Вознесенская Давидова пустынь

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • Валентиновский Святой источник возле Вознесенской Давидовой пустыни.
  • Вознесенская Давидова пустынь

    Адрес Вознесенской Давидовой пустыни: 142322, Московская область, Чеховский район, поселок Новый Быт
    Телефоны Вознесенской Давидовой пустыни: (495) 996-07-83 (тел./факс.), (49672) 4-11-33
    Как проехать к Вознесенской Давидовой пустыни на общественном транспорте: с Курского вокзала до станции «Чехов», далее автобус № 36 до поселка Новый Быт.
    От станции метро «Южная» автобусом до поселка Новый Быт.
    Расписания автобусов - в полезных ссылках.
    Как проехать в Новый Быт на автомобиле: по Симферопольскому шоссе (М2) до пересечения с А108, левый поворот на Каширу, далее левый поворот по указателю на пустынь.
    Фотоальбом. Рассказ о поездке в Новый Быт.
    План Вознесенской Давидовой пустыни.
    Вознесенская Давидова пустынь: http://www.davidova-pustyn.ru/
    Посмотреть на карте яндекса: Вознесенская Давидова пустынь.

    Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь. Новый Быт

    Вознесенская Давидова пустынь расположена на берегу реки Лопасни, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Находится она в 60 километрах от Москвы и в 23 километрах от Серпухова, недалеко от станции Лопасни (ныне г. Чехов).

    Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 г., сделана следующая запись: «в лета 7023 при державе царства Российского Государя и Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея Руси при священном архиепископе Варлааме митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустынь старец преподобный отец наш игумен Давид со двумя старцами и двумя простыми мужи мая в 31 день. А Хатунь была всеми волостями и со уездом за князем Василием Семеновичем Стародубским. И яко же пришед и вселися на святое место се и постави церковь во имя боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашее Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и созда обитель, и постави келий, и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лета 7037 сентября в 19 день на память святаго великомученика Евстафия и иже с ним».

    Икона преподобного Давида Серпуховского чудотворца
    Икона преподобного Давида Серпуховского чудотворца.

    Преподобный Давид по преданию происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Имея, чуть более 20-ти лет от роду, он оставил суету мира сего и удалился в Пафнутиев Боровский монастырь.

    В братии Пафнутиева монастыря, в одно время с преподобным Давидом, подвизался преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, свидетелем подвигов и праведного жития которого был преподобный Давид. Оба подвижника были близкими друзьями.

    Рака с мощами преподобного Давида Серпуховского чудотворца
    Рака с мощами преподобного Давида Серпуховского чудотворца.

    В 1515 г. преп. Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Кроме построения храмов и келий преп. Давид посадил около своей пустыни липовую рощу.

    15 августа 1515 г. обитель посетил - незадолго до своей кончины - преп. Иосиф Волоцкий. Он трапезовал с преп. Давидом и братией и наставлял их в слове Божием.

    Более полустолетия подвизался преп. Давид в монашестве и был кормильцем-отцом всего окрестного населения. 19 сентября 1529 г. он предал Богу свою праведную душу, а честное тело его, изнуренное трудами и подвигами, было погребено в основанной им пустыни.

    Колокольня Вознесенской Давидовой пустыни
    Колокольня.
    Вознесенская Давидова пустынь. Колокольня
    Колокольня.
    Вознесенская Давидова пустынь. Последний ярус колокольни.
    Последний ярус колокольни.

    В синодике 1602 г. через 75 лет после своей праведной кончины, он именуется преподобным, а в документах 1657 г. кроме того и чудотворцем. Преподобный Давид, полагая основание обители, создал храм в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою. После праведной кончины преподобного Давида над его могилой была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери - «Знамение».

    Новый Быт, Вознесенская Давидова пустынь, Вознесенский собор
    Вознесенский собор (1676-1682 гг.).

    Еще при царе Иоанне Васильевиче (Грозном) была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, «а строение было государево». Однако она долгое время оставалась неоконченного. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте возвести новую каменную церковь Вознесения Господня с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца с теплой трапезою. В 1682 г. был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. В 1732 -1740 гг. над гробом преподобного Давида была поставлена каменная колокольня вместо существовавшей ранее деревянной часовни. В 1740 г. усердием жены статского советника Михаила Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольнею была устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

    Вознесенская Давидова пустынь
    На территории монастыря.
    Вознесенская Давидова пустынь. Цветник на территории монастыря.
    Цветник на территории монастыря.

    В 1619 г. обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предали его пожару и разорению.

    До конца XVIII в. Давидова пустынь не отличалась своею материальной обеспеченностью: она имела небольшое количество вотчин, приносивших ей незначительный доход, и всегда нуждалась в средствах для содержания братии и поддержания в порядке своих храмов и прочих зданий. По этой причине она имела мало братии и даже приписывалась к другим монастырям. Обитель в 1657 г. по указу Святейшего патриарха Никона была приписана к новопостроенному Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, из ведения которого была исключена в 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича.

    В 1712 г. она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 г. по определению Св. Синода от 28 апреля - к Московскому Златоустовскому. Все земли и скот пустыни, а также доход от часовни у Арбатских ворот поступили в пользу Златоустовского монастыря. В1724 г. по определению Духовной Дикастерии была взята в монастырь ризница пустыни. Все это принесло пустыни, конечно, лишь напрасное разорение, на что и было обращено внимание Св. Синода.

    В 1727 г. Св. Синод рассуждал о положении Давидовой пустыни и усмотрел, что ей «ввиду ее строений и немалого числа крестьянских дворов можно особно быть, а не в приписке», почему 13 января постановил: «Давидова пустынь от Златоустовского монастыря отрешить и быть ей особо по-прежнему и монахов перевесть пока в тое пустыню, так же взять из оной церковную утварь, хлеб, скот, и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного Регламента, чтобы было не менее 30 человек, собрать и держать, как св. правила повелевают неотменно». Из документов XVII - XVIII вв. видно, что в Давидовой пустыне всегда было мало братии.

    В Москве с половины XVII в. пустынь имела подворье на 23-х саженях на Ордынке в приходе св. Георгия на Вспорье.

    В конце 17-го века была построена часовня у Арбатских ворот (7 июня 1689 г. по указу царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича).

    Часовня существовала до 1841 г. Позже здесь находился двор монастырского подворья.

    По штатам 1764 г. Давидова пустынь лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своем содержании. Однако уже в следующий год её положение значительно улучшилось. По указу консистории от 17 марта 1765 г. к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упраздненной Морчуговской пустыни. Произошло это при архимандрите Паисии. В часовне находилась древнейшая в России чудотворная икона Всемилостивого Спаса.

    Тогда же была приписана к пустыне часовня, находившаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упраздненному Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельности монастыря и обеспечению его в средствах содержания на будущее время.

    При игумене Филарете в 1732-40-х гг. над каменными святыми вратами была выстроена Успенская церковь. Тогда же построена Знаменская церковь со звонницею во втором этаже.

    Новый Быт, Вознесенская Давидова пустынь, Успенская церковь, Спасский собор
    Успенская церковь (1732-1740 гг.) и Спасский собор (1900 г.).

    В конце XVIII в. (1760-1778) в Давидовой пустыни находилось Хатунское духовное правление.

    В 1764 г. все монастыри были разделены на 3 класса, причем маловотчинные монастыри, а в том числе и Давидова пустынь, были оставлены за штатом, т.е. на своем содержании.

    К концу XVIII в. Давидова пустынь стала приходить к упадку. Некоторые из её настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря или же исполняли различные поручения Епархиального начальства, не жили в вверенной их попечению обители, почему и не могли должным образом заботиться о её благосостоянии.

    В 1792 г. решено было ввести в пустыни общежитие. Дело это было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря, иеромонаху Макарию, известному своей строго подвижнической жизнью. Митрополит Платон питал к о. Макарию любовь и доверие, поручая ему другие обители. Он восстановил 8 обителей, в том числе и Давидову.

    26 сентября 1798 г. Платон, митрополит Московский, сделал следующее распоряжение: «От Консистории предписать Пешношскому строителю Макарию, чтобы он в Давидовой пустыни завел такое же общежитие, какое в Оптином монастыре, а на каком основании, о том бы нам представил». Старец Макарий представил митрополиту для этой цели бывшего строителя Оптиной пустыни иеромонаха Иосифа и в помощь ему иеромонаха Серафима и еще семь человек из братии. Указом от 17 октября иеромонах Иосиф был определен в строители Давидовой пустыни.

    С введением общежития число братии увеличилось. К 1915 г. имелось налицо: настоятель архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов и около 50 послушников. Среди братии всегда были люди, украшенные высшими христианскими добродетелями. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости. Он предсказал конец Севастопольской войны.

    Такое же смирение имел и монах Алипий, также служивший на кухне. Достоин упоминания юродивый Сергий, келейник архимандрита Иоанникия.

    Большим уважением у мирян и духовных лиц Московской епархии пользовался современник митрополита Филарета - игумен Паисий (в миру Петр Иванович Соколов. Годы правления 1843-1854). Некоторые его письма и автобиография, а также письма к нему игумений Марии (Тучковой), основательницы Спасо-Бородинского монастыря, были опубликованы в «Московских Епархиальных ведомостях» за 1875-77 гг., а затем напечатаны отдельной книгой - «Жизнь», как образец высокой духовности и истинного смирения. В Давидовой пустыни он оставил по себе память деятельнейшего и попечительнейшего настоятеля.

    В 1804 г. при игумене Арсении обветшавшую церковь святителя Николая, смежную с Вознесенским собором, разобрали и построили вновь, отступя от собора с братскою трапезою и кухнею внизу.

    В XIX в. Давидова пустынь особенно благоукрашалась. Воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Так в соборном храме Вознесения Господня при игумене Иоанникии (1816-1832) был устроен новый иконостас.

    Знаменский храм при архимандрите Иосифе (1865-1884) был разобран до основания и на его месте построен большего размера. В нём поставлен иконостас ясеневого дерева с иконами художественного письма.

    Новый Быт, Вознесенская Давидова пустынь, Знаменская церковь
    Знаменская церковь (1865-1870 гг.).

    При игумене Афанасии (1838-1843) старая колокольня была разобрана. Тогда же было начато заготовление материала для построения новой колокольни.

    К 1 августа 1845 г. кладка колокольни была окончена. В 1848 г. был слит колокол в 205 пудов и устроены новые боевые часы. Створки ворот колокольни представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Открывались они раз в году на главный праздник обители и назывались в народе Вознесенскими вратами. От колокольни до Вознесенского собора вела дорожка, выложенная мозаикой, как и сам храм Вознесения. Эта дорожка была цела до 50-х годов прошлого столетия.

    В 1892 г. 29 марта на заводе Самгина был отлит колокол в 700 пудов. Перед отливкой был отслужен молебен настоятелем пустыни перед иконой Всемилостивого Спаса. 23 апреля колокол был доставлен в пустынь со станции Шарапова Охота народом, во множестве собравшимся в обители, по случаю воскресного дня. Поднят был колокол 3 мая. Колокол был украшен изображениями Спасителя, Богоматери, Вознесения Господня, Успения Божией Матери, Святителя Николая, преп.Иоанникия, муч. Валентина.

    Вместе с благоукрашением святых храмов поддерживались различные монастырские постройки.

    В 1894 г. попечением архимандрита Валентина открыта мужская двухклассная церковно-приходская школа, а в 1905 г. - смешанная одноклассная.

    1900 г. был отмечен построением собора Всемилостивого Спаса. 7 октября собор освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский) вместе с епископом Серпуховским Анастасией.

    Новый Быт, Вознесенская Давидова пустынь, Спасский собор, купола
    Купол Спасского собора.

    В 1913 г. 16 июня был освящен храм Всех Святых митрополитом Московским Макарием (Невским).

    Новый Быт, Вознесенская Давидова пустынь, Всехсвятская церковь
    Всехсвятская церковь (1899 г.).

    В 1915 г. в обители отмечалось 400-летие со дня основания.

    Преподобный Давид со спутником приходит на место будущей пустыни
    Преподобный Давид со спутником приходит на место будущей пустыни. Фреска храма Всех Святых.
    Посещение Давидовой пустыни преподобным Иосифом Волоцким
    Посещение Давидовой пустыни преподобным Иосифом Волоцким. Фреска храма Всех Святых.

    Последним настоятелем перед закрытием обители был архимандрит Иларий (Бабыкин), уроженец города Серпухова, в течение многих лет бывший настоятелем подворья обители в Москве.

    Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 г. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась. После закрытия обители архимандрит Иларий служил в церкви погоста Речма села Новинки Серпуховского уезда. Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, - гаражи и склады.

    В Никольском храме был открыт поселковый клуб - новый «очаг культуры» с обязательными антирелигиозными диспутами, кино и танцами. В Успенском храме был спортивный зал, в храме Всех Святых - столовая. На колокольне водрузили красное знамя.

    Большое монастырское кладбище, на котором кроме монахов хоронили мирян (например, князья Оболенские, герой войны 1812 г. генерал Дохтуров и др.), было в середине 50-х годов прошлого столетия уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума.

    Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и Всехсвятском храмах. Монастырскому комплексу всеми силами предавался «некультовый вид». Даже поселок, выросший рядом с монастырем был символически назван - «Новый Быт». Но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей, из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа.

    Интерьер Никольского храма
    Интерьер Никольского храма.

    В 1992 г. жителями поселка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди, тянувшиеся душами к Богу, стали проводить там совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря.

    Архимандрит Герман
    Архимандрит Герман.

    В 1995 г. был назначен настоятель иеромонах Герман, который до этого назначения с 1989 г. был настоятелем Покровского храма, а затем старшим священником Покровского женского Ставропигиального монастыря в г. Хотьково.

    В 1997 г. 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви. Сейчас мощи находятся в Знаменском храме.

    Интерьер Вознесенского собора
    Интерьер Вознесенского собора.

    По обретении мощей преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель. Молитвами отца нашего Давида зимой 1997 г. начались работы по восстановлению Знаменского храма. И первая группа реставраторов прибыла в монастырь в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря 1997 г., в чем виден особый промысел Божий и покровительство Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

    Интерьер Знаменского храма
    Интерьер Знаменского храма.

    В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда митрополитом Московским Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, страждущие недугом плотской страсти, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от плотских страстей пред частицей мощей сего дивного угодника Божия, который целомудрием превзошел Иосифа Прекрасного. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих.

    В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В соборе, освященном в честь иконы Всемилостивого Спаса, в мощевиках находятся частицы Хитона Спасителя и частица Ризы Богородицы.

    Копия Гвоздя Распятия Господня с частицей подлинного гвоздя
    Копия Гвоздя Распятия Господня с частицей подлинного гвоздя.

    Ковчег с частицей хитона Спасителя
    Ковчег с частицей хитона Спасителя.

    Ковчег с частицей Ризы Пресвятой Богородицы
    Ковчег с частицей Ризы Пресвятой Богородицы.

    Мощевик с частицей святых мощей преподобного Моисея Угрина, Киево-Печерского чудтворца
    Мощевик с частицей святых мощей преподобного Моисея Угрина, Киево-Печерского чудтворца.

    Ковчег с частицей главы святого благоверного князя Александра Невского
    Ковчег с частицей главы святого благоверного князя Александра Невского.

    Ковчег с пятнадцатью частицами святых мощей
    Ковчег с пятнадцатью частицами святых мощей.

    Ковчег с частицей мощей Германа Аляскинского
    Ковчег с частицей мощей Германа Аляскинского.

    Ковчег с частицей мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы
    Ковчег с частицей мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы.

    Ковчег с мощами Исайи, епископа Ростовского
    Ковчег с мощами Исайи, епископа Ростовского.

    Ковчег с мощами святого Димитрия Ростовского и преподобного Авраамия архимандрита Ростовского
    Ковчег с мощами святого Димитрия Ростовского и преподобного архимандрита Авраамия Ростовского.

    Ковчег с мощами святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского
    Ковчег с мощами святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.

    Ковчег с мощами преподобного Никиты Столпника, Переславльского чудотворца
    Ковчег с мощами преподобного Никиты Столпника, Переславльского чудотворца.

    Ковчег с мощами преподобного Давида Солунского
    Ковчег с мощами преподобного Давида Солунского.

    Ковчег со 150-ю частицами святых мощей угодников Божиих, просиявших в древности и в новое время
    Ковчег со 150-ю частицами святых мощей угодников Божиих, просиявших в древности и в новое время.

    Ковчег с мощами святителя Игнатия, епископа Ростовского
    Ковчег с мощами святителя Игнатия, епископа Ростовского.

    Ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев
    Ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев.

    Честная глава одного из преподобномучеников Киево-Зверенецких
    Честная глава одного из преподобномучеников Киево-Зверенецких.

    Ковчег с частицами мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея
    Ковчег с частицами мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея.

    Ковчег с мощами священномученика Николая Любомудрова
    Ковчег с мощами священномученика Николая Любомудрова.

    Ковчег с мощами преподобного Ферапонта Лужецкого, Можайского чудотворца
    Ковчег с мощами преподобного Ферапонта Лужецкого, Можайского чудотворца.

    Ковчег с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского
    Ковчег с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского.

