Богоявленский Авраамиев женский монастырь в Ростове Великом

Дата публикации или обновления 15.12.2016
Гостиница «Дом на погребах», расположенная на территории древнего
Ростовского кремля в Ростове Великом.

Богоявленский Авраамиев женский монастырь

Адрес Авраамиева монастыря: Ярославская область, г. Ростов Великий, Желябовская ул., д. 32
Фотоальбом.
Рассказ о поездке в Ростов, и в том числе в Авраамиев монастырь.

Богоявленский Авраамиев женский монастырь. Ростов Великий

Оглавление:

1. Начало монастыря.
2. Храмы монастыря. Богоявленский собор.
3. Никольский собор.
4. Введенский собор.
5. Храм во имя св. апостола Иоанна Богослова.
6. Монастырский некрополь.
7. Святые мощи и рака преп. Авраамия.
8. Крест.
9. «Шапка».
10. Настоятели и насельники монастыря.
11. XX век и в наше время.
12. Настоятели монастыря.

1. Начало монастыря.

Богоявленский Авраамиев монастырь, что в Ростове Великом, является одним из древнейших монастырей не только Ярославской епархии, но и вообще России. Его основание совпадает с основанием древних обителей Киева и Великого Новгорода и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия на Руси. История местоположения монастыря неразрывно связана с его возникновением и играла немалую роль в общей истории Ростова. В те времена здесь находились слободки: Петровская, Богоявленская. Квасоварная. Как раз, на месте Богоявленской слободки потомок святого царевича Петра - Игнатий Юрьевич в 1332 г. делал пир войскам татарского хана Ахмыла дабы тем избавить Ростов и монастырь от разорения. Само место монастыря называлось в древности «Чудским концом».

Древнейшими коренными обитателями его, как и всего города были финно-угорские племена меря и весь. Они были язычниками и поклонялись идолам. Самым страшным, по тем понятиям, являлся стоявший на Чудском конце идол «Велеса», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. По свидетельству летописей, в идоле Велесе «сосредотачивалась вся сила и все обольщение демонское». Корни представлений о Велесе восходят к медвежьему культу, распространенному у мери. По сути, этот идол сходен образу демона Ваала из ведийской мифологии - пожирателя скота. В Ростове долго, вплоть до XIX века, сохранялась поговорка: «Он зол, как идол Велес». По преданию идол был сделан из дуба, на большом каменном подножии. Внутри идола была лестница, по которой жрец входил в пустую его голову и жег там разные смолистые вещества, отчего изо рта, ушей и глаз шел дым. Идол этот пользоваться популярностью и среди славянского населения, обитавшего в этом регионе. Много трудов было положено проповедниками веры христианской в Ростовском крае, но здешние язычники оказались крайне упорными к восприятию учения Христова.

Доказательством тому служит то обстоятельство, что первые два греческих епископа Феодор и Илларион не добились здесь почти никакого результата. Что касается первого, то о нем говорится, что он хотя и построил Церковь во имя пресвятой Богородицы, но самих ростовцев не смог «в совершенное привести богопознание и благоверие христианское, досады же и гонения от них не стерпев, бежа во греки паки». Ушел за ним по той же причине и его преемник еп. Илларион. Третий же епископ св. Леонтий принял от язычников мученическую кончину. Впрочем, его труды не оказались напрасными. Благодаря ему и его преемнику св. Исайи многие ростовцы обратились к вере истинной. Но вот Чудской конец упорно продолжал поклоняться своему идолу, и просветителем этой стороны явился преп. Авраамий.

Авраамий Ростовский
Образ преподобного Авраамия Ростовского.

Дошедшие до нас списки жития преподобного Авраамия делятся на три варианта, из которых наиболее достоверным является первый, написанный до XIV века. Впоследствии это древнее житие преподобного дважды дополнялось, главным образом в начальной своей части, где рассказывается о жизни Авраамия до пришествия его в Ростов. В первичном дополнении сообщается, что Авраамий родился в пределах Галицких, в городе Чухломе (Костромской области), и отправился в Новгородские пределы для ознакомления с иноческим подвижничеством в тамошних обителях и принял пострижение в Валаамском монастыре на Ладожском озере. Во вторичном дополнении говорится, что родители Авраамия в Чухломе были еще язычники, и Авраамий назывался сначала Иверик. До семнадцати лет он лежал на одре болезни в расслаблении и не мог ходить. Первые начатки христианского учения сообщили ему новгородские захожие купцы. Иверик после глубокого размышления уверовал во Христа, внезапно получил исцеление от болезни, отправился в Новогородские пределы и на Валааме принял крещение с именем Аверкия, а потом и пострижение в иноки с именем Авраамия.

