Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • Святой колодец прп. Сергия Радонежского недалеко от Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря.
  • Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь (год основания - 1498).
  • Рассказ поездке в пос. Белопесоцкий в 2011 году.
  • Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь

    Адрес : Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь.
    Телефон Белопесоцкого монастыря: (49664) 9-05-83.
    Как проехать к Белопесоцкому монастырю.
    Проезд к Белопесоцкому монастырю на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала до станции «Акри», далее автобусом до остановки «Монастырь».
    Богослужение в монастыре совершается ежедневно:
    8.00 - часы, Божественная Литургия
    16.00 - вечерняя служба
    Сайт Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря: http://www.svtbm.ru/

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь

    Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, история которого насчитывает шестой или седьмой век, расположен в 50 км от Серпухова на левом берегу р. Оки, при впадении в нее р. Кремеченки, напротив г. Каширы. В давние времена, вспоминая этот монастырь, люди говорили, что стоит он «на белых песках», таким нашим предшественникам виделся левый берег Оки.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Свято-Троицкий собор.
    Свято-Троицкий собор, Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи и церковь Сергия Радонежского.

    Никто до сих пор точно не знает, когда и кто основал Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. По одной версии, основание и строительство монастыря в конце XIV в. связывают с именами великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского (правил в 1359—1389 гг.) и Сергия Радонежского — т.е. связывают с именами русских святых.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Свято-Троицкий собор.
    Свято-Троицкий собор.

    Дмитрий Донской попросил благословения Сергия Радонежского для создания монастыря в выбранном им месте в пойме р. Оки; он видел новый монастырь и как оборонительный пункт на южной границе его государства. Сергий Радонежский был в этих местах и благословил создание здесь обители.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Свято-Троицкий собор.
    Свято-Троицкий собор.
    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной.
    Так Свято-Троицкий собор выглядел несколькими годами ранее.

    По другой версии, монастырь основал в слободе Белопесоцкой в конце XV в. игумен Владимир, со временем он стал почитаться как местночтимый святой. Впервые этот (тогда мужской) монастырь официально упоминается в солидном письменном источнике в 1498 г. — в грамоте свергнутого казанского «царя» Магмет-Аминя, которому великий Московский князь Иван III, прозванный Великим, дал в удел Каширу. По этой же грамоте монастырю были дарованы лесные и земельные угодья.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь, Гульбище Свято-Троицкого собора
    Гульбище Свято-Троицкого собора.
    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Крыльцо Свято-Троицкого собора.
    Крыльцо Свято-Троицкого собора.
    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Крыльцо Свято-Троицкого собора.
    Крыльцо Свято-Троицкого собора.
    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Крыльцо и гульбище Свято-Троицкого собора.
    Крыльцо и гульбище Свято-Троицкого собора.

    Великий Московский князь Иван III (правил в 1462 — 1505 гг.) был мудрым правителем. В 1472 г. его женой стала Софья (Зоя) Палеолог — племянница последнего византийского императора Константина Палеолога. Иван III сделал гербом своего государства византийский герб — двуглавый орел, себе взял титул «Государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Пермский, и Югорский, и Булгарский». Его стали называть государем всея Руси, а Русское государство — Россией.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Колокольня, церковь Николая Чудотворца.
    Колокольня, церковь Николая Чудотворца.

    При нем после противостояния русских и ордынских войск в 1480 г. на р. Угре (приток р. Оки) произошло окончательное свержение ига Орды и превращение Руси во главе с Москвой в независимое могучее Русское централизованное государство. Иван III хорошо знал своих друзей и врагов, умел он быть и незлопамятным к своим поверженным, но знатным недругам. Вот почему Иван III был так щедр в отношении Магмет-Аминя. Истинно православный человек, независимо от обстоятельств, всегда следует высоким и добрым христианским принципам. Так что история Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в самом конце XV в. учит быть мудрым и гуманным по отношению к побежденным недругам

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Изображение преподобного Сергия Радонежского на Сергиевском храме.
    Изображение преподобного Сергия Радонежского на Сергиевском храме.

