Озеро Неро

Дата публикации или обновления 15.12.2016

...Начало жизни - мудрая стихия.

Древнегреческое изречение гласит: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Но почему только в реку? В озеро - тоже. Ведь оно также постоянно-изменчиво в своем бесконечном движении и несет свои воды, наполненные жизнью, сквозь время.

Карта озера Неро
Карта озера Неро.

Ростовцы не представляют ни себя, ни своего города без озера. И пусть за последнюю тысячу лет сменилось несколько его имен, для жителей Ростова и прибрежных селений оно было и есть Озеро, начало начал, исток всего сущего вокруг.

Берега Озера, возраст которого около 500 тыс. лет, сформировал ледник, растаявший здесь по одним сведениям 60, по другим 20 тыс. лет назад. Ах, какое оно в те времена было огромное и глубокое! Озеро заполняло всю сегодняшнюю приозерную котловину и занимало 750 кв. км. Современные его размеры и очертания сложились около 5 тыс. лет назад. И сегодня это самое большое озеро Ярославской области. Длина его береговой линии - около 48 км, наибольшая ширина - 8 км, наибольшая длина - 12 км, площадь - 54 кв.км. А вот наибольшая глубина - всего 4 м, при средней чуть больше 1 м. Дно Озера - многометровые (до 20 м) илистые отложения.

Ростов Великий, прогулка по озеру Неро
Озеро Неро. Теплоход, на котором можно совершить прогулку по озеру.

Озерные берега - топкие и низкие, обильно поросшие рогозом, сусаком, телорезом, тростником, камышом, ивняком.

Несмотря на то, что озеро проточное, летом большая часть его зарастает водорослями, которые здесь называют «тарнава». Может быть поэтому вода из Озера невкусная и для питья пригодна мало. Хотя до конца XIX в. большинство жителей Ростова вынуждены были ею пользоваться. Есть крайне выразительное высказывание о свойствах ростовской местности: «Земля сырая, вода гнилая. Народ как дуб».

Озеро питают 17 рек и речушек, названия которых напоминают о некогда жившем здесь народе мери: Ишня, Кучибошь, Варус, Мазиха, Чучерка, Уница, Суда... Самая большая из впадающих в него рек - Сара, в своем нижнем течении имеющая название Гда. Ее мощный поток (местное название - «заструга») проходит через все Озеро и вытекает из него рекой Вексой, которая, соединяясь с р.Устье, образует р.Которосль (ранее - Которость). В Ярославле она впадает в Волгу.

Вид на озеро Неро со стены Ростовского кремля.
Вид на озеро Неро со стены Ростовского кремля.

В своей юго-западной части Озеро образует несколько заливов - Варус, Ключи, Макариха, Батеево. Близ Варуса расположен остров Левский. Второй остров находится напротив Ростова и носит название Городской. Они оба низкие, топкие, заливаемые во время весеннего половодья. В основании Городского острова лежит доставленный сюда ледником огромный каменный монолит, высота которого 20 м.

Первые люди в котловине Озера появились 6 тыс. лет назад. Об этом говорят многочисленные археологические находки - неолитические каменные и костяные орудия труда, фрагменты керамики.

Вид на озеро Неро со смотровой башни Спасо-Яковлевского монастыря.
Вид на озеро Неро со смотровой башни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Первыми местными обитателями, имя которых донесли до нашего времени древнерусские летописи, было угрофинское племя мери (VII-XI вв.). Очевидно, два первых названия Озера - Каово и Неро - дали ему именно они. Современная лингвистика дает следующие толкования этим названиям: Каово - «место, где обитают чайки» (и действительно, они живут здесь до сих пор), Неро - «илистое, болотистое место», что также соответствует действительности.

В дальнейшем (и очень долгое время!) Озеро официально именовалось просто «Ростовским» - по названию древнерусского города Ростова, возникшего на его северном берегу и впервые упомянутого в летописи под 862 г. И с этого времени Город и Озеро - едины и неразделимы.

Парадоксально, но до 1917 г. Ростову Озеро не принадлежало. В разные времена им владели: Государственная казна, помещики, а позднее - крестьяне приозерных сел Угодичи и Поречье-Рыбное.

Озеро изобиловало рыбой. Об этом говорит старинная песня:


«Ой ты, гой еси, море тинное,

Море тинное, ты чужское,

Отчего тебя зовут озером?

Оттого меня зовут озером,

Что песку во мне нет на донышке,

И что нет во мне рыб заморских,

Лишь живут во мне ерш со щукою,

Мелка плотичка с карасиком,

Красноперый окунь со налимами,

Еще сом-рыба когда жалует,

Из тое-ль реки Волги быстрыя,

Со язем рыбой и лещом».


Заметим, что рыбные ловы на Озере четко распределялись и регламентировались и указами.

До конца XVII в. в Ростове существовала Рыболовная слободка, жители которой были обязаны поставлять рыбу: щук, линей, плотиц, окуней к царскому столу. Остальные жители имели право ловить рыбу только «удой» - удочкой).

Вид с озера Неро на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
Вид с озера Неро на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

На перевоз грузов и людей имели исключительное право крестьяне с. Угодичи. За плату они доставляли пассажиров с одного берега на другой на больших гребных и парусных лодках - «соминах».

Вид с озера Неро на Ростовский кремль.
Вид с озера Неро на Ростовский кремль.

Пароходное движение по Озеру открылось 23 апреля 1883 г. Владельцем первого парохода был рыбинский купец Емельянов, который за право перевоза платил крестьянам с. Угодичи определенную сумму.

Но ростовцам никогда не возбранялось кататься по Озеру на своих лодках; водные прогулки были их излюбленным развлечением. С Озера Ростов удивительно красив.

Вид с озера Неро на Ростовский кремль.
Вид с озера Неро на Ростовский кремль.

Его многочисленные купола парят над водой, складываясь в сказочное ожерелье: на востоке виднеется старейший в России Богоявленский Авраамиев монастырь (XVI – XIX вв.), в центре – Рождественский Девичий монастырь (XVII – XIX вв.), и величественный ансамбль Кремля (XVI-XVIII вв.), на западе - самый известный из ростовских монастырей - Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь (XVII – XIX вв.).

Кроме Ростова, на берегах Озера расположены старинные селения: Воржа, Угодичи, Поречье-Рыбное, Львы и др.

С ростовского берега в ясную погоду хорошо видно с.Угодичи (в древности Угожь) - одно из древнейших селений, равное Ростову по возрасту, традиционный центр ростовского огородничества. До наших дней здесь сохранилась колокольня Богоявленской церкви и Никольский храм (XVIII в).

Правее, на том же берегу высится знаменитая «Порецкая башня» - колокольня храма св. Никиты Мученика с. Поречье. Пятиярусное сооружение легко взметнулось ввысь, и его выразительный силуэт виден на многие километры. Колокольня построена в 1772-79 гг. местным архитектором-самоучкой А.С. Козловым. Высота ее 94 м, что на 6 м превышает знаменитую колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.


«А колокольня - есть, что царская невеста!

Ее ль колоколов Всевышний не услышит?

Я не скажу, что нет на свете лучше места,

Но нет стройней. И нету ее выше

Во всей Святой Руси. Ну, как не подивиться?!

И, надо полагать, что этот взлет был нужен,

Не чтобы умалить достоинства столицы,

Но чтобы показать, что, мол, и мы – не хуже!»


Оба эти села – Угодичи и Поречье – издавна спорят за право называться «родиной ростовского огородничества». Выращивание (или, как здесь говорили, «воспитание») овощей было основным занятием крестьян всей приозерной котловины, земли которой отличаются высоким плодородием и в старину даже назывались «ростовской золотухой».

Не брезговали огородничеством и «надменные гордостию ростовцы». Известно выражение, пришедшее к нам из Переписных книг XVII в. И ставшее крылатым - «… пашет лук чеснок, тем и кормится». То есть, выращивание овощей имело здесь характер по-настоящему товарный. Не зря же до сих пор местные огородники называют все овощи, выращиваемые ими на продажу, просто «товаром». Но особую славу здешнему огородничеству принес знаменитый ростовский лук. Технология его выращивания отработана веками. И только в Ростове семена лука называют «чернушкой», луковичку первого поля (года) - «сенчиком», а последующих лет - «выборком». Ростовский лук до сих пор считается одним из лучших сортов для средней полосы России, поскольку главное его достоинство «многосемейность», т.е. из одной луковицы-выборка можно получить до восьми. Забавно, что в старину богатую невесту здесь называли «ростовской луковицей». Удивительно свойство народа поэтизировать самые обычные вещи и явления! Множеством сказок, легенд и преданий овеяно само Озеро.

Еще до появления научного толкования названия «Неро», в Ростове были известны легенды, объясняющие его. По одной из них, во время вражеского набега Ростов был разрушен до основания, а жители его разбежались. Прошло время, город поднялся из пепла, но враги об этом не знали. И когда они вновь двинулись на русскую землю под предводительством старого воина и вышли из лесной чащи на берег озера, то неожиданно увидели над его гладью прекрасный город.

Старый воин был настолько изумлен, что у него невольно вырвались слова: «Это не Ро…», - он хотел сказать «это не Ростов». Но не успел: пущенная с крепостной стены стрела вонзилась ему в горло, и он рухнул на берегу озера. Так оно и стало называться Неро.


Другое предание повествует о том, что царь Иван Грозный, разгневавшийся на Ростовцев, решил отнять у них Озеро и приписать его к с. Угодичи, своей вотчине. Вызвал дьяка и стал диктовать ему указ: «А впредь считать озеро не Ростовским, а Угодическим». Но неожиданно его поразила немота, и он успел произнести только «А впредь считать озеро не Ро...».

И бытует в Ростове поверье: живет на дне Озера в зарослях гарнавы его хозяин Водяной. Он собирает дань с рыбаков: не «закроет» и не «вскроет» озера без человеческих жертв.

И действительно, ежегодно глубокой осенью и ранней весной в озере, при всей его незначительной глубине, до сих пор тонут люди.

В рукописи XVIII в. дошла до нас сказка о Ерше Щетинникове, сложенная так, как писались старинные ябеднические (исковые) судебные бумаги.


«Боярский сынишко, Лещ Ростовского озера со товарищами бьет челом судьям: Осетру, Белуге и Белой рыбице на Ерша Щетинникова, нахально завладевшего Ростовским озером, что он, Ерш, их колет щетинами и выгоняет из наследственно Ростовского озера.

Ерш – ябедник (ответчик) ,по его делу вызывается масса свидетелей, некоторые из них в своих показаниях дают прекрасную характеристику обвиняемого. Судьи допрашивают Ерша. Ерш отвечает, что Ростовское озеро было еще за его дедами, а что самого его знают за хорошего человека на Москве и в других великих городах князья и бояре, стольники и дворяне, дьяки и подьячие:

«Покупают, - говорит, - меня дорогою ценою и варят меня с перцем и с шафраном и ставят перед собою честно».

Свидетелями своего дела Лещ выставляет Сига на реке Нарве, Лодугу в реке Волхове.

А Ерш отводит этих свидетелей: они, говорит, такие же богатые люди, как и Лещ, и будут держать его сторону. Тогда Лещ указывает еще свидетеля - Сельдь из Переяславского озера.

Ерш попробовал было и этого свидетеля отвести:

«И Сиг, и Лодуга, и Сельдь - сродни и живут в соседстве, едят и пьют вместе», но судьи все-таки послали за Сельдью в Переяславское озеро пристава-Окуня с понятыми - Налимом, Головлем и Язем.

И показала на суде Сельдь:

«Леща со товарищи знает. Лещ - человек добрый и христианин Божий, живет своею, а не чужою силой, а Ерш, господа, злой человек, Щетинник». Судья Осетр сказал: он и сам про Ерша слышал, «что сварят его в ухе, а столько не едят, сколько расплюют», и рассказал, как его самого Ерш обидел: нарочно завел его в невод, а потом над ним же и смеялся. И рассудили все судьи:

«Выдать истцу Лещу того Ерша головою и велели казнить его торговой казнью. У судного дела были: Сом с большим усом и доводчик Карась, а список судного дела писал Вьюн, а печатал Рак своею задней клешней, а у печати сидел Сняток (Вандыш) переяславский. Выслушал решение суда Ерш и сказал:

«Господа судьи! Судили вы не по правде, судили по мзде. Леща со товарищами оправили, а меня обвинили». Плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост; только того Ерша и видели».


Из поколения в поколение в Ростове передаются рассказы о якобы несметных сокровищах, лежащих на дне озера - золотых воротах, богатой церковной утвари, украшениях, оружии и т.п. Правда, пока еще никто не нашел и самой малой их толики.

Но ростовцев озеро влекло и до сих пор влечет к себе вовсе не своими призрачными сокровищами. Есть в нем что-то необъяснимо-притягательное. Как древним язычникам, оно представляется нам живым существом, с которым все окружающее связано незримыми, но вполне осязаемыми нитями. Способным каким-то непостижимым образом влиять на климат, природу, город, людей, животных...


Источник материала: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль».

В начало

Православный интернет-магазин
 
Rambler's Top100