А.А. Алябьев и Н.Д. Иванчин-Писарев
Храмы Московской области
Храм Николы Гостиного в Коломне
А.А. Алябьев и Н.Д. Иванчин-Писарев
Не только строительством обширной трапезной и колокольни памятно время священника Константина Протопопова. При нём с храмом оказались так или иначе связаны судьбы двух заметных деятелей русской культуры.
Александр Александрович Алябьев (1787 — 1851) — прославленный российский композитор. Большую известность он приобрёл благодаря своему вокальному творчеству в традициях русского городского фольклора. Всемирную известность приобрел его романс «Соловей».
А.А. Алябьев одним из первых воплотил в музыке лирику А.С. Пушкина. Писал он также оперы, балеты, камерно-инструментальную и театральную музыку. В 1825 году по ложному доносу композитор был обвинён в смерти своего знакомого Т.М. Временева.
Случилась эта трагедия так. 24 февраля 1825 года Алябьев, человек очень горячий, ударил заподозренного им в нечестной карточной игре помещика Временева. Через несколько дней тот умер. Алябьева лишили дворянства, многие годы он скитался в ссылке. До самых последних дней за ним сохранялся полицейский надзор. В апреле 1842 года император Николай I приказал Алябьеву выехать в Коломну на жительство. 16 мая он вместе с женой покинул Москву. Сейчас выявлены некоторые документы о проживании Алябьева в нашем городе.
31 октября 1843 года в Коломенском Успенском соборе крестили младенца Николая Лаврова. При этом «коломенский помещик Александр Александрович Алябьев» был крёстным отцом. А вот 1 апреля 1843 года в церкви Николы Гостиного г.Коломны крестили Иосифа, сына коломенского уездного доктора, коллежского советника и кавалера Ф.Е. Сабинина и его жены.
Крёстным отцом стал подполковник С.К. Канищев и «чиновница из дворян» Екатерина Александровна Алябьева — жена композитора. Нет особых сомнений в том, что её супруг также присутствовал на крестинах. К лету 1843 года А.А. Алябьеву было высочайше разрешено выехать на жительство в Москву. В период своего пребывания на Кавказе, в Оренбурге, Коломне и Москве он обратился к духовной музыке. Его перу принадлежат около 30 духовных песнопений и три литургии.
Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев — фигура менее известная широкому кругу. В 40-е гг. XIX века он был довольно популярным писателем, упражнялся в поэзии и издал целый ряд интересных «путешественных записок» и исторических очерков. Среди них — «Спасо-Андроников» (1842) (об одноимённой обители, основанной митрополитом Алексием) и «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» (1843).
Иванчин-Писарев был представителем древнего дворянского рода, родоначальник которого Семён Писарь в 40-х гг. XV века выехал из Литвы на службу к Василию II. Сам Семён и его потомки осели в окрестностях Коломны, что зафиксировано многочисленными источниками XV — XVII вв. Николай Дмитриевич, живший в с. Рудины Серпуховского уезда, был лично знаком с Алябьевым.
Композитор сочинил музыку к двум стихотворениям Иванчина-Писарева. В 1842 году последний побывал в храме Николы Гостиного, возможно, его заставили посетить храм рассказы Алябьева. Интерес представляли для него необычного название храма и древняя чудотворная икона. Писатель явно был в храме и видел икону-список Николы Заразского, написанную в 1516 — 1517 гг. Сейчас становится ясно, что заключения Иванчина-Писарев были неверны (разбор их дан выше), поскольку многие источники были ещё не известны.
Однако он был первым, кто попытался с научной точки зрения объяснить загадку названия храма. Стоит отметить, что именно при Н.Д. Иванчине-Писареве зародился глубокий научный интерес к древностям Коломны.
Далее: Храм в конце XIX - начале XX вв.