпцигский университет наиболее отличившихся пажей. Радищев вместе со своим товарищем Алексеем Кутузовым оказался в их числе.

    С 1766-71 учеба в Лейпцигском университете. Там, Радищев занимался не только на юридическом факультете, но изучал литературу, естественные науки, медицину. Университет дал ему отличные знания, помог овладеть в совершенстве несколькими иностранными языками.

    Но жили русские студенты в чудовищных условиях, под надзором начальника русской колонии невежественного, жадного и деспотического майора Бокума.

    Студенты, «доведенные до крайности», подняли бунт, во главе которого стал старший по возрасту студент Федор Ушаков. Ненавистник рабства, свободолюбец, Ушаков делал блестящую карьеру в Петербурге. Но, увлеченный философией, он бросил службу и вместе с молодыми людьми уехал в Лейпциг. Человек большого самобытного ума и таланта, твердой воли и непреклонного чувства, он завоевал уважение и любовь своих товарищей, заняв место идейного вождя в русской колонии. Бунт против Бокума дал свои результаты: улучшились условия жизни, студенты стали чувствовать себя свободнее и «с того времени жили... почти как ему (Бокуму) неподвластные». Радищев же сделал важный вывод для себя: насилию, неправде, самодержавному гнету надо противиться. Только сопротивляясь, только бесстрашно борясь против деспотической власти, человек может добиться победы и сохранить себя как личность, отстоять свою свободу и достоинство.

    Живя в Лейпциге, русские студенты не теряли связей с родиной. Они внимательно следили за работой Комиссии по составлению «Нового уложения» (законов), которая заседала с 1767. Демократические депутаты, споря с дворянскими идеологами, ставили вопрос об ограничении прав помещиков, о смягчении рабства. Они читали сочинения первых русских просветителей — Я.Козельского («Философические предложения»), сатирический журнал Н. Новикова «Трутень», в котором обличались помещики-крепостники, защищались крепостные крестьяне, развертывалась смелая полемика Н. Новикова с самой Екатериной — автором статей в журналов «Всякая всячина».

    Помимо посещения лекций в университете, русские студенты приобретали широкие знания в домашних занятиях, которые проходили под руководством Ушакова. Он считал, что нельзя ограничиваться науками, преподававшимися в университете. Изучая философию, он стремился «иметь понятие и о других частях учености». Так началось знакомство с философией и литературой французского Просвещения, с сочинениями Руссо и Гельвеция, Мабли и Дидро. На этих занятиях, по словам Радищева, он начинал «учиться мыслить». Жизнь его в Лейпциге проходила в напряженном идейном развитии, в активной подготовке к исполнению своего долга по возвращении на родину. Накануне окончания срока обучения ему суждено было пережить большое горе: умер его друг и «учитель, по крайней мере в твердости» — Ф. Ушаков.

    В конце ноября 1771 Радищев со своими друзьями — Кутузовым и Рубановским — вернулся в Россию. В декабре они уже были назначены протоколистами в сенат. В обязанности протоколиста входило составление экстрактов (краткого извлечения) всех разбиравшихся там дел по челобитным (жалобам) и подготовка проектов решений.

    Работа эта требовала знания юриспруденции и русского законодательства. В свое время он, по обязанности пажа бывая во дворце, видел екатерининское правление с его парадной стороны. Теперь сенат открыл ему крепостную Россию с черного хода — без прикрас, какой она была в действительности: с деспотизмом помещиков, бесправием крестьян, с безнаказанными действиями крупных чиновников государства, бравших взятки, обворовывавших казну, торговавших интересами отечества. Служба в сенате — учреждении, призванном следить за исполнением законов,— убеждала его, что искать правду в самодержавном государстве — дело безнадежное.

    Первым общественным выступлением Радищева Александра Николаевича был перевод книги Мабли «Размышление о греческой истории», в которой французский просветитель, прославляя гражданские добродетели и демократический характер государственных учреждений древней Греции, нападал на тиранов. Материалы истории перекликались с современностью, позволяли под покровом истории осуждать монархическую власть. Этим и воспользовался Радищев. Его намерение с особой силой и откровенностью проявилось в примечаниях, которыми он снабдил переводимую книгу. Так в число русских просветителей вошел новый деятель.

    С мая 1773-75 он работал в штабе финляндской дивизии. Служба в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора), знакомство с делами беглых рекрутов раскрыли Радищеву жизнь крепостного крестьянства, злоупотребления помещиков при продаже рекрутов, преступные действия правительства. Военная служба помогла ему следить за ходом крестьянского восстания, читать приказы военной коллегии, знакомиться с манифестами Пугачева, в которых были высказаны надежды и требования народа. Восстание Пугачева явилось определяющей вехой в идейном развитии Радищева Александра Николаевича. Русская действительность, социальные противоречия эпохи, вылившиеся в могучую крестьянскую войну против своих угнетателей, довершили его воспитание.

    Впервые с такой потрясающей очевидностью раскрылась для него ненависть крестьян к своим поработителям.

    Впервые он увидел великую энергию народа в общественном движении, его умение создавать свою армию, узнал о выдвинувшихся «из среды народный» замечательных руководителях восстания, военачальниках, во главе с Пугачевым одержавших победы над прославленными генералами. Все это послужило мощным толчком для теоретической работы Радищева, определило демократизм его убеждений.

    Именно после крестьянского восстания 1773 — 75 коренные вопросы социального и политического развития отечества стали в центре внимания Радищева А.Н.. Он настойчиво стал изучать жизнь народа, его художественное творчество, проявляя особый интерес к многочисленным и постоянным в крепостническом государстве «бунтам, к расправам крестьян со своими помещиками-мучителями.

    В 1775 уйдя в отставку, Радищев Александр Николаевич женился на племяннице своего университетского товарища — Анне Васильевне Рубановской.

    В 1777 он вернулся на службу, поступив в Коммерц-коллегию, руководителем которой был гр. А. Р. Воронцов, либеральный вельможа, настроенный оппозиционно к Екатерине II. Огромные знания Радищева, его честность и принципиальность в исполнении своего служебного долга были замечены и высоко оценены Воронцовым. Он приблизил к себе Радищева, между ними возникли дружеские отношения.

    В 1780 он рекомендовал Радищева для работы в столичной таможне, управляющий которой престарелый Даль уже не мог исполнять своих обязанностей.

    Десять лет служил Радищев в таможне в должности помощника Даля.

    С 1780-х гг. начинается новый этап развития Радищева — его произведения проникаются революционной мыслью. В своих сочинениях он будет выступать как революционер. Годы, проведённые в Петербурге, были годами напряженной работы — служебной и литературной. Много времени отнимала семья.

    В 1780 Радищев написал «Слово о Ломоносове» (опубл. в 1790), в котором дал высокую оценку замечательному русскому деятелю — ученому и поэту, «исторгнутому из среды народныя».

    В 1782 — «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего», посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I работы Фальконе (знаменитый Медный всадник). В облике Петра Радищев увидел могучую личность великого преобразователя, русского «плотника», «обновившего Россию». В то же время он подчеркнул и второй лик Петра — «властного самодержца», который, укрепляя русское помещичье государство, «истребил последние признаки дикой вольности своего отечества».

    В 1783 после непродолжительной болезни умерла жена Радищева, оставив ему четверых маленьких детей — трех сыновей и дочь. Приходилось заниматься воспитанием детей и всеми домашними делами. К счастью, в лице сестры жены, Елизаветы Васильевны Рубановской, самоотверженной девушки, он нашел верного и доброго помощника.

    В то же десятилетие внимание всего мира привлекли события за океаном — там тринадцать английских колоний подняли восстание против колониального владычества королевской Англии и образовали новую республику — Соединенные Штаты Америки: Радищев А.Н. с огромным интересом следил за вооруженной борьбой народа за свою свободу.

