Коломенский кремль

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2009 году.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2011 году.
  • Брошюра «Знакомьтесь - Коломенский кремль» - продолжение.
  • Брошюра «Знакомьтесь - Коломенский кремль».

    Вид на Коломенский кремль и Успенский Брусенский женский монастырь.
    Вид на Коломенский кремль и Успенский Брусенский женский монастырь.

    Коломенский каменно-кирпичный кремль, замечательный памятник архитектуры и фортификации, был построен за шесть лет под руководством итальянских мастеров (летопись сообщает только об отправке зодчего: «Послан делати Коломна град камен»), Его начали сооружать по указанию великого князя московского Василия III 25 мая 1525 года («князь великий Василеи Иванович велел град Коломну камен делати»), а закончили это строительство 15 августа 1531 года («доделан бысть град Коломна камен»).

    Занимаемая Коломенским кремлём территория в 24 гектара была обнесена стенами длиной около двух километров, по периметру стояло 16 башен, в трёх из них имелись проездные ворота. До нашего времени сохранилось всего 7 башен и 2 прясла стены, высота которых на разных участках достигает от 18 до 21 метра, толщина - от 3 до 4,5 метра.

    Источник информации: брошюра «Знакомьтесь - Коломенский кремль».
    А.И. Кузовкин, Е.А. Ломако, Издательский дом «Лига», Коломна, 2010.
    http://hramkniga.ru

    Вехи истории Коломенского кремля.

    Между 1140 – 1160 гг. - основание Коломны - постройка рязанскими князьями деревянного кремля площадью 3-5 гектаров.

    1177 г. - первое летописное упоминание Коломны в Лаврентьевской летописи.

    1 января 1238 г. - сражение под Коломной соединённых русских дружин и туменов Батухана, штурм и разорение города.

    1293 г. - разорение Коломны ханом Туданом (Дюденева рать).

    1301 – 1306 гг. - переход Коломны и её округи от Рязани под власть Московских князей. Закладка крупного деревянного кремля площадью 20 - 22 гектара.

    Около 1330, 1370-е, 1380-1390-е, 1410-е гг. - реконструкции деревянного кремля с целью восстановления крепости после нашествий и укрепления рубежей Московского государства.

    25 мая 1525 г. - начало строительства каменно-кирпичного кремля по указу Василия III.

    15 августа 1531 г. - окончание строительства каменно-кирпичного кремля.

    1577 – 1578 гг. - первое дошедшее до нас описание кремля в Писцовой книге г. Коломны и Коломенского уезда, составленной Д.П. Житовым и Ф. Камыниным.

    1595 г. - ремонт каменного кремля мастерами М. Протопоповым и С. Аннанским.

    1623 г. - ремонт кремля бригадой Ивана Неверова после событий Смутного времени.

    6 июля 1629 г. - опись городовых укреплений Коломны осадного головы И.Н. Бабина.

    Март 1678 г. - росписной список Коломенского кремля, составленный под руководством воеводы С.С. Потёмкина, фиксирует значительные разрушения стен и башен.

    1797 г. - император Павел I дозволяет разобрать стены и башни кремлей Коломны, Серпухова и Можайска.

    1798 – 1804 гг. - разобраны Борисоглебская башня и Косые ворота, стены между ними, а также Вознесенской и Симеоновской (Семёновской) башнями.

    1820-е гг. - разборка Ивановских ворот.

    После 1825 г. - реставрация Пятницких ворот.

    1848 г. - указ Сената по повелению императора Николая I с предписанием исправить стену и содержать её в надлежащем состоянии.

    Конец 1850-х гг. - обрушение городскими жителями Свибловой башни.

    1873 г. - по инициативе городского головы Г.Н. Левина фирмой «Русская фотография» (владелец Н.М. Аласин) впервые отсняты виды Коломенской крепости.

    Лето 1886 г. - первая научная реставрация Коломенской (Маринкиной) башни и части стены кремля Московским археологическим обществом.

    1906 г. - Московское археологическое общество добилось запрещения производить разборку стен и башен Коломенского кремля.

    Октябрь 1938 г. - реставрация Пятницких ворот, Погорелой и Спасской башен.

    1961 – 1969 гг. - трест «Мособлстройреставрация» ведёт реставрационные работы в Коломенском кремле (Г.П. Белов, М.Б. Чернышёв, С.П. Орловский).

    1977 г. - реставрация двух прясел кремлёвской стены: между Маринкиной и Грановитой башнями и между несохранившимися Ивановскими воротами и Ямской башней.

    2001 г. - создан военно-исторический спортивно-культурный комплекс «Коломенский кремль», который активно занимается изучением и восстановлением стен и башен Коломенского кремля.

    2005 г. - начал свою деятельность Благотворительный фонд поддержки культуры и сохранения исторического наследия «Коломенский кремль».

    План Коломенского кремля.
    План Коломенского кремля (увеличить).

