Тула

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Города
  • Святой Блаженный Иоанн Тульский Чудотворец
  • Жизнеописание блаженной старицы Евфросинии Колюпановской.
  • Святой источник Прощенный колодец на Куликовом Поле.
  • Рассказ о поездке в Тулу в апреле 2011 года
  • Подборка фотографий Тульской области
  • История Тулы

    Тула является одним из старейших городов России. Ее исторический возраст больше, чем у Москвы. Издревле этот край был населен славянским племенем вятичей. Об этом свидетельствует множество сохранившихся до наших дней курганов и городищ. Вятичи промышляли тем же, чем и многие их современники: возделывали землю, занимались ремеслом, торговлей. В течение первых столетий своего существования Тула ничем не отличалась от других населённых мест этого края. Это было небольшое, огорожено частоколом поселение - острог, расположенный на островке при слиянии рек Упы и Тулицы.

    Тула впервые упоминается в Никоновской летописи XVI века. Упоминая военные действия 1146 года в рассказе о том, как новгород-северский князь, спасаясь от воинственных братьев, скрылся в лесах вятичей и затем с оставшейся ратью ходил собирать дань с Тулы и других городов Никон говорит так: «Святослав Ольгович, идее в Рязань, и быв во Мценске и в Туле, и в Дубке, на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку». Из этого можно сделать вывод, что к моменту первого упоминания город уже существовал, однако установить хотя бы приблизительную дату основания города невозможно. Вполне вероятно, что возникновение поселения относится к XI—XII векам.

    Впрочем, некоторые историки, основываясь на том, что это упоминание является вставкой в текст, сделанной позднейшими летописцами XVI века, не признают достоверным такое свидетельство. Но и они не отрицают существования какого-то поселения на "старом городище", о котором упоминается в писцовых книгах, при впадении в Упу речки Тулицы. Так что вполне возможно, что история Тулы началась еще в IX-XI веках, когда та была одним из маленьких укрепленных поселений.

    Сегодняшний герб Тулы символизирует основное направление промышленности, которая начала развиваться в городе сотни лет назад. Герб появился у города ещё в XVI веке. Он был утвержден 8 марта 1778 года и выглядел, по описанию, так: «В червлёном поле горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол; вверху же и внизу по одному молоту золотому. Все сие показывает примечания достойный и полезный оружейный завод, находящийся в сем городе».

    Есть несколько вариантов происхождения названия города.

    В словаре Владимира Даля «Тула» объясняется так: «скрытное, недоступное место, затулье, притулье для защиты, приюта, или для заточенья».

    Речка Тулица, протекающая в городе, также дает возможность связать ее с названием Тулы. Речку, протекающую среди лесов, спрятанную от посторонних взоров, называли Тулицей, а от неё получил название и древний город, хотя уменьшительный суффикс может свидетельствовать также и о том, что наоборот, она получила свое имя от города. По сведениям историков, первое Тульское городище находилось близ устья Тулицы, на правом берегу Упы. Левый берег был заселен позднее.

    Помимо них, имеют хождение другие, менее изученные версии:

    В старотюркских языках слово «тула» переводится как «отнимать, брать силой».

    Во времена Золотой Орды Тула принадлежала жене татарского хана Джанибека – Тайдуле, и ее имя могло послужить основой для именования города.

    Древнейшая история Тулы

    Вятичи, селившиеся на этой земле, примерно в конце X века попали под влияние киевских князей и стали их данниками, а с 1054 года эти земли вошли в состав Черниговского княжества.

    Исторически сложившаяся зависимость Тулы от Рязани дает возможность предположить, что основание Тулы было задумано именно удельными рязанскими князьями, которые и поставили дубовый острог, или городище, в месте впадения Тулицы в реку Упу. Произошло это, предположительно, в конце XI или в начале XII века. Поселение было предназначено для воинской стражи, а также для сбора дани с местных вятичей, чьи поселения терялись в густых лесах.