    В 1783 американская революция победила. Ее опыт подтверждал правильность складывавшейся у Радищева теории, что уничтожить рабство, угнетение может только сам народ, которому свойственно и высшее творчество — революция.

    Служба в Коммерц-коллегии, а потом в таможне не могли его удовлетворить. Он стремился к деятельности на благо страждущего в оковах народа. Какой же могла быть эта деятельность? Работа французских и русских просветителей помогала Радищеву определить свой путь.

    Он принимает решение выступить единым фронтом с просветителями и передовыми писателями, избрав для этого писательскую деятельность, рассматривая свободное слово как сильное оружие в борьбе. Предстояло написать правду о политическом строе России, о положении народа, о деспотизме екатерининского правления, о революции, которая одна только может преобразовать отечество на началах вольности. Радищев А.Н. определил свое понимание роли писателя: он не только патриот (какими были Ломоносов и Державин), но и революционер, «прорицатель вольности» и потому активный политический деятель, вождь освободительного движения.

    В 1783 Радищев закончил оду «Вольность» — первое революционное стихотворение в России. В ней Радищев приветствовал победивший американский народ, славил его революцию. Ода — произведение огромного философского и политического содержания, в ней была изложена теория народной революции. Создавая оду, пробуя свои силы в поэзии, писатель должен был «вдаваться в области неизведанные», прокладывать пути русскому революционному стихотворству. Он избрал жанр оды, который получил широкое распространение в европейском и русском классицизме. В одах раскрывалась высокая, торжественная тема, причем, как правило, высокое определялось тем, что было посвящено богу и царю. Радищев же написал революционную оду, в которой, воспевая свободу, отстаивал право народа судить и казнить царя-злодея. Александр Николаевич создает новое представление о высоком — это стремление человека к свободе, ко всему прекрасному. Ода начинается гимном вольности.

    Она «бесценный дар» человека, «источник всех великих дел». Что же является «препоной свободе»? Законы, создаваемые самодержавием и освящаемые церковью, согласно которым у народа отняли вольность и утвердили рабство. Значит, народ имеет право вернуть отнятую у него свободу, выступить против монарха.

    Далее описывается восстание народа и суд над монархом-«злодеем». Показав свержение самодержавия и суд над царем, вторую половину оды он посвящает рассказу о созидательной деятельности победившего народа.

    Ода завершается вдохновенным пророчеством о будущей победе русской революции.

    Историзм помог ему понять, что в современных ему условиях победа еще невозможна.

    Ода Радищева «Вольность» глубоко лирична, она воссоздает духовный облик автора — первого русского революционера. Небывалым предстал нравственный мир личности, избравшей для себя жребий «прорицателя вольности». Ненавистник рабства, он мечтал — и это была мечта о революции в России, о «дне, избраннейшем всех дней».

    В 1784 из бывших воспитанников Московского университета, определившихся после окончания обучения на службу в столицу, в Петербурге было создано «Общество друзей словесных наук». Кроме бывших студентов, в него входили молодые чиновники, а позже — молодые офицеры. В это общество вступил Радищев А.Н., желая установить тесные связи с передовой молодежью и мечтая подчинить целям революционной пропаганды журнал общества — «Беседующий гражданин». В журнале печатались статьи, получившие общее одобрение всех его членов. На одном из собраний он прочитал статью «Беседа о том, что есть сын отечества», проникнутую «вольностью духа» (опубл. в 1789). Писатель доказывал, что свободного по рождению человека преступно превращать в «тяглый скот». Истинным сыном отечества, патриотом может быть только свободный человек.

    Потому им не может быть крепостной крестьянин, превращенный в раба.

    В 1787 Радищев закончил автобиографическую повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (опубл. в 1789), посвященную воспоминаниям о годах, проведенных в Лейпцигском университете. Повесть рисовала образ положительного героя — человека и гражданина, готового к борьбе за свободу своего народа.

    С середины 80-х гг. Радищев А.Н. приступил к работе над главным своим сочинением — «Путешествием из Петербурга в Москву», в котором мужественный писатель ставил коренные проблемы русской революции. Книга отличалась необыкновенной широтой охвата явлений русской действительности XVIII в. и глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи. Жанр путешествия, при котором возможно описание самых различных сторон жизни, Александр Николаевич использовал для освещения вопросов экономики и права, политики и религии, войны и мира, морали, семейных отношений, положения женщины, воспитания детей, вопросов культуры (школа, цензура, печать) и другого.

    Вся книга пронизана, с одной стороны, страстной любовью автора к русскому закрепощенному крестьянину и, с другой — ненавистью революционера к помещикам- крепостникам, «алчным зверям и пиявицам ненасытным», ко всему самодержавно- крепостническому строю. Главными героями книги стали народ, движущая сила будущей революции, и передовой дворянин, от имени которого ведется рассказ, порывающий со своим классом и становящийся в ряды «прорицательной вольности», деятелей революции. Книга должна была «отнять завесу с очей» тех, кто «взирал непрямо на окружающие его предметы», должна была открыть истину, раскрыть заблуждения, научить понимать «истинное блаженство».

    Весной 1789 «Путешествие» было отдано в цензуру. Цензор по небрежности дал разрешение печатать книгу, не прочитав ее. Для того чтобы издать революционное сочинение, Радищеву пришлось завести у себя в доме маленькую типографию, где с помощью своих друзей он и напечатал ее в количестве 650 экз.

    В апреле 1790 он официально был назначен директором столичной таможни.

    А в мае 1790 уже продавалось в книжной лавке Зотова в Гостином дворе «Путешествие». Слух о выходе революционного сочинения быстро распространился по столице. Дошел он и до Екатерины II. Секретарь императрицы Храповицкий записал в дневнике: «Говорено о книге «Путешествие от Петербурга до Москвы»...

    Открывается подозрение на Радищева ...Сказывать изволили, что он бунтовщик, хуже Пугачева». После ареста книгопродавца Зотова писатель уничтожил нераспроданные экземпляры книги. 30 июня 1790 Радищева по приказу Екатерины был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

    В июле 1790 сенат приговорил его к смертной казни «посредством отсечения головы». Екатерина — возможно, из опасений потерять в Европе репутацию просвещенной императрицы — повелела сослать его «на десятилетнее безысходное пребывание» в далекий сибирский острог — Илимск.

    8 сентября его, закованного в кандалы, отправили в Сибирь. Императрица, проявляя «милость», была уверена, что он не вынесет тяжелого пути и погибнет, еще не доехав до места ссылки. Так бы оно и случилось, если бы не вмешался вельможа Воронцов. Он потребовал от Екатерины, чтобы она приказала снять с осужденного кандалы.

    Затем, используя свои связи с губернаторами и свое влияние, он послал вслед за Радищевым специальных курьеров с письмами к тем губернаторам, через чьи губернии должен был ехать ссыльный. В письмах он просил оказать ему личную услугу и облегчить осужденному Радищеву Александру Николаевичу условия тяжелой дороги. Желая заручиться поддержкой могущественного вельможи, губернаторы выполнили его просьбы, снабдили Радищева всем необходимым для дальнего и трудного пути. В далеком Тобольске он задержался на полгода. Туда же к нему прибыла Елизавета Васильевна Рубановская с его двумя младшими детьми.

    Мужественная девушка, полюбив Александра Николаевича, решила последовать в Сибирь за дорогим ей человеком, чтобы быть вместе с ним, чтобы облегчить его участь и скрасить его жизнь в ссылке.

    Ни следствие, ни суд, ни ссылка не сломили могучий дух революционера. Живя в Илимске, он ищет и находит способы и пути к многообразной деятельности. В центре всех занятий Радищева в Илимске была работа над философским сочинением «О человеке, о его смертности и бессмертии», за которое он принялся уже на двенадцатый день своей илимской жизни. В нем основной философский вопрос — об отношении сознания к природе — Радищев А.Н. решал как материалист. Он указывал, что мозг является материальным органом мысли.

