Карамзин Николай Михайлович

Дата публикации или обновления 24.01.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Карамзин Николай Михайлович, писатель, историк, родился 1(12).XII.1766 года в селе Знаменское Симбирской губернии в дворянской семье, умер 21.V(2.VI).1826 г. в Петербурге.

    Карамзин Николай Михайлович

    До 14 лет воспитывался дома, затем был определен в Московский пансион профессора Шадена.

    В 1783, в связи с зачислением на военную службу в Преображенский полк, живет в Петербурге.

    В 1784, после смерти отца, выходит в отставку и уезжает на родину в Симбирск.

    В конце 1784 г. Карамзин Николай Михайлович едет в Москву с целью заняться литературой. Был принят в круг единомышленников Н. И. Новикова. По совету Новикова принимает деятельное участие в издании журнала «Детское чтение для сердца и разума».

    В 1789-90 путешествует по Европе (Германия, Швейцария, Франция, Англия). По возвращении издает ежемесячный «Московский журнал», где печатает свои путевые записки («Письма русского путешественника»), повести и стихотворения.

    В 1790-е гг. выпускает ряд альманахов, в которых помещает как новые свои произведения, так и произведения, перепечатанные из «Московского журнала».

    В 1802-1803 издает журнал «Вестник Европы», в котором печатает, кроме художественного, критического и публицистического материала, статьи, касающиеся русской истории.

    В 1803 получает звание историографа. Начинает работу над «Историей Государства Российского». Первые восемь томов «Истории» вышли в 1816 и были встречены публикой с огромным энтузиазмом. После этого было написано еще четыре тома.

    Ранняя литературная деятельность Карамзина (1783—88) представлена переводами, часть которых была напечатана в журнале «Детское чтение», часть вышла отдельным изданием. Перевод на русский язык нескольких тираноборческих пьес («Юлий Цезарь» Шекспира, «Эмилия Галотти» Лессинга) свидетельствует о вольномыслии молодого переводчика, об осуждении им политического деспотизма.

    В 90-е гг. XVIII в. Николай Михайлович — один из наиболее ярких представителей русского сентиментализма, позиции которого он отстаивает и утверждает и как теоретик, и как автор. Особенно плодотворной в этом отношении была деятельность писателя в «Московском журнале». Здесь в течение двух лет печатались «Письма русского путешественника», типичный для сентиментальной литературы жанр путевых записок (отд. изд. в 1797).

    «Письма» Карамзина Н. М. представляли для своего времени большую познавательную ценность. Автор подробно знакомит своих читателей с природой, обычаями, нравами, достопримечательностями, с известными писателями и философами Западной Европы. При всем уважении и интересе к европейской культуре писатель далек от безусловного преклонения перед ней, что находит свое выражение в отдельных критических и даже иронических замечаниях автора. Вместе с тем, знакомясь с Европой, он стремится и Европу познакомить с лучшими образцами русской литературы. Политический либерализм писателя особенно ярко проявился в этой книге в восторженном описании жизни свободных альпийских пастухов. Большое место в книге отведено и чувствительному сердцу самого автора, это придает повествованию интимность и лиричность. Интерес к жизни простых людей, картины природы, резко выраженная «чувствительность» повествования, свободная композиция — все это позволяет причислить «Письма» писателя к лучшим образцам сентиментальной литературы.

    Цикл «повестей», написанных в 90-е годы, открывается небольшим рассказом под названием «Фрол Силин, благодетельный человек». Повесть эта отражает типичное для общественных взглядов противоречие. С одной стороны, автор в роли главного героя выводит «простого» крестьянина, прославляет его «добродетели», противопоставляя их «подвигам» современных «Августов». Но вместе с тем благополучие крестьян автор ставит в зависимость от их же моральных качеств — трудолюбия, бережливости, благоразумия, оставляя в тени главное зло тогдашней русской жизни— крепостное право.

    В 1792 году выходит повесть «Бедная Лиза» самая яркая из повестей 90-х гг. Сюжет ее остро социален: самоубийство девушки-крестьянки, обольщенной и брошенной молодым богатым барином. Прикрепление событий к окрестностям Москвы с точным указанием места действия в еще большей степени усиливало драматизм повествования. Однако тема эта раскрыта писателем исключительно в психологическом плане, в сфере чисто любовных отношений героя и героини. В силу этого конфликт между Лизой и Эрастом раскрывается автором как противоречие между натурой, способной к сильному и беззаветному чувству (Лиза), и натурой эгоистической, безвольной (Эраст). Социальная острота повести в еще большей степени смягчена описанием идеальной жизни родителей Лизы, раскаянием Эраста и надеждой самого автора на примирение Эраста с Лизой в загробной жизни. По сравнению с предшествующей литературой повесть Николая Михайловича была шагом вперед в искусстве раскрытия психологии героев. Вместо длинных и утомительных монологов писатель использует художественные средства, позволяющие более тонко и экономно раскрыть переживания действующих лиц (недоговоренная фраза, жест, лирический пейзаж). Повесть была восторженно встречена тогдашней читательской публикой.

    «Наталья, боярская дочь» — одна из первых попыток создать в русской литературе национальную историческую повесть. Правда, историзм повествования меньше всего отразился в характерах героев и создается за счет некоторых бытовых деталей и осторожной архаизации языка. Обращение Николая Михайловича к событиям XVII в. в значительной степени объясняется его стремлением на условно-историческом материале нарисовать картину социальной гармонии (боярин Матвей Андреев, милостивый царь и их благожелательное отношение к народу). Однако главное место в повести занимает история чувствительной, сентиментальной любви молоденькой дочери боярина Матвея Натальи и сына опального боярина Алексея Любославского. Показ прошлого через частную жизнь обыкновенных людей выгодно отличает повесть писателя от высокопарных государственно-философских романов его предшественников — Хераскова и Эмина.

    Повести «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» написаны после глубокого идейного кризиса, который писатель переживает в 1793 году. Обострение гражданской войны во Франции, якобинская диктатура без сожаления разбивают мирные просветительские идеалы писателя. Под влиянием мрачных мыслей о событиях в Европе писатель создает повести, в которых явственно проступают черты раннего русского романтизма. Нежная меланхолическая любовь уступает в них место бурным, разрушительным страстям (кровосмесительная любовь в повести «Остров Борнгольм», вулканические страсти героев в повести «Сиерра-Морена»). Трагизму темы в повести «Остров Борнгольм» соответствует мрачный, северный, «оссиановский» пейзаж, суровая обстановка старинного готического замка, таинственная недоговоренность в развитии сюжета. Так в повесть вторгается новая поэтика романтической литературы.

    Повесть «Сиерра-Морена» по стилю и проблематике чрезвычайно близка к «Острову Борн-гольму». В основе ее сюжета лежит все тот же мотив «губительных» страстей. Местный колорит представлен в ней эффектным описанием знойной Испании. Напряженности чувств героев соответствует страстный, метафорический слог повести, предвосхищающий язык повестей Марлинского.

    В 1803 написана повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» — своеобразный итог политических размышлений писателя, называвшего себя «республиканцем по чувствам» и «верным подданным царя русского». Симпатии автора принадлежат в этой повести новгородцам, отстаивающим свою исконную, дарованную им еще князем Ярославом вольность. В диспуте между боярином Холмским, защитником московского самодержавия, и Марфой Борецкой, отстаивающей новгородские вечевые порядки, доводы Марфы выглядят веско и убедительно. Однако неумолимая логика истории приводит к торжеству самодержавного правления. Маленькая республика не в силах себя защитить. Марфа кончает жизнь на эшафоте.

    Николай Михайлович не столько оправдывает, сколько принимает вместе с своими новгородцами победу Иоанна, выражая в конце повести надежду на то, что «польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским», которые гарантируют обществу «благоустройство», правосудие и «безопасность».

    Стиль повести несет на себе отпечаток известной двойственности. Политическая, государственная проблематика произведения заставила Карамзина воспользоваться средствами классической поэтики: герои-резонеры, пространные монологи, высокий стиль и тому подобное. Но наряду с этим в повесть вторгаются и черты ранней романтической литературы, особенно ярко представленные таинственными предзнаменованиями неизбежной гибели Новгорода, почерпнутые писателем из старинных сказаний.