    Таким образом, в XIII веке, когда Тула была захвачена рязанскими князьями, она являлась одним из городов северо-восточной части Черниговского княжества. В период татарского нашествия эта местность являлась естественным препятствием на пути к Москве, а поэтому оказалась участником длительной, напряженной борьбы Московского княжества с нашествием. Ее апогеем можно с уверенностью считать Куликовскую битву, которая произошла в 1380 году возле слияния реки Непрядвы с Доном, в юго-восточной части современной Тульской области. Московские князья уже в то время стремились присоединить тульские земли к своим владениям. Разорение города ханом Тохтамышем в 1382 году, основательно опустошившим тульские земли, не стало для них препятствием. Разгром полчищ Мамая на Куликовом поле ускорил объединение русских земель вокруг Москвы. В 1382 г. по договору между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом Тула была передана Москве. А окончательное присоединение Тулы к владениям Москвы, связавшее историческое развитие городов, произошло при Василии II. Следует упомянуть при этом, что Тула никогда не была самостоятельным княжеством и, переходя во владение от рязанских князей к московским, оставалась крепостью, охранявшей южные рубежи.

    Поскольку Тула таким образом становилась южной окраиной Московского государства, она получила важное стратегическое значение. Дальше к югу располагались степные границы государства, за которыми проходили дороги, определявшие передвижение татар. По приказу великого князя Василия III, желавшего укрепить свои границы, в 1509 году на левом берегу Упы была заложена новая дубовая крепость, оснащенная двойными стенами "длиной две версты и 332 сажени по кругу, с 14-ю бойницами, 5-ю воротами и пролазами", пищалями и пушками. Несмотря на неудачное, на первый взгляд, расположение – в низкой котловине у поймы реки – он был защищен естественными природными преградами. Доступ к поселению преграждали непроходимые болотистые леса.

    С северо-востока, откуда Туле грозила опасность нашествия татар, острог примыкал к самой Упе. Татарская орда стремилась проникнуть вглубь Росси по Муравскому шляху, и река служила дополнительным укреплением городу.

    Тула в те времена представляла собой полукольцо, вытянутое вдоль реки. Главная, Крапивенская башня южной стороной была обращена к дороге, ведущей в степи. Через укрепленные ворота, Ильинские на западе и Никитские на востоке, проходили торговые пути в близлежащие села. При угрозе нападения именно здесь пролегали пути московских войск, следовавших на юг для отражения атак татарских кочевников. Кроме них, в число укреплений Тулы входили также Никольские и Ивановские дороги, по которым можно было добраться до переправ через Упу. Простых глухих башен, предназначенных для обороны, насчитывалось четырнадцать.

    Частые набеги татар показывали, что деревянная крепость, даже при всей ее высокой обороноспособности, не могла бы стать надежной защитой опасных границ. Поэтому в глубине дубового острога, возле реки, началось строительство каменной крепости для защиты от набегов татар и Литвы. Строительство шло шесть лет, с 1514 по 1520 года. Возведенный кремль был прямоугольным, в отличие от округлой деревянной крепости. Южные ворота кремля смотрели точно на Крапивенскую башню, а западные располагались напротив Ильинских ворот острога. Башни и ворота каменной крепости в основном были сориентированы относительно внешних деревянных. Это устанавливало самую прямую взаимосвязь между внешними и внутренними укреплениями острога, а также послужило основой для дальнейшего развития города. Каменный кремль стал серьезным препятствием для татарских полчищ, стремившихся пробраться в глубину Московского княжества.

    Несмотря на свое положение, сдвинутое от центра города к северо-западу, каменный кремль стал фактическим центром Тулы. Улицы протягивались к его стенам от всех проездных башен и ворот. Главные городские строения, а также торговые площади располагались под укрытием его прочных стен. В самом кремле были поставлены дома для высоких воинских и религиозных чинов, там же стоял и Успенский собор, ремесленные избы. В кремле было достаточно места и для размещения «осадных дворов», в которых все окрестное население скрывалось в случаях осад. Одна из первых улиц Тулы, Большая Кремлевская, тянулась внутри каменных стен с востока на запад, соединяя Ивановские и Пятницкие ворота. Продолжаясь за его стенами, после Ильинских ворот она сливалась с дорогой в соседнее Павшино.