    Хотя Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь был прежде всего религиозным центром, кроме того, он успешно выполнял важные военно-оборонительные функции, тем более что он находился в ответственном военно-стратегическом месте. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь имеет немеркнущие с годами боевые заслуги перед Отечеством. В давние века монастырь был важным звеном — по сути, ответственной пограничной крепостью — на южных рубежах Московской Руси. Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, он был мощным препятствием на пути крымских орд, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Памятная каменная доска в честь постройки Сергиевской церкви.
    Памятная каменная доска в честь постройки Сергиевской церкви.

    Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю. Но он всегда быстро восстанавливался и отстраивался, что происходило при ощутимой помощи дальновидных правителей Русского государства, а главное — благодаря нравственно-духовной силе и трудолюбию монастырской братии.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Расписное крыльцо церкви Сергия Радонежского.
    Расписное крыльцо церкви Сергия Радонежского.

    Духовное и физическое здоровье братии монастыря складывалось благодаря точному выполнению всех догматов и правил православия. Вспоминали, что в этих местах творили добрые дела многие достойные русские люди, и в первую очередь самый неоспоримый духовный авторитет Древней Руси — Сергий Радонежский.

    А в 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III (1505— 1533 гг.), прекрасно понимавший роль монастырей и лично духовных пастырей в жизни русских людей и всего государства, подчеркнуто почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле. Должное отношение первого лица в государстве к монастырям и духовным авторитетам, а также его личная искренняя преданность православным традициям способствовали расширению влияния духовных центров и учителей на русичей, оберегали их духовное и физическое здоровье, вели к укреплению Русского государства.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Надгробие преподобного Владимира Белопесоцкого.
    Надгробие преподобного Владимира Белопесоцкого.
    Надгробие преподобного Владимира Белопесоцкого. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь
    Надгробие преподобного Владимира Белопесоцкого.

    Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. Неудивительно, что уже в 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. (период правления первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича) на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей. Мощные каменные стены монастыря, военная техника, а также сильный дух, геройство и недюжинные военные навыки монахов и насельников монастыря делали его надежным форпостом Русского государства.

    В конце XVII в. Россия стала мощным и влиятельным государством, его границы удалились к югу, и военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект, с 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу молодого царя Петра I Романова приписали к Троицкому монастырю (позже названному Троице-Сергиевой лаврой).

    Коломенские архиереи сильно сожалели о потере этого монастыря и упрашивали правителей вернуть им Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь вернулся к коломенским архиереям и был в их ведении в 1764—1800 гг., затем он стал, самостоятельным. Но он числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Восстановленный Сергиев колодец.
    Восстановленный Сергиев колодец.
    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Вид от Сергиева колодца на колокольню, Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи и церковь Сергия Радонежского.
    Вид от Сергиева колодца на колокольню, Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи и церковь Сергия Радонежского.

    Самые большие трудности в жизни монастыря начались после октябрьских событий 1917 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.

    Вход в Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь
    Вход в монастырь.

    В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В закрытых храмах упраздненного новой властью монастыря разместились светские объекты. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Угловая башенка монастырской ограды.
    Угловая башенка монастырской ограды.

    В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. На территории монастыря.
    На территории монастыря.

    В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых именно здесь и отброшенных от Москвы.

    В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.

    Гостиница при въезде в Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь
    Гостиница при въезде в монастырь.

    Но после широкого празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 г. в монастыре начались реставрационные работы. В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился, теперь это женская обитель. В 1994 г. в Свято-Троицком Белопесоцком женском монастыре было всего 10 насельниц, затем число насельниц и монахинь стало расти. Этот монастырь имеет свое подворье в Ступинском районе в селе Голочелово, где действует Троицкий храм.

    Преподобный Владимир Белопесоцкий, основатель Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря (1498 - 1522 гг).
    Преподобный Владимир Белопесоцкий, основатель Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря (1498 - 1522 гг).

    В наши дни главными святынями Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря являются пребывающие под спудом в Троицком храме мощи местночтимого святого Владимира Белопесоцкого, чтимые икона Божией Матери «Скоропослушница» и икона «Утоли моя печали», ковчег-мощевик с частицами мощей многих святых и святой источник преподобного Сергия Радонежского. Говорят, что сам Сергий Радонежский здесь ударил своим посохом о сухую землю, и тут же из-под земли забил источник.

