Вяземский Петр Андреевич

Дата публикации или обновления 18.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Вяземский Петр Андреевич, князь, поэт и критик, родился 12(23).VII.1792 г. в Москве в старинной дворянской семье.

    Большое влияние на развитие Петра Андреевича оказала атмосфера отцовского салона. Здесь он приобщился к остроумию и острословию французского светского разговора, прислушивался к характерной русской речи старых вельмож и их воспоминаниям.

    В 1805 Вяземский был помещен в иезуитский пансион в Петербурге, потом переведен там же в пансион при открытом Н. Н. Новосильцевым Педагогическом институте.

    В 1806 был возвращен отцом в Москву и продолжал учение у профессоров Московского университета.

    В 1807 умер отец и учение прекратилось. Вяземский остался единственным наследником большого состояния.

    Зачисленный формально на службу в Межевую канцелярию, Петр Андреевич вел рассеянную светскую жизнь, но в эти же ранние годы установил связи с рядом выдающихся даровитых людей, дружба с которыми длилась многие десятилетия: Жуковским, Батюшковым, В. Л. Пушкиным, И. Тургеневым, Блудовым, Дашковым, Севериным и другими. Воспринявший уже в юности критический взгляд на политическое и социальное положение России, сблизился с некоторыми из будущих декабристов, идеи которых ему были близки. Участие в литературном обществе «Арзамас», общение и переписка с Н. Тургеневым, М. Орловым и А. Бестужевым способствовали развитию его вольнолюбивых настроений.

    В 1817 Петр Андреевич был зачислен на службу в Варшаву, в канцелярию Н. Н. Новосильцева. Либеральная речь Александра I в сейме, перевод проекта польской конституции, порученный Вяземскому, чтение передовой французской прессы усилили его оппозиционное отношение к самодержавно-крепостнической действительности. Он принял участие в составлении записки об освобождении крестьян, поданной царю в 1820. Либеральная настроенность поэта была причиной его удаления в 1821 со службы и опалы до 1830. Он жил под секретным надзором полиции, в Москве и в подмосковном Остафьеве.

    Эти годы были временем его наиболее интенсивной литературной и журнальной работы, а также годами сближения и дружбы с Пушкиным. Он тяжело пережил события 14 декабря 1825 и приговор декабристам, среди которых было много близких ему людей.

    Опальное положение Вяземского было использовано его литературными врагами для клеветнических доносов, и он принужден был обратиться к царю с просьбой рассмотреть его положение и вернуть на службу.

    В 1830 он был зачислен чиновником особых поручений по министерству финансов и, переехав в Петербург, служил в нем до 1849, став вице-директором департамента внешней торговли, а позднее управляющим государственным заемным банком. Он очень тяготился чуждыми ему служебными обязанностями и сохранял отрицательное отношение к николаевскому режиму, особенно к высшей бюрократии.

    Революции 1848 привели Петра Андреевича к пересмотру идейных позиций и официальному принятию формулы «самодержавие, православие, народность» как политической программы. Усилилось уже ранее созревшее отрицательное отношение к передовой, демократической интеллигенции, выступать против которой он не переставал до последних лет жизни.

    В 1856—58 Вяземский П.А., назначенный товарищем министра просвещения, возглавлял Главное управление цензурой.

    Последние двадцать лет преимущественно жил за границей, общаясь с членами царской семьи и высшей титулованной аристократией. Пережив почти всех друзей и сверстников, ощущая свое одиночество среди новых поколений, Вяземский испытывал острые приступы «хандры», хотя и сохранял интерес к политике и литературе.

    Литературная деятельность Петра Андреевича охватывает около семидесяти лет. Поэт, критик, историк литературы, мемуарист, он в каждой из этих областей оставил ценное наследие.

    В поэзии Вяземского можно различить три направления.

    Первое сложилось под сильным воздействием французской так называемой легкой поэзии XVIII в. и усовершенствовалось под влиянием творчества Батюшкова и Пушкина. Песни, мадригалы, элегии, стихи в альбомы, послания, эпиграммы характерны особенно для первых десятилетий творчества поэта, хотя он писал их и позднее. Он воспевает эпикурейские идеалы, использует мифологические образы, имена и атрибуты, создает условные образы автора-певца, его друзей и возлюбленной, окружающей его «толпы» и природы. Но в этот выработанный легкой поэзией стиль он вносит сплошь и рядом реалистические, бытовые детали, народные обороты и выражения, а главное — острую мысль, облеченную и в острую словесную форму. Лучшими образцами этого направления можно назвать «Прощание с халатом» (1817), написанное перед отъездом в Варшаву и высоко оцененное при чтении в «Арзамасе», и «Первый снег» (1819). В пятой главе «Онегина» Пушкин упомянул о поэте, который «роскошным слогом»

    Живописал нам первый снег

    И все оттенки зимних нег.

    «Описательная» поэзия особенно богато представлена в литературном наследии второй половины жизни Вяземского.

    Значительный вклад в историю русской поэзии внесли стихи поэта, выразившие его активный интерес к современной общественно-политической и литературной жизни. Эпоха его близости с декабристами и подъема освободительных идей нашла отражение в стихотворениях

    «Петербург» (1818) и

    «Негодование» (1820).

    Если в первом он, еще веря в либеральные намерения царя, обращался к нему с призывом освободить крестьян, уничтожить цензуру, ограничить «самовластье» и, введя конституцию, из подданных «образовать граждан», то во втором он гневно обличал в стиле оды XVIII в. насилие и ложь, которые пронизывают весь строй России и призывал своего кумира — свободу — отомстить за страдания народа, казня его угнетателей. По силе выраженного в нем протеста и обличения «Негодование» можно поставить в ряд с одами Радищева и Пушкина о вольности. Большую политическую роль играли также сатирические произведения Вяземского «Язвительный поэт, остряк замысловатый» (Пушкин о Вяземском), «Асмодей» (прозвище Вяземского в «Арзамасе») неутомимо разил в сатирических песнях, посланиях, баснях и особенно эпиграммах и бюрократическую верхушку, и спесивых аристократов, и крепостников-помещиков, и тупых цензоров, и литературных староверов общества «Беседа», врагов Карамзина, Жуковского и Пушкина

    «Сравнение Петербурга с Москвой» (1810),

    «Сибирякову» (1819),

    «Послание к Каченовскому» (1820),

    «Поздравление В. Л. Пушкину на Новый Год» (1820),

    «Зимние карикатуры» (1828) и многое другое.

    Его сатира «Русский бог» (1828) была впервые напечатана Герценом в Лондоне в 1854 и была переведена на немецкий язык для Маркса. Борьбу Вяземского в эпиграммах против Булгарина несколько раз сочувственно отмечал в статьях Белинский. Во вторую половину жизни сатирическое жало Вяземского было направлено против представителей революционной демократии и передовой журналистики, которая высмеивала его как явный анахронизм. Преследовал Вяземский и славянофилов и Каткова, в особенности в связи с внешнеполитическими событиями 1860 —70-х гг.

    Третье направление поэзии Петра Андреевича сказалось в ряде его интимных лирических стихотворений, отразивших его пессимистический взгляд на свой жизненный путь, сознание своего одиночества и постоянную неудовлетворенность собой.

    Уже в 1819 им было написано «Уныние», о котором Пушкин писал: «Первый снег» прелесть. «Уныние» прелестнее...»

    Глубокую, искреннюю скорбь лирических стихотворений Вяземского сочувственно отметил Белинский в 1841: «Из трех стихотворений князя Вяземского, невольно обращающих на себя внимание прекрасными стихами и отдельными мыслями, одно отличается глубокостию и полнотою грустного чувства, которое разделяет с ним всякая человеческая душа, оригинальностью и поразительной верностью выраженной в нем поэтическими стихами мысли» (Полн. собр. соч., т. IV, с. 449). В годы старости и болезни интимная лирика Вяземского, запечатлевшая его скорбные переживания этого времени, достигла высокого совершенства.

    Критическая деятельность Петра Андреевича Вяземского началась в эпоху «Арзамаса» и была направлена против архаической «Беседы», в защиту школы Карамзина. Он выступал защитником драматургии Озерова и поэм молодого Пушкина, как борец против классицистических традиций и пропагандист романтизма.

    В 1825—27 он сотрудничал в журнале Полевого «Московский телеграф» и поместил в нем статьи о Пушкине, Мицкевиче, Жуковском, Козлове, а также об отдельных деятелях французской литературы, которую прекрасно знал.

    Порвав в конце 1820-х гг. с Полевым, в 1830-х гг. Вяземский стал сотрудником «Литературной газеты» Дельвига и «Современника» Пушкина. Критические суждения его в основе своей исходят из субъективных оценок. Содержащие отдельные интересные мысли, статьи В. много теряют от тяжелого, устарелого языка.

    С ранней молодости для Вяземского был характерен интерес к истории русской литературы и русского общества. Он собирал сведения о писателях и выдающихся людях XVIII в., записывал рассказы о них, разыскивал и хранил архивные материалы.

    Он занялся изучением жизни и творчества Фонвизина, написав ценную монографию, не потерявшую значения до наших дней. Она является первым русским историко-литературным исследованием творчества, поставленного в связь с жизненным путем писателя, его окружением, эпохой и современным состоянием литературы. Интерес к людям и общественной жизни прошлого нашел выражение в создании Вяземского многочисленных очерков исторического характера, написанных на основании личных воспоминаний и рассказов представителей старших поколений

    «Допотопная или допожарная Москва» (1865),

    «Иван Иванович Дмитриев» (1866),

    «Грибоедовская Москва» (1878),

    «Московское семейство старого быта» (1877) и другие.

    Богатый материал для этих поздних очерков давали Вяземскому его записные книжки, которые он начал заполнять в 1813 своими наблюдениями, размышлениями, услышанными рассказами, замечаниями и отдельными удачными выражениями и словами. В них он вносил и особо поразившие его отрывки из прочитанного, а иногда и наброски своих стихотворений и статей.

    В его архиве сохранилось более 30 таких книжек, небольшие выдержки из которых он начал печатать уже в 1820-х гг., а в 1870-х гг. в издательстве П. И. Бартенева «Русский архив» и «Девятнадцатый век» он ежегодно помещал подборки этих записей анонимно, под общим названием «Старая записная книжка. Начата в 1813 г. в Москве. Заметки биографические, характеристические, литературные и житейские».

    Записные книжки Вяземского, написанные своеобразным, колоритным, острым языком, в полной мере отразили богатство его интересов, энциклопедическую образованность, живую отзывчивость мысли и чувств как на современные, так и на исторические события. Они до сих пор представляют увлекательное чтение, а для исследователей истории европейской культуры в них обилие свидетельств и материалов из области политики, социологии, быта и литературы. С ними может сравниться по блеску изложения и содержательности только эпистолярное наследие Вяземского П.А., написавшего за свою восьмидесятилетнюю жизнь тысячи писем к сотням корреспондентов.

    Умер 10(22).XI.1878 г. в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос