Загадка названия храма. Версия вторая

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Храм Николы Гостиного в Коломне

  • Никольская церковь, г.Коломна в разделе Храмы Московской области.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2009 году.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2011 году.
  • Загадка названия. Версия вторая

    В 20-е гг. XX века в нашей стране наблюдался настоящий всплеск краеведения. Затронул он и Коломну. В 1928 году Обществом изучения Московской губернии была издана книга краеведа Ольги Булич «Коломна. Пути исторического развития города». Это была первая научная книга о городе Коломне, основанная на основательном изучении источников. Булич не удалось обнаружить каких-либо документов, разъясняющих название храма Николы Гостиного г.Коломны. Но уже ей версия Иванчина-Писарева показалась неправомерной. Она привела бытовавшее в начале XX века коломенское предание, связывавшее название храма совсем с иными обстоятельствами: «Именно «гости»-купцы, частые посетители Коломны, воздвигли над телами своих товарищей, погибших в одну из коломенских эпидемий моровой язвы, храм во имя Св. Николая, почитавшегося покровителем торговой жизни».

    Итак, О.П. Булич связала Никольский храм с гостями. Так назывались в Древней Руси наиболее состоятельные купцы, специализировавшиеся на международной торговле. С детских лет всем нам памятны строки А.С. Пушкина из «Сказки о царе Салтане». Обращаясь к купцам, вернувшимся из-за моря, царь Салтан вопрошает:

    - Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?

    Гениальный поэт создал очень верный образ крупного торговца. Их деятельность имела не только экономическое значение. Гости составляли торговую элиту своего времени. В древнее время гостем именовали по фактически ведущейся заморской торговле каждого купца-международника. С XVI века чин «гостя» мог жаловаться только царём. Гостей в XVI — XVII вв. было не так уж много. А.С. Пушкин совершенно правильно изобразил момент приёма гостей самодержцем. Только они могли быть удостоены такой чести.

    Гости в древности были также и носителями информации, перетекавшей из одного государства в другое. В начале XVIII столетия, при Петре I, чин гостя был упразднён.

    О.П. Булич считала, что храм Николы Гостиного был возведён заезжими (не местными!) купцами над их погибшими от чумы собратьями. В этом предание недостоверно. Дело в том, что в Коломне были свои династии крупных купцов. Да и сама торговая сфера развивалась очень интенсивно.

    Письменные источники дают сведения о коломенской торговле, начиная с XIV века. Первое указание на это находим в завещании великого князя Ивана Красного 1359 года. Он указал отдать после своей смерти «коломенскую тамгу» (налог с продаваемого в городе товара) церкви Святой Богородицы на Крутицах (ныне Патриаршее Крутицкое подворье в Москве). Пожалование подтвердил в своей первой духовной грамоте 1372 года великий князь Дмитрий Иванович. В 1364 году Русь поразила страшная чумная эпидемия, о чём рассказывают русские летописи.

    Занесли её и в Коломну, причём переносчиками стали именно купеческие караваны. Беда началась в Золотой Орде, в крупном городе Бельджамене (русские звали его Бездеж), располагавшемся недалеко от столицы Орды — Сарая. Оттуда речными караванами чума достигла Нижнего Новгорода, а потом появилась и в Коломне. Очевидно, путь движения чумы рисует перед нами оживлённые торговые пути. Чума 1364 года страшно опустошила Русь, но ещё чудовищнее были последствия межконтинентальной пандемии чумы (называли её «чёрной смертью») 1347 - 1353 гг. Она началась на Ближнем Востоке, прошла Северную Африку, перекинулась в Испанию, поразила всю Европу и в 1352 году пришла на Русь, утихнув в следующем году. Смертность во время этой «чёрной смерти» достигала 75% населения. Не об этих ли чумных эпидемиях 50 — 60-х гг. XIV века говорит коломенское предание? В 1385 году Коломну неожиданно захватил великий князь рязанский Олег Иванович. Здесь он «злата и серебра и всякого товара наимався», то есть награбил как сокровища в драгоценных металлах, так и запасы купеческих товаров, очевидно, немалые.

    Итак, уже в XIV столетии Коломна активно торговала. Однако, по археологическим данным, международные торговые связи у неё были уже в конце XII — XIII вв. Из Византии сюда привозили большие сосуды-амфоры, наполненные виноградным вином, оливковым маслом, олифой. Оттуда же везли расшитые золотом шёлковые ткани (парчу), заморские лакомства — грецкие орехи. Для пиршеств знати поступали роскошные стеклянные сосуды из императорских мастерских Константинополя и Сирии. В XIV — XV столетиях основной поток торговли переключился на связи с Золотой Ордой. Наличие в Коломне собственных купцов-гостей несомненно. При раскопках изучены усадьбы, принадлежавшие торговцам, специализировавшимся на международных связях.

    В письменных источниках коломенские купцы-гости прямо называются со времени Ивана Васильевича III (1462 — 1505). Они торговали с Великим княжеством Литовским (занимало территорию современных Белоруссии, Украины и Литвы), городами Северного Причерноморья и Крыма. На продажу везли мёд, воск, шкурки бобров, выдр, горностаев, рысей, лисиц, белок; ткани, краски, льняные холсты, кожи. Главным пунктом сбыта товаров на Чёрном море был город Сурож (современный Судак). Ученые выявили в источниках конца XV — начала XVI вв. 13 фамилий коломенских гостей. Называли их «суконниками» (т. к. они торговали сукном) или «сурожанами» (по городу). Наиболее крупной тогда была семья коломничей Казаковых. Три брата Казаковых в 1502 году торговали и умерли в Азове и Токате, оставив имущества на 150 рублей. Одна партия товара коломенских купцов оценивалась от 50 до 100 рублей . В середине XVI века на первое место выдвинулись гости Петровы-Юрьевы, занимавшие ведущие позиции вплоть до середины XVII века.

    Коломенская писцовая книга 1577 — 1578 гг. упоминает дворы 11 купцов-суконников и трёх гостей (братьев Никифора и Ивана Юрьевичей Петровых, а также Фуника Васильевича Сухобокова).

    Кстати говоря, коломенские гости на правах ктиторов установили порядок раннего начала богослужения. Сделано это было для того, чтобы купцы успевали по своим торговым делам к началу торгового дня. Выходец из коломенского духовного сословия XIX века, писатель, издатель и публицист, оригинальный мыслитель Никита Петрович Гиляров-Платонов так вспоминал об этой особенности храма: «... в старые времена ... ранние обедни даже вообще запрещались, и одна из коломенских церквей (Николы в городе) обязана, сказывали мне, самим сооружением этому правилу: в виде привилегии, специально для того сооружённому храму дозволены были обедни ранее указанного часа».

    Итак, достоверной следует признать версию истолкования названия «Никола Гостиный» как производного от «гость», «гости». Значит, храм был построен гостями и ими же патронировался.

    Далее: Когда же он основан?

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос