Дмитриев Иван Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Дмитриев Иван Иванович родился 10(21).IX.1760 года в селе Богородское Казанской (позднее Симбирской) губернии, умер (15).X.1837 г. в Москве.
Дмитриев Иван Иванович родился в семье помещика, поэт.
Учился в частных пансионах Казани и Симбирска, где получил хорошую литературную подготовку и знание иностранных языков.
В 1772 был записан солдатом в Семеновский полк, хотя по-прежнему оставался в имении родителей. Во время Пугачевского восстания семья бежала в Москву, потом вернулась в свое имение, а Иван Иванович переехал в Петербург и поступил на военную службу.
В 1777 в «Санкт-Петербургских ученых ведомостях» было напечатано первое стихотворение — «Надпись к портрету Кантемира».
С 1791 началась его систематическая литературная деятельность. Иван Иванович пишет свои стихи в казарме, в караульном помещении, а иногда и во время ротных и батальонных учений. Он сближается с кружком Г. Р. Державина, расширившим его литературные связи. «Дотоле был знаком только с двумя стихотворцами Е. И. Костровым и Д. И. Хвостовым,— писал Дмитриев — Я увидел в обществе Державина несколько поэтов и прозаиков... Богдановича, Львова, Оленина, Фонвизина, Петрова, Капниста». В это же время поэт знакомится с Н. М. Карамзиным и начинает активно сотрудничать в «Московском журнале» (1791—92), помещая там, а позже в других изданиях Карамзина почти все свои произведения.
В 1795 выходит сборник «И мои безделки», упрочивший за ним славу законодателя поэтов-сентименталистов.
В 1796 Дмитриев получил звание капитана. Перед ним открывалась широкая дорога к военной карьере; однако через несколько месяцев произошли события, изменившие весь ход его жизни и деятельности. В дни коронации Павла I Дмитриев был ложно обвинен в покушении на императора. Поэт был арестован, началось следствие. Скоро невиновность Ивана Ивановича была доказана, и на него посыпались царские милости.
В том же 1796 он издал «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», включив в него песни почти всех русских поэтов XVIII в. и народные песни, близкие по своему характеру к сентиментализму.
Песни Дмитриева пользовались большой популярностью особенно известны были
«Ах, когда б я прежде знала, что любовь родит беду»,
«Куда мне, сердце страстно, куда с тобой бежать?»,
«Что с тобою, ангел, стало?»,
«Всех цветочков боле розу я любил»,
«Видел славный я дворец» и др.
Они приближаются к лирическому стихотворному романсу, отличаются пасторальным колоритом и элегической назидательностью.
В 1797 он был назначен товарищем министра уделов, а вскоре обер-прокурором сената. Феерическая служебная карьера, отрицательно сказалась на литературном творчестве Ивана Ивановича. В течение шести лет он почти ничего не писал.
В 1799, после служебных неприятностей, поэт вышел в отставку, однако в 1806 Александр I вернул его в сенат.
С 1810 по 1814 Дмитриев прослужил министром юстиции, после чего окончательно покинул службу и переселился в Москву.
Дмитриев Иван Иванович написал несколько од:
«Смерть князя Потемкина», 1791;
«На мир с Оттоманскою Портою», 1792;
«Глас патриота», 1794, и др., придав им новые черты.
Поэт приблизил оду к лирическому стихотворению о героическом прошлом русского народа, сохранив торжественный одический тон и сложный метафорический образ (стих. «Освобождение Москвы», 1795).
В своих сатирических произведениях, главным образом в сказках и баснях, Иван Иванович продолжал сумароковские традиции с их нравоучительными началами. Сатиры Дмитриева (особенно сатира «Чужой толк», 1794, которую В. Г. Белинский назвал впоследствии «превосходной»), а также примыкавшие к ним две сказки — «Картина» (1790) и «Модная жена» (1791) разрушали традиционные жанры классицизма, отличались свойственными сентиментализму легкостью повествовательной манеры и афористичностью. Они насыщены реалистическими подробностями, пословицами и поговорками.
В сентиментальном плане написана сказка «Причудница» (1794), представляющая собой переделку сказки Вольтера «La Begueule». Отличительной особенностью сказок Ивана Ивановича является соединение в них сказочной манеры повествования, восходящей к «Душеньке» Богдановича, и сатирического изображения в духе поэм В. Майкова.
Продолжая традиции Сумарокова, Хераскова и Нелединского-Мелецкого, Дмитриев Иван Иванович охотно обращался к жанру песни.
Популярными были басни, отличавшиеся от басен классицизма сентиментальной манерой повествования, легкостью и непринужденностью языка и стиля.
Поэт Иван Иванович Дмитриев оказал значительное влияние на развитие русской литературы.