Святые мощи и рака преп. Авраамия в Богоявленском Авраамиевом монастыре

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Богоявленский Авраамиев монастырь
  • Богоявленский Авраамиев женский монастырь.
    7. Святые мощи и рака преп. Авраамия.

    Рака со святыми мощами преп. Авраамия, к которым с благоговением притекали многочисленные богомольцы, со времен построения царем Иоанном Грозным каменного Богоявленского храма, находилась в приделе преп. Авраамия, вплоть до начала XX века.

    Авраамий Ростовский
    Образ преподобного Авраамия Ростовского.

    По описаниям ризничных и церковных вещей 1775 и 1838 годов нам известно, что на раке того времени было вычеканено семь изображений из жизни Преподобного. На кипарисной крышке раки снаружи был натянут покров зеленого атласа, а «на нем образ преподобного писан красками, венец и тиза шито золотом и серебром», т.е. лик и руки святого были написаны маслом, а золотом и серебром расшиты одежды. Внутренняя сторона крышки, была обита малиновым бархатом, с изображением явления преп. Авраамию святого апостола Иоанна Богослова. На восточной стороне арки под ракой стояла икона Богоматери Печерской с предстоящими св. ап. Иоанном Богословом и преп. Авраамием.

    В 1851 году тщанием ростовского купца М.М. Плешанова вокруг раки была устроена медная решетка. В том же году монастырь обратился к известному петербургскому мастеру Ф-А. Верховцеву с просьбой об изготовлении новой раки для мощей преп. Авраамия. В результате, 29 июня 1862 г. состоялось торжественное переложение мощей в новую раку. Изображение этой раки можно увидеть на опубликованной А.А. Титовым гравюре. На этой гравюре мы видим, что на крышке с внутренней стороны помещалось рельефное изображение фигуры преп. Авраамия покоящегося на возглавии, в митре и облачении архимандрита, со сложенными на груди руками и закрытыми глазами. По описи 1860-х гг. известно, что и с наружной стороны крышки находилось чеканное изображение Преподобного. На боковых же стенках раки размещались рельефные изображения четырех сцен жития преп. Авраамия «Сокрушение идола Велеса», «Преставление преп. Авраамия», «Явление преп. Авраамию св. Иоанна Богослова» и «Беседа преп. Авраамия с иноком». Рельефы на боковых сторонах, разворачиваясь по горизонтали, занимали почти всю поверхность стенок. Боковые грани раки прикрывали гирлянды. Узорными были сделаны и четыре ножки, на которые опиралась рака. Верхний карниз, на котором лежала крышка, поддерживался по углам херувимами. В таком виде этот надгробный комплекс просуществовал до 1922 года. Что же касается старой раки, то она после создания новой не была упразднена, а была перенесена во Введенскую церковь и поставлена там за левым клиросом.

    26 апреля 1920 года св. мощи преп. Авраамия и мощи преп. Ефросиний Полоцкой, привезенные из Полоцка в 1915 году, были вскрыты и осквернены безбожной советской властью. Местная пресса оценивала эту акцию как «крупную победу» и «удар по старой религии». Но как писал в своем дневнике современник этих событий С.А. Соколов: «Вскрытие мощей произвело совершенно обратное впечатление на население, чем предполагалось советской властью. Мощи остались открытыми целую неделю, и всю эту неделю люди ходили на их поклонение. По окончании поклонения мощи были убраны обратно в раки и снова закрыт, покрывалами. Поговаривали было зарытии их в землю или о передаче в музей церковных древностей, да так и отстали». Но отстали не совсем. В июле 1922 года в ходе компании по изъятию церковных и монастырских ценностей с обеих рак были сняты серебряные оклады и оставлены лишь деревянные их корпуса. Но и в такой деревянной раке св. мощи оставались на своем месте вплоть до 1929 г., пока Богоявленский собор не перешел в ведение Ростовского музея. С этого времени св. мощи вместе с ракой были перенесены в Ростовский музей.

    До 1941 года мощи преподобного Авраамия находились в экспозиции антирелигиозной выставки, расположенной в храме Одигитрии Ростовского музея. После Великой Отечественной войны антирелигиозная выставка была расформирована, а святые мощи были отправлены в фонды музея. Только в декабре 1991 года святые мощи были перенесены в возрождающийся Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, в котором и почивают до сего времени.

    Далее
    В начало

     
    Rambler's Top100