    В 1999 г. в обители почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

    Икона «Страшный суд»
    Икона «Страшный суд». Конец XVII века.

    19 сентября 1999 г. Знаменская церковь обители освящена полным чином Преосвященными Григорием, архиепископом Можайским, в сослужении Иосифа, епископа Угличского.

    Икона Божией Матери «Достойно Есть»
    Икона Божией Матери «Достойно Есть».

    Колокольня, доминирующая над всем комплексом пустыни, полностью отреставрирована. Золоченые купол и крест видны издалека. Трапезный храм во имя Всех святых обрел соответствующее завершение.

    Воссозданы купол и крест. Внутри храма восстановлен интерьер: сияющий золотом иконостас, киоты на стенах, настенная живопись.

    Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. Запущена рыба. И вновь отражаются храмы обители в зеркальной глади пруда.

    Недалеко от монастыря, в деревне Талеж, находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида. Усердием благодетелей построен храм Преподобного Давида, купальня и звонница. В 2003 г. для большего удобства была построена еще одна купальня. С каждым годом источник приобретает всё большую известность, всё большее количество паломников приезжают испить целебной воды в источнике. Много исцелений по молитвенному предстательству преподобного Давида происходит на Святом источнике.

    26 июля 2005 г. в своей келье был найден убитым настоятель Вознесенской Давидовой пустыни, благочинный церквей Чеховского округа архимандрит Герман.

    Архимандрит Герман, в миру Хапугин Вячеслав Николаевич, родился 30 апреля 1965 г. в семье рабочих. По окончании средней школы работал в Орехово-Зуевском швейном объединении; в 1983-1985 гг. служил в рядах Советской Армии.

    В 1985-1987 гг. - псаломщик Ильинской церкви г. Серпухова. 21 июня 1987 г. он принял монашеский постриг с именем Герман в честь преподобного Германа Аляскинского. 8 января 1989 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил его в сан иеродиакона, а 15 января того же года - в сан иеромонаха с назначением настоятелем Покровской церкви г. Хотьково.

    В 1990 г. иеромонах Герман был награжден набедренником.

    Когда в 1993 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни в Свято-Покровском Хотьковском женском монастыре, иеромонах Герман был назначен старшим священником обители. В 1994 г. он был награжден наперсным крестом.

    Вознесенская Давидова пустынь
    Вознесенская Давидова пустынь.

    Желая потрудиться по восстановлению разоренной в безбожное лихолетье Вознесенской Давидовой пустыни, подал об этом прошение Святейшему Патриарху. Прошение было удовлетворено, и 11 января 1995 г. иеромонах Герман был назначен настоятелем Вознесенской церкви поселка Новой Быт Чеховского района Московской области.

    Вознесенская Давидова пустынь
    Вознесенская Давидова пустынь.

    Постановлением Священного Синода от 5 мая 1995 г. возобновлена монашеская жизнь в Давидовой пустыни. Иеромонах Герман назначен ее настоятелем, с возведением в сан игумена.

    Народ потянулся в Давидову пустынь. Это были простые труженики и крупные предприниматели, учителя и врачи, военачальники и ученые. При усердных трудах настоятеля обитель быстро возрождалась, исчезали следы поругания и разрухи.

    В 2000 г. Святейший Патриарх Алексий удостоил игумена Германа права ношения палицы и креста с украшениями.

    В 2001 г. указом митрополита Ювеналия игумен Герман был назначен благочинным церквей Чеховского округа.

    В 2002 г. отец Герман окончил заочный сектор Московской Духовной семинарии.

    В 2004 г. указом Святейшего Патриарха Алексия за усердное служение Церкви Христовой отец Герман был удостоен сана архимандрита.

    В Пасхальные дни 2005 г. монастырь отметил 10-летие возрождения монашеской жизни. Восстановленная обитель - плод подвижнического усердия братии во главе с настоятелем архимандритом Германом и помощи многих благотворителей. Она стала подлинной жемчужиной Лопаснинского края. Не только красота церковного убранства, сияющие золотом купола и прекрасная иконопись храмов привлекают сюда паломников: среди святынь Давидовой пустыни - частицы Ризы Господней и Ризы Пресвятой Богородицы, мощи многих угодников Божиих; полюбил народ и уставную монастырскую службу с ее молитвенным пением...

    29 июля в Спасском храме Вознесенской Давидовой пустыни в сослужении епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа митрополит Ювеналий совершил отпевание убиенного настоятеля обители архимандрита Германа. В богослужении приняли участие настоятели монастырей, благочинные и духовенство Московской епархии.

    Проводить архимандрита Германа в последний путь собрались многие сотни людей. Отец Герман погребен на монастырском кладбище, за алтарем Никольского храма обители.

    6 октября 2005 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни был назначен архимандрит Роман (Гаврилов), благочинный монастырей Московской епархии.

    Сегодня Давидова пустынь предстает взору прибывающих сюда богомольцев в полном благолепии. Многие участники торжества, впервые прибывшие на Лопасненскую землю, с трудом могли поверить , что всего десять лет назад эти прекрасные храмы лежали в руинах, не было в них удивительных росписей и сияющих золотом иконостасов, не разливался по округе колокольный звон.


    Село Талеж.

    Село Талеж Чеховского района Московской области - одно из древнейших в Подмосковье, впервые упоминается в 1328 г. в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты в качестве завешенного его сыну Андрею. Название села происходит от множества ключей, находящихся недалеко от села, и по смыслу близко к слову талец - «живец, ключ, родник». Может быть, название Талеж принесли с собой новгородцы, расселившиеся по берегам Лопасни. До сих пор в окрестностях Новгорода есть местность с такими же названиями Лопасня, Талеж.

    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена президентом Российской академии наук графом Владимиром Григорьевичем Орловым.

    Предшественниками церкви были: храм святого равноапостольного князя Владимира в селе Талеж, храм Рождества Божией Матери в селе Горки и храм Архангела Михаила в селе Ананьино. В конце XVIII в. церкви села Горки и села Ананьино были приписаны к Талежской церкви.

    Церкви, сменяя одна другую, на месте храма Рождества Пресвятой Богородицы стояли издревле. В 1794 г. деревянная церковь во имя святого равноапостольного князя Владимира была разобрана, материал, оставшийся от храма, был употреблен на обжиг кирпичей для ограды новой церкви, которую в память упраздненного храма в Горках освятили во имя Рождества Божией Матери. Вероятнее всего, храм возвел крепостной архитектор Бабакин по проекту архитектора Е.С. Назарова. Начало строительных работ пришлось на 1796 г.

    В 1810 г. по правую сторону от алтаря был устроен придел во имя святого князя Владимира.

    В 1823-1832 гг. на память о церкви в селе Ананьино был устроен придел в честь Архангела Михаила.

    Площадь храма равна 576 квадратным метрам. Кирпичное с белокаменным декором здание вместе с утраченной металлической оградой образовали небольшой ансамбль в стиле зрелого классицизма. Храм с портиками тосканского ордена принадлежит к типу центрических построек. Четыре пилона несут мощный световой барабан центральной ротонды, вписанное в крестчатое основание, усложненное угловыми округленными выступами. Ветви креста перекрыты цилиндрическими сводами, ротонда - полусферическим куполом. Фасады храма обработаны рустом, барабан расчленен спаренными пилястрами. Стены барабана опускаются до самого пола, образуя небольшое помещение - центральную часть храма.

    В 1929 г. в журнале «Деревенский безбожник» писалось, что в Талеже поселилось несколько монахинь из закрытого монастыря в Добрынихе. В начале 1970-х гг. храм закрыли, здание использовали как клуб.

    С середины 1970-х гг. храм стоял открытым и постепенно разрушался. В начале XXI в. обвалился шпиль колокольни.

    В 2007 г. началось возрождение храма. В скором времени мы увидим храм в былом великолепии.

    Недалеко от Давидовой пустыни находится монумент в память о солдатах — участниках Отечественной войны 1812 года.

    Недалеко от Давидовой пустыни находится монумент в память о солдатах — участниках Отечественной войны 1812 года.

    Надпись на памятнике - Слава защитникам Родины, солдатам и ратникам народного ополчения из наших сёл и деревень служившим в армиии Российской империи в годы Отечественной войны 1812 года!

    Новый Быт, Памятник землякам, погибшим в Великой Отечественной войне

    Здесь же находится Памятник землякам, погибшим в Великой Отечественной войне.

    Памятник всем бойцам спецподразделений, солдатам России, погибшим при исполнении воинского и гражданского долга

    Памятник всем бойцам спецподразделений, солдатам России, погибшим при исполнении воинского и гражданского долга, установленный у входа в монастырь. Открыт 23 мая 2015 г.

    С использованием материалов из книги «Вознесенская Давидова пустынь».

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100