Древнейшие изображения и планы Коломны о храме Николы Гостиного

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Храм Николы Гостиного в Коломне

  • Никольская церковь, г.Коломна в разделе Храмы Московской области.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2009 году.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2011 году.
  • Древнейшие изображения и планы Коломны о храме Николы Гостиного

    Выше мы уже приводили современную реконструкцию внешнего облика храма, выполненную по результатам исследований Е.В. Михайловским. Но сохранились ли его ранние изображения? Оказывается, да, и весьма древние.

    В 60 — 70-е гг. XVI века при Иване Грозном был составлен Лицевой летописный свод — огромная летопись, украшенная более чем 16 тыс. рисунков. Среди них есть и изображения Коломны. В свод было включено «Сказание о Мамаевом побоище» — рассказ о Куликовской битве, с историей которой тесно связан город. В «Сказании» содержится рассказ о том, что после возвращения с берегов Дона и Непрядвы в Коломну 21 сентября 1380 года было устроено благодарственное «молебствие» во всех храмах города. Миниатюристы (работала целая бригада, одни «знаменовали», т. е. намечали рисунок, другие рисовали лики, третьи работали красками) проиллюстрировали этот эпизод. Язык средневековой миниатюры — особый, символический. Главный благодарственный молебен и литургия служились в белокаменном Успенском соборе г.Коломны, изображённом на первом плане.

    Внутри находятся князь Дмитрий Донской и его двоюродный брат — серпуховской князь Владимир Храбрый. У престола стоит епископ Герасим с Евангелием, который кадит на князей. Зритель должен помнить, что мы наблюдаем действие внутри Успенского собора. Внизу миниатюры наброском намечены верхние части кремлёвских стен и башен, которые должны показать, что всё происходит внутри кремля. На заднем плане мы видим ещё три храма, в которых также служатся литургии. Художник XVI века оказался точен в изображении исторического центра Коломенского кремля — Соборной площади.

    Там во время создания Лицевого летописного свода стояло именно четыре храма — вход на Соборную площадь оформлял храм Николы Гостиного г.Коломны, далее слева стоял Успенский собор (изображён трёхглавым, что является точной деталью), и по движению направо — храмы Николы Заразского и Воскресения. Так вот, в центре миниатюрист поместил одноглавый храм с треугольно поднимающимися вверх фасадами. Это очень напоминает реконструкцию первоначального вида храма Е.В. Михайловского, хотя и не буквально, а символически, «знаково». Выясняется, что «знаменщик» Лицевого свода бывал в Коломне и своей памятью ухватил такие точные детали, как существование четырёх храмов на её Соборной площади, трёхглавие Успенского собора и поднимающиеся в средней части вверх фасады храма Николы Гостиного. Разумеется, миниатюра — далеко не фотография, но перечисленные особенности не могли появиться на пустом месте.

    Второе по времени изображение храма Николы Гостиного мы видим на древнейшем документальном виде Коломны 1636 года, исполненном Адамом Олеарием во время проезда шлезвиг-голштинского посольства через неё в Персию. Вид был опубликован как иллюстрация в составе книги под названием «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» в Шлезвиге (северная Германия) в 1656 году.

    Храм Николы Гостиного среди многих других коломенских храмов изображён тут в очень условной манере (см. цветную вклейку). Он не соответствует реконструкции Е.В. Михайловского. По каким-то причинам одна луковичная глава опирается прямо на свод без какого-либо барабана.

    Можно предположить, что Никола Гостиный — это стоящий рядом правее храм с фасадом, делящимся на три щипцовые (треугольные) закомары. Однако у храма Николы Гостиного они были иные — килевидные, и средняя из них была выше других крайних. Да и по всем расчётам получается, что этот более крупный храм является изображением храма Воскресения на Соборной площади. Он был действительно и крупнее, и выше, и ближе к рисовальщику. Не будем судить строго Адама Олеария, ведь у него была задача дать лишь общий вид города, обозначив все храмы на его панораме. Детально изображать каждый из них у него не было ни времени, ни возможности. Главное в том, что храм Николы Гостиного присутствует на древнейшем документальном виде Коломны.

    Другое и также очень ранее изображение храма мы находим в труде ещё одного путешественника и талантливого рисовальщика, голландца по происхождению, Корнелиуса де Брюина. В 1703 году он проезжал через Коломну и «срисовал её с северной стороны». Рисунок был впервые издан в Голландии (городах Амстердаме и Дельфте) в 1714 году в составе написанного де Брюином «Путешествия через Московию в Персию и Индию».

    Храм Николы Гостиного изображён справа от Свибловой башни кремля. Он небольшой и одноглавый, детали верха фасадов не просматриваются.

    Далее: «Век осьмнадцатый...».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос