Богоявленский Старо-Голутвин монастырь

Дата публикации или обновления 15.12.2021

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь

Адрес Старо-Голутвина монастыря: Московская область, г. Коломна, ул. Голутвинская, 2
Телефоны Богоявленского Старо-Голутвина монастыря: (495) 643-06-98, (496) 610-03-81
Сайт Богоявленского Старо-Голутвина монастыря: http://starogolutvin.ru
Как проехать к Старо-Голутвину монастырю в Коломне: от остановки "пл. 2-х Революций" (у Коломенского кремля) проехать на автобусе № 3, 5, 6, 11 до остановки "Бочманово";
от платформы "Голутвин" проехать на автобусе № 3, 5, 6, 11 или на трамвае № 1, 2, 6 до остановки "Бочманово";
от остановки "Бочманово" перейти дорогу и идти по ул. Бочманово по направлению к железной дороге, перейти через пути и далее по Голутвинской ул. дойти до монастыря.
Как проехать к Старо-Голутвину монастырю на электропоезде: с Казанского вокзала до станции «Голутвин», далее автобусом или маршрутным такси №№ 3, 5, 6, 11 или трамваем.
Как проехать к Старо-Голутвину монастырю на автобусе: от станции метро Выхино до ж/д вокзала г. Коломны (станция Голутвин), далее маршрутным такси или трамваем.
Как проехать к Старо-Голутвину монастырю на автомобиле: по Новорязанскому шоссе. После въезда в город со стороны Москвы необходимо двигаться всегда прямо по длинной центральной улице Октябрьской революции. Затем после ж/д переезда со шлагбаумом через 500 м на светофоре повернуть налево (есть указатель "Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и Коломенская духовная семинария"). Затем через 100 м переезжаем ж/д переезд без шлагбаума и еще через 100 м конечная остановка.

Фотоальбом Богоявленского Старо-Голутвина монастыря.
Рассказ о поездке в Коломну в 2009 году, и в т. ч. и в Старо-Голутвин монастырь.
Рассказ о поездке в Коломну в 2011 году..
План Богоявленского Старо-Голутвина монастыря.
Посмотреть на карте яндекса: Старо-Голутвин монастырь в Коломне.

Коломна, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в подмосковной Коломне — один из древнейших в России. Он основан в 1385 году по благословению преподобного Сергия Радонежского и по воле святого князя Димитрия Донского у места впадения Москвы-реки в Оку.

Исторические источники по-разному говорят о причинах основания князем Димитрием обители.

Согласно Троицкой летописи XV века, монастырь «Святое Богоявление в Голутвино» построен в благодарность Богу за «вечный мир» между Московским и Рязанским княжествами. Заключение мира, жизненно необходимого для Руси в условиях вероятного татарского нашествия, было настоящим чудом. Хитрый, вероломный князь Олег Рязанский и слышать не хотел о мире. И тогда в Рязань из своей Радонежской обители пешком отправился духовный отец Руси — преподобный Сергий. После беседы со святым Олег «перемени свирепство свое на кротость, и умилися, и укротися» от «благоуветливых глаголов столь свята мужа». Мир был заключен, и никогда более Москва и Рязань не воевали друг с другом.

Коломна, Старо-Голутвин монастырь, Богоявленский собор, церковь Сергия Радонежского
Богоявленский собор (1385 г.) и Церковь Сергия Радонежского (1828-1833 гг.).

По другим источникам, князь Димитрий основал монастырь, исполняя обет, данный перед Куликовской битвой.

Еще одна версия связана со значением слова «Голутвино». Так на древнерусском наречии называли вырубленную в лесу поляну. Вероятно, в то время местность у слияния рек Оки и Москвы была покрыта лесом, где после рубки деревьев появилась поляна — голутва, от которой местность и получила свое название, закрепившееся впоследствии за обителью. «Голутвой» именовали и промышлявших здесь разбойников — потомков древнего племени го ляда, пришедших сюда по Оке с берегов реки Протвы. Князь Димитрий, желая устранить разбой в своей отчине, испросил благословения у Сергия Радонежского и приказал основать здесь монастырь. Людей собрали, приставили к делу, и мало-помалу разбой прекратился.

Настоятелем обители князь просил преподобного Сергия поставить одного из своих учеников.

Икона преподобного Сергия из Богоявленского собора
Икона преподобного Сергия из Богоявленского собора.

