Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • Гостиница «Дом на погребах», расположенная на территории древнего
    Ростовского кремля в Ростове Великом.
  • Рассказ о поездке в Ростов в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в 2011 г.
  • Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

    Адрес Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря: Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д.44
    Фотоальбом Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря
    Рассказ о поездке в Муром и о поездке в Суздаль.
    Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
    План Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
    План Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря с сайта монастыря.
    Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь: http://rostov-monastir.ru

    Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Иаков Ростовский
    Храм святителя Димитрия Ростовского и храм Зачатия св. Анны с храмом в честь святителя Иакова Ростовского. 2009 год.

    Ростов Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Храм святителя Димитрия Ростовского и храм Зачатия св. Анны с храмом в честь святителя Иакова Ростовского.
    Храм святителя Димитрия Ростовского и храм Зачатия св. Анны с храмом в честь святителя Иакова Ростовского. 2011 год.

    Спасо-Яковлевский монастырь прошел в своем развитии несколько этапов. Довольно долго он был маленьким малоизвестным монастырем, где даже соборная церковь являлась деревянной. В дальнейшем обитель побывала и ставропигиальным монастырем, и резиденцией викарного епископа.

    В 1385 году епископом Ростовским стал игумен скромного Копырского монастыря Иаков. Игуменство его было благополучным, но на Ростовской кафедре епископ Иаков не прижился: в 1389 году он оставил ее из-за недовольства ростовцев решением епископского суда. Изгнанный из города, святитель удалился в его окрестности и на берегу озера Неро построил деревянную церковь в честь Зачатия св. Анны. Так было положено начало Яковлевской обители.

    Ростов Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Храм Зачатия св. Анны с храмом в честь святителя Иакова Ростовского.
    Храм Зачатия св. Анны с храмом в честь святителя Иакова Ростовского.

    Летописи умалчивают о первых веках существования монастыря. В сущности, достоверно известны лишь несколько событий, связанных с его историей: погребение и канонизация свт. Иакова, разорение монастыря в 1408 году войском хана Едигея и — спустя двести лет — ограбление его поляками. Таким образом, можно заключить, что в то время обитель не была знаменитой. Не имела она и каменных строений.

    Определенное улучшение в материальном положении Яковлевского монастыря происходит в первой половине XVII века. В 1624 году царь Михаил Федорович жалует его вотчинами и рыбными ловлями. И на этом «прирост» монастырских угодий не останавливается. К 1679 году обитель владеет уже восемнадцатью пустошами. Пришло время подумать и о строительстве каменного храма, которое и было осуществлено в 1686—87 годах.

    Ростов Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Храм Зачатия св. Анны с храмом в честь святителя Иакова Ростовского.
    Храм Зачатия св. Анны с храмом в честь святителя Иакова Ростовского.

    Немалое значение имело для монастыря его присоединение к Ростовскому архиерейскому дому, совершившееся в 1650-е годы «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре». Все приписные обители содержались за счет кафедры, и поэтому отныне благосостояние Яковлевского монастыря постоянно возрастало. К концу XVII века он имел не только каменный пятиглавый Троицкий храм, но и каменную трапезную палату. Келейные корпуса и прочие службы, впрочем, довольно долго оставались деревянными. Деревянной была и монастырская ограда.

    Переломным моментом в истории монастыря явилось назначение на Ростовскую кафедру митрополита Димитрия (Туптало), прославленного впоследствии Церковью в сонме святителей. Он приехал в Ростов 2 марта 1702 года и почти сразу по прибытии — первым из всех ростовских монастырей — посетил Яковлевскую обитель. Войдя в собор, владыка указал на юго-западный его угол и произнес: «Се покой мой: зде вселюся в век века», указав, таким образом, место своего погребения. Скончавшийся в 1709 году митрополит Димитрий стал вторым ростовским архиереем, погребенным не в Успенском кафедральном соборе, а в Яковлевском монастыре. Нужно отметить, что ростовцы сначала не желали исполнить завещания почившего митрополита, и лишь друг покойного святителя Стефан Яворский, Патриарший Местоблюститель, настоял на его погребении в Яковлевской обители, сослужив, тем самым, последней добрую службу.