    Главная торговая площадь города образовалась на пересечении двух дорог, первая из которых вела поперек кремля, а вторая, начинаясь у Крапивенской башни, через Никольские ворота мимо самого кремля стремилась к Упе. Эта площадь была достаточно обширной для того, чтобы вместить в себя не одну сотню торговых и ремесленных лавок, амбаров и шалашей. Доказать свою обороноспособность Тульскому кремлю довелось в 1552 году. Крымский хан Девлет Гирей осадил Тулу тридцатитысячным войском, и жители города смогли отражать их атаки, сдерживая врага, до подхода армии Ивана Грозного. В следующем же году в восточной части города был возведен Предтеченский монастырь в честь этой победы.

    Тула подвергалась постоянным набегам в течение всего XVI века и неоднократно разорялась отрядами ордынцев и крымских татар. В одной из летописей так описаны события 1596 года: «Воеваху те места и разоряху и многих людей побиша и сёла и деревни многие пожогша, дворян и детей боярских с жёнами и детьми и многих православных крестьян в полон поимша и сведоша; а полону многое множество, яко и старые люди не помнят такой войны от поганых.»

    Во второй половине XVI века Девлет I Гирей пять раз осаждал Тулу. Особенно пострадал город в 1552 году, а в 1571 году, по преданию, крымского хана к Москве вёл разбойник Кудеяр, о котором в Туле сложено множество легенд.

    История Тулы в XVI – XVIII веках

    С середины XVI века Московское княжество, желая предотвратить угрозу нападения со стороны татар, начало создавать линию укрепленного рубежа на протяжении южных границ – засечную черту. Вначале засеки являлись преградами естественного природного происхождения. Это были простые лесные заграждения, призванные воспрепятствовать войскам следовать через лес: поваленные деревья на дорогах. Со временем к ним начали добавляться дополнительные преграды: рвы и валы. Также в некоторых местах строились небольшие деревянные остроги, в которых размещались войска, и земляные бастионы.

    В XVII веке такая засечная черта, проходившая по тульской земле, тянулась с юга на север от Калужской до Рязанской областей и представляла собой внушительную укрепленную линию, для охраны которой были назначены «засечные головы» и «засечные сторожа». Засечная черта считалась заповедной зоной, и никто не мог пересечь ее в неположенном месте. Тула занимала центральное положение в череде этих укреплений, а поэтому вместе со всей южной границей принимала на себя основные удары вторжений.

    В самом городе в это время развернулось строительство множества деревянных церквей – как внутри кремля, так и за его пределами. По данным писцовой книги 1587—1589 годов, кроме Успенского собора и Воскресенской церкви в Туле было еще шесть церквей. Три из них были одноименными башням и воротам кремля: Никитская, Пятницкая и Спасская. Три других были построены в зарождающихся слободах у внешних стен острога, в относительно безопасном западном участке города. Это были церкви Флора и Лавра, Илии Пророка и Георгия на Ржавце. Первые слободы зарождались как на правом, так и на левом берегу Упы. В 1595 году там обосновались тридцать кузнецов, получивших право самостоятельно заселять Заречье. "Служилые люди" (военные) преобладали среди населения; ремесленников, торговцев было немного. Но уже тогда город становился одним из заметных центров выделки железных изделий.

    В поселениях вокруг города начиная с XV века начали кустарным методом выплавлять железо из местной руды, залежи которой в изобилии обнаружились в окрестностях Тулы. Этот промысел самым благоприятным образом сказался на экономике города. В Туле изготовлялось множество самых разных видов железных изделий, которые потом перевозились по судоходной в те времена Упе в города, стоявшие на Оке и Волге.

