Богоявленский собор Богоявленского Авраамиева монастыря

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Богоявленский Авраамиев монастырь
  • Богоявленский Авраамиев женский монастырь.
    2. Храмы монастыря. Богоявленский собор.

    Первый и главный храм в честь Богоявления, был построен еще преп. Авраамием около 1080 года. Первоначально он был, конечно, деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений обители, еще до покорения Казани, взял с собой трость св. Иоанна Богослова, сокрушившую некогда идола и с нею пошел на Казань. «Да тако и бысть взята Казань». После чего по его повелению и на его средства в 1553 году был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого он лично присутствовал и даже подарил несколько икон корсунского письма, из которых до наших дней сохранились только три: Спас на убрусе, Успения Божией Матери и Одигитрия. Эти иконы стояли на столпах за клиросами.

    По другой версии жезл царем был взят при освящении храма, когда Казань была уже завоевана, и он с этим жезлом ходил покорять Астраханское царство. Как бы то ни было, но после победы над Казанью архимандрит Иоаким II повелением царя и на его средства заложил в монастыре на месте деревянного Богоявленского храма «церковь каменну с четырьма приделама». В посвящении же приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, Другой - св. апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь, а третий - покровителю самого царя – св. пророку Иоанну Предтече. Четвертый придел, как считается, был посвящен Введению Божией Матери. Упразднен вместе с построением Сдельного храма в честь этого праздника. Место же его нахождения нет возможности определить, так как от его не осталось никаких следов.

    Возведенный почти одновременно с московским собором Покрова на Рву более известным под названием собора Василия Блаженного (1555-1560 гг.), Богоявленский собор своей усложненной композицией и некоторыми архитектурными деталями обнаруживает родство с этим замечательным памятником зодчества. Считается, что главным образцом, на который ориентировались зодчие при формировании интерьера Богоявленского собора, является ростовский Успенский собор начала XVI века. Именно от Успенского собора Богоявленский унаследовал высотное соотношение между основным объемом и апсидами, а также - между арками угловых компартиментов и подпружными арками центрального барабана, двухъярусное расположение оконных проемов, крестчатую форму столпов и оформление барабанов карнизами. При этом упомянутый образец в большинстве своих элементов подвергся существенному упрощению.

    Тем не менее, монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия украшен стройным шатром, характерным для XVI века. Придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи увенчан горкой кокошников московского зодчества. А над приделом св. Иоанна Богослова в XIX веке ростовские каменщики, подражая древним мастерам, пристроили звонничную башню. И хотя с течением времени Богоявленский собор всячески перестраивался, так что от прежней архитектуры мало что осталось (в особенности были изменены главы, где место первона чальных шлемов заняли массивные чешуйчатые луковицы), но, по утверждению специалистов, Богоявленский собор является одним из высших достижений ростовской школы зодчества конца XV-XVI веков.

    В XVIII веке стены основного помещения, а так же придела преподобного Авраамия и папертей были искусно расписаны мастерами. Эта настенная роспись датируется 1736 годом. Во всяком случае, во вкладной книге монастыря говорится так: «1736 году августа в 5 день Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Подмонастырской слободы закройщика Алексея дети ево Егор да Иван Алексеевич Пахоловы приложили в вышеписанную обитель по своему обещанию ризы камчатые... Да они же Егор да Иван в соборной церкви Богоявления Господня стены письмом написали левую, столп и левой стены окно. При архимандрите Гаврииле...». Впрочем, древняя роспись была записана живописью еще в конце XIX века, в настоятельство архим. Нафанаила.

    В настоящее время Собор находится в страшном аварийном состоянии. Стенопись папертей фактически утрачена (на южной стене южной паперти сохранились фрагменты композиций, позволяющие определить их сюжеты, на западной паперти это уже невозможно). Не сохранились и наружные росписи. Живопись придела Авраамия сильно пострадала от атмосферных воздействий. В самом Соборе сохранность росписи также неполная, но количество утрат не столь велико. Наибольшие утраты имеются в верхней части храма. Не сохранилась живопись трех малых куполов, в северном рукаве креста обрушилась часть свода, выпала часть кирпичей в замке арки между северо-западным столпом и северной стеной. Остальные повреждения представляют собой трещины в штукатурке и кладке, выпады штукатурки и осыпи красочного слоя. Наибольшее количество их имеется на стенах алтарной, апсиды и на западной стене. Но самое страшное даже не это, а то, что разрушаются сами стены Собора. Кирпичная кладка его сводов и подпружных арок сильно деформирована и местами обрушилась. И хотя в 1960-1970е годы были проведены некоторые реставрационные работы, этого оказалось настолько недостаточно, что Собору в скором времени грозит полное разрушение.

    Далее
    В начало

     
    Rambler's Top100