    Ростов Великий, Колокольня Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
    Колокольня Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

    В 1757 году, пять лет спустя после обретения нетленных мощей святителя Димитрия, состоялась его канонизация. Он явился первым святым, канонизированным в синодальный период, — и единственным за весь XVIII век. Мощи святителя Димитрия, которые почитали великой святыней не только простые люди, но и знать (включая членов императорской фамилии), стали особым залогом процветания Яковлевского монастыря. Первые вклады в «святителев дом» не заставили себя ждать: уже императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку для мощей свт. Димитрия. В дальнейшем пожертвования не иссякали.

    Ростов Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Угловая башня.
    Угловая башня монастыря.

    Канонизация святителя Димитрия состоялась очень вовремя, спасши Яковлевский монастырь от упразднения. Хотя в 1764 году его и утвердили заштатным, но мера эта была временной. Уже на следующий год он был причислен к монастырям второго класса и, помимо того, стал ставропигиальным, то есть вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Св. Синода.

    Тогда же к Яковлевскому монастырю присоединили стоявший по соседству Спасо-Песоцкий монастырь. Это значительно расширило его территорию и позволило не стесняться в сооружении хозяйственных зданий.

    Вторая половина XVIII века — время формирования архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря в том виде, в каком мы знаем его теперь. Были возведены новые корпуса, каменная ограда с башнями, колокольня, новый храм. Очень немногие обители отстраивались в это время, поскольку с отнятием земель у монастырей их материальная база пошатнулась. Таким образом, ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря представляет собой уникальный памятник монастырского строительства своего времени. Своего рода «апофеозом» этого строительства стало возведение в 1794—1801 годах храма во имя святителя Димитрия.

    Ростов Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Храм Зачатия св. Анны с храмом свт. Иакова Ростовского.
    Храм Зачатия св. Анны с храмом свт. Иакова Ростовского.

    Эффектный внешний облик монастыря и неиссякаемый поток паломников к его святыням подготовили его возведение на степень первого класса. Совершалось это последовательно. В 1822 году архимандрит Иннокентий направил в Синод донесение, где указывал, что «великое стечение богомольцев к мощам угодников Яковлевской обители требует сохранения порядка в чиноположении». С имевшимся количеством братии, отмечал архимандрит, это было затруднительно. Он просил об увеличении числа насельников — в соответствии со штатами первоклассных монастырей. Синод уважил просьбу архимандрита Иннокентия, предписав расширить штат обители на 16 «мест».

    Ростов Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Храм Зачатия св. Анны с храмом свт. Иакова Ростовского.
    Храм Зачатия св. Анны с храмом свт. Иакова Ростовского.

    В 1834 году, после прошения ярославского губернатора К. М. Полторацкого, поданного на высочайшее имя, монастырь был переведен в первый класс с ежегодным содержанием в размере 4200 рублей. А спустя два года он получил свое современное название — Спасо-Яковлевский Димитриев. За полтора века был пройден головокружительный путь — от небольшого монастырька, не имевшего ни одного каменного храма, до крупнейшей в епархии и шестой в общем списке русских монастырей обители.

    Но даже при максимально расширенном штате мест для всех желающих поступить в Спасо-Яковлевский монастырь не хватало. На сохранившихся прошениях о приеме в монастырь очень часто можно увидеть резолюцию: «Отказать за неимением мест». «Вакансия» открывалась только в случае смерти насельника или его перевода в другой монастырь.

    Устав Спасо-Яковлевский монастырь имел общежительный. Ограничены были монахи и послушники и в «увольнениях» в город. Они допускались только в случае необходимости, с разрешения монастырского начальства, — и то лишь на время между дневной трапезой и вечерним богослужением (от полудня до четырех часов дня).

    Хозяйство обители было поставлено отменно. В середине XIX века послушники и монастырские работники возделывали два огорода, где произрастали самые разные овощи — вплоть до цветной капусты и бобовых, — а также зелень (петрушка, салат, шпинат). Имелся внушительных размеров сад с яблоневыми, вишневыми и сливовыми деревьями. «Садово-огородные» припасы позволяли сделать разнообразной даже постную трапезу, и в монастыре никогда не жаловались на скудость рациона. Немало закупалось и рыбы.

    В 1888 году Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь вновь перешел из синодального управления в епархиальное, став резиденцией викарных епископов. Настоятелями его, соответственно этому статусу, отныне были архиереи.