Сергий выбрал монаха добродетельной жизни Григория и вручил ему свой игуменский жезл, с которым он встречал князя Димитрия после Куликовской битвы, а в ризницу монастыря пожертвовал священнические облачения и аналойный крест. Димитрий Донской даровал обители икону Богоявления в серебряном окладе из своей моленной комнаты. Преподобный Сергий лично заложил первый монастырский собор в честь Богоявления. С именем Сергия связано и происхождение монастырского источника: на просьбу братии указать им место, где вырыть колодец, преподобный ударил своим посохом в землю, и тотчас в том месте забил источник.

Икона прп. Григория Голутвинского и его надгробие в Богоявленском соборе
Икона прп. Григория Голутвинского и его надгробие в Богоявленском соборе.

Вместе с другими обителями, расположенными по Оке, Голутвин монастырь составлял оборонительную линию против татар, именуемую в народе «Поясом Богородицы». Часто великие князья Московские, направляясь в походы против татар, посещали монастырь.

Подвижническая жизнь братии и слава основателей монастыря привлекали множество благотворителей, среди которых были цари и великие князья, церковные иерархи, боярство и купечество, простой люд. В писцовой книге 1577—1578 годов описание имущества монастыря занимает двадцать страниц. Ни одна другая обитель Коломны не имела такой сокровищницы. В Богоявленском соборе Голутвина монастыря упомянута храмовая икона «с сенью Димитрия Донского» и подсвечником Иоанна Грозного. Особой сокровищницей монастыря была большая по тем временам библиотека, в ней хранились 137 книг.

К XVII веку авторитет монастыря вырос настолько, что его игумен принимал участие в созванном в 1613 году, после Смуты, Земском соборе, избравшем первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича. От Коломны на собор ездили епископ Иосиф, Иван Змеев от дворян, а представителем посадских и уездных людей был «Богоявления Господня Голутвина монастыря игумен Авраамий».

В 1697 году за критику реформ Петра I в Голутвин монастырь был сослан настоятель Андреевского монастыря Авраамий. Прибытие Авраамия пошло на пользу обители. На свои средства ссыльный игумен перестроил обветшавший Богоявленский собор.

В феврале 1764 года, согласно Манифесту императрицы Екатерины II, произошла секуляризация церковных земель. Голутвин монастырь лишился всех своих богатых наделов и почти обнищал. При этом обитель оказалась не в самой худшей доле — тогда из 1072-х русских монастырей было оставлено только 452, а остальные — ликвидированы.

Будучи в 1775 году в Коломне, Екатерина II посетила и Голутвин монастырь. Настоятель архимандрит Арсений оказал радушный прием высокой гостье. Оставшись довольной, она подарила монастырю участок земли за его южной стеной, где впоследствии устроили фруктовый сад. Императрице пришлись по душе трудолюбивые жители Коломны, но совершенно не понравился старый город. Екатерина отправила в Коломну придворного архитектора Матвея Федоровича Казакова, который построил в городе несколько административных зданий, а для Голутвинского монастыря шесть башен и ограду.

Коломна, Старо-Голутвин монастырь, монастырская ограда, башенки
Монастырская ограда с башенками, спроектированная М.Ф. Казаковым.
Коломна, Старо-Голутвин монастырь. Одна из башен монастырской ограды, спроектированной М.Ф. Казаковым

В 1799 году обедневшая Коломенская епархия была упразднена и подчинена Москве. Опустевшее архиерейское подворье в кремле власти намеревались использовать под свои нужды. Чтобы не допустить этого, митрополит Московский Платон (Левшин) переселил сюда братию обнищавшего Голутвина монастыря. Так возник Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. В противоположность Ново-Голутвину Богоявленский монастырь стал именоваться Голутвиным — Старым, но монашеская жизнь здесь прекратилась.

Митрополит Московский Платон хорошо знал Коломну и ее монастыри — начальное образование он получил в Коломенской семинарии. Митрополит решил не допустить окончательного оскудения обители преподобного Сергия. Он объединил Старо-Голутвин и Бобренев монастыри, чтобы содержание осуществлялось за счет имеющихся у Бобренева угодий. В этот объединенный Бобренево-Голутвин монастырь в 1800 году Платон назначил строителем иеромонаха Пешношского монастыря Самуила (Колесницына), с которым перешло еще шесть человек братии. Игумен Самуил был настоящий подвижник и великолепный администратор. Вместе с возрождением духовной жизни в обители развернулись большие хозяйственные работы. Обновился Богоявленский собор, выросла колокольня с надвратной церковью Введения во храм Богородицы, стали возводится келейные корпуса и гостиница.

Коломна, Старо-Голутвин монастырь, колокольня

Штат монастыря значительно увеличился. К середине XIX века значение обители возросло, ее настоятель уже являлся благочинным всех монастырей Московской епархии. Монастырь нес государственные повинности, заготавливая фураж для армии и хмель для государственных пивоваренных заводов. В праздничные дни обитель кормила множество паломников и нуждающихся людей, крестьянские дети обучались здесь грамоте.

В 1861 году при игумене Авраамии Старо-Голутвин монастырь, согласно указу императора Александра II, был отделен от Бобренева и получил официальное название «Старо-Голутвин». В 1862 году в Коломну пришла железная дорога. Новообразовавшейся станции дали имя по ближайшему расположенному к ней объекту — монастырю — «Голутвин».

В начале XX века монастырь вновь пришел в упадок. В 1912 году по распоряжению Синода для возрождения духовной жизни сюда прибыл в качестве настоятеля преподобный Варсонофий (Плеханков) — знаменитый старец Оптиной пустыни. Он жил в обители всего лишь год, но сумел за это время не только исправить нестроения в духовной жизни обители, но и за счет пожертвований привести в порядок монастырские постройки.

Икона прп. Варсонофия Оптинского и Голутвинского в Богоявленском соборе
Икона прп. Варсонофия Оптинского и Голутвинского в Богоявленском соборе.

Накануне революционных событий монастырь представлял собой тихую обитель. Действовало три храма: летний Богоявленский, зимний Сергиевский и Введенский надвратный. К каждому храму тянулись выложенные красным кирпичом дорожки с цветниками по краям. У алтаря Богоявленского собора располагалось кладбище, а восточнее — белокаменный Святой колодец с купольным покрытием и замечательной водой. С юга монастырской территории был разбит большой сад, яблоки из которого отличались огромными размерами и необыкновенным вкусом.

Настал 1929 год. В эту страшную годину настоятелем обители был архимандрит Никон (Беляев). В Старо-Голутвин монастырь явились представители органов ОГПУ, монастырские строения были отобраны, ценности монастыря — изъяты. Арестовали всех монахов, около 50 человек. Ночью их вывезли куда-то на нескольких машинах, дальнейшая судьба насельников обители неизвестна.

Икона преподобномученика Никона (Беляева) из Богоявленского собора
Икона преподобномученика Никона (Беляева) из Богоявленского собора.

После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, затем общежитие рабочих Коломзавода, в годы войны — мотострелковый полк. Монастырь превращался в руины. В 1960-е годы директор Коломенского тепловозостроительного завода предлагал городским властям на средства своего предприятия отреставрировать монастырь и разместить в нем музей, но ответа так и не дождался.

В июне 1993 года Коломну впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II. Он осмотрел и разрушенную обитель. Коломенцы жаловались, что реставрация монастыря идет крайне медленно. Патриарх ответил, что «надо думать о возрождении здесь монашеской жизни». Вскоре в обители появились первые насельники.

Богоявленский собор
Богоявленский собор. На столпах - иконы святых основателей обители: св. Димитрия Донского (слева) и прп. Сергия Радонежского.

В 1994 году монастырь был передан Церкви, в нем начали совершаться регулярные богослужения. 18 декабря 1994 года, в лютые декабрьские морозы, состоялось официальное открытие монастыря. За литургией в обледенелом храме митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возвел настоятеля монастыря иеромонаха Кирилла (Федотова) в сан игумена и вручил ему игуменский жезл. Слезы радости и умиления замерзали на ресницах у прихожан, всю службу согревавших своей молитвой насквозь промерзшие стены. Обитель воскресла.

Иконостас Богоявленского собора
Иконостас Богоявленского собора.

Богоявленский собор представляет собой главный монастырский храм, заложен он был в конце XIV века при участии преподобного Сергия Радонежского. В подклете современного собора сохраняются остатки первоначальной постройки: «камушки преподобного», почитающиеся как святыня. Первоначально собор выделялся характерной чертой — он был двухапсидным (во второй апсиде размещался жертвенник); это едва ли не единственный случай в православной архитектуре XIV—XV веков.

16 августа 1653 года обитель посетил Антохийский Патриарх Макарий. О храме Богоявления архидиакон Патриарха записал: «Всход в эту церковь чудный, высокий, с трех сторон; кругом галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя...»