    Пребывающая в монастыре чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница» — это список с чудотворной иконы, первообраз которой находится на горе Афон в Греции в монастыре Дохиар. Икону назвали в честь ее быстрой помощи людям, обращавшимся к ней. Перед иконой «Скоропослушница» молятся о духовном прозрении, о благополучии детей, просят помочь в рождении здоровых детей.

    В царский период в монастыре находилась особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». В советский период она пропала, но почитание той иконы и память о ней не ослабевают. Ей молятся об избавлении от разных болезней и скорбей, особенно — от расстройств душевных, от греховных помыслов и страстей, обуревающих сердце.

    Чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» прибыла в Москву с казаками в 1640 г. В разных источниках рассказывается о помощи этой иконы московитам в период эпидемии чумы 1771 г., после этого почитание этой иконы еще более увеличилось; появились ее многочисленные списки, некоторые из которых также стали почитаться чудотворными. В царский период в этом монастыре пребывал один из таких чтимых списков. Сейчас в обители тоже есть список этой знаменитой иконы.

    Кроме большой духовно-религиозной значимости, Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь представляет несомненный интерес как архитектурно-художественный комплекс.

    Архитектурно-художественный ансамбль Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в основном сложился в XVI—XVII вв., он обновлялся в начале XIX в. В 1578 г. все здания монастыря, кроме келий и двух стен крепости были каменными. В 1627—1629 гг. деревянная ограда монастыря имела пять боевых башен. С 1681 по 1700 г. в нем оживились строительные работы, тогда перестроили Троицкий собор, возвели каменные стены и башни.

    Соборный храм во имя Святой Живоначальной Троицы (или Троицкий собор) был построен, точнее, перестроен на основе существовавшего ранее в последней четверти XVII в. (тот храм был заложен в 1564 г.). Это кирпичный бесстолпный пятиглавый храм в виде четверика, перекрытого сомкнутым сводом; он поставлен на подклети и с трех сторон окружен крытой галереей на арках. На галерею ведут три открытые лестницы. В XIX в. облик собора был несколько изменен, тогда устроили его новые главы и заменили покрытия по кокошникам четырехскатной кровлей.

    Теплый храм во имя святого Сергия Радонежского (или Сергиевская церковь) с трапезной был построен в 1804 г. на белокаменных подвалах трапезной XVI в. Это кирпичное оштукатуренное здание в стиле классицизма. Бесстолпный одноапсидный четверик храма завершается купольной ротондой.

    Иоанно-Предтеченский храм (или Ивановская церковь) был возведен в первой половине XIX в. в стиле ампир. Он по визуальному типу близок к центрическим храмам-усыпальницам, куб храма увенчан куполом, имеет с двух сторон апсидные выступы алтаря и притвора.

    Надвратный храм во имя святителя Николая Чудотворца возвели в 1578 г., его перестраивали в XIX в.

    Корпус келий — это кирпичная двухэтажная ординарная постройка первой половины XIX в.

    Службы представляют собой небольшие строения XVII в., сохранившие на фасадах и в интерьере элементы первоначального архитектурно-художественного декора.

    Ограда монастыря — это остатки кирпичных крепостных стен XVII в., до них здесь были другие стены, построенные в XVI в., от которых остались Святые ворота с надвратной Никольской церковью (XVI в., уже была в монастыре в 1578 г.). От крепости конца XVII в. сохранились две квадратные трехъярусные башни со сводчатыми перекрытиями. В XIX в. их использовали как жилые помещения, их высота тогда была увеличена и в стенах пробиты оконные проемы. Стены XVII в. почти полностью были переложены в более позднее время.

    В монастырской ограде наряду с древними Святыми воротами (XVI в.) в 1865 г. были устроены новые ворота в псевдорусском стиле, есть и «проломные» ворота.

    С использованием материалов из книги «Монастыри подмосковья».
    В начало

     
    Rambler's Top100