    Тем временем количество жителей город постоянно увеличивалось, и новым людям приходилось селиться в самой неблагополучной юго-восточной части города, которая всегда принимала на себя первый удар нашествий. Между Крапивенскими и Никитскими воротами возникли выселки, которые были ограждены земляным валом. Кроме него, с востока Тула была защищена только поселениями стрельцов, казаков и пушкарей.

    В XVII веке Тула стала участницей неоднозначных политических событий внутри самой России. В Смутное время она стала ареной военных действий между государственными войсками и отрядами самозванцев. В 1605 году она была захвачена Лжедмитрием, который был намерен дождаться здесь падения Москвы. А двумя годами спустя, в 1607, Тула была захвачена Болотниковым, который возглавлял крестьянское восстание. Город, не успевший оправиться после набегов крымских татар, вновь подвергся разорению и грабежу. Только четырьмя месяцами позднее Василий Шуйский по главе московского войска смог сломить сопротивление захватчиков, прибегнув к неординарному решению: он запрудил Упу, и ее воды затопили кремль. Все эти события Смутного времени пагубно отразились на городе, принеся в него разорение и опустошение.

    Тем временем состоялось присоединение к Московским владениям левобережной Украины, и граница государства отодвинулась от Тулы далеко на юг. Пограничная черта значительно отдалилась от города, но выгодное расположение Тулы на пересечении торговых путей поспособствовало тому, что из оборонного пункта город постепенно приобрел важное торгово-промышленное значение. Военный гарнизон Тулы постепенно начали разбавлять торговцы, ремесленники и простой люд. В городе начало активно развиваться кузнечное ремесло, а поскольку на нехватку железной руды пожаловаться было нельзя, то и железное производство стремительно развивалось. Примерно в это же время некоторые важные постройки, например, Предтеченский монастырь, меняют ненадежные деревянные стены на каменные, а вместо обветшавших церквей возводятся новые, сложенные из камня: Казанская церковь (1646 год постройки), обладательница первой в городе колокольни, которую украшали башенные часы, трехшатровая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Предтеченском монастыре (время постройки - вторая половина XVII века), Благовещенская церковь (1692 год постройки). Одним из самых крупных строений того времени являлся Успенский монастырь, возведенный в малонаселенной и плохо застроенной южной части старой Тулы. Между его стенами и кремлем возникла новая торговая площадь – старая уже не могла вместить в себя все торговые ряды.

    Как видно, город стремительно разрастался. К концу XVII века в заречье появилось множество новых жителей, и к уже существующим Кузнецкой и Ямской слободам присоединилась новая – Гончарная. По настоянию оружейников, в 1696 году их кузнецкой слободы были выдворены посадские люди. Их разместили в самостоятельной Петровской слободе на юге, рядом с земляным городом. Вместе с ней к деревянному сотрогу с юго-запада примыкали давно существующие Николо-Ржавская, Павшинская и Флоровская слободы.

    Застройка и расширение слобод по вполне понятным причинам происходила в основном вдоль крупных дорог. Так, Петровская слобода с запада примыкала к Крапивенской дороге, а вдоль тракта на Павшино протянулись Павшинская и Фроловская. В результате лучи городских дорог удлинялись, формируя второе полукольцо окраин и следуя очертаниям деревянного острога. Таким образом, первоначальный веретенообразный план города оставался без изменений.

    А в то же самое время Заречье на противоположном берегу формировалось в своем порядке. Его главной артерией стала большая дорога на Москву, вдоль которой и выстраивались дома. Эта же дорога, соединяясь со старым городом через Красный мост и Никольские ворота, объединяла две части города, вливаясь впоследствии, обогнув кремль, в южную Крапивенскую дорогу. Та, в свою очередь, с середины XVII века стала важным торговым трактом, по которому можно было добраться от Москвы до Украины.

    Московские князья еще в конце XV века почувствовали потребность в основательном вооружении войск, для чего требовалось развивать добычу и производство железа. Они начали обустраивать собственную оружейную промышленность.