Свой современный вид в основных чертах собор приобрел в конце XVII — начале XVIII веков, когда он был перестроен ссыльным строителем Андреевского монастыря Авраамием. Новый четырехстолпный собор возвели в древнерусском стиле, из кирпича, на новом фундаменте. Он имел такую же кубическую форму, что и прежний собор, только отличался более внушительными размерами. Вокруг собора с трех сторон устроили галерею с колоннами (в народе она именовалась «гульбище») — это достаточно редкое явление для средней полосы России, оно больше характерно для севера. Собор имеет нетипичную для его стиля главку.

В начале XIX века храм реконструировался. Он был перекрыт; кроме того, были укреплены и расписаны стены. Появился новый резной иконостас, покрытый червонным золотом.

После закрытия монастыря в 1929 году собор постепенно разрушался. В 1947 году было уничтожено гульбище.

В 1967 году архитектор М. Б. Чернышев, прибывший из Москвы со своей бригадой, взялся за частичное восстановление монастыря. В результате удалось немного отреставрировать Богоявленский собор: перекрыть металлом главку, сделать тесовые кровли на алтаре и четверике, благодаря чему впоследствии собор сохранился лучше других построек.

В 2001 году началось его восстановление.

15 мая 2007 года возрожденный Богоявленский собор был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. 23 мая 2007 года в день памяти Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей Словенских совершилось торжественное Всенощное бдение в воссозданном Богоявленском соборе, положившее начало празднованию международного Дня славянской письменности и культуры.

Зимний храм преподобного Сергия заложен в начале XV века. Изначально был каменным одноэтажным на высоком подклете, при нем — большая каменная одностолпная братская трапезная, поварня и хлебодарня.

В 1653 году архидиакон Антиохийского Патриарха Макария Павел Аллепский писал об этой церкви:

В начале XIX столетия начинается обновление храма. Заменяют кровлю, выполняют новый позолоченный иконостас с новыми же иконами.

Помимо пристроенного ранее правого Тихвинского придела, после слома перегородки между небольшими тогда Сергиевским и пристроенным к нему Никольским храмами добавляется левый Никольский.

В 1820-е годы игумен Самуил приступил к капитальной реконструкции церкви. В 1825 году на постройку нового храма жертвователями, купцами Коломны, была выделена необходимая сумма. За один год возвели новый храм в стиле ампир, с двумя приделами. Новую кладку делали из кирпича (в подклете сохранились остатки белокаменных стен старой трапезной палаты). Церковь особенно выделялась своей стройной ротондой, как бы объединяющей все приделы. Она стала двухэтажной: на втором этаже разместился сам храм, а на первом этаже — трапезная, поварня, просфорня и хлебодарня. В 1833 году была полностью закончена вся внутренняя отделка, и 2 сентября свт. Филарет (Дроздов), митрополит Московский, освятил храм. Святитель подарил при этом икону прп. Сергия в человеческий рост. В Сергиевский же храм был перенесен из Богоявленского собора и посох прп. Сергия.

В первый год Великой Отечественной войны в монастыре размещался мотострелковый полк, солдаты которого тренировались здесь в стрельбе. В качестве мишеней они использовали купольные кресты, шары в их основаниях, а также фрески собора и Сергиевского храма.

В 1990-е годы на средства, выделенные из городского бюджета, отремонтировали крышу Сергиевского храма и по старым чертежам восстановили барабан с куполом. В 1996 году в Сергиевский храм провели отопление, после чего в нем стали проводить богослужения. В 2004 году по завершении внутренней отделки Сергиевский храм был освящен. Приделы: преподобного Сергия, Николая Чудотворца и преподобного Григория Голутвинского.

Колокольня с надвратной Введенской церковью. Первоначально, в XV веке, была возведена высокая каменная колокольня с куполом между Богоявленским и Сергиевским храмами.

В конце XVIII века, при архимандрите Варлааме, в монастыре приступили к строительству новой трехъярусной колокольни, но на ее завершение не хватило средств.

В 1809 году, после реконструкции Богоявленского собора, колокольню достроили — в стиле зрелого классицизма, с парными белокаменными тосканскими колоннами и карнизами. В ходе строительства было решено возвести не три яруса, как предполагалось ранее, а шесть, тогда бы колокольня оказалась самой высокой в городе — выше колокольни церкви Иоанна Богослова. Но во время постройки колокольня дала трещину на четвертом ярусе, и от этой идеи отказались, дабы не вызвать обрушения. Вместо шестого яруса позднее была устроена шатровая главка. Звонница разместилась в четвертом ярусе, каждый из колоколов имел собственное название. На пятый ярус был помещен чудесно явленный на Москве-реке колокол. Позже, после 1845 года, пятый ярус переделали — он стал восьмигранным. В первом ярусе прорубили ворота для пеших людей, чтобы богомольцы могли напрямую по выложенной дорожке попадать в Богоявленский собор. Над воротами поместили икону Богоявления.

Во втором ярусе колокольни к 1811 году был устроен Введенский надвратный домовый храм. Службы в нем, за исключением престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, не совершались.

После закрытия обители большевики сбросили с колокольни чудесно явившийся колокол, причем, чтобы это осуществить, понадобилось частично выбить стену яруса. При падении колоколом был поврежден карниз нижележащего яруса колокольни (отчего колокольня дала вторую трещину). Колокольня осталась без своей шатровой главки, в ней обрушились перекрытия между ярусами. Сам колокол разбился от удара об землю, уцелевший язык колокола хранится сейчас в Бобреневом монастыре.

В 1996 году был восстановлен Введенский храм — первым в монастыре. Его освящение совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В 2007 году восстановление колокольни было завершено.

Настоятельский, Введенский (Восточный) и Западный корпуса появились в XIX веке. В 1813 году, с частичным использованием кладки стен, завершили строительство угловатого Настоятельского корпуса, бывшего первоначально братским. Соединен с Сергиевским храмом корпус был в конце XIX века.

В 1811 году к колокольне пристроили Введенский (восточный) корпус. Здесь разместились архиерейские палаты, примыкающие к храму, и покои игумена. Позже этот корпус стал братским, а угловатый — Настоятельским. Внизу, у Введенского корпуса, устроили винные погреба, из которых в алтарь собора и в Сергиевский храм вели подземные ходы.

При игумене Назарии был выстроен Западный корпус с гостиницей для паломников. Между Введенским и Западным корпусами были сделаны основные, въезжие, ворота, над которыми поместили иконы Богоявления, преподобных Сергия Радонежского и Григория Голутвинского.

К концу XX века корпуса почти исчезли. Одни стены остались от Введенского корпуса с храмом, полностью разрушилось крыльцо перед Введенским храмом, наполовину разрушился Западный корпус, полностью выгорел Настоятельский корпус — от него также остались одни стены. Внутри корпусов росли деревья.

В начале 1990-х Западный корпус удалось восстановить. В 1999 году восстановлен Восточный корпус. В 2002 году — Настоятельский. На месте бывшей кузницы выстроен трапезный корпус с библиотекой для Духовной семинарии, которая также размещена в Восточном и Западном корпусах.

В 1780 году для Голутвина монастыря Казаков спроектировал шесть башен (в том числе и надкладезную — над источником прп. Сергия) и ограду, которую можем видеть и сегодня. Башни построены в стиле русской псевдоготики, при их возведении использованы чисто русские декоративные элементы — своеобразные кружева, имеющие подобие накладного орнамента (на самом деле это встроенные в стены башен цельные белокаменные блоки), и кольца, как бы опоясывающие башни в двух местах. Башни монастыря — это самое высокое творение архитектора М. Ф. Казакова в Коломне. Когда зодчего спросили, почему он возвел самое большое свое творение в Коломне не где-нибудь в центре города, а именно тут — на окраине, то он ответил, что хотел таким образом подчеркнуть тот простор, который он увидел и почувствовал на этом месте.

В первой половине XIX века игумен Самуил решил огородить территорию фруктового сада, что к югу от монастыря, дополнительной стеной. Была возведена ограда с четырьмя башнями в романском стиле. Территория монастыря расширилась: до этого обитель имела прямоугольную ограду, теперь же с южной стороны была достроена стена, образующая треугольник. Новая ограда была меньших размеров, чем ограда М.Ф. Казакова, и, конечно же, она уступала ограде знаменитого архитектора не только по высоте, но и по красоте. В башнях монастырской ограды были калитки, через которые монахи носили воду для полива.

Первой при советской власти пострадала надкладезная башня-часовня над источником преподобного Сергия. После закрытия монастыря народ продолжал приходить сюда, к колодцу преподобного. Власти сначала засыпали источник, а когда вода все же смогла пробиться, его забетонировали. Башня-часовня была заложена.

В первый год Великой Отечественной войны для решения оборонительных задач прорубили бойницы в стенах и башнях.

В 1948 году поступило предложение сломать часть башен и монастырской стены, но отдел по делам архитектуры при исполкоме Мособлсовета не позволил сделать этого.

К концу XX века ограда в нескольких местах разрушилась. Северное прясло стены в районе башни источника дало трещину и стало заваливаться наружу, так как вода, не имея возможности выйти на поверхность, подмыла основание стены. В шпиль юго-западной башни попала молния — и она также частично разрушилась.

Сейчас ограда и башни реставрируются вместе с остальными монастырскими строениями и в некоторой степени уже приобрели свой первозданный вид.

Величайшей святыней монастыря был вклад преподобного Сергия: аналойный крест, ризы из простой материи, подаренные им юной обители, и его игуменский жезл, оставленный в благословение ее первому игумену Григорию.

Эти святыни исчезли после закрытия монастыря в 1929 году, и об их местонахождении ничего не известно. Та же участь постигла ценнейшую монастырскую библиотеку. Но есть надежда, что святыни целы, поскольку сведений об уничтожении их большевиками нет.

Единственной древней святыней, дошедшей до нас, являются «камушки преподобного» — остатки фундамента первого собора, заложенного преподобным Сергием Радонежским. «Камушки» сберегаются в подклете Богоявленского собора. Также в соборе в особой раке находится гробница преподобного Григория Голутвинского, похороненного у алтаря древнего храма.

Рака с мощами священноисповедника Феодосия епископа Коломенского в Богоявленском соборе
Рака с мощами священноисповедника Феодосия епископа Коломенского в Богоявленском соборе.

В 2006 году были обретены и перенесены в обитель мощи исповедника Феодосия, епископа Коломенского, пострадавшего во время гонений 1920—30-х годов. Он прославился своим мужественным архипастырским служением на Коломенской кафедре в тягчайшие годы (1920—1929), вел активную проповедническую деятельность, восстанавливал монашескую и вообще церковную жизнь, подписывая тем самым себе приговор. Им был пострижен в монашество и назначен настоятелем Старо-Голутвина монастыря священномученик Никон (Беляев). Память священноисповедника Феодосия Церковь совершает 3 мая.

В настоящее время в монастыре имеются частицы мощей множества святых, среди которых Иоанн Предтеча, апостол Андрей Первозванный, святители Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Милостивый, Николай Чудотворец, первомученик Стефан, великомученик и целитель Пантелеймон, преподобный Сергий Радонежский, святитель Филарет Московский, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Крымский, старцы Оптинские и многие другие.

Хронология монастыря.


1385—1386. Основание благоверным Димитрием Донским и преподобным Сергием Радонежским монастыря Богоявления «в Коломне, на месте, называемом Голутвино», у впадения Москвы-реки в Оку. Закладка Богоявленского собора.
1400-е. Закладка храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
1480. Монастырь посещает великий князь Иван III, идущий навстречу хану Ахмату, к знаменитому «Стоянию на Угре».
1520-е. У стен обители неоднократно разворачиваются войска для отпора татарам.
1552. Монастырь посещает Иван Грозный, идущий на взятие Казани.
1613. Игумен Голутвинский Авраамий участвует в избрании царя Михаила Романова на Земском соборе.
1707. По указу Петра I в монастыре учреждается архимандрия.
1764. В результате церковной реформы Голутвин монастырь лишается всех своих богатых наделов.
1799. Братия обедневшего Голутвина монастыря переводится в Коломенское архиерейское подворье. Образуется Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.
1800. Московский митрополит Платон решает возродить монастырь и назначает его игуменом монаха Самуила.
1833. Освящение святителем Филаретом, митрополитом Московским, реконструированного храма преподобного Сергия.
1848. Монастырский старец-затворник Иоанникий для спасения Коломны от холеры предлагает провести крестный ход с иконой Божией Матери Голутвинской. Эпидемия прекратилась.
1861. Согласно указу императора Александра II, Богоявленский монастырь получил именование Старо-Голутвина.
1912. Из Оптиной пустыни в монастырь прибывает старец архимандрит Варсонофий. Пришедшая в упадок обитель вновь оживает.
1929. Закрытие монастыря.
1994. Первое богослужение в возрождаемом монастыре. Обитель передана Русской Церкви.



С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 20, 2009».
В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос