Богоявленский Авраамиев монастырь в XX веке и в наше время

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Богоявленский Авраамиев монастырь
  • Богоявленский Авраамиев женский монастырь.
    11. XX век и в наше время.

    XX век открыл новую страницу в истории Богоявленского Авраамиевого монастыря. В сентябре 1915 года, в связи с приближением немцев к Полоцку, сестры Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря, взяв с собою мощи основательницы своей обители, преподобной Евфросинии, выехали в эвакуацию в Ростов Великий. Их приютили в Богоявленском Авраамиевом монастыре, переселив жившую здесь братию в Спасо-Яковлевский монастырь. В Богоявленском соборе Авраамиева монастыря, рядом с мощами преподобного Авраамия, была помещена и рака с мощами Великой княжны Полоцкой преподобной Евфросинии.

    С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви и Авраамиева монастыря, в частности. А именно, в 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение монастыря. Был изъят весь имеющийся инвентарь, скот, сено, лошадь с упряжью. По списку монашествующих 1919 год числится 15 монахинь, 36 рясофорниц, 36 послушниц. Обязанности настоятельницы монастыря исполняла казначея монахиня Ксения. Служил в монастыре архимандрит Мефодий. После введения всеобщей трудовой повинности монашек и послушниц привлекают для работ на молочной ферме. С этого же времени начинается активное использование зданий монастыря под жилье рабочих фабрики «Рольма». Комитету социального обеспечения разрешается «реквизировать в Авраамиевом монастыре помещения для детских яслей, то есть весь верх и низ дома, где живет игуменья (Введенский храм)». Некоторое время (в документах - 1919 год) в Настоятельском корпусе размещается тюрьма для несостоятельных должников, не заплативших контрибуцию или чрезвычайный налог. По описи имущества от 11 августа 1919 года монастырь весьма беден, а из жалобы монахинь на свою казначею видно, что он испытывает трудности с питанием. Имущество монастыря разносится по клубам, общежитиям и яслям.

    26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В запасниках Ростовского музея до сих пор находятся некоторые святыни и утварь Авраамиева монастыря.

    В 1922 году в монастыре, как и во всей России, проводилось изъятие церковной утвари: окладов икон, риз, лампад, потиров и других ценностей из серебра. Всего за время работы «тройки», с 1 по 3 апреля 1922 года, было изъято 1 пуд 65 золотников серебра. Еще до изъятия ценностей в 1922 году музеем были реквизированы непосредственно, как древности, 8 икон, 3 потира, 4 напрестольных креста, 5 евангелий, 4 нагрудных креста, 2 кадила, 1 ладаница и множество других несеребряных вещей, риз и митр. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Все же монастырь продолжал существовать, прикрываясь наименованием «Авраамиево-Богоявленского религиозного общества», которое образовалось с 1923 года и состояло из прихожан, живших в окрестностях в количестве около ста человек. Согласно Уставу, общество создается «на началах сохранения догматической целости и чистоты Вселенской Православной Церкви, возглавляемой преемственной от святых Апостолов иерархией». Первым настоятелем общины, как уже упоминалось выше, был архимандрит Неофит (Коробов). Силами общины проводятся некоторые ремонтные работы. Однако в целом на реставрацию монастыря средств не хватает, и монастырь потихоньку начинает разрушаться.

    В 1924 году «Общество» жалуется на безобразия на территории монастыря - похищение железа с оград могил, хищение личного и монастырского имущества, а также варварские действия по отношению к зданиям и постройкам. С просьбой о помощи и охране община обращается в милицию, но милиция не прекращает творящиеся безобразия. Тогда община вынуждена была обратиться к директору Ростовского музея древностей Д. Ушакову с просьбой взять предметы, имеющие художественно-археологическую ценность и значащиеся на учете в музее, на хранение, а с ними и вещи, принадлежащие церковной общине. С 3 марта 1926 г. официально передаются Ростовскому музею все постройки Авраамиева монастыря, но при этом монастырь еще не закрывают. Только с середины 1928 года началась компания по закрытию монастыря, которая длилась до середины 1929 года. Сама процедура закрытия состояла из бесконечных комиссий и постановлений властей всех уровней. Например, Ярославский губисполком предлагал Ростовскому ГИКу «ограничиться расторжением договора и сносом колокольни, оставив здание, которое, по-видимому, является памятником старины, в распоряжение Музейного ведомства». Необходимо отметить, что по решению административного отдела ГИК летом 1927 года в Ростове проводится опись церквей. Согласно этой описи, храмы Авраамиева монастыря отнесены к первой группе по «археологическому интересу памятников».