    Путешествие по Коломенскому кремлю мы предлагаем начать с восточной стороны, от главных ворот - Пятницких. Отсюда началось строительство каменно-кирпичного кремля. Башня ворот - трёхъярусная, её высота - 29 метров (реставраторы доказали, что первоначально она равнялась 35 метрам), длина - 23, ширина - 13. От основного объёма башни отходит небольшая отводная стрельня. Под башней был сводчатый подлаз, соединявший крепость с городом в случае необходимости. На самом верху башни, в каменной арочке, висел «всполошный» (набатный) колокол, в который ударял дозорный, предупреждая город об опасности. Своё название Пятницкие ворота, вероятно, получили от деревянной церкви Параскевы Пятницы, которая считалась покровительницей торговли. По Писцовой книге XVI века известны две такие церкви: одна, с колоколами, стояла на посаде, за кремлёвской стеной, неподалёку от ворот, а вторая - недалеко от современной Крестовоздвиженской церкви в кремле.

    Пятницкие ворота Коломенского кремля. Вид со стороны посада.
    Пятницкие ворота Коломенского кремля. Вид со стороны посада.

    К XVIII веку церкви исчезли, и ворота в документах именуются Спасскими. По одной из версий - по стоявшему метрах в трёхстах к юго-востоку от кремлёвской стены Спасскому монастырю; по другой - от иконы Спасителя, висевшей над проездом. Литературные источники повествуют о каменных барельефных иконах и изваяниях над проездной аркой. Двойные герсы (особые, спускающиеся при помощи блока решётки) и массивные створчатые ворота защищали вход в башню. Все эти приспособления, способствовавшие эффективной защите, до наших дней не сохранились. Существует легенда, объясняющая, куда пропали створы Пятницких ворот. В ней вымысел очень тесно переплетается с правдой. После 25 июля 1611 года в Коломне живёт Марина Мнишек, известная авантюристка Смутного времени, жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II: «А была за нею Коломна вся, а чины у нее были царьския все: бояре, и дворяне, и дети боярские, и стольники, чашники и ключники, и всякие дворовые люди. А писалася «царицею» ко всем боярам и воеводам». Марина с сыном от Лжедмитрия II жила в Коломне до 17 июня 1612 года, когда к ней прибыл её любовник атаман Иван Мартынович Заруцкий. С отрядом казаков он «ис под Москвы збежал на Коломну к жонке к Маринке». Заруцкий грабит и поджигает Коломну. «И, взяв жонку да малого, с Коломны пошол» на Рязань. Согласно бытующей легенде, перед тем, как выехать по Каширскому тракту, Заруцкий и Марина Мнишек приказали снять створы Пятницких ворот и взять с собой. Везти награбленное в Коломне в Рязанские земли, а оттуда в Астрахань было сложно и опасно. Поэтому часть богатств они решили схоронить верстах в двадцати пяти от города, недалеко от села Богородского, что в урочище Старцевский брод.

    Ценности были сложены в яму, сверху их прикрыли коваными створами, снятыми с ворот Пятницкой башни, и засыпали землёй. Как сообщают легенды, на этот схорон было наложено страшное заклятье - такое, что многие искали клад тот и не нашли, а только сгинули.

    Башня Пятницких ворот к 500-летию Куликовской битвы была украшена двумя картинами, которые изображали въезд в Коломну великого князя московского Дмитрия Ивановича и благословение его коломенским епископом Герасимом. Сверху картины прикрывали кованые металлические зонты.

    Если из кремля пройти через подковообразную арку Пятницких ворот, то окажемся на посаде. Оглянемся на них, и пусть нам покажется «огромная Спасителева икона в богатом окладе, совершенно сходная с Московскою на Спасских же», а под ней надпись, которую цитирует долгое время живший в Коломне писатель Борис Пильняк.

    В его произведениях она звучит по-разному: «Мир городу сему и всем, кто пройдёт врата сии» или «Спаси, Господи, град сей и люди Твоя и благослови вход во врата сии». Ныне на Пятницких воротах установлена икона Богоматери и восстановлена надпись в несколько ином прочтении.

    Пятницкая часовня. Коломна.
    Пятницкая часовня.

    К воротам примыкает Пятницкая часовня, напоминающая о приходской церкви. Вполне возможно, что вначале часовня располагалась в самих воротах. В первой четверти XIX века братия Бобренево-Голутвина монастыря построила примыкающую к воротам часовню св. Антипия с братской кельей. В 1830 - 1840 годах обветшавшая деревянная часовня была заменена кирпичной, с использованием белого камня, ставшей образцом культовой архитектуры малых форм стиля зрелого классицизма. В часовне были размещены две иконы: св. Параскевы Пятницы и св. Антипия. В эту часовню ходили избавляться от зубной боли. С 1940-х по 1980-е годы в ней располагалась керосиновая лавка. В конце 2008 года часовня во имя св. Параскевы Пятницы была передана общине храма Николы Гостиного.

    Донская икона Божией Матери. XIV век
    Донская икона Божией Матери.

    Напротив Пятницких ворот в XVI веке находилась таможня, служащие которой собирали пошлину с торговавших и с покупателей, а также тиунская (судебная) изба. В давние времена на башне с внутренней стороны находилась большая икона Богоматери. Важно отметить, что обычно на проездных воротах помещали тип иконы, которая называлась Одигитрия (Путеводительница), а на воротах Коломенского кремля была икона другого типа - Елеуса (Милостивая). На Руси этот тип икон получил наименование «Умиление». Это объясняется тем, что в Коломне особо чтилась Донская икона Богоматери, которая относится к последнему типу икон.

    «Успение Пресвятой Богородицы». XIV век
    Икона «Успение Пресвятой Богородицы». Оборот Донской иконы.

    На современном этапе проведены большие реставрационные работы, в результате которых на Пятницких воротах были восстановлены металлические зонты, на внутренней стороне помещены изображения наиболее почитаемых в Коломне святых, а в нише установлена Донская икона Богоматери, выполненная на металле электрохимическим способом.

    Около Пятницких ворот располагается небольшая площадь, обозначенная на одном из планов XVIII века как Воздвиженская. Именно этой площадью завершается улица Лазарева, по которой мы и отправимся в путешествие по Коломенскому кремлю. Своё нынешнее название улица получила в октябре 1921 года в память о Михаиле Сергеевиче Лазареве, члене Совета рабочих депутатов, комиссаре почт и телеграфов, погибшем на этой улице 28 декабря 1917 года во время антибольшевистских волнений. Ранее эта улица носила название Успенской по кафедральному собору Успения Божией Матери.

    Дом Луковникова и фрагмент памятной доски на нем.
    Дом Луковникова и фрагмент памятной доски на нем.

    Рядом с Пятницкими воротами обратим внимание на небольшой особнячок, известный как дом Луковникова (ул. Лазарева, д. 28). Он представляет собой типичное «дворянское гнездо» (принадлежал, однако, нескольким поколениям купеческого рода Луковниковых, коренных коломенцев) и построен по так называемому «рекомендованному», или «образцовому» проекту в первой половине XIX века в стиле провинциального русского ампира. 17 июля 2007 года на стене дома была открыта мемориальная доска, посвященная пребыванию в нашем городе 16 июля 1936 года поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, сфотографированной искусствоведом Львом Горнунгом под вязом на фоне дома Луковникова.

    Крестовоздвиженская церковь. Коломна.
    Крестовоздвиженская церковь.

    Недалеко от него стоит миниатюрный Крестовоздвиженский храм. Первое упоминание о деревянной Крестовоздвиженской церкви относится к 1578 году. В рапорте коломенского городничего второй половины XVIII века говорится о постройке на её месте каменной церкви с колокольней: «Церковь Воздвижения честнаго Креста Господня с приделом Св. Николая Чудотворца зовомого под колоколы и при ней колокольня каменного здания построена в 1760 году попечением и собственным коштом преосвященного Гавриила Епископа Коломенского, а потом митрополита Киевского». Но епископ Гавриил пробыл на коломенской кафедре с 1749 по 1755 годы. Разрешить возникший разрыв в датах помогает запись в клировых ведомостях: «Построена была в 1764 году первоначально тщанием Коломенского Епископа Гавриила, а окончательно иждивением Коломенского Купца Ивана Тимофеева Мещанинова».

    В 1800 году она была приписана к Успенскому собору и числилась «ружной», то есть причт её получал не только плату за требы с горожан, а фиксированное жалование - ругу. Здесь с 1790 по 1825 годы хранился список с Донской иконы Богоматери - главной святыни города. В 1832 -1837 годах Крестовоздвиженская церковь была перестроена на средства сестёр Марии Кирилловны Шараповой и Неонилы Кирилловны Колесниковой. Недалеко от церкви в середине XIX века находился дом, в котором прошло детство Ивана Андреевича Слонова - известного московского купца, автора трёх книг, в одной из которых («Из истории торговой Москвы (Полвека назад)») описаны его детские годы, проведённые в Коломне.

    Дом Мозгова
    Дом Мозгова.

    На пересечении улицы Лазарева с улицей Исаева стоит так называемый дом Мозгова (ул. Лазарева, д. 22). Небольшой, одноэтажный, он аналогичен дому Луковникова. Постоянных владельцев не имел и в краеведческой литературе называется по имени последних по времени хозяев.

    Пройдя далее, увидим на углу улиц Лазарева и Кремлёвской (ранее - Воскресенская) церковь Николы Гостиного (ул. Лазарева, д. 16). Она была построена в 1501 году «замышлением коломенского гостя (богатейшего купца, имевшего особые привилегии) Василия Иванова Юрьева» и от его социального статуса получившая своё прозвание. На древность постройки церкви указывает и многогранный алтарь, свойственный именно XVI столетию, а также характерный кирпич наиболее старой части церкви. Интересен тот факт, что служба в этом храме в соответствии с распоряжением городского головы начиналась на час раньше, чем в других церквях - в 5 часов утра, для удобства купцов города, которые в 6 утра открывали свои лавки.

    Церковь Николы Гостиного. Коломна.
    Церковь Николы Гостиного.

    Церковь Николы Гостиного неоднократно расширялась и перестраивалась: в 1641 году к древнему четверику примкнули новый придел, в 1752 году - возвели тёплый придел и колокольню, в 1848 году - построили новую обширную трапезную и колокольню. В церкви Николы Гостиного, несмотря на многочисленные перестройки, сохранилась большая часть четверика XVI века и остатки барабана.

    От храма открывается вид на средневековую Соборную площадь, возникшую в XIV веке (когда Коломна вошла в состав Московского княжества) и расположенную между Успенским собором и Воскресенской церковью.

    Но мы пройдём на современную Соборную площадь, постепенно раскрывающую перед нами свою величественную панораму. На площади сразу приковывает к себе взор пятиглавый Успенский кафедральный собор. Первый Успенский собор на этом месте был построен в 1382 году в память о победах русских воинов на реке Воже в 1378 году и спустя два года на поле Куликовом. Тот собор выглядел совсем иначе, чем нынешний. Историки архитектуры реконструируют его в виде трёхглавого, на высоком подклете, с междуярусным резным поясом. Древний собор украшали несколько рядов кокошников.

    Вид на Соборную площадь с востока. Рисунок М. Казакова. 1778 год
    Вид на Соборную площадь с востока. Рисунок М. Казакова. 1778 год.

    Предполагают, что в росписи собора принимал участие Феофан Грек. Его же кисти приписывают и Донскую икону Богоматери, хранившуюся в Успенском соборе. Начало существования Успенского собора отмечено легендой. В ходе строительства летом 1380 года, перед самым сражением на Куликовом поле, свод обрушился. Многие сочли это за дурной знак, но Дмитрий Иванович перед выступлением из Коломны совершил молебен в разрушенном соборе, чем показал несокрушимость русского духа. Конечно, вряд ли служба прошла в неосвящённом соборе, скорее всего, она состоялась в дворцовой Воскресенской церкви. В XVI веке собор времени Дмитрия Донского был, по-видимому, перестроен, глав стало пять. А в 1670-х годах на его месте мастером Милешкой (Мелентием) Алексеевым «с товарищи» по заказу коломенского архиепископа Иосифа было возведено новое здание. После пожара 1739 года деревянную кровлю собора «о четырнадцати фронтонах» по числу прясел заменили железной, крытой на четыре ската. В 1802 году по новому рисунку переделали главы Успенского собора. Крупное «поновление» здания происходило в 1887 - 1894 годах. В ходе работ были утрачены аркатура на барабанах, наличники окон (эти элементы восстановили при реставрации фасадов в 1958 - 1963 годах под руководством архитектора Е.Р. Куницкой). В августе 1999 года было завершено восстановление росписи четверика собора, после чего состоялось его Великое освящение Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который посещал наш город в общей сложности четыре раза. 13 сентября 2009 года Успенский собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, чей первый визит в Московскую епархию прошёл именно в Коломну.

    Северный портал Успенского собора.
    Северный портал Успенского собора.

    Интересно отметить, что в коломенском соборе богатство декора северного портала не уступает нарядности отделки западного. Разгадка этого обстоятельства кроется в том, что северные двери Успенского собора являлись в средние века главным выходом на Соборную площадь и выходом из храма к государеву (ранее - великокняжескому) двору. Он отличался очень большими размерами: в длину - 102 метра, в ширину - 85 метров, и был сопоставим с царским двором Московского Кремля. Его существование в Коломне подтверждало важное стратегическое положение города.

    Соборная шатровая колокольня и Успенский собор. Коломна
    Соборная шатровая колокольня и Успенский собор.

    Поблизости от Успенского собора возвышается шатровая 40-метровая колокольня, возведённая в 1692 году. Массивный куб её основания несёт широкий восьмерик звона, увенчанный шатром с тремя рядами слухов. В начале XVIII века на колокольне были установлены часы с боем. Их механизм находился в цилиндрической шахте здания. В 1739 году механизм был повреждён пожаром. Сила огня была такова, что расплавились три колокола на звоннице. После ремонта, обошедшегося в 50 рублей, часы исправно показывали время. Следующая починка произведена в начале XIX века. Для этого в июне 1804 года был приглашён из Москвы часовых дел мастер Л.И. Лебедев. До наших дней часы не сохранились. На шатровой колокольне был установлен самый большой в Коломне колокол весом 800 пудов. В XX столетии его уничтожили. В декабре 1990 года на звонницу подняли новые колокола. Самый большой из них нарекли именем Пимен, в честь Патриарха Московского и Всея Руси Пимена (годы патриаршества: 1971 - 1990). Говорят, что тогда он был самым большим по размеру среди новоотлитых российских колоколов.

    Тихвинская церковь в Коломне
    Тихвинский храм.

    К шатровой колокольне примыкает пятиглавый зимний Тихвинский храм. Существует предание о строительстве храма этого посвящения ещё в XVI веке. Но достоверно известно о возведении Тихвинской зимней церкви «коштом коломенского купца и содержателя суконной фабрики Ивана Тимофеева сына Мещанинова». Тихвинский храм был освящён в 1776 году. В середине XIX века староста Успенского собора купец второй гильдии Филипп Назарович Тупицын внёс капитал на строительство двух приделов к Тихвинской церкви, что подразумевало разборку существующего здания. Десятилетие потребовалось на согласование проекта, и в 1861 году строительство шестистолпного трёхапсидного храма было завершено. Но перестройки могло бы не произойти, так как существовал план строительства нового большого храма западнее соборной колокольни. По каким-то причинам этот план не был осуществлён, а на месте предполагаемого строительства возвели двухэтажный корпус приходского соборного училища, завершившего формирование современного облика Соборной площади. Некоторые исследователи полагают, что оно построено в 1912 году. По всей вероятности, здание в этом году было расширено, получило пристрой. Об этом свидетельствуют использованные кирпичи с клеймами кирпичного завода Модеста Александровича Лозовского начала XX века, которые имеются на одной половине здания, а на второй их нет. Ныне в здании бывшего училища работает школа № 3, которая по праву гордится своими воспитанниками.

    В её стенах в разные годы учились известные в Коломне и в стране люди: мужественный лётчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза Сергей Иванович Захаров; полный кавалер ордена Славы Сергей Алексеевич Головлёв; прославленный токарь Тепловозостроительного завода, Герой Социалистического Труда Николай Иванович Дашков; знаменитые спортсмены-конькобежцы братья Валерий и Юрий Муратовы; журналист, краевед, написавший несколько книг по истории коломенских предприятий, Александр Тимофеевич Беляев и другие.

    Во время празднования Всероссийских Дней славянской письменности и культуры в Коломне 23 мая 2007 года на Соборной площади между шатровой колокольней и школой № 3 открыли памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, созданный заслуженным художником Российской Федерации Александром Рожниковым. Церемонию открытия возглавили министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Сергеевич Соколов, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов.

    Памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию.
    Памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию.

    В южной части Соборной площади находится комплекс Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. На этом месте некогда располагался дворец Коломенского епископа. Коломенская епархия возникла в середине XIV века, не позднее 1353 года. Её учреждение подчёркивало значимость Коломны для Московского княжества. Кафедру епархии занимали выдающиеся церковные деятели: Герасим, благословивший в 1380 году Дмитрия Донского перед походом на Куликово поле; Иов, впоследствии первый российский Патриарх. В семинарии при архиерейском доме учился Василий Михайлович Дроздов, впоследствии митрополит Московский и Коломенский Филарет (1782 - 1867), ныне небесный покровитель нашего города. Коломенская епархия просуществовала до конца 1799 года, когда император Павел I своим указом упразднил её.

    Уроженец Коломны, известный учёный-богослов профессор Никита Петрович Гиляров-Платонов в книге «Из пережитого» писал: «С плачем проводили коломенцы архиерейский двор, консисторию, учителей и учеников семинарских. Отселе они живут в городе исключительно торговом. Торговые интересы будут отселе главные и единственные; на них будет сосредоточиваться и покоиться общественное внимание: гурты, барки, хлеб, сало».

    Последний коломенский архиерей вместе с духовной семинарией был переведён в Тулу. Синод, считаясь с древностью Коломенской кафедры, постановил наряду с её упразднением перевести в архиерейский дом Голутвин монастырь, находившийся недалеко от впадения Москвы-реки в Оку, передав ему все домовые церкви и строения. Созданный здесь монастырь стали называть Ново-Голутвиным монастырем. Он действовал до 1920-х годов. После закрытия все его помещения использовались не по прямому назначению. До наших дней сохранились постройки, возведённые при епископах и позже: жилой архиерейский дом с домовой Покровской церковью (возведена в 1823 году, внеся в архитектуру здания черты псевдоготики), Троицкая церковь, семинарский и консисторский корпуса. В нижнем этаже архиерейского корпуса сохранилась одностолпная палата XVI века. В XVII - XVIII веках здание неоднократно перестраивалось.

    Семинарский корпус, возведённый в 1680-е годы, вначале играл роль административного. Консисторский корпус, ныне дом настоятельницы, одна из наиболее ранних построек монастыря, возведён в первой половине XVII века. Здесь располагалась Покровская церковь, упразднённая после пожара 1782 года, затем - консистория.

    Монастырь окружает ограда с воротами и башнями. Ранее считалось, что их автор - выдающийся русский зодчий Матвей Фёдорович Казаков. Документы свидетельствуют о следующем. В 1777 году в Коломне произошёл пожар, при котором серьёзно пострадал архиерейский дом. Императрица Екатерина II выделила 12 000 рублей на его поправление. Перестройкой архиерейского подворья руководил архитектор Алексей Миронов, а М.Ф. Казаков находился в Коломне с 20 декабря 1777 года по 10 января 1778 года с конкретной целью: зарисовать кремль (всего было сделано пять рисунков кремлёвских стен и рисунок с изображением Успенского собора и Соборной площади) и снять план города. В 1825 году для нужд монастыря строится колокольня со Святыми воротами в основании, которая удивительным образом сочетается с противолежащей соборной шатровой колокольней.

    Колокольня Ново-Голутвина монастыря.
    Колокольня Ново-Голутвина монастыря.

    Главный храм обители - Троицкий - был построен в 1705 году в стиле московского барокко. Впоследствии он неоднократно переделывался. Храм этот бесстолпный, одноглавый, поставлен на высоком сводчатом подклете. Троицкий храм соединялся переходом с Архиерейским корпусом. Известно, что некоторые иконы для храма были написаны мастерами оружейной палаты Московского кремля, в том числе Тихоном Филатьевым.

    В 1989 году монастырский комплекс возвращён Русской Православной Церкви.

    Вид на Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастыряь от Ямской башни Коломенского кремля.
    Вид на Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастыряь от Ямской башни Коломенского кремля.

    Первое богослужение состоялось в Свято-Троицком храме на праздник Сретения Господня (15 февраля) 1989 года; его совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Сейчас монастырь полностью восстановлен, организована монашеская жизнь под руководством настоятельницы игуменьи Ксении (Зайцевой). Здесь около 100 сестёр, действует музей, работают мастерские: керамическая, вышивальная, иконописная, ткацкая и столярная. В 1997 году при монастыре был открыт благотворительный православный медицинский центр, в котором оказывается безвозмездная медицинская помощь населению сестрами монастыря - дипломированными специалистами. В обители имеется большая библиотека духовной литературы, действует детская воскресная школа. Сестры занимаются разведением среднеазиатских и кавказских овчарок в собственном питомнике «Конвент». В 1999 году на территории обители построена и расписана руками сестёр каменная часовня в честь блаженной Ксении и блаженной Матроны. В 2001 году построена деревянная часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы. Часовня освящена 2 февраля 2002 года епископом Видновским Тихоном. 22 июля 2003 года в архиерейском корпусе монастыря открылась резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В резиденции находятся тронный зал, кабинет с библиотекой, спальня, малая трапезная, гостиничные номера. Здесь в декабре 2003 года состоялась встреча Президента России В.В. Путина с губернатором Московской области Б.В. Громовым.

    Выйдем с территории монастыря на Соборную площадь. С левой её стороны, на пересечении улицы Лазарева с улицей Болотникова, стоит деревянный дом (№ 10) с мезонином, построенный в середине XIX века. Этот дом знаменит тем, что в 1911 - 1913 годах в нём бывал известный русский писатель Александр Иванович Куприн. Он приезжал к своей сестре Зинаиде, муж которой, коллежский асессор Станислав Генрихович Нат, в начале XX века был лесничим Зарайского лесничества. Об этом сообщает памятная доска на фасаде здания (её торжественно открыли 11 ноября 2005 года). В охотничьих рассказах и позднем автобиографическом романе «Юнкера» А.И. Куприна можно обнаружить коломенские мотивы.

    Дом Куприна и памятная доска на нём.
    Дом Куприна и памятная доска на нём.

    В квартале напротив Дома Куприна (так дом № 10 по улице Лазарева называют в краеведческой литературе) несколько лет ведутся археологические раскопки. Особо памятным стало лето 2006 года. Археологи обнаружили стоянку древнего человека периода каменного века. Её датировали примерно 12 тысячелетием до нашей эры, то есть она относится ко времени палеолита. Это открытие даёт новое знание о территории обитания древнего человека - о том, как она осваивалась.

    Известно, что всякий город начинался с укреплённого места - высокого, господствующего над окрестностями. Коломна не была исключением. Она зародилась на крутом берегу Москвы-реки, там, где в неё впадала река Коломенка. Коломенцам это место известно как сквер Блюдечко, который расположен на высоте 122 метра над уровнем моря. Такое название он получил в середине XIX века по своей форме после слома кремлёвской стены; на старом русле Коломенки до 1926 года стояла водяная мельница, вниз с крутого берега к воде вела белокаменная лестница, при входе на Блюдечко бил фонтан.

    В апреле 1935 года с целью организации раскопок «для поисков первоначальной Коломны» в город приехал научный сотрудник Московского областного краеведческого музея Константин Яковлевич Виноградов. Чуть позже к нему присоединился Николай Петрович Милонов, кандидат исторических наук, сотрудник НИИ краеведческой и музейной работы. Данные, полученные в результате раскопок на территории кремля в районе сквера Блюдечко, позволили сделать вывод о том, что «основной заселённый центр города XI - XII веков тяготел к реке Москве и к месту, где река Коломенка вливается в Москву-реку».

    На современном этапе эти выводы подверглись некоторой корректировке. Раскопки 1995 года показали, что, скорее всего, остатки поселения на Блюдечке могут быть отнесены к селищу X - XI веков, т.е. остаткам древнего неукреплённого поселения (деревеньки). К концу XI века этот славянский посёлок приходит в запустение. И только тогда, когда образовалось Рязанское княжество, эта земля вновь привлекла к себе внимание как стратегический пункт, позволяющий поставить под контроль устье Москвы-реки. Но так как территория посёлка была сильно изрезана оврагами, то, когда стали ставить городские стены, место под строительство выбрали несколько ниже древнего поселения, в районе, где позднее стояла Свиблова башня Коломенского кремля (неподалёку от нынешнего Бобреневского моста через Москву-реку). Именно отсюда, скорее всего, и пошла Коломна. Окончательную точку в решении этого вопроса могут поставить археологические раскопки, которые не охватили пока именно эту часть территории кремля.

    Как было сказано, на северной стороне кремля не сохранилось ни одной башни, ни одного прясла стены. Активная разборка кремлёвских стен началась после письма императора Павла I от 16 июня 1797 года к Московскому военному губернатору Ю.В. Долгорукову: «По докладу Вашему я дозволяю в городах Московской губернии: Коломне, Серпухове и Можайске - крепостные стены, как и ворота, по крайней их ветхости разобрать...» Письмо легализовало и так существующий до этого в Коломне тайный промысел рытья кирпича и камня из стены кремля, благодаря чему в городе появилось немало каменных домов.

    Источники показывают, что на северной стене находились Косые ворота, расположенные на тупом углу крепости при месте бывшего впадения Коломенки в Москву-реку, т.е. в районе сквера Блюдечка. Их длина равнялась 16 метрам, ширина - 10, а высота - 21 метру. Арки ворот четырёхгранной башни были расположены в перпендикулярных друг к другу стенах, что затрудняло доступ врагу. Благодаря такой конструкции они и получили своё название. На рисунке архитектора М.Ф. Казакова Косые ворота именуются Соловецкими. Вероятно, от Косых ворот получила своё название Косая гора (народное название - Косуха).

    Около Косых ворот в прясле стены находились Мельничьи или Георгиевские ворота. Далее располагалась Воскресенская башня, близ которой было возведено особое сооружение -Тайник. Так как Коломенская крепость стояла на высоком, из многометровых напластований крепкого известняка, берегу Коломенки и Москвы-реки, то подземные воды находились на большой глубине и воду брали из рек - чистого в то далёкое время источника. Но он был надёжен лишь в мирное время, а потому на случай осады во всех русских кремлях делали тайники к водоисточникам. Был такой Тайник и в Коломенском кремле. Сын антиохийского патриарха Макария, архидиакон Павел Алеппский так описывает этот Тайник: «Внутри окружной стены заключаются большие, обширных размеров сводчатые подземелья, выходящие к реке, дабы можно было брать воду из неё в случае нужды и осады, ибо река частью подходит к подножию стены, где есть потаённая дверь с железной решёткой». Сам же Тайник исследователи реконструируют как отводную стену к Москве-реке от основного прясла с двумя галереями, выведенную к урезу воды.

    План дворца в Коломне, составленный по описи 1598 г.
    План дворца в Коломне, составленный по описи 1598 г. (увеличить).

    От Блюдечка берёт начало небольшая улица, которой дано имя Дмитрия Донского. Когда-то на этом месте стоял великокняжеский дворец, где бывал великий князь московский Дмитрий Иванович. Частью дворца являлась домовая Воскресенская церковь, в которой 18 января 1366 года Дмитрий венчался с суздальской княжной Евдокией.

    Церковь Воскресения Словущего в Коломне
    Церковь Воскресения Словущего.

    На протяжении веков церковь изменяла свой внешний и внутренний вид: белокаменный сводчатый подклет сохранился от начала XVI века, а здание неоднократно реконструировалось и перестраивалось в XVII - XIX столетиях. В этом храме хранились древние иконы, которые сейчас находятся в Государственной Третьяковской галерее. Это «Сошествие во ад» (храмовая икона XIV века) и «Троица ветхозаветная» (начало XVI века; возможно, что это был один из первых списков рублёвской «Троицы»). В 1929 году церковь была закрыта, и только в 1992 году здание, лишённое крестов и большей части колокольни, было передано общине Успенского собора. Сначала здесь проходили занятия Московского епархиального духовного училища, затем в здании расположилась соборная иконописная мастерская.

    В 2001 году около церкви Воскресения были проведены масштабные раскопки, позволившие не только представить храм во всей его полноте, но и выявить некрополь XIV - XVIII веков, а также интереснейшие граффити на белокаменном подклете. С 2006 года приступили к реставрации Воскресенской церкви и к Всероссийским Дням славянской письменности и культуры в 2007 году завершили работы по её внешней отделке.

    Коломенское уездное училище и памятная доска на нём.
    Коломенское уездное училище и памятная доска на нём.

    Напротив древнего храма вдоль ул. Дмитрия Донского стоит стройное двухэтажное здание, почтовый адрес которого: улица Кремлёвская, д. 18 (своим торцом здание выходит на эту улицу). Оно построено на рубеже XVIII -XIX столетий специально для Коломенского уездного училища. В 1892 году оно было преобразовано в двухклассное городское, а через четыре года - в трёхклассное. Его воспитанник Иван Иванович Янжул стал известным в России учёным-экономистом, социологом и юристом, который многое сделал для развития нравственных отношений в сфере экономики и повседневной жизни россиян. Профессор Московского университета, он в 1895 году был избран академиком Российской академии наук. 12 июля 2007 года в торжественной обстановке была открыта памятная доска, посвященная И.И. Янжулу.

    На пересечении улиц Кремлёвской и Дмитрия Донского стоял дом соборного протоиерея Василия Пробатова (ул. Кремлёвская, д. 12), известного своими стихотворными переложениями богослужебных текстов. Табличка на калитке забора разобранного дома сообщает, что здесь в 1920-х годах проживал епископ Коломенский и Бронницкий Феодосии (Ганицкий), включённый 11 апреля 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви как священноисповедник в Собор новомучеников и исповедников российских XX века. Обретённые по благословению Патриарха Алексия II 16 мая 2006 года мощи св. Феодосия почивают ныне в Богоявленском Старо-Голутвине мужском монастыре.

    Свернём налево и выйдем на берег Москвы-реки. От некогда стоявших здесь северной стены и башен кремля ничего не осталось. На Блюдечке мы познакомились с некоторыми из них. На том участке, куда мы попали, стояли Сандырёвская, Бобреневская и Свиблова башни, а также Водяные ворота, расположенные в прясле стены. По кое-где проглядывающим из-под земли белым камням основания крепостной стены пройдём в восточном направлении метров триста и мысленно представим, что здесь, на высоком мысу, стояла одна из красивейших башен Коломенского кремля - Свиблова.

    Свиблова башня. Изображение на иконе из ризницы Ново-Голутвина монастыря.
    Свиблова башня. Изображение на иконе из ризницы Ново-Голутвина монастыря.

    Её ещё называли Москворецкая, Стрельня, Мотасова, Круглая наугольная. Название башни - Свиблова - происходит, скорее всего, от имени приближённого боярина Дмитрия Донского - Фёдора Андреевича Свибло, который, возможно, принимал участие в строительстве стен деревянного Коломенского кремля. Интересную легенду, объясняющую народное происхождение названия башни - Мотасова - приводит Н.П. Гиляров-Платонов. Это предание он слышал от своей тёти Марии Матвеевны: «...башня эта, угольная, к Москве-реке, называется «Мотасовою», и вот почему: на ней сидел чёрт несколько сот лет и мотал ногами». Свиблова башня главенствовала над кремлём и окрестностями - её высота достигала 34 метров. Она была более мощной, чем Коломенская (Маринкина), и завершалась пышной короной машикулей (навесных бойниц), укрытых с боков и сверху. Башня стояла на берегу Москвы-реки около плашкоутного моста и охраняла водную артерию города. Рядом с белокаменным цоколем башни располагалась пристань.

    Писцовая книга 1577/1578 годов в записи о Свибловой башне указывает, что «в подошве у нея тюрма, решотка железная, поверх тюрмы казна». Разобрана Свиблова башня была в 80-е годы XIX века. Архитектор A.M. Павлинов, под руководством которого проводилась реставрация 1886 - 1889 годов, вслед за Н.Д. Иванчиным-Писаревым утверждает, что она была обрушена в воды Москвы-реки коломенскими жителями по решению местных властей: «По рассказам очевидцев, это сделано следующим образом. Со стороны Москвы-реки стали выбирать нижнюю часть башни, т.е. основание, подпирая выбранные места деревянными столбами. Эта операция производилась осторожно, по кусочкам. Когда удалось более половины здания поставить на столбы, облили столбы керосином, разложили кругом огонь, и столбы загорелись. В ожидании падения башни в Москву-реку город устроил себе гулянье».

    Далее: «Знакомьтесь - Коломенский кремль» - продолжение
    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100