    К началу XX века обитель подошла в цветущем состоянии. Она была богата и необычайно популярна среди паломников (в частности, Спасо-Яковлевский монастырь являлся одной из самых почитаемых императорской фамилией святынь: начиная с XIX века его посетили все русские цари и многие великие князья). Даже в ряду самых состоятельных и устроенных русских монастырей Спасо-Яковлевский занимал одно из первых мест.

    С 1882 года здесь был водопровод, в начале XX века провели электричество и телефонную связь. Пожертвования, поступавшие в монастырь, составляли значительные суммы. В 1917 году, например, только на поминовение усопших было пожертвовано более семи тысяч рублей.

    Естественно, средства свои Спасо-Яковлевская обитель тратила не только на украшение храмов и устройство водопровода. Так, в 1914 году монастырь организовал военный госпиталь в одном из своих новых зданий, изначально предполагавшемся под церковно-приходскую школу, богадельню и гостиницу. Он был оборудован по последнему слову тогдашней медицинской науки — 150 коек в просторных и светлых палатах, операционная, рентгеновский кабинет, несколько перевязочных. Содержание госпиталя требовало от обители очень существенных затрат (часть денег, впрочем, предоставляли благотворители). Интересно, что после революции этот образцовый госпиталь обратили в «советский лазарет», а потом в нем довольно долго находилась одна из городских больниц.

    После 1917 года все имущество монастыря было национализировано. В келейных корпусах поселились рабочие, а святыни были изъяты. Наиболее масштабная грабительская акция проводилась в 1922 году, когда большевики вывезли из Спасо-Яковлевской обители 888 килограммов серебра и 2 килограмма золота.

    Между тем, богослужения в храмах монастыря в эти годы еще продолжались. Окончательное закрытие церквей относится к 1929 году. Именно его принято считать годом закрытия обители. Монашеская жизнь возобновилась здесь лишь спустя шестьдесят два года.

    Формирование архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря относится к последней трети XVIII века. Его можно с уверенностью назвать одним из самых ярких памятников «церковного классицизма», сохранившихся в провинции.

    Собор зачатия св. Анны и храм свт. Иакова Ростовского.

    Стоящие вплотную друг к другу, эти величественные храмы воспринимаются как единое целое, что и неудивительно: ведь один из них «вырос» из придела другого. Наилучший вид на них открывается с юго-западной башни монастыря. Если смотреть с нее, то храм свт. Иакова оказывается слева, а Зачатьевский собор — справа.

    Собор Зачатия св. Анны — самое старое из ныне существующих строений монастыря. Он был возведен в конце XVII века при митрополите Ростовском Ионе (Сысоевиче). Известный своей ревностью к церковному благолепию, митрополит Иона много потрудился для украшения ростовских и ярославских церквей. Изначально храм был освящен во имя Святой Троицы, а в 1754 году его переосвятили в честь Зачатия св. Анны — «в память превобытного храма, созданного Яковом епископом Ростовским». Строительство каменного храма было вызвано не только желанием митрополита украсить обитель, но и прямой необходимостью. Старый деревянный Зачатьевский храм пришел к описываемому времени, как показывают документы, в полную негодность.

    В XVIII—XIX веках собор несколько раз перестраивали, вследствие чего он утратил свой первоначальный облик. Так, в 1725 году с северной стороны собора был сооружен придел во имя свт. Иакова. Позже, в 1824 году, его разобрали и на его месте возвели полноценный храм, освященный во имя того же святого. Одновременно западному фасаду собственно Зачатьевского храма придали архитектурное оформление, схожее с оформлением Яковлевской церкви. На фотографии хорошо видны одинаковые портики с колоннами.

    Легко заметить, что храм свт. Иакова сориентирован в архитектурном отношении на соседствующий с ним с северной стороны храм свт. Димитрия. На этот счет в монастыре сохранилось особое предание. Связано оно с посещением обители Александром I в 1823 году. Узнав, что вместо теплого придела во имя свт. Иакова планируется возвести особый храм, он «обратился к церкви святителя Димитрия и, с лестной похвалою отозвавшись об изяществе ее архитектуры, присовокупил, чтобы и новый храм во имя св. Иакова сооружен был в том же вкусе». Естественно, монастырское начальство последовало монаршему совету.

    Есть во внешней похожести храмов и внутренний смысл — таким образом подтверждается равнозначность святителей Ростовских Иакова и Димитрия, их одинаково важная роль в устроении монастыря.

    Согласно сохранившимся свидетельствам, внутреннее убранство храмов отличалось особой пышностью.

    Необходимость в храме, посвященном святителю Димитрию Ростовскому, появилась в монастыре тотчас после его канонизации, совершившейся в 1757 году. Однако Св. Синод, в непосредственном подчинении которого находился Спасо-Яковлевский монастырь, довольно долго не давал разрешения на это строительство. Еще в 1770 году, когда сооружалась монастырская ограда, архимандрит Амфилохий направил в Синод письмо с просьбой о возведении храма во имя свт. Димитрия над южными вратами, обращенными к озеру Неро. Но Синод отклонил просьбу — возможно, посчитав это место для храма неподходящим.

    Вопрос о строительстве храма оставался открытым вплоть до начала 1790-х годов. Лишь в 1794 году последовало синодальное дозволение на устройство Димитриевской церкви на том месте, на котором теперь она и стоит. Возводился храм в течение пяти лет — главным образом, на средства графа Н. П. Шереметева, затратившего на него около 55 тысяч рублей. Еще в 10 тысяч обошлось графу внутреннее убранство. Освящение Димитриевской церкви состоялось 27 сентября 1801 года. Строительство храма могло бы обойтись еще дороже, если бы над ним не трудились крепостные архитекторы графа Шереметева. Впрочем, современные исследователи, отмечая необыкновенную стройность западного портика храма, высказывают предположение, что к его проекту приложил руку кто-либо из крупнейших архитекторов своего времени.

    В интерьере Димитриевского храма следует отметить гармоничное взаимодействие скульптуры и живописи. И та, и другая выполняют одинаково важные декоративные функции. Интересно решены своды и купол, декорированные лепными розетками с золотой обводкой. Розетки, закрепленные в кассетах, уменьшаются в размерах по направлению к центру. За счет этого создается эффект необычайной глубины подкупольного пространства.

    В 1804 году в трапезной храма, примыкающей с запада к основному его объему, было устроено два придела — правый во имя свт. Николая (небесного покровителя Николая Петровича Шереметева), левый — во имя вмч. Димитрия Солунского. В дореволюционное время храм дважды ремонтировался — сначала в 1870 году, а затем в 1900—01 годах, причем в последний раз здесь был заново выложен пол — метлахскими плитами.

    Колокольня Спасо-Яковлевского монастыря была возведена во второй половине XVIII века, когда здесь развернулось обширное каменное строительство. Трехъярусная, простых форм, она не вступает в соперничество со столь яркими архитектурными сооружениями, как Димитриевский храм или Зачатьевский собор. Отделка колокольни отличается лаконичностью. Однако обратите внимание на присутствие колонн — в XVIII веке они были признаком столичной архитектуры.

    В конце XVIII века монастырская звонница состояла из четырнадцати колоколов, самый большой из которых весил около пяти тонн. К началу XX века на колокольне было уже двадцать два колокола, из них наибольший весил 12,5 тонн.

    Исторически Спасский храм принадлежал Спасо-Песоцкой обители, основанной, по преданию, в XIII веке вдовой ростовского князя Василия (впоследствии причисленного к лику святых) Марией. В 1765 году Спасо-Песоцкий монастырь был приписан к Яковлевскому. Строительство Спасского храма относится к концу XVI века. Освящен он был в 1603 году в честь Преображения Господня. Этот храм — единственная уцелевшая церковь древнего Спасо-Песоцкого монастыря: после его присоединения к Яковлевской обители другие церкви были разобраны за ненадобностью.

    К концу XVIII века кладбище Спасо-Яковлевского монастыря, в связи с возрастанием значения последнего, приобрело статус своего рода «почетного некрополя». Оно разделялось на три зоны. Первая, наиболее пространная, находилась возле Спасского храма. А самыми «престижными» считались участки возле Зачатьевского собора и Димитриевского храма. Мирские захоронения составляли до 85% всех могил на монастырском кладбище. При этом какой-либо определенной платы за место не существовало — цена варьировалась от рубля до полутора тысяч. Естественно, большую роль в данном случае играло местоположение могилы.

    В советские годы некрополь Спасо-Яковлевского монастыря был варварски уничтожен. Сохранилось лишь очень небольшое число надгробий.

    Обновление архитектурного облика Спасо-Яковлевской обители началось в 1757 году, когда была предпринята частичная замена обветшавшей деревянной ограды на каменную. Работы поначалу подвигались с большим трудом — монастырь еще не собрал достаточно средств на строительство, — и вскоре были приостановлены императорским указом. Лишь в 1776 году возведение новых каменных зданий и ограды возобновилось.

    Строительству предшествовала масштабная перепланировка монастырской территории. Она увеличилась, приняла более правильные очертания. По периметру вся территория монастыря была огорожена каменной стеной. Четыре угловые башни и две надвратные (с южной и северной сторон соответственно) завершили величественный архитектурный ансамбль. Кроме того, ворота были и в восточной стене, они располагались под колокольней.

    Разумеется, в конце XVIII века монастырские стены уже не выполняли «крепостной» функции. Значение их стало скорее символическим и декоративным. Именно поэтому не мощью своей восхищает ограда Спасо-Яковлевского монастыря, но особым изяществом и легкостью. Своеобразие комплекса подчеркивают «резные» башни с их, как говорили в XIX столетии, «венецианскими окнами». Особенно выделяли тогдашние авторы северо-западную башню монастырской ограды — как «лучше всех отстроенную». Башня была разделена на два этажа, и в каждом было по комнате. Отмечалось, что со смотровой площадки этой башни в хорошую погоду можно разглядеть до тридцати ростовских церквей.

    В 1909 году в юго-западной башне монастыря была устроена церковь во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Явленная Толгская икона весьма почиталась как в Ярославле (в окрестностях которого она, собственно, и явилась), так и в Ростове.

    До последней трети XVIII столетия все келейные корпуса и хозяйственные постройки в монастыре были деревянными. Замена их на каменные проводилась в рамках обновления архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

    Жилые корпуса были возведены вдоль западной ограды, отделяющей главный двор обители от хозяйственного двора (бывшей территории Спасо-Песоцкого монастыря). В комплекс этих зданий входил двухэтажный корпус братских келий, а также настоятельский корпус. Кроме того, на главном дворе располагалась и трапезная (собственно, сама трапезная помещалась на втором этаже двухэтажного здания, внизу же находились просфорная и кладовая). Все сугубо хозяйственные постройки — погреба, мастерские, конюшни — сооружали только на хозяйственном дворе.

    К началу XX века комплекс жилых зданий Спасо-Яковлевского монастыря состоял из двух братских корпусов, настоятельских покоев и трапезной. Все они соединялись друг с другом. Верхние этажи братских корпусов занимали иеромонахи и иеродиаконы, келья каждого из них представляла собой своего рода «квартирку» из трех небольших комнат. В каждом корпусе было тринадцать таковых «квартирок». На первых этажах размещались монахи и послушники.

    Настоятельские покои состояли из спальни, кабинета, гостиной, столовой, келейной, галереи и прихожей. В нижнем этаже настоятельского корпуса размещались покои наместника и казначея. Здесь же были и административные помещения — канцелярия, архив, присутственный зал.

    Источник святителя Иакова известен местным жителям очень давно. Народная молва всегда связывала его с именем святителя Иакова, основателя монастыря, хотя сколько-нибудь достоверных подтверждений тому не имеется. Тем не менее многие богомольцы старались почерпнуть воды из «Яковлева источника» и относились к ней благоговейно, почитая ее целебной. Традиция эта жива и по сей день.

    В 1996 году над источником была построена часовня, освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем во имя святителя Иакова.

    После революции ризница Спасо-Яковлевского монастыря была опустошена, а серебряные раки ее небесных покровителей изъяты. И это вызывает глубокое сожаление. Однако главное сокровище — мощи святителя Димитрия, долго находившиеся в запасниках музея, — в обитель все же вернулись.

    За пределами Ростова Великого Спасо-Яковлевский монастырь известен, прежде всего, как место упокоения свт. Димитрия Ростовского. К мощам его, находящимся в Зачатьевском соборе обители, приезжает очень много паломников. Уважение к святителю и его просветительской деятельности, надежда на его молитвенную помощь, желание укрепиться в вере — вот причины, по которым люди обычно едут к мощам свт. Димитрия.