    Здесь же он развивал тезис о познаваемости мира человеком, категорически отвергая учение о врожденных идеях. Развивая идею изменения природы, вскрывая влияние окружающей среды на развитие организма, Радищев, однако, оставался метафизическим материалистом. Он писал: «Шествие природы есть тихо, неприметно и постепенно».

    Он не только освоил достижения материализма и естественных наук XVIII в., но и внес в теоретическую разработку проблем материализма революционную идею, которая отличает его от материализма французских энциклопедистов, бывших сторонниками мирных способов социальных преобразований.

    Смерть Екатерины в ноябре 1796 избавила Александра Николаевича от сибирской ссылки. Новый император Павел разрешил ему покинуть Илимск и поселиться в подмосковном имении его отца Немцове, где он должен был жить под строжайшим полицейским надзором. Радость возвращения в родные края была омрачена новым несчастьем: по дороге простудилась и после тяжёлой болезни умерла подруга Елизавета Васильевна. В Немцово он прибыл с маленькими детьми.

    Только в 1801 он получил полную свободу, когда на престол вступил Александр I. Вернувшись в Петербург, Радищев много работает, пишет поэтические и прозаические сочинения, встречается с новыми общественными деятелями — просветителями, литераторами. Указом нового царя он назначается в Комиссию по составлению законов и активно занимается составлением проектов законодательных реформ. До нас дошли три юридических сочинения Радищева:

    «О законоположении»,

    «Проект гражданского уложения».

    «Проект для разделения уложения Российского».

    Программа Радищева, сформулированная им в 1802 в законодательных сочинениях, включала требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, уничтожения чудовищного произвола властей, отмены телесных наказаний. И в период либеральных обещаний Александра I писатель подвергался травле в Комиссии по составлению законов за вольнолюбивые «особые мнения» по казусным (спорным) делам («О ценах за людей убиенных», «О праве подсудимых отводить судей и выбирать себе защитника»). Председатель комиссии гр. П. В. Завадовский заявил Радищеву, что если он не смирится, то его ждет новая сибирская ссылка. Понимая невозможность осуществления своих идеалов, Радищев А.Н. в ответ на угрозы и преследования покончил жизнь самоубийством.

    Главной книгой Радищева, делом его жизни, революционной энциклопедией русского Просвещения, было «Путешествие из Петербурга в Москву». Пушкин называл его «сатирическим воззванием к возмущению». Выдвинув идею народной революции, Р. изобразил народ в своем «Путешествии» так, как он еще никогда не изображался ни в русской, ни в мировой литературе. До Радищева народ не был героем искусства. Для классицизма жизнь крепостного крестьянства — «низкая» тема, поэтому писатели-классицисты изображали не народ, а отдельного крестьянина, да и то как сатирический персонаж — в комедии или басне. Новое искусство — сентиментализм — разрушало сословный принцип и учило ценить любого человека, вне зависимости от его происхождения и положения.

    Но своим героем оно сделало не народ, а представителя третьего сословия, чаще всего мелкого буржуа, человека, делающего карьеру или отстаивающего свое семейное счастье. В русской литературе первое изображение крепостного мы встречаем у Новикова в «Трутне» (1769). В соответствии со своими просветительскими убеждениями он протестовал против крепостного права, показывал униженную рабством и ужасающей нищетой жизнь, взывал к чувству, к человеколюбию, к жалости дворян. Отсюда и характер изображения крепостного: несчастный Филатка лишь скорбно плачется на свою судьбу, он не протестует, но молит барина быть милостивым отцом своих крепостных.

    Радищев, писатель-революционер, сделал именно народ героем своей книги, совершив тем самым переворот в литературе. Его открытие состояло в том, что, изображая русских крестьян, людей, отягощенных рабством, низведенных крепостничеством на положение «пленников в отечестве своем», он героизировал их, видя в каждом мужике дремлющую до случая силу, которая сделает его истинным сыном отечества, патриотом, деятелем революции. Мы чувствуем в «Путешествии» в каждом русском крепостном будущего освободителя России. Через индивидуальный облик каждого просвечивает потенциальная судьба свободного человека. Радищев писал так о русском народе потому, что верил и понимал, что именно ему предстоит решить судьбу русского государства, обновить отечество.

    Образ бурлака открывает галерею крестьян «Путешествия». Утверждая свою веру в народ, Радищев дерзко бросает вызов дворянству и самодержцу, заявляя: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровью от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской». В Любани происходит встреча с пашущим крестьянином. Писатель подчеркивает: как ни чудовищно положение крепостного, но его труд, даже безмерно тяжелый, спасает его и от голодной смерти, и от нравственной гибели. Несмотря на бедность, он полон достоинства и потому не плачется, а судит своего жестокого барина. В нем нет ни капли смирения и унижения.

    Еще более характерна встреча путешественника с крестьянской девушкой Анютой в деревне Едрово. Несмотря на бедность, сиротство и рабское положение, она независима, горда, полна достоинства. Основа ее жизненного поведения, как и у крестьянина из Любани,— труд. По деревне о ней слава: «Какая мастерица плясать! всех за пояс заткнет, хоть бы кого... А как пойдет в поле жать... загляденье». Крестьянин из Любани, Анюта из Едрова — крепостные, сумевшие, несмотря на гнет рабства, сохранить в себе «величественные преимущества человека».

    Встреченный в Городне рекрут — крепостной интеллигент; волею «человеколюбивого помещика» он получил образование, и в нем оказались разбуженными дремавшие силы, таланты и способности. Главное в нравственном облике образованного крепостного — рост самосознания; он говорит о себе: Я «есмь человек, реем другим равный».

    Он «тверд в мыслях» и ненавидит «робость духа». Разбуженное в нем человеческое достоинство делает его активным и смелым. Как истинно русский человек, он терпелив, но до предела. Он грозно предупреждает своего мучителя: «не доводи до отчаяния души», «страшись!». Рядом с образом крепостного интеллигента — образ Ломоносова, сына холмогорского рыбака («Слово о Ломоносове»). Крепостной интеллигент — только возможность, Ломоносов — свершение. Ломоносов — великий деятель русской национальной культуры — неопровержимое свидетельство талантливости русского трудового народа, его огромных потенциальных сил, его способности к величайшему созидательному творчеству.

    С еще большей силой новаторство Александра Николаевича Радищева проявилось в созданном им коллективном образе народа. Крестьяне даны Р. в действии, в наивысший момент своей жизни — в момент, когда они совершали справедливое отмщение своим мучителям и поработителям. Впервые мы сталкиваемся с народом в действии в главе «Зайцево», где крестьяне, доведенные до крайности помещиком, обрушили на него свое мщение. В главе «Хотилов» прямо говорится о Пугачевском восстании, которое подняло десятки тысяч крестьян и сделало из них мужественных воинов, одушевленных желанием «освободиться от своих властителей». Создавая образ русского народа, писатель использовал народнопоэтические мотивы, в особенности русскую песню. Он был убежден, что песня, обнаруживая «образование души нашего народа», раскрывает его характер. Герцен отлично понял это, сказав, что в песне автор «Путешествия» нашел «ключ к таинствам народа». Новаторство Радищева как писателя тесно связано с его революционными убеждениями.

    Создав первую революционную оду — «Вольность», он утверждал пафос борьбы за свободу человека как основное содержание гражданской поэзии, тем самым надолго определив поэтический словарь русской вольнолюбивой лирики — декабристов, Пушкина, Лермонтова, Огарева. При внешнем сходстве книги Радищева А.Н. с жанром сентиментального путешествия она не может быть отнесена к литературному направлению сентиментализма. Пафос «Путешествия» Радищева не в изображении внутреннего мира автора, а в создании реальной картины действительности, правдивых, социально заостренных портретов крестьян и крепостников.

    Исторический подход к обществу, понимание социальной обусловленности человека позволили Радищеву создавать типические характеры. Своим творчеством он способствовал победе реализма в русской литературе.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос