«Бунташный век»

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Храм Николы Гостиного в Коломне

  • Никольская церковь, г.Коломна в разделе Храмы Московской области.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2009 году.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2011 году.
  • «Бунташный век»

    Основной источник по истории города Коломны — писцовые и переписные книги. За XVII век их составляли несколько раз. После окончания Смутного времени правительство царя Михаила Фёдоровича Романова отправило писцов во все уголки страны. В 1623 — 1624 гг. было составлено новое описание Коломны. К удивлению, точно так же, как и в 1577 — 1578 гг., храм Николы Гостиного в г.Коломне в нём не упоминается. Почему?

    Это загадка, приблизиться к решению которой помогает предположение об особом статусе храма. По своей владельческой принадлежности храмы в городе Московской Руси делились на приходские (содержались за счёт прихожан), ружные (возникали по инициативе государственной власти или на каком-то этапе эта власть назначала государственное содержание), владычные (епископские) и монастырские. Весьма вероятно, что храм Николы Гостиного на деле был ружным, но содержание своё получал не от государства, а от купцов-гостей. Именно это обстоятельство могло повлиять на то, что в писцовые книги 1577 — 1578 и 1623 — 1624 гг. он не попал, ибо там описывалось, прежде всего, государственное имущество, и упоминались лишь приходские храмы.

    Однако точно так же, как во времена Ивана Грозного церковь упоминается косвенным образом, так и в исходе первого десятилетия правления Михаила Фёдоровича Романова о нём есть указания. В писцовой книге 1623 — 1624 гг. есть свидетельства о существовании в Коломне двух Никольских попов, священствовавших в двух разных храмах Николая Чудотворца: Ивана Боукова и Богдана. Иван Боуков по прямому указанию той же книги был настоятелем храма Николы на Посаде. Поскольку в Коломне имелось лишь два Никольских храма, священник Богдан служил в храме Николы Гостиного. Узнаём о нём мы лишь потому, что он упомянут в числе владельцев лавок на коломенском торгу. Ему принадлежало торговое место в иконном ряду, т. е. священник Богдан торговал иконами.

    В XVII столетии покровительство купцов-гостей Юрьевых над храмом Николы Гостиного продолжилось. Об этом неопровержимо свидетельствуют сохранявшиеся в церкви до начала XX века реликвии: медная чаша и крест. На небольшой медной чаше была отчеканена надпись: «СИЮ ЧАШУ ПРИлОЖИЛ В ДОМ ВЕЛИКОМУ ЧУДОТВОРЦУ НИКОЛАЮ ВО СВЯЩЕНИЕ ВОДЕ ГОСУДАРЕВ ГОСТЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ЮРЬЕВ ЛЕТА 7139 МЕСЯЦА ИЮНЯ В 23 ДЕНЬ». В переводе на современный счёт лет получаем, что чаша была вложена в 1631 году.

    Чуть позже неизвестным вкладчиком был подарен серебряный позолоченный крест с таким посвящением: « 7143 МАЯ В 9 ДЕНЬ СДЕЛАН СЕЙ КРЕСТ В ДОМ ВЕЛИКАГО ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ГОСТИНАГО ЧТО В КОЛОМНЕ ВНУТРИ ГРАДЕ И ПРИ БЛАГОВЕРНОМ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МИХАИЛЕ ФЕОДОРОВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ ПРИ ЕПИСКОПЕ РАФАИЛЕ». Вполне вероятно, что и этот вклад 1635 года сделан Юрьевыми.

    В XVII столетии храм Николы Гостиного был перестроен, точнее, достроен. В клировых ведомостях XIX столетия (за 1840 и 1887 гг.), а также в справочной литературе указывалось, что церковь построена в 1641 году. Поскольку древнейший четверик достоверно относится к XVI столетию, становится ясно, что в 1641 году мог быть возведён лишь придел, освящённый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вид этого храма после перестройки можно увидеть в строительном деле 1839 года.

    Натурные обследования церкви архитектора Е.В. Михайловского показали, что в этот же период произведено изменение верхней части храма. Он доказал, что в XVII столетии верхние углы четверика были доложены типичным кирпичом этого времени размерами 29 х 13,5 х 8 см. Сводчатое покрытие с трёхлопастным завершением фасадов было заменено четырёхскатным с горизонтальным карнизом. Это была очень существенная переделка храма, после которой могло последовать его новое освящение, что и привело к изменению даты с 1501 на 1641 год. Начался как бы новый отсчёт его истории. Одновременно с перестройкой была написана храмовая (для придела) икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В XIX веке отмечалось, что она, как «можно предполагать, старинная, но к какому времени относится неизвестно». С полным основанием можно говорить, что написана она около 1641 года.

    Именно при перестройке и новом освящении по инициативе гостя Василия Ивановича Юрьева была нарезана белокаменная доска, проанализированная выше.

    До наших дней сохранилась писцовая книга Коломны 1646 — 1647 гг. Она сообщает о церкви и её клире: «погост, а на нем церковь Великого Чудотворца Николы прозвище Гостина; двор поп Иван Деев; двор вдова Улитка Ивановская жена Котова у неё дети Ивашко да Сенко да Кирилко; Ивашко на Коломне в городовых воротниках». Итак, причт храма состоял из двух человек: священника Ивана Деева и просвирницы Улиты, вдовы Ивана Котова. У Улиты было трое детей, старший из которых был уже пристроен на государеву службу сторожем у одних из ворот Коломенского кремля.

    В 1655 году Коломну посетило посольство Патриарха Антиохийского Макария (см. цветную вклейку), который задержался тут по причине эпидемии чумы. Патриарший архидиакон и его секретарь Павел Алеппский оставил замечательное описание Коломны. Павел отметил, что в кремле располагались пять больших каменных церквей. Двигаясь от Пятницких ворот к Соборной площади, тот дал краткое описание храма Николы Гостиного, полагая, что он входил в ансамбль кремлёвского центра. Процитируем это описание храма полностью: «Первая церковь — благолепная, с куполами; крыша её крестообразная, ибо её стены имеют с каждой стороны вид трёх арок из коих средняя выше остальных двух; церковь эта во имя св. Николая. В смежности с нею колокольня высокая, изящная, с арками и четырёхугольным продолговатым куполом с крестом наверху, по обыкновению. На четырёх её углах для украшения сделаны резные колонны наподобие фонарей, очень изящной работы». Записи Павла Алеппского очень ценны. Выясняется, что переделка верха храма случилась не в 1641 году (как можно было бы полагать, одновременно со строительством придела), а позже 1655 года. Почему?

    Да потому, что приведённое описание полностью соответствует реконструкции храма 1501 года с трёхлопастным завершением фасадов. Значит, Е.В. Михайловский правильно думал, что кирпич из переделки верхней части позже 1641 года (и позже 1656 года — A.M.). Из приведённого текста следует, что в 1641 году одновременно с постройкой придела была возведена оригинальная шатровая колокольня, украшенная резьбой по белому камню.

    Крайне интересно свидетельство о праздновании престольного праздника в храме Николы Гостиного. Выше мы уже говорили, что в церкви последовательно в течение трёх дней служили епископ, архимандрит и игумен одного из монастырей. Поскольку коломенского епископа в 1655 году не было (владыка Александр вступил в конфликт с Патриархом всея Руси Никоном, был извержен из сана и сослан в дальний монастырь), первый день по традиции пришлось служить Святейшему Патриарху Антиохийскому Макарию. Вполне возможно, что это было первое и пока последнее патриаршее богослужение в храме Николы Гостиного.

    Приводим текст Павла Алеппского полностью:

    «Накануне праздника св. Николая мы слушали малое повечерие в церкви, что внизу соборной. Все, уцелевшие в этом городе и его окрестностях мужчины, женщины, мальчики и девочки, пришли в эту церковь. Они всегда имеют обычай, приходя в церковь, всякий раз приносить с собой свечи; к каждой приклеивают копейку и ставят свечу перед иконой святого, во имя которого церковь, а также перед иконами, стоящими перед окружностью церкви. ...

    В полночь ударили в колокола ко всенощному бдению. Мы встали к службе и, войдя в упомянутую церковь, нашли там молодых женщин и девиц, которые раньше мужчин и мальчиков поспешили прийти сюда, имея в руках свечи. Было совершено великое торжество по любви их к свт. Николаю, и так как церковь мала, то большая часть народа стояла вне её, на сильном холоде, от полуночи до утра, с непокрытой головой, по их обыкновению. Певчие начали великую вечерню, после того как священник облачился и диакон в стихаре вышел, говоря: «Благослови, владыко!», а священник сказал: «Благословен» ... Затем чтец начал вечерний псалом, читая поочередно стих за стихом, и это же пели певчие на обоих клиросах. Потом вышел диакон, сказал ектению и вошёл (в алтарь), после чего вышел со свечой впереди священника, который стал кадить при «Господи воззвах». Затем они возвратились и вышли на литию в нарфекс. Поставили пять хлебов, пшеницу и вино и диакон прочёл, по обыкновению, «Спаси, Господи, люди Твоя». Затем (следовали) прочие молитвы, по положению, и тропари; священник совершил отпуст, и начали утреню после звона в колокола, как это принято в начале службы. Вышел диакон со свечой, а священник — с кадильницей кадить по обычаю.

    После шестопсалмия диакон вышел и сказал большую ектению, затем пропели величание святому, потом читали Псалтирь, причём каждая кафизма сопровождалась чтением, затем следовал полиелей. При седьмой песне читали синаксарь. Мы вышли на заре, измученные до изнеможения и от усталости вследствие стояния на ногах и от сильного холода.. После четвёртого часа дня возвратились к обедне, по обычном звоне в колокола. Служил наш владыка патриарх, совершив сначала водосвятие и окропив церковь и народ, по обычаю. От сильного холода, тогда бывшего, вода в сосуде замерзла, и мы разбивали лед при погружении креста. Владыка рукоположил иерея, и мы вышли от обедни только около солнечного заката.

    Нам рассказывали, что во всей стране московской очень торжественно справляют праздник святителя Николая и празднуют три дня с большим ликованием».

    Патриарх Антиохийский Макарий был, насколько можно судить по источникам, единственным из православных патриархов, служивших в храме Николы Гостиного за всю его многовековую историю.

    Довершая рассказ об истории храма в XVII столетии, необходимо остановиться на одной любопытной находке. Во время раскопок 2000 года у северной стены древнего четверика на глубине примерно двух метров был обнаружен кирпичный, на известковом растворе склеп со сводчатым верхом. Склеп примыкал вплотную к стене храма. Сохранился он целиком, и исследователями было принято решение не тревожить погребение. Размеры кирпича, из которого он сложен: 27 х 13 х 6; 27,7 х 12,5 х 7; 27 х 12 х 6,5 см. Предположительно, он относится к первой половине XVII века. Весьма вероятно, что это погребение одного из священнослужителей.

    Далее: Древнейшие изображения и планы Коломны о храме Николы Гостиного.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос