Монастырский некрополь Богоявленского Авраамиева монастыря

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Богоявленский Авраамиев монастырь
  • Богоявленский Авраамиев женский монастырь.
    6. Монастырский некрополь.

    По монашеской традиции в стенах монастыря, обычно недалеко от храмов, располагается монастырское кладбище, в котором хоронят умерших насельников. И в Авраамиевом монастыре было братское кладбище, располагавшееся с восточной и северной сторон Богоявленского собора. Действовало оно до конца 1920-х годов, т.е. до конца официального своего закрытия. Причиной закрытия явилось решение об использовании площади кладбища под сквер.

    После закрытия часть надгробных памятников была вывезена родственниками погребенных, а большинство расхищено и разрушено. Впрочем, в 1997 году, во время работ по благоустройству территории монастыря на месте кладбища было обнаружено множество целых и фрагментированных надгробий, из которых видно, что на кладбище Авраамиева монастыря погребали не только настоятелей монастыри; монахов и послушников, но и местных жителей.

    Сердцем монастырского некрополя была стоявшая с левой стороны у алтаря Богоявленского Собора часовня. По свидетельству архимандрита Иустина часовня была построена «на том месте, где погребены монастырские старцы подвижники Пимен и Стахий». Из описи 1629-1630 годов видно, что в начале XVII века часовня уже существовала. Более подробно упоминается о ней в описи монастыря 1853 года. В частности, там говорится, что каменная часовня в Богоявленском монастыре была построена неким ростовским купцом Никитой Алексеевым Хлебниковым в благодарность за исцеление от головной болезни. Возведена же она была на месте прежней и уже обветшавшей деревянной, над тем местом, где погребен юродствовавший Афанасий. Кем была выстроена прежняя деревянная часовня точно определить не представляется возможным.

    На стенах часовни были изображения местночтимых святых Пимена и Афанасия (или Стахия). Внутри часовни лежали принадлежавшие старцу Пимену железный камзол весом 1 пуд 19 фунтов и две кувшинообразные гири. Усердствующие или немоществующие богомольцы возлагали на себя эти гири и камзол и троекратно обходили с молитвой часовню. О том, что часовня привлекала к себе многих паломников видно из записи за 1855 год, в которой сказано, что одно время в ней отправлялись панихиды каждодневно. Разрушена она была, вероятно, вскоре после закрытия монастыря осенью 1929 года. Во всяком случае, на подробном городском плане 1930 года ее уже нет. Изображения или фотографии часовни неизвестны, скорее всего их и не было.

    В 1997 году при земляных работах за алтарем Богоявленского собора был обнаружен фундамент монастырской часовни, полностью сохранившийся. Судя по нему, здание часовни снаружи представляло квадрат, а внутреннее помещение было восьмиугольным. В основании стен постройки в юго-восточном и северо-западном углах были заложены две целые надгробные плиты XVII века, украшенные орнаментом на верхних и боковых гранях, но без надписей.

    Нет нужды говорить о том, что восстановление монастырской часовни как ростовской святыни - задача не только монастыря, но и города в целом. Заметим, что за всю свою историю Богоявленский Авраамиев монастырь не раз терпел запустение, но всегда возрождался в еще большем великолепии.

    Так в XVII-M веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь оказался в тени. К тому же в 1764 г. все вотчинные владения были отобраны в казну, а монастырь причислен ко 2-му классу. По штату такого класса положено, чтобы были всего один архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 5 послушников.

    При такой ситуации положение монастыря было весьма затруднительным. Но все равно монастырь никогда не приходил в окончательное запустение. Данные писцовой книги 1685-1686 гг. фиксируют значительные изменения облика монастыря за прошедшие полвека. В монастыре появились два каменных храма (Введения Богородицы и Никольский), изменился и состав хозяйственных построек. Перестройке подверглась и ограда монастыря, ибо в описании упоминаются вместо двух четверо ворот. Более того, если в XVII веке территория монастыря была обнесена деревянной оградой, каменными были лишь его западные ворота, то с XVIII века строится уже каменная ограда с башнями. К тому же по западной стороне ограды в 1805-1807 годах были построены новые каменные одноэтажные братские келий. Встречаются упоминания и о гостинице. В 1815 году на Богоявленском соборе сделали 5 глав, а в 1818-ом Богоявленский и Введенский храмы были соединены переходами. В 1826 году на Никольской церкви сгорела крыша от удара молнии, и в связи с этим в 1829-1830 годах над ней выстроили каменную колокольню и перенесли колокола со старой «звонницы» над приделом св. Иоанна Богослова. В 1837-1838 году построены новые каменные настоятельские двухэтажные кельи.

    Впрочем, в период с 50-го вплоть до 70-х годов XIX века, когда настоятели монастыря назначались ректорами Ярославской Духовной семинарии и практически не жили в монастыре, постройки монастыря пришли в значительное запустение, так что следующий за ними настоятель Нафанаил оказался в смущении и недоумении. «Недоумевал я, - говорил он, - с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления».

    Но, несмотря на трудности, монастырь вновь был восстановлен и привлекал к себе, как и раньше, все новых и новых благочестивых паломников.

    Авраамиев монастырь неоднократно посещали и царские особы. Известно, что в 1511 и 1529 годах Монастырь приезжал царь Василий Иоаннович. Неоднократно у святынь Богоявленского монастыря молился царь Иван Васильевич Грозный (1545, 1553 и 1571г.). И впоследствии монастырь привлекал внимание многих великих князей и княгинь. В 1709 году сюда приезжали вдовствущая супруга Ивана Федоровича царица Прасковья Федоровна, со своими дочерьми Екатериной, Прасковьей и Анной и императрица Анна Иоанновна. В 1818 году этот монастырь посещала и императрица Мария Федоровна, а в 1823 году государь-император Александр Павлович. Были здесь и великий князь Сергей Александрович с княгиней Елизаветой Федоровной в 1892 и 1904 годах. Посещали монастырь и многие представители высшего духовенства. Даже тогда, когда Спасо-Яковлевский монастырь в связи с прославлением св. Димитрия Ростовского возвысился и стал широко известен, посещавшие Ростов духовные лица, часто останавливались именно в Авраамиевом монастыре, предпочитая его процветающему Спасо-Яковлевскому.

    Конечно же, столь усердное посещение паломниками Авраамиевого монастыря было обязано находившимся в монастыре святым мощам преподобного основателя и другим святыням, о которых следует нам здесь немного сказать.

    Далее
    В начало

     
    Rambler's Top100