Дельвиг Антон Антонович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Дельвиг Антон Антонович, поэт, родился [6(17).VIII.1798 г. в Москве, происходил из обрусевших немецких баронов Эстляндской губернии.
Первоначальное образование получил в частном пансионе.
В 1811 поступил в Царскосельский лицей, который окончил в 1817. В лицее сблизился с Пушкиным и Кюхельбекером. По воспоминаниям Пушкина, «любовь к поэзии пробудилась в нем рано. Он знал почти наизусть Собрание русских стихотворений, изданных Жуковским. С Державиным он не расставался. Клопштока, Шиллера и Гельти прочел он с одним из своих товарищей... Горация изучил в классе, под руководством профессора Кошанского...
Первыми его опытами в стихотворстве были подражания Горацию. Оды «К Диону», «К Лилете», «Дориде» написаны им на пятнадцатом году и напечатаны в собрании его сочинений безо всякой перемены. В них уже заметно чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял». В Лицее Дельвиг основательно познакомился с античной поэзией, которая заняла видное место в формировании его творчества. Уже в лицейские годы стихотворения Антона Антоновича появились в печати.
В 1814 В. Измайлов помещает в «Вестнике Европы» (№ 15) оду «К Диону» — первое печатное произведение Дельвига. С того времени его стихотворения стали часто появляться в «Вестнике Европы», а затем в журнале «Российский музеум». Окончив Лицей, Дельвиг уехал к родителям в Кременчуг, но вскоре возвратился в Петербург и начал службу в канцелярии департамента горных и соляных дел, а затем в третьем отделении канцелярии министра финансов, в Публичной библиотеке. В тот же период он тесно сближается с литературными кругами и много пишет.
В 1818 поэт был избран в петербургское Общество любителей словесности, наук и художеств. Однако постепенно он отошел от участия в Обществе и примкнул к оппозиционно настроенной молодежи, подружился с Рылеевым, А. Бестужевым, Баратынским.
В марте 1819 Антон Антонович становится членом «Зеленой лампы» — «вольного общества» Союза благоденствия. Здесь он встречается с Пушкиным, Гнедичем, Ф. Глинкой, Я.Толстым и др. Примкнув к радикальной молодежи, Дельвиг испытал воздействие декабристских идей, которое еще более усилилось после его вступления в Вольное общество любителей российской словесности.
В конце 1810-х гг. он создает стихотворение «Поэт», проникнутое этими настроениями, сатиру «Петербургским цензорам» и «Подражание Беранже». Пародируя гимн «Славься, славься, наш русский царь», поэт в сатире «Петербургским цензорам» высмеял неистовства цензурного комитета, а в атеистической песенке «Подражание Беранже» смело шутил над царями:
Меж вами карлики — цари
Себе воздвигли алтари
И думают они, буффоны,
Что я надел на них короны.
Однако радикализм Дельвига был неглубок и неустойчив. К середине 20-х гг. от него не осталось и следа. События на Сенатской площади прошли мимо поэта.
С 1824 он издавал альманах «Северные цветы». К участию в нем он привлек видных писателей. По своим художественным качествам произведения, вошедшие в альманах, превзошли литературный материал всех тогдашних альманахов, что обеспечило успех издания.
В 1829 появился второй альманах — «Подснежник». Успех «Северных цветов» побудил писателей, участников альманаха, основать собственный литературный орган — газету, которая была бы противопоставлена «торговой» журналистике Греча, Булгарина и Сенковского и московским журналам Полевого и Погодина. Деятельное участие в подготовке издания принял Пушкин. Газету поддерживали Жуковский, Крылов, Вяземский, Баратынский, Плетнев, Катенин, Розен и др. Сотрудником Дельвига стал О. Сомов. С его помощью Пушкин выпустил первые номера газеты, так как Дельвиг в начале января 1830 уехал в Москву. «Литературная газета» почти полностью выполнила намеченную ее участниками программу. Однако просуществовала она недолго. За публикацию перевода стихотворения о французской революции 1830 Бенкендорф пригрозил Дельвигу ссылкой в Сибирь. «Литературная газета» была закрыта. Издание ее было возобновлено, но Дельвиг тяжело пережил цензурные гонения.
Вскоре он заболел, и его организм, подточенный нервными потрясениями, не смог справиться с недугом. Смерть поэта глубоко потрясла его друзей, и особенно Пушкина.
Как поэт Антон Антонович Дельвиг сформировался в условиях подъема дворянской революционности. Он приобрел известность элегиями и идиллиями в антологическом роде и русскими романсами и песнями, положенными на музыку Глинкой, Алябьевым и другими композиторами.
Эти два вида его лирики наметились еще в лицее. Для поэта они были объединены стремлением к народности и простоте. Его элегии и идиллии — своеобразные формы прославления земных радостей, приятия жизни в ее естественных проявлениях, в интимных человеческих чувствах любви и дружбы. Анакреонтические мотивы в лирике поэта восходят к Батюшкову, но в них уже сильно влияние Жуковского и немецких романтиков, однако без присущего им мистицизма. Лирике Дельвига недоступна глубина и сложность жизни в ее трагических противоречиях. Его поэтический мир замкнут вследствие аполитичности и оторванности Дельвига от передовых идей времени. Отсюда камерность его лирики, тихое любование и наслаждение красотой. Однако поэзия Антона Антоновича, несмотря на античный колорит, не лишена современного звучания. В античности поэт видел гармонию человеческих отношений и цельного, органичного человека («Дамон», «Купальщицы», «Конец золотого века»). Античный мир воссоздан Дельвигом А.А. не только в его внешнем проявлении, но и во внутреннем существе. Не ставя перед собой задачу, доподлинно воспроизвести античный размер, поэт стремился преодолеть однообразие русского гекзаметра, и смело вводил амфибрахий, чередовал разнокачественные стопы. Бесспорна заслуга Делвига в жанре народных песен, многие из которых
«Соловей мой, соловей...»,
«Пела, пела пташечка...»,
«Ах ты ночь ли, ноченька...» стали популярными и любимыми. Внутренний строй песен Дельвига и их стиль часто противоречат духу народной песни. И все же поэт глубже проник в него, чем его предшественники — Дмитриев и Нелединский-Мелецкий. В жанре русской песни Дельвиг ослабил сентиментально-пасторальную окраску и во многом предварил Кольцова.
Умер 14(26).I.1831 г. в Петербурге.