    Итак, временем «ликвидации» Богоявленского-Авраамиева монастыря является 1929 год, на основании постановления президиума ВЦИК от 16 июля. С этого времени прекратились все богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора. Духовенство Богоявленского Авраамиева монастыря: архимандрит Сергий (Озеров), иеромонах Павел (Баляба), диакон Онисим (Слинько) служили в ростовском Успенском соборе до сентября 1929 года, пока не были арестованы.

    На основании устных рассказов известно, что после закрытия богослужений в монастыре остались лишь монахини Маргарита, Елена, Агафья и Трифена, из которых трое последних были репрессированы и не вернулись, а первая прожила в стенах монастыря до 1966 года. Все они находились под духовным окормлением архимандрита Симеона (Филиппова) из Петровского монастыря, который был репрессирован вместе с ними.

    С 1929 года начинается и активное уничтожение кладбища при монастыре. После проведения осмотра кладбища представителями музея и санврачом выносится решение о его закрытии для использования занимаемой площади под сквер. Община неоднократно просит власти о пересмотре решения, но ходатайства отклоняются. После резолюции об окончательном решении властей о судьбе кладбища предлагается предварительно, до разбивки сквера, снести намогильные памятники и решетки, и заровнять площадь, залив ее хлорной известью.

    В 1930 году начали разрушать и сами стены монастыря, которые разбираются местными жителями и организациями на различные нужды. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно - детский сад, санаторий, потом медвытрезвитель, о котором сняли сюжет для сатирического киножурнала «фитиль». В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя здания подвергались время от времени реставрации и присмотру, все же к нашему времени постройки монастыря оказались разорены и нуждаются в значительном ремонте. Особенно тяжелое состояние у Богоявленского собора, где стены и арки требуют большого капитального ремонта. Старый некрополь на территории монастыря почти уничтожен.

    В 1993 году на территории монастыря было открыто подворье московского храма Спаса Нерукотворного Образа, которое в 1994 году преобразовано в Патриаршее подворье. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

    22 августа 1997 года Патриаршее подворье на территории Авраамиева монастыря посетил Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

    В декабре 2003 года по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.

    Для организации монашеской жизни настоятельницей монастыря 26 декабря 2003 года назначена игумения Миропия (Юрченкова). Родилась будущая игумения 18 апреля 1941 года в Мордовской АССР. Последовательно училась в техникуме и университете. По окончании работала инженером-конструктором в научно-исследовательском электротехническом институте г. Саранска. В 1988 году приняла иночество в первом у нас в России открывшемся Толгском монастыре Ярославской епархии. В 1994 году назначена настоятельницей монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Быково Некоузского муниципального округа. Параллельно с этим с 1997 года занималась восстановлением монастыря во имя свт. Алексия, митр. Московского (г. Углич), пока не была назначена в Ростовский Авраамиев Богоявленский Монастырь.

    Со времени ее назначения монастырь преображается прямо на глазах. В первый же год Божией помощью был отреставрирован Никольский храм, в котором теперь ежедневно совершается богослужение силами насельниц монастыря. К концу второго года сделана металлическая ограда вокруг всей принадлежащей монастырю территории, которая постепенно очищается от мусора. Проведена канализация, отсыпана дорога. Отремонтирована большая часть жилых корпусов. Разбит сад-огород, посажена аллея из хвойных деревьев. При монастыре работает керамическая мастерская. Оборудована трапезная. Открыта швейная мастерская по пошиву церковных облачений. Но еще многое предстоит сделать для того, чтобы жизнь в монастыре благоустроилась.

    По своему местоположению монастырь находится на берегу озера Неро примерно в трех километрах к северо-востоку от архиерейского двора. Если направляться от Ростовского Кремля пешком, то надо сначала идти по Советской площади, потом по Пролетарской улице, а когда та закончится, и главная дорога повернет под углом 45 градусов налево, продолжить прямо по улице Желябова до самых монастырских врат.

    Проезд: железной дорогой с Ярославского вокзала г.Москвы электропоездами до станции «Ростов», далее от автостанции на маршрутных такси № 1 или 3 до магазина Лобаз».

    Богослужения в обители совершаются ежедневно: Божественная литургия - в 6 часов, вечернее богослужение - с 17 часов.

    Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении.

    Далее
    В начало

     
    Rambler's Top100