    Указ царя Фёдора Ивановича послужил началом развития оружейного дела в Туле. Своим указом царь освободил тульских кузнецов от податей и повинностей, взамен обязав их изготавливать оружие для нужд государства. Это послужило хорошим началом для развития местного производства, и в XVII веке в Туле уже начали работать маленькие заводы, на которых из железной руды плавили чугун и чистое железо, которое потом шло на отливку оружия. В 1632 году голландец Виниус получил от царя Михаила Федоровича разрешение на строительство первого в Туле оружейного завода. Впоследствии его компаньоны Петр Марселиус и Филимон Акема поставили возле Тулы заводы, специализировавшиеся не только на военных, но и на хозяйственных изделиях.

    XVIII век стал знаменательным началом нового витка развития истории этого славного города. Оружейным производством в Туле полностью заправляли местные кузнецы-оружейники еще со времен Петра I. Самым выдающимся из них был талантливый и деятельный оружейник Никита Демидович Демидов – родоначальник той самой династии промышленников Демидовых.

    Петр I проявлял особое внимание к усилению военной мощи российской армии, а поэтому живо интересовался изготовлением оружия. Его внимание помогло Туле возвыситься среди других городов. В 1704 году 250 тульских оружейников доставили царю в Москву восемь тысяч ружей. Петр I пожелал лично познакомиться с мастерами. Пообщавшись с Никитой Демидовым, Пётр I позволил ему устроить в Туле собственный ружейный завод, а также выделил землю для добычи "чугунной руды". Это была первая ружейная мануфактура, которая стала фундаментом всего российского оружейного дела. Основное производство было размещено на правом берегу Упы, в Кузнецкой и Оружейной слободах, и сюда же переместилась вся основная жизнь города. Здесь у реки, напротив кремля, в 1712 году был поставлен Оружейный завод, в котором сосредоточилось разрозненное до этого времени кустарное производство оружейников. А вслед за Демидовым чуть позже создали собственные заводы Баташевы, Мосоловы и другие оборотистые промышленники.

    Оборудование завода приводилось в действие Тулицей, на которой была построена плотина. Но мощностей этих производств явно не хватало для своевременного и достаточного снабжения армии оружием.

    С момента начала войны со Швецией Петр I принял решение об укреплении российского оружейного производства. 15 февраля 1712 г. он издал указ, в котором говорилось: "для лучшего в том оружейном деле способу, при той оружейной слободе построить заводы". На самом заводе выполнялись только самые важные работы, все остальное мастера делали кустарно. Названия улиц сохранили память об этих временах: Штыковая, Заварная, Ствольная, Замочная, Ложевая.

    Оружейники, занятые на заводской работе, получали за нее мизерную плату, поэтому им приходилось разворачивать дополнительное производство: мастерить для продажи ружья, замки, инструменты и прочие металлические предметы быта. Со временем Тула поднялась до признанного центра металлопроизводства, продукция ее умельцев продавалась на всей территории России. Среди них находились подлинные произведения искусства, выполненные настолько ювелирно, что в народе начала ходить пословица о туляках, которые подковали блоху.

    Через некоторое время и сама Упа заинтересовала Петра I, и он решил воплотить в жизнь грандиозный план соединения в водную магистраль речного пути из Московского бассейна в Азовское море. Он рассчитывал осуществить его путем соединения Оки, Упы и Шат через Иван-озеро с Доном. Туле предназначалось стать одним из важнейших городов на этом речном пути. В 1707 году первый караван судов прошел через Тулу к морю. Однако идея такого пути не оправдала себя, и вскоре о ней забыли. Упе не суждено было стать связующим звеном в масштабном плане покорения морей Петра I.

    В начале XVIII века Тула вольготно раскинулась по обеим берегам Упы, разделенная ее руслом на Заречье и старый город. Возле Заречья выросла Чулковская слобода, позже присоединенная к Туле и ставшая третьей городской частью. На набережной Упы в Заречье тем временем полным ходом идет обустройство города: возникают дома богатых оружейников, возводятся храмы, сооруженные на их средства: Вознесенский, Николы Зарецкого. Крепостные сооружения старого города, давно утратившие свое оборонное значение, ветшают и разрушаются. Стены дубовой крепости разбирали на городские и личные нужды, Земляной вал был срыт. Старых деревянных церквей к этому времени тоже почти не осталось. Им на замену на средства купечества были выстроены каменные храмы. Город жил, обрастая новыми кварталами, выбираясь за первоначальную черту предместий. К концу XVIII века Тулу окружали десять слобод: Ямская, Гончарная, Стрелецкая, Сторожевая и другие с числом жителей более тысячи человек.

    В XVIII веке Тула получила известность крупного промышленного центра, в ней стремительно поднималось железное и чугунное производство. Город рос и богател. Местные мастера, изготовлявшие не только оружие, но и любые другие вещи, необходимые не только в быту – точные измерительные приборы, механизмы, замки, прославили ее на всю страну. Некоторые из кузнецов слыли настоящими художниками своего ремесла. Такое бурное развитие повлияло на то, что в 1777 году из провинциального города Московской губернии Тула становится сначала наместничеством с самостоятельным гражданским управлением, а через двадцать лет преобразуется в центр Тульской губернии.

    С конца XVIII века Тула - главный город вновь образованной губернии. В честь этого события был устроен великолепный праздник. Вереницей следовали маскарады, обеды, фейерверки, театрализованные представления. После окончания торжеств в Туле началось активное строительство. Воздвигались общественные и казённые здания, частные дома, и в течение последующих 30 лет город заметно преобразился. Если число жителей в 1777 году составляло около 9 тысяч, то через столетие уже 57 тысяч.

    Поскольку XVIII столетие принято считать «веком женщин», то стоит обратить внимание на историю женской причёски.

    Приготовление прически с раннего утра до позднего вечера было вполне обыденным занятием. К тому же считалось, что женщинам иметь одинаковую прическу, одной длины и одного цвета волосы неэтично.

    Тула в XIX-XX веках

    В начале XIX века, в разгар войны с Наполеоном, значение Тулы как производственного и оружейного центра возросло еще больше. Город был основным центром, который обеспечивал снабжение армии оружием. Оружейники усердно работали в течении всей войн 1812 года. Наступление Наполеона на Москву заставило задуматься об эвакуации тульского завода, но Кутузов отменил ее, и завод продолжал работать. В сумме за 1812 - 1814 гг. завод и частные мастерские смогли изготовить в общей сложности почти 600 тыс. ружей. В боевых действиях в ходе войны приняло участие сформированное в губернии Тульское народное ополчение, которое участвовало также и в заграничном походе. Во время последующей Крымской войны, как и во время Отечественной, тульские мастера обеспечивали оружием русскую армию.

    В XIX веке тульское производство по добыче и обработке металла продолжает развиваться. К 1917 году число рабочих, занятых на производстве в городе, увеличивается до сорока пяти тысяч. Для сравнения, в конце XIX века их насчитывалось всего восемь тысяч. Добыча каменного угля для нужд заводов была начата еще в 1855 году, и это способствовало тому, что промышленный потенциал Тулы со временем только возрастал, а значит, вслед за ним развивалась и торговля. Таким образом, Тула вошла в ряд крупнейших городов-торговцев России.

    Однако она славилась не только своим оружием. Производство самых различных наименований металлоизделий насчитывало сотни предметов. Знаменитые тульские самовары, к примеру, получили известность по всей России. Кроме того, самые богатые купцы города основали Средиземноморскую торговую компанию. По данным того времени, Тула как участник внешней торговли занимала место сразу после Москвы и Петербурга. Самоварные фабрики, производившие те самые знаменитые на всю Россию тульские самовары, возникли в 1810 - 1820 годах. В середине XIX века их насчитывалось уже 28. особенно широкую популярность получили фабрики братьев Маликовых, Ломова, Лялиных, позднее – Батошевых.

    В Чулковской слободе примерно в то же время началось производство гармоник, и их развитие привело к изобретению в 1870 году Н. И. Белобородовым усовершенствованного музыкального инструмента – баяна.

    Можно с уверенностью сказать, что как промышленник и торговец город стремительно развивался. Однако культурное и общественное развитие сильно отставало от этих темпов, несмотря на то, что в начале XIX века в Туле появился целый ряд учебных заведений: духовная семинария, Александровское дворянское училище, школа для детей оружейников. Первая общественная библиотека была открыта в городе только в 1830 году, а значительно позднее начали издаваться "Губернские ведомости" – в 1838 году. Тем не менее, эти нововведения слабо изменили уклад провинциального города.

    В 1861 году, как известно, произошла отмена крепостного права в России. Это события не могло повлиять на город, в котором множество заводских рабочих являлись подневольными людьми. Больше двух тысяч человек было переписано в мещане и освобождено от обязательного рабского труда на оружейных заводах. Таким образом, в Туле появилось единое городское общество, во главе которого появилась городская дума.

    Новые порядки требовали нового подхода к производству, и в 1870 - 1873 гг. оружейный завод был подвергнут масштабной реконструкции, что позволило объединить производство винтовок в одном месте. До преобразования отдельные части оружия изготавливались в различных местах. Также появилось полностью государственное предприятие, по качеству продукции не уступавшее лучшим из заводов Западной Европы. В века именно здесь началось создание нового изобретения С. И. Мосина – трехлинейной винтовки, под руководством самого ее создателя.

    Но не только для металлообрабатывающей промышленности Тулы наступил новый век. Начали работать сахарный, медообрабатывающий, патронный завод. Стремительно росло мелкое производство самоварных, скобяных, гармонных мастерских. Экономические связи города простирались дальше, чем прежде, и немало поспособствовала этому линия железной дороги, проложенная через Тулу, и открытие в 1872 году железнодорожных мастерских. К концу XIX века в Туле уже действовали не только обычные, но и специализированные учебные заведения и школы: оружейная, фельдшерская, помимо железнодорожного училища. Эта новая жизнь города осталась запечатленной на страницах великих русских классиков, которые имели возможность наблюдать ее своими глазами: Г. И. Успенского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Вересаева.

    На провинциальной жизни отчетливо сказывалось вступление России на путь империализма. За относительно короткий промежуток времени с 1856 г.по 1897 г. население Тулы составило 114 тысяч человек, то есть увеличилось практически вдвое. Для регулирования финансово-экономической ситуации в городе возникли первые банки: отделения Международного торгового а также Московского учетного банков. Кроме этого, о финансовом росте города свидетельствовал и тот факт, что начали появляться предприятия, созданные с участием западных финансистов: железопрокатный завод, Судаковский металлургический завод, электростанция.

    Но, конечно же, ведущее место в экономической и торговой жизни города по-прежнему занимал Оружейный завод. Здесь работали выдающиеся мастера своего дела, здесь было положено начала производству новых образцов армейского вооружения. На Тульском Оружейном заводе работали такие выдающиеся конструкторы, как П. П. Третьяков, И. А. Пастухов, В. А. Дегтяев.

    Развитие города повлияло и на оживление общественно-культурной жизни города. Продолжали открываться новые учебные заведения, в том числе и коммерческие, частные гимназии.

    Начало ХХ века ознаменовалось созданием Тульского комитета РСДРП под руководством П. В. Луначарского. Гражданская война, захватившая огромные территории России, не обошла стороной и Тулу. Здесь была основана база вооружения Красной Армии. После установления советской власти в истории области началась эпоха сталинских пятилеток. За предвоенные годы здесь был значительно поднят уровень образования среди населения, развитие электроэнергетики обеспечило электричеством даже самые дальние населенные пункты. За годы первых пятилеток в городе были созданы с нуля новые отрасли промышленности – химическая, электроэнергетическая, выросли новые города и поселки.

