Раевский Владимир Федосеевич
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Раевский Владимир Федосеевич родился 28.III(11.IV).1795 г. в селе Хворостинка, Новооскольского уезда, Курской губернии в семье курского помещика — поэт, видный деятель раннего декабризма.
Воспитывался в Московском университетском благородном пансионе, затем во 2-м кадетском корпусе в Петербурге, принимал участие в войне 1812 и в заграничном походе и был несколько раз награжден за храбрость. По возвращении в Россию интересуется социально-политическими проблемами, изучает Монтескье, Руссо и входит в кружок оппозиционно настроенных офицеров.
В 1818 резко отрицательно относясь к аракчеевскому режиму, Владимир Федосеевич выходит в отставку.
В 1820 (по другим сведениям — в 1818), будучи капитаном 32-го егерского полка, квартировавшего в Бессарабии, принят в «Союз благоденствия». Служа под начальством М. Ф. Орлова в Кишиневе, Раевский развивает энергичную агитационную деятельность, пишет антикрепостническое рассуждение «О рабстве крестьян», записку «О солдате»; использует как средство агитации среди солдат ланкастерские школы.
В печати Раевский Владимир Федосеевич почти не выступал, и, за редким исключением, его литературное наследство осталось в рукописях.
Около 1815 началась поэтическую деятельность Раевского. Первые его опыты — подражательные любовные элегии, анакреонтические стихи, написанные под сильным влиянием Батюшкова.
К началу 1820-х гг. в них усиливается философский и сатирический элемент, звучат инвективы против самодержавия и наряду с этим против политического индифферентизма, праздности, расслабляющего эпикуреизма («Элегия 1», «Элегия 2»). Общественным содержанием Раевский наполняет и традиционный жанр дружеского послания
(«Послание Г. С. Батенькову»,
«Послание П. Г. Приклонскому»).
Теми же тенденциями обусловлено обращение Раевского к жанру сатиры («Сатира на нравы»,
«Смеюсь и плачу») и к «высокой» одической фразеологии. Эстетическая программа Владимира Федосеевича была сформулирована им в беседах и спорах с Пушкиным, с которым он близко общался в Кишиневе в 1821—22. Следы этих споров сохранились в воспоминаниях современников, а также в сцене Раевского «Вечер в Кишиневе» (1822, опубликована в 1934) и послании «К друзьям в Кишинев» (1822, опубликована в 1890). Владимир Федосеевич резко выступает против традиционных формул элегической поэзии и призывает Пушкина отказаться от любовной лирики, ища источник поэтических тем в истории вольного Новгорода и Пскова. Сам Раевский пытался, хотя и не до конца удачно, преодолеть влияние элегических традиций в своем творчестве («Послание другу»), сочетая их с гражданской патетикой и философской проблематикой.
В феврале 1822 Раевский был арестован и заточен в Тираспольскую крепость; известна попытка Пушкина помешать аресту, предупредив Раевского. Во время допроса Владимир Федосеевич проявил незаурядное мужество. В стихах из крепости («Певец в темнице», «К друзьям в Кишинев») он развивает и усиливает тираноборческие мотивы. Поведение Раевского вызывало восхищение; Пушкин задумывает послание к Раевскому, от которого сохранились только первые строки.
В 1827 Владимир Федосеевич Раевский был сослан на поселение в Сибирь (село Олонки Иркутской губернии), где прожил остальные сорок пять лет своей жизни.
В Сибири Раевский сохраняет интерес к политическим проблемам; его стихи этого периода проникнуты сознанием исторической необходимости личной трагедии («Предсмертная дума»), мотивы скорби и иногда усталости не снимают их исторического оптимизма («Мой милый друг, твой час пробил...»). Хотя Раевский, занятый повседневным трудом, обращается к поэзии редко, в его сибирских стихах как бы кристаллизуются лучшие особенности его поэтического творчества. Поэтическое наследие Раевского В.Ф. было собрано и издано только в советское время; тогда же был опубликован основной документальный материал, дающий возможность создать его творческую и политическую биографию.
Умер 8(20).VII.1872 г. в селе Малышевка Иркутской губернии.