Крылов Иван Андреевич

Дата публикации или обновления 25.12.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Крылов Иван Андреевич родился [2(13).II.1769 г. в Москве в семье армейского офицера — баснописец, драматург, журналист.

    Отец, А. П. Крылов, долгие годы тянул солдатскую лямку, только на четырнадцатом году непрерывной воинской службы был произведен в прапорщики, а еще через восемь — в капитаны. В 1774 он вышел в отставку и поселился в Твери, где занял должность председателя губернского магистрата.

    Первоначальное образование Иван Андреевич получил дома под руководством своей матери, Марьи Алексеевны, женщины доброй и умной от природы.

    Восьми лет он был записан на службу подканцеляристом в земский суд.

    В 1778 умер отец Крылова. Семья осталась без средств к существованию. Марья Алексеевна упросила местное начальство принять ее 9-летнего сына на службу в тверской губернский магистрат, где он обязан был заниматься перепиской скучных бумаг. Иван Андреевич впоследствии рассказывал, что повытчик, под начальством которого он служил, был грубым человеком и не раз бивал подчиненного по голове, запрещал читать книги. В свободное от службы время Крылов любил посещать «народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои», проявляя большой интерес к жизни простых людей. Он умел быстро схватить и запомнить острое, меткое слово, оброненное платомойками.

    В 1782 семья Крыловых переехала в Петербург, и Иван Андреевич поступил канцеляристом в Казенную палату.

    В 1783 Крылов И. А. написал свою первую комическую оперу «Кофейница». Петр, крепостной помещицы Новомодовой, женится на Анюте, которую без взаимности любит приказчик. Отвергнутый мстит счастливому сопернику, возведя на него обвинение в краже серебряных ложек. Подкупленная старуха кофегадательница подтверждает клевету приказчика. Разгневанная барыня грозит Петру солдатчиной. Случай помогает торжеству гонимой добродетели. Новомодова, узнав о невиновности Петра, жалует его в приказчики, а плута-клеветника сдает в рекруты. Несмотря на счастливую развязку, пьеса содержит немало выпадов против произвола крепостников. Помещица обзывает крестьян «проклятыми лакеями», «окаянным хамовым родом», в припадке бешеной злобы кричит: «Ни на одной бестии живого места не оставлю, всех смертельно отдеру». «Кофейница» не была напечатана при жизни автора. Актуальность темы, критика жестокости крепостнического уклада — таковы характерные особенности первой пьесы. После создания комической оперы начинающий драматург решил испробовать свои силы в высоком жанре и написал трагедию «Клеопатра». Забавы легендарной сластолюбивой египетской царицы в какой-то мере напоминали придворные нравы и интимную жизнь Екатерины II. «Матушка»- государыня щедро одаривала своих фаворитов крестьянами, землей, казной. Молодой автор сделал заявку на очень большую и непосильную для него тему. Да и сам трагический жанр был, видимо, вне сферы его таланта. К чести Крылова следует сказать, что он не только представил свое творение на суд Дмитревскому, но и согласился с суровым приговором: признал бессмысленным тратить время и силы на переделку.

    В 1786 Крылов написал в стихах новую трагедию — «Филомела». Исторический сюжет служил средством осуждения уродливых явлений екатерининского времени. Главная идея трагедии содержит утверждение, что тиран, забывший свой долг перед обществом, не может стоять во главе государства. Судьба монарха находится в руках народа — судьи царей.

    В год написания «Филомелы» Крылов впервые выступил в печати. На страницах журнала Ф. О. Туманского «Лекарство от скуки и забот» была напечатана его эпиграмма, высмеивающая надменность, зазнайство и подлость в человеке, который «любит вредное, от здорового бежит». Внимательно наблюдая жизнь, Иван Андреевич пришел к правильному выводу, что надо писать не трагедии, а комедии на современные сюжеты.

    В 1786 появились комическая опера «Бешеная семья», комедия «Сочинитель в прихожей».

    Главной героиней комедии является столичная франтиха Новомодова — бесстыдная обманщица и развратница. Она грабит своих любовников, а последние обдирают крестьян. Каждое свидание с Новомодовой стоит графу Дубовому «нового векселя». Под стать героине и сочинитель Рифмохватов, угодливый и низкопоклонный льстец. «Сочинитель в прихожей» — едкая сатира на представителей дворянской олигархии. Острая сатирическая направленность пьес молодого Крылова сделала его имя известным в театральном и литературном мире. Соймонов вначале благосклонно отнесся к молодому драматургу, покровительствовал ему и даже предложил место в горной экспедиции. Дружба с лучшими актерами: Рыкаловым, Плавильщиковым, Сандуновым, благосклонность Соймонова — все это как будто предвещало Крылову блестящую будущность на театральном поприще. Однако обстоятельства сложились иначе. В то время монополистом столичной сцены был известный драматург Я. Б. Княжнин. Разночинцу Крылову трудно было соперничать с маститым писателем, так как успех пьес зависел не столько от степени их талантливости, сколько от общественного положения автора. Знатные господа в лице Соймонова и Княжнина всегда старались подчеркнуть, что безвестный разночинец им неровня. Барское высокомерие и спесивость глубоко ранили самолюбие Ивана Андреевича, и он решил посчитаться со своими обидчиками. Памятником этой борьбы с аристократией явилась злая сатира-памфлет «Проказники» (1788). Пьеса не была ни напечатана, ни поставлена на сцене. Отношения Княжнина и Соймонова с молодым драматургом совершенно испортились. В творчестве Крылова И.А. драматургия на долгие годы уступила место журнальной сатире.