    Обретение мощей святого совершилось в 1752 году, в царствование императрицы Елизаветы. Однако вопрос о его канонизации решен был далеко не сразу. В течение нескольких лет состояние мощей и истинность исцелений, происходивших возле них, подвергались тщательной проверке. Наконец, 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи свт. Димитрия были оглашены совершенно святыми. День кончины митрополита (28 октября), как и день обретения мощей (21 сентября), назначались днями празднования ему.

    Димитрий Ростовский
    Образ Димитрия Ростовского.

    Монастырь обрел новую святыню. Почитание святителя Димитрия сразу же утвердилось «на высшем уровне». Известный уроженец Ростова, профессор Московского университета Борис Николаевич фон Эдинг (1889—1919) сказал очень точные слова об этом: «Почитание святителя стало очень распространенным среди петербургской и московской знати, желавшей, быть может, видеть в примере Димитрия возможность святости и в новой культуре России».

    В Спасо-Яковлевском монастыре все проникнуто памятью о свт. Димитрии Ростовском. Здесь лежат его мощи, здесь устроен храм, освященный во имя этого выдающегося церковного деятеля. И, естественно, самая чтимая икона обители также имеет непосредственное отношение к святителю. Икона эта — список с древнего Ватопедского образа Пресвятой Богородицы. По преданию, Ватопедской иконой благословили свт. Димитрия родители, и на протяжении всей его жизни она была его келейной иконой.

    Ватопедский образ Пресвятой Богородицы - келейная икона святителя Димитрия Ростовского
    Ватопедский образ Пресвятой Богородицы - келейная икона святителя Димитрия Ростовского.

    В XVIII-XIX веках икона, прославившаяся многими чудесами, помещалась на западной стороне правого столпа Зачатьевского собора и была одета драгоценной жемчужной ризой, пожертвованной графиней А. А. Орловой-Чесменской. В 1849 году по благословению архимандрита Поликарпа, почетный гражданин Ростова купец Н.Х. Быков устроил для Ватопедской иконы деревянный резной киот, а несколько позднее ее поместили над Царскими вратами Зачатьевского собора. По воскресеньям икону на ремнях спускали вниз и читали перед ней акафист. В особо важных случаях (например, во время холеры 1848—49 гг.) она принимала участие и в крестных ходах.

    Необычна судьба Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы в XX веке. В отличие от многих других святынь, она не оказалась в музее. После закрытия монастырских храмов следы ее на некоторое время затерялись, а в 1963 году она обнаружилась в недействующей Успенской церкви села Дивная Гора. Оттуда икону вывез в Москву тогдашний архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), передавший ее впоследствии митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию (Пояркову). Последний-то и вернул в 1997 году чудотворный Ватопедский образ в Спасо-Яковлевскую обитель.

    За долгую историю Спасо-Яковлевского монастыря в нем сложилось несколько праздников, пользовавшихся особым уважением среди ростовцев. Среди них наиболее «почтенным» по возрасту следует назвать день памяти основателя обители, святителя Иакова, отмечавшийся 27 ноября (по старому стилю). В этот день от Успенского кафедрального собора к монастырю шел крестный ход. Он был установлен в память о покаянии ростовцев и их приходе к святителю Иакову с просьбой вернуться на епископскую кафедру.

    Но самое большое количество паломников собирали торжества, посвященные святителю Димитрию. Дни его памяти (21 сентября и 28 октября по старому стилю) отмечались с большим размахом. Особенно пышным было празднование 1909 года, когда праздновалось 200-летие со дня преставления святителя.

    Готовились к этому событию основательно. В Ярославле была организована специальная комиссия, руководимая викарным епископом Евсевием, а в Ростове начал свою работу «комитет по устройству торжеств». Комиссия и комитет разрабатывали порядок праздника («протокол»), собирали средства не его проведение, а также рассылали приглашения и сообщения об имеющем состояться вскоре юбилее.

    В Спасо-Яковлевском монастыре к октябрю 1909 года побелили все постройки, включая и хозяйственные, и выкрасили кровли. В Зачатьевском соборе промыли стенопись, заново позолотили иконостас. Участие в приготовлениях к торжеству принимали очень многие люди — в обитель из самых разных русских городов стекались пожертвования, предназначенные для ее украшения к столь важному для нее дню. Всего было собрано около девяти тысяч рублей.

    Празднование продолжалось несколько дней. Ростов в это время был буквально переполнен паломниками, а торжества освещались практически во всех российских газетах. Вечером 26 октября во всех приходских храмах и монастырских соборах города совершалось всенощное бдение, а наутро 27 октября везде служились торжественные литургии.

    В Спасо-Яковлевском монастыре служба шла и в Зачатьевском соборе, и в Димитриевском храме. Вечером того же дня во всех городских церквах вновь проходило всенощное бдение. Центром празднования стал Димитриевский храм, где находились мощи святителя Димитрия, перенесенные сюда на несколько праздничных дней из Зачатьевского собора.

    28 октября, после литургии в Успенском соборе, от кремля к Спасо-Яковлевскому монастырю проследовал крестный ход. Участники его вспоминали впоследствии, что был он «небывалым по своей грандиозности, чинности и церковной красоте». Когда же завершилась литургия в монастырском Димитриевском храме, мощи святителя крестным ходом были обнесены вокруг стен монастыря.

    Важно подчеркнуть, что 28 октября 1909 года стало подлинно народным праздником, эхо его прокатилось волной по всей России. Странно: пройдет всего десять лет, и в чести окажутся совсем другие праздники...

    О том, какое значение имел для Ростова этот юбилей, красноречиво говорят не только тогдашние газеты, но и такие документы, как например, недавно найденное письмо священника Алексея Соколова, писанное им в ноябре 1909 года своему сыну-ветеринару, служившему в Боброве и потому не присутствовавшему на торжествах. «Не отвечал долго потому, что не было возможности описать Вам все, что у нас в Ростове за эти дни творилось, — пишет отец Алексей. — Вероятно, Вам по газетам было известно, что у нас в Ростове Великом должно было совершиться великое событие в мире духовном. 28 числа минувшего Октября исполнилось 200-летие со дня кончины Св. Димитрия Ростовского чудотворца.

    Празднество совершилось в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре с 26 и по 29 октября обнесением святых мощей около монастыря в присутствии Московского митрополита, при пяти Архиереях и сонме духовенства белого и черного, и при многотысячной толпе всякого сброда, при зело дивном городском звоне».

    После революции традиция крестных ходов, естественно, прервалась. Глубоко символично, что возродилась она в 1991 году перенесением мощей свт. Димитрия из Ростовского музея в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Это был первый крестный ход за семьдесят лет. И «вел» его святитель Димитрий.


    Летопись монастыря.


    Ок. 1390. Основание монастыря святителем Иаковом, епископом Ростовским.
    1392. Кончина свт. Иакова.
    1408. Разграбление монастыря войсками хана Едигея.
    1609. Обитель ограблена поляками.
    1654. Монастырь приписан к Ростовскому архиерейскому дому.
    1686. Строительство первого каменного храма в обители.
    1709. Погребение свт. Димитрия Ростовского в соборе Яковлевского монастыря.
    1752. Обретение нетленных мощей свт. Димитрия.
    1764. Монастырь отнесен к числу заштатных— с предоставлением права иметь в составе насельников 15 человек.
    1765. Обитель становится ставропигиальной и включается во второй класс штатных монастырей. К ней приписан упраздненный Спасо-Преображенский монастырь, и именно с этого момента она именуется Спасо-Яковлевским монастырем.
    1777. В монастыре начато возведение колокольни и ограды с башнями.
    1801. Освящение новопостроенного храма во имя свт. Димитрия.
    1822. Синод своим определением сравнял Спасо-Яковлевский монастырь по числу братии с первоклассными монастырями.
    1834. Обитель становится монастырем первого класса.
    1836. Святейший Синод присваивает обители название «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь».
    1882. В монастыре устроен водопровод.
    1888. Обитель переводится из синодального подчинения в епархиальное ведомство и становится резиденцией викария епархиального архиерея.
    1913. Посещение монастыря императорской семьей.
    1919. Здания монастыря переданы в ведение Музейного отдела Наркомпроса.
    1928. Закрытие храмов обители.
    1991. Передача Спасо-Яковлевского монастыря Русской Православной Церкви. Ростовский музей возвращает обители мощи свт. Димитрия.

    С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 15, 2009».
    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100