Загадка имени храма. Версия первая

Дата публикации или обновления 04.11.2016

Храмы Московской области

Храм Николы Гостиного в Коломне

  • Никольская церковь, г.Коломна в разделе Храмы Московской области.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2009 году.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2011 году.
  • Загадка имени. Версия первая

    Почему же так назван Коломенский храм Николы Гостиного? По этому поводу существует несколько версий. Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев, представитель древней дворянской фамилии Коломенского уезда, ведущей свои корни с середины XV столетия, в 1843 году выпустил интересную книгу под названием «Прогулка по древнему Коломенскому уезду».

    Храмовая икона Николая Чудотворца. Фрагмент. Храм Николы Гостиного в Коломне.
    Храмовая икона Николая Чудотворца. Фрагмент. Храм Николы Гостиного в Коломне.

    Он первым задался вопросом о смысле определения «Гостиный»: «Вот изъяснение такого названия храма: известны всем русским подвиги кн. Пожарского в Зарайске и избежание его от ножа убийцы, посланного Заруцким; но не все знают, что он приписывал и успех и спасение своё заступлению Святителя Николая через его чудную икону Зарайскую. Усердие его к этой древней Корсунской иконе, ещё во время своего там воеводства, заставило его пещись о сохранении ея от огня и меча литовцев и мятежников, — и он, прежде всего, спешил выпроводить её в Коломну, где она и гостила внутри крепости. Когда же город был им освобождён, и буря мятежной брани затихла, тогда икона была возвращена Зарайску, а Коломне остался список. В память этого пребывания подлинника воздвигнут храм во имя святого, где стоит и список с иконы здесь гостившей». Итак, по Иванчину-Писареву, название храма связано с переносом иконы Николы Зарайского в начале XVII века из Зарайска в Коломну князем Д.М. Пожарским, а сам храм воздвигнут в начале XVII века.

    Храмовая икона церкви Николы Гостиного в Коломне - свт. Никола Зарайский с житием. Копия иконы начала XVI века, списанной с оригинала XIII века.
    Храмовая икона церкви Николы Гостиного в Коломне - свт. Никола Зарайский с житием. Копия иконы начала XVI века, списанной с оригинала XIII века.

    К сожалению, эта версия не выдерживает критики. Во-первых, как будет показано ниже, храм Николы Гостиного г.Коломны значительно (на несколько веков!) древнее начала XVII века. Во-вторых, никакой надобности в переносе иконы из Зарайска в Коломну в начале XVII века не было. В Зарайске события Смутного времени, в годы воеводства князя Д.М. Пожарского (с 8 февраля 1610 года), несмотря на свой бурный характер, ни разу не закончились падением кремля.

    Нахождение иконы Николы Зарайского в Никольском соборе Зарайска достоверно фиксируется пожертвованиями к её окладу царя Василия Шуйского в 1608 и 1610 гг.1 Отсюда следует, что в Коломну она не переносилась.

    Наконец, Н.Д. Иванчин-Писарев явно наложил на XVII век события известному ему «Коломенского эпизода» Цикла повестей о перенесении чудотворного образа Николы Заразского. Там говорится, что в 1514 году священники Никольского храма на р. Осётре вместе с чудотворным образом из-за угрозы татарского нашествия приехали в Коломну. Икона Николы Зарайского была поставлена для поклонения в храме Петра, митрополита Московского (а вовсе не в Николе Гостином). После нескольких громких чудес, явленных в городе, великий князь Василий III в 1515 году повелел построить в её честь каменный храм Николы Заразского (это другой храм, нежели Никола Гостиный). В 1515 — 1516 гг. в Коломне изготовляется список с чудотворной иконы, сохранившийся до наших дней. А в декабре 1517 года зарайские священники вместе с копией (списком) чудотворной иконы вернулись назад, в свой погост на р. Осётр. По желанию великого князя Василия III подлинная икона осталась в Коломне. Однако 9 марта 1518 года Николай Чудотворец явил ещё одно чудо: в нарушение всех естественных законов мира сего случилась перемена икон. Оригинальный образ, привезённый из Корсуни (Херсонеса), вернулся к своему престолу, а копия переместилась в коломенский храм Николы Заразского. Потрясённый Василий III дал обет воздвигнуть вокруг храма на Осётре каменный город, и в 1528 — 1531 гг. там появился кремль города Зарайска.

    Итак, выясняется, что заключения Н.Д. Иванчина-Писарева ошибочны. Никакого «гощения» иконы Николы Зарайского в начале XVII века в Коломне (в частности, в храме Николы Гостиного) не было. Никак это не было связано и с личностью героя Смутного времени князя — Д.М. Пожарского. Но что же побудило писателя выдвинуть такую версию? Такие основания у него были. В XIX веке именно в храме Николы Гостиного хранилась коломенская копия 1515 — 1516 гг. образа Николы Заразского. Поэтому Н.Д. Иванчин-Писарев и подумал, что храмы Николы Заразского и Николы Гостиного — есть один и тот же храм. Следует уточнить, что коломенский список иконы Николы Заразского первоначально хранился в одноименном каменном храме. Этот храм был упразднён в конце XVII — начале XVIII вв. Великую святыню — список с зарайской иконы Николая Чудотворца — передали на хранение в другой храм — Николы Гостиного. Там её и увидел Н.Д. Иванчин-Писарев.

    Разбор версии показал многочисленные неувязки и противоречия в ней. Поэтому надо искать другое объяснение.

    Далее: Загадка названия. Версия вторая.

    В начало

     
    Rambler's Top100