    В 1788 журнале И. Г. Рахманинова «Утренние часы» Крылов напечатал первые свои басни:

    «Стыдливый игрок»,

    «Судьба игрока»,

    «Павлин и Соловей»,

    «Недовольный гостьми стихотворец».

    В 1789 Крылов стал автором и самостоятельным издателем журнала «Почта духов». Воздушные, водяные и подземные духи живут среди людей, наблюдают их житейские нравы и обычаи. Своими впечатлениями они делятся в письмах к арабскому философу и волшебнику Маликульмульку. Сказочно-эпистолярная форма позволила Крылову подвергнуть суровой критике деспотизм и произвол самодержавия, развращенность дворянства, казнокрадство чиновничества, воссоздать широкую картину общественно-политической жизни России конца 80-х гг. XVIII века. В журнале сурово осужден монархический строй, разоблачены вероломство и ханжество духовенства, преданы осмеянию вельможи, чиновно-административный аппарат. Автор с большой теплотой и сочувствием изобразил жизнь городской бедноты, трудовой интеллигенции и особенно тягостное положение крепостного крестьянства. Сатирик с полным основанием утверждал, что «смерть воина, сраженного во время битвы скоропостижным ударом, не столь мучительна, как смерть бедного земледельца, который истаивает под бременем тяжкой работы... и в поте лица своего снискивает себе пропитание...». Большое место в «Почте духов» занимают проблемы художественного мастерства, роли литературы в обществе. Высказывания Крылова по вопросам литературы свидетельствуют о значительной зрелости его эстетических воззрений. Иван Андреевич выступал решительным противником и классицизма, и сентиментализма. Литература должна быть правдивой, острой, умной и содержательно!!. Характеры должны обрисовываться в действии, а не расплываться в трескучем словоизвержении. Один только перечень главных объектов сатиры Крылова в «Почте духов» дает основание признать журнал радикальным, общественно-политическим, а его издателя — писателем-демократом, последовательным и принципиальным обличителем феодально-бюрократического режима. Издание журнала было прекращено в 1789 г.

    В феврале 1792 стал издаваться новый журн.— «Зритель». Это был орган дружеского литературного кружка «г. Крылова со товарищи», членами которого были А. И. Клушин, И. А. Дмитриев и П. А. Плавильщиков. В программной статье журнала «Нечто о врожденном свойстве душ российских» огонь сатиры направлен против дворянского космополитизма. В «Зрителе» были напечатаны шесть произведений Крылова: незаконченный роман

    «Ночи»,

    «Речь, говоренная повесою в собрании дураков»,

    «Рассуждение о дружестве»,

    «Мысли философа по моде»,

    «Похвальная речь в память моему дедушке»,

    «Каиб» (восточная сказка).

    Сатире Крылова И.А. в «Зрителе» присущи глубина, принципиальность, действенность, гибкость, разнообразие художественных форм. «Зритель» — это новая ступень в развитии сатирического таланта Крылова.

    В мае 1792 в типографии «г. Крылова со товарищи» был произведен обыск, и «Зритель» перестал существовать.

    С января 1793 Крылов и Клушин стали издавать новый журнал— «Санкт-Петербургский Меркурий». В отличие от старших собратьев «Санкт-Петербургский Меркурий» был более умеренным и добропорядочным органом. Большое место на его страницах стали занимать переводы произведений иностранных писателей, философские и географические труды, биографии классиков мировой литературы: Сервантеса, Дидро, Вольтера и другие. В журнале печатались лирические стихотворения, рассказики о храбрости и находчивости русских солдат и офицеров. Однако ценность журнала определялась не переводами и анекдотами, а сатирическими произведениями Крылова. В «Санкт-Петербургском Меркурии» были напечатаны четыре его статьи:

    «Похвальная речь науке убивать время»,

    «Примечания на комедию «Смех и горе»,

    «Похвальная речь Ермалафиду»,

    «Театр» (заметки по поводу комедии А. И. Клушина «Алхимик»). Произведения Крылова резко выделялись на общем, довольно сереньком фоне журнала и послужили причиной его закрытия. Троекратное запрещение журналов, обыск в типографии были предвестниками надвигавшейся бури — царского гнева и преследований. Боясь разделить судьбу Радищева и Новикова, 24-летний Иван Андреевич был вынужден надолго замолчать и отойти от литературного мира. Начались годы скитаