Храм Николы Гостиного в Коломне. Посвящение

Дата публикации или обновления 04.11.2016

Храмы Московской области

Храм Николы Гостиного в Коломне

  • Никольская церковь, г.Коломна в разделе Храмы Московской области.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2009 году.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2011 году.

  • Коломна, Коломенский кремль, церковь Николы Гостиного

    Оглавление

  • 1. Посвящение.
  • 2. Загадка имени храма. Версия первая.
  • 3. Загадка названия храма. Версия вторая.
  • 4. Когда же он основан?
  • 5. Когда же появился кирпичный храм?
  • 6. Поиск продолжается. Находка точной даты освящения храма.
  • 7. Древнейшее напрестольное Евангелие храма.
  • 8. Храм в смутное время.
  • 9. «Бунташный век».
  • 10. Древнейшие изображения и планы Коломны о храме Николы Гостиного.
  • 11. «Век осьмнадцатый...».
  • 12. Храм на рубеже XVIII - XIX веков.
  • 13. Николаевская, что в крепости, церковь и её настоятель Константин Протопопов (вторая треть XIX века).
  • 14. А.А. Алябьев и Н.Д. Иванчин-Писарев.
  • 15. Храм в конце XIX - начале XX вв.
  • 16. Время испытаний и забвения.
  • 17. Возрождение храма.
  • 18. Священники, служившие в храме Николы Гостиного.
  • 19. Акафист святителю Николаю Мир Ликийских Чудотворцу.
  • 20. Акафист святой мученице Параскеве.

  • Источник информации: книга «Храм Николы Гостиного в Коломне».
    Издательский дом «Лига», Коломна, 2009.

    Посвящение

    В центре Коломенского кремля, совсем рядом с его духовным центром — Коломенским Успенским собором, стоит храм Николы Гостиного. Это одна из самых древних построек Коломенского края.

    Святитель Николай, которому посвящен храм, родился в жаркой Малой Азии и стал епископом города Миры Ликийские. Прославившись при жизни и, в особенности, после смерти чудотворениями, Никола Угодник стал самым любимым в народе святым на Руси. Уже в XI веке его как епископа-защитника широко почитали за скорую помощь и среди князей, и среди бояр, и среди простого народа. Пословицы отразили обилие церквей и икон Николы: «Нет икон, как Никол» — так говорили в XIX столетии. На русском Севере, где Никольских храмов было особенно много, бытовала такая пословица: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы».

    Об отношении русской народной души к святителю Николаю рассказывает одна благочестивая притча, передававшаяся на Руси из уст в уста. Как-то Господь Вседержитель призвал к Себе двух святых: Николу Чудотворца и Касьяна.

    Шли они по грязной дороге, на которой им повстречалась увязшая в грязи крестьянская телега с горшками. Крестьянин, долго ждавший помощи на безлюдном пути, взмолился к святым пособить вытащить воз из грязи. Касьян стал отговариваться, дескать, иду я к Самому Богу, перемажусь весь, да и опаздывать нельзя.

    Посмотрел он на простого человека и пошёл дальше. Никола же засучил рукава и стал помогать, надолго задержавшись, да к тому же и перемазавшись в дорожной грязи. Пришёл он к престолу Всевышнего с небольшим опозданием. Господь уже беседовал с Касьяном и грозно потребовал от Николая Чудотворца дать ответ, почему он опоздал, да ещё и предстал перед Ним в нечистых одеждах. Святитель Николай смиренно рассказал обо всём случившемся. Бог умилосердился и теперь обратил свой вопрос к Касьяну. «Почему же ты, Касьян, по примеру Николая Угодника, не помог страднику?» — грозно вопросил Он. Касьян стал оправдываться, говоря о том, что Сам же Бог призвал его и назначил время, опаздывать ведь было нельзя. «Милосердие выше послушания», — промолвил Всевышний и вынес свой суд. «Отныне, — сказал Он, — за милосердие твоё и быструю помощь, Никола, тебе будут праздновать два раза в год, весной и зимой. А тебе, Касьян, будут праздновать раз в четыре года».

    С тех пор Николаю Чудотворцу установлена память 22 мая и 19 декабря, а Кассиану — только один раз в четыре года, лишь в год високосный, 29 февраля. Причём праздник перенесения мощей (ныне отмечаемый лишь Православной Церковью) впервые был признан в Киеве и поначалу был праздником чисто русским.

    Николай Угодник почитался как покровитель путешествующих, в том числе по воде. Поэтому его с особым усердием чтили в среде купцов, торговавших с дальними странами. Им приходилось преодолевать сотни километров пути по рекам и морям. Морские путешествия всегда были особенно опасными. Штормы и ураганы, морские пираты могли запросто лишить всего добра, а то и жизни. В «Повести временных лет» есть такие слова о трудностях морских плаваний, сказанные дружиной князя Игоря в 944 году: «... кто с морем сговорился? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть».

    Святитель Николай являл особую помощь терпящим бедствие на воде. Его молитвами был избавлен от потопления корабль в Средиземном море. Человека по имени Дмитр Николай Чудотворец спас со дна морского от верной гибели. Один константинопольский патриарх решил исключить за незнатное происхождение святителя Николая из числа святых. «Смердович» (т. е. простолюдин) Никола, однако, чудесным образом спас этого самого патриарха во время бури в Средиземном море и иронически при этом произнёс: «Ци смердович скор в помощех».

    Ещё одно получившее широкую огласку чудо по заступничеству святого произошло в Киевской Руси. В XI столетии на Днепре тонул совсем маленький мальчик. Очевидцы видели, как над ним сомкнулись днепровские воды. Но в тот же день отрок был неожиданно обнаружен на запертых снаружи полатях киевского собора Святой Софии, у иконы святителя Николы Доброго. С тех пор стали писать иконы великого угодника Божия с изображением киевского чуда «об утопшем отрочати». А на Руси стали строить храмы в честь Николы Мокрого, то есть покровителя и помощника путешествующим по воде и тонущим. Храм Николы Мокрого был и в средневековой Коломне.

    Далее: Загадка имени храма. Версия первая.

    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100