    «Рыцарь нашего времени» (1802 —1803) — незаконченная психологическая повесть. Интересна попытка описать становление и развитие характера героя начиная с младенческих лет. Рисуя добрую, чувствительную, благородную натуру Леона, писатель каждый раз указывает на те благотворные факты и события, которые повлияли на неопытную душу ребенка (заботы и любовь матери, книги, природа и т. п.). Любопытно отметить, что сам Николай Михайлович решая в чисто бытовом, домашнем плане вопрос о влиянии внешней среды на характер героя, ссылается в своей книге на учение Локка о воздействии высших факторов на «душу» человека. В основу повести положены факты из жизни автора. В целом повесть представляет собой попытку нарисовать образ «рыцаря» своего времени, тположительного героя в карамзинском его понимании. «История Государства Российского»— огромный, капитальный труд, в основу которого положено добросовестное изучение многочисленных исторических документов.

    «Древняя Россия, — писал Пушкин, — казалась найдена Карамзиным, как Америка Колумбом».

    Правда, политические взгляды автора — признание за самодержавием ведущей, прогрессивной силы в истории — обусловили выдвижение на первый план князей, царей, видных политических деятелей и явное умаление творческой роли народных масс.

    Однако эта общая тенденция не помешала Николаю Михайловичу изобразить в ряде случаев подлинно героические события из жизни русского народа (Куликовская битва, взятие Казани и другие) и вместе с тем сурово осудить деспотические, своекорыстные поступки отдельных монархов (тирания Ивана Грозного, преступное властолюбие Бориса Годунова). В авторе «Истории...» вдумчивый ученый удачно соединился с талантливым писателем. В своем труде он выступает и как эпический писатель, и как тонкий психолог, помогающий понять характеры видных исторических деятелей. Слог писателя в его «Истории...» под влиянием языка летописей и народной поэзии неизмеримо окреп и возмужал, освободившись от навязчивой «чувствительности» сентиментальной прозы. Современники были в восторге от «Истории...». Первое издание было распродано за один месяц.

    «История Государства Российского»,— писал Пушкин,— есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». Поэты-декабристы (Рылеев, А. Бестужев) брали из «Истории...» сюжеты для своих героических и тираноборческих произведений, Пушкин воспользовался ею при работе над трагедией «Борис Годунов».

    Поэзия Николая Михайловича представлена лирическими стихотворениями, балладами и незаконченной поэмой «Илья Муромец». Лирика знаменует резкий отход автора от одической и сатирической поэзии в область интимных переживаний и философских размышлений о смысле бытия. Писатель дал первые образцы баллад («Граф Гваринос», «Раиса») и пейзажной лирики («Осень») в русской поэзии. В поэме «Илья Муромец» былинный сюжет и герой переосмыслены в духе сентиментальных канонов. С явно программной, для русских сентименталистов, целью было написано стихотворение «Поэзия». Как поэт Николай Михайлович — ближайший предшественник Жуковского.

    С именем Карамзина связаны дальнейшие изменения в области литературного языка. Отталкиваясь от сложной, сугубо книжной теории «трех штилей», господствовавшей в художественной практике писателей-классицистов, он ставил перед собой назревшую для того времени задачу — сблизить литературный язык с разговорной речью. В связи с этим он объявляет решительную борьбу церковнославянизмам и тем самым высокому «штилю». Однако в своей художественной практике, равно и в теоретических высказываниях, писатель решительно отказался от сближения языка литературы с живой речью демократических масс России. «Грубому» языку простолюдинов писатель с похвалой противопоставил, как образцовый для него, язык великосветского салона. Эта боязнь демократизации литературного языка резко ограничила художественные возможности выработанного им «слога».

    Следует добавить, что в «Истории Государства Российского» эта ошибка во многом была исправлена писателем в связи с изучением и художественным освоением языка летописей и народных сказаний.

    Эстетические взгляды Николая Михайловича Карамзина нашли свое выражение во многих написанных им статьях и рецензиях. Общий пафос их — борьба с классицистическими правилами и утверждение нового для того времени направления — сентиментализма. Из программных особенно характерна статья «Что нужно автору?». В ней, в противовес холодной, спокойной, рационалистической манере классицистов, он утверждает необходимость в литературном творчестве сугубо личного, глубоко эмоционального авторского начала, пронизывающего все произведение от первой до последней строки. Эстетическая программа Карамзина Н.М. во многом подготавливала почву для последующего романтического направления.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100