    Великая Отечественная война прошлась по тульской земле разрушительным ураганом. Здесь шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Тридцать три района Тульской области были полностью заняты вражескими войсками, шесть – частично оккупированы. И только Заокский район, единственный их всех, не был занят противником.

    Осенью 1941 года советские войска выдержали героическую оборону Тулы, и их подвиг вошел в историю Великой Отечественной войны. Тула прикрывала южные подступы к Москве, как и в древние времена, и, как и прежде, враг был остановлен на этой границе. Танковая армада генерала Гудериана дала здесь свой последний бой и проиграла. Двести пятьдесят героических жителей Тулы стали Героями Советского Союза за годы Великой Отечественной войны, награды, ордена и медали получили более ста семидесяти тысяч.

    Промышленность Тулы, в значительной степени подорванная оккупацией, была восстановлена в максимально короткие сроки. В 1976 году, за беспримерное мужество и героизм, за мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы в ходе отчаянной обороны города, которая стала переломным моментом в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, Тула была удостоена звания Города-героя.

    В наши дни Тула относится к числу крупных промышленно-торговых центров. Ведущими отраслями промышленности можно назвать чернометаллургическую (НПО АК «Тулачермет», Косогорский металлургический завод), машиностроительную и металлообрабатывающую (Комбайновый завод, Оружейный завод, Приборостроительный завод, Завод горного и транспортного машиностроения, «Штамп»). Но в городе представлены также и предприятия химической, легкой и пищевой промышленности. Географическое расположение Тулы исторически связывает ее с Москвой с древнейших времен. Тула всегда являлась южным форпостом, преграждающим подступ к Москве и отражающим набеги захватчиков. В ходе обороны города за все время его существования ни разу не был захвачен ни сам город, ни Тульский кремль. Оружейное производство в Туле всегда главенствовало над всеми остальными, налагая отпечаток и на характер города, и на его устройство. Как центр металлообработки и оружейного производства Тула известна уже более четырех веков.


    Основные вехи развития города хронологически располагаются таким образом:

    1380 – Победа Дмитрия Донского в Куликовской битве.

    1382 - Первое достоверное упоминание о городе Туле.

    1480 - "Стояние" на Оке и Угре, приведшее к освобождению от татарского ига.

    1506-1521 - Строительство Тульского кремля.

    1552 - Осада Тулы крымским ханом Девлетом I Гиреем

    1595 - Образование в Туле Оружейной слободы

    1607 - Оборона Тулы крестьянами во главе с И. И. Болотникова от царских войск Василия Шуйского.

    1695 – Основание первого завода Н. Д. Демидова

    1700 – Основание в Туле почтового ведомства.

    1712 - Принятие сенатского Указа о строительстве Тульского оружейного завода.

    1724 – Создание по указу Петра I коллекции при Оружейном заводе – основы будущей коллекции Музея оружия.

    1739 – Открытие первого госпиталя в Туле

    1777 - Первое представление Тульского театра.

    1778 – Открытие первой самоварной мастерской в Туле.

    1778 - Открытие в Туле первой в Росси публичной библиотеки

    1838 – Выход из печати первого номера первой тульской газеты "Тульские губернские ведомости".

    1855 - Начало промышленной добычи угля в Тульской губернии

    1867 – Открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Тулой

    1874 - Открытие железной дороги Сызрань - Пенза - Ряжск - Павелец - Узловая - Тула - Калуга - Вязьма.

    1892 – Создание Тульской городской телефонной сети.

    1893 - Начало строительства водопровода в Туле.

    1902 - Начало электрификации Тулы.

    1930 – Открытие первого высшего учебного заведения в Туле (Тульский государственный университет в наши дни).

    1937 - Образование Тульской области.

    1941 - Оборона Тулы в Великой Отечественной войне.

    1997 - Состоялись первые выборы губернатора Тульской области.


    Автор: Жуковская Д.

    Источник материала: http://www.historicus.ru
    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100