Второй и третий варианты жития написаны, вероятно, под влиянием жития преп. Авраамия Чухломского. Если согласиться с тем, что преп. Авраамий родился в Чухломе, то в таком случае является сомнительным указание того же жития, относящее кончину Авраамия Ростовского к началу XII века (1110г.), ибо в исторических документах Чухлома упоминается только с половины XIV века. Даже если согласиться с тем, что преподобный Авраамий родился в Чухломе, то произошло это не раннее XIV столетия, но это представляется совершенно невозможным, ибо просвещение Чудского конца в этом случае является поздним, тогда как язычество в Ростове пало к концу XII века.

Итак, преподобный Авраамий родился в начале X века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне. Особенно Чудской конец усердно поклонялся каменному идолу. Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему не какое-либо тяжелое орудие, но легкую камышовую трость и велел без боязни вооружиться на идола Велеса. Преподобный Авраамий, вооруженный тростью Богослова и крестным знамением, сокрушил истукана, «и абие идол Велес в прах бысть». На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала и до велика» бывшие язычники. С того времени просвещенные светом Христовым, обращаясь к Преподобному, воспевают в сердцах словами кондака: «Иго Христово прием Авраамие, и Того крест на рамо взем, последовал еси Ему, насажден быв в дому Господни, и процвел еси яко финике, и яко кедр иже в Ливане, умножил еси чада твоя, муж желаний духовных: от возлюбленнаго же Апостола Иоанна Богослова благодать восприм, жезлом сокрушил еси идола, и разсыпал еси его яко прах, и чудотворец убо велий явился еси преподобие, темже Христа Бога моли непрестанно о всех нас».

Преподобный Авраамий Ростовский
Преподобный Авраамий Ростовский.

Храм, в котором крестилось много обращенных, был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня. Рядом с храмом преп. Авраамий «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь.

Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукова (1176 - 1212) и тогда же установлено было праздновать память его 29 октября. Считается, что служба преподобному Авраамию составлена была только в XV веке на основе службы преподобному Сергию, игумену радонежскому. Так случилось, что вопреки хронологии, преп. Сергий (первый преподобный Московской земли) оказал влияние на почитание преп. Араамия (первого преподобного Ростовской земли), в монастырь которого сам ходил еще будучи ребенком. Очевидно, служба преподобному Авраамию, составленная на основе службы преподобному Сергию, оказала влияние и на иконографию Ростовского архимандрита. Согласно иконографическому описанию в иконописных подлинниках у преп. Авраамия «власы наджелты, брада Сергиева, ризы преподобнические». Одно из ранних изображений преподобного Авраамия сохранилось в центральной апсиде Благовещенского собора Московского Кремля и датируется XVI веком. С этого времени во всех иконах избранных Ростовских чудотворцев можно видеть образ преподобного Авраамия.

Сохранились и две житийные иконы Преподобного, находящиеся ныне в Ростовском музее. В житийной иконе середины XVII века в среднике преподобный представлен как попирающий крестом беса, а состав клейм соответствует тексту Жития первой редакции. На иконе первой трети XVIII века сюжеты клейм и надписи на них восходят к Житию третьей редакции. В Ростовском кремле, в церкви св. Иоанна Богослова, сохранились настенные росписи со сценами жития преподобного Авраамия, выполненные в 1683 году ярославскими мастерами. Впрочем, изображения преп. Авраамия в лицевом шитье несколько отличаются от его иконных образов. Надгробные покровы с изображением святого часто свидетельствуют о том, что здесь сохраняются некоторые портретные черты праведника. Известны три надгробных покрова преподобного Авраамия. Покров, созданный в середине XVI века в мастерской царицы Анастасии Романовны, был вложен на молитвенную память царем Иоанном Грозным в Авраамиеву обитель; покров 1642-1649 годов выполнен в Строгановских мастерских и является вкладом Андрея Строганова, принявшего иноческий постриг с именем Авраамий. Эти два покрова экспонируются в Ростовском музее. Покров 1592 года, выполненный в Годуновских мастерских, в начале XX века хранился во Флоренции. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Преподобный Авраамий Ростовский в житии. Икона XVII века
Преподобный Авраамий Ростовский в житии. Икона XVII века.

Если говорить о времени основания монастыря, то датируется это время 1080 годом, так как преп. Авраамий прожил в обители примерно 30 лет, а преставился около 1110 года. О состоянии обители и ее насельниках вплоть до времени царствования Иоанна Грозного почти ничего не известно. Можно только предполагать, что первый и единственный в то время в Ростове и Ростовском крае монастырь, расположенный на месте прежнего любимого и чтимого народом Велесова капища, должен был встретить со стороны язычников озлобление и ненависть. В житии преп. Авраамия упоминается о том, что ростовцы не раз намеревались разорить и сжечь обитель и только молитвы основателя и насельников монастыря, да благодать Божия сохраняли обитель в безопасности.

Явление ап. и ев. Иоанна Борослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия
Явление ап. и ев. Иоанна Борослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия. Икона начала XVIII века из храма Иоанна Богослова на Ишне.

Своей благоустроенностью обитель могла привлекать и различных лихих людей, живших разбоем и за чужой счет. До наших дней дошло довольно интересное в этом отношении предание, связанное с именем архимандрита Прохора, преемника преп. Авраамия. В одной из монастырских рукописей говорится, что в 1118 году случилось нападение на монастырь «новгородских ушкуйников». Иноки, разбуженные среди ночи раздавшимся внезапно шумом, увидали приближающуюся к обители шайку грабителей и донесли архимандриту. Тот приказал идти в церковь и стать на молитву. На утро жители Ростова увидели перед стенами Монастыря человек 30, которые стоят на одном месте, быстро двигая ногами как бы спешно куда-то идут. При этом они смотрели только на монастырь и вокруг ничего не замечали. Вышел архим. Прохор с крестом в руках, сопровождаемый братией и, осенив крестом разбойников, спросил у них о причине их прихода. Те с прерывающимся от страха голосом рассказали, что они шли к монастырю с целью грабежа и перед стенами вдруг на них нашло какое-то ослепление, так что, видя стены монастыря, не могли к ним приблизиться, несмотря на то, что шли очень быстро. Когда им рассказали, что они шли, стоя на одном месте, те смутились и стали на коленях умолять настоятеля о прощении. Покаявшись, они поселились близ монастыря и, предавшись мирным занятиям, сделались впоследствии монастырскими и городскими квасоварами.

Нет сомнения, что жизнь обители тесно была связана с жизнью города и всей страны. Она вместе с ними благоденствовала во дни благополучия и тишины гражданской и разделяла горькую участь в несчастные эпохи пожаров, войн и других общественных бедствий. Так же, как и к городу, к монастырю не раз подходили вражеские войска, а так как он находился на окраине, то, как правило, первый и встречал врагов. Известно, что в 1237 году Ростов был разграблен полчищами Батыя и частью сожжен, а значит и Авраамиев монастырь тоже пострадал от них. Известны также частые и жестокие битвы ростовцев с суздальцами и другими соседями, опустошавшими иногда весь Ростов со всеми его окрестностями. А пожаров, которые случались в те времена в Ростове, и вовсе не счесть.

Но не только нападкам со стороны упорных язычников и безрассудных грабителей подвергался Богоявленский монастырь. Одновременно с этим он пользовался и многой любовью со стороны боголюбивых христиан. Еще при жизни преп. Авраамия число приходящих братии выросло настолько, что он вынужден был расширять пределы своего духовного вертограда. На месте малой церкви в честь Богоявления Господня, он создал новый и больший размерами храм, украсив его иконами и учредив в нем стройное пение. Легко понять, какое высокое утешение находили в Богослужении посещавшие святую обитель, так боголепно устроенную. Вместе с верой в обители получали и книжное образование, что давало возможность упражняться не только в благочестии, но и в чтении Свящ. Писания. Ростовские князья, видя на деле пользу устроенной преподобным Авраамием обители, давали многие вклады на монастырское строение и жалованные грамоты на владение в разных местах селами и землями. К сожалению, ни одна из древних грамот, данных монастырю, не сохранились до нашего времени, но что такие грамоты были дарованы о том, кроме жития, есть указания в официальных свитках XVI-XVII веков. Именно с этого времени встречаются уже более определенные и достоверные сведения об истории монастыря. Одной из причин отсутствия архивных данных о монастыре является случившийся в 1730 году пожар. Он возник в городе, в самом его центре, но распространился настолько, что пострадал не только Кремль, но и огромное количество церквей и дворов за городом. В огне сгорели почти все без остатка бумаги, указы и летописные записи Богоявленского монастыря.

В начале XVII века, в период смутного времени, к городу подходили поляки, литовцы. Как и в других городах нашлись среди горожан такие, которые присоединились ко врагам и такие, которые убежали спасаться в Ярославль. Лишь немногие остались с Ростовским митрополитом Филаретом (родоначальником династии Романовых). Вследствие предательства предан огню и мечу почти весь город, начиная с западной его окраины и до Кремля. Но что удивительно Богоявленский монастырь, стоящий на восточной окраине, по счастливому стечению обстоятельств практически не пострадал, И лишь позже он был разграблен воеводой Матвеемя Плещеевым, присланным Сапегой в Ростов. Но, обладая к тому времени значительными земельными владениями, монастырь скоро оправился, отстроив вновь свои храмы и жилые корпуса. К тому времени в Авраамиево-Богоявленском монастыре было уже два храма.

Далее
В начало

Купить книги оптом или мелким оптом
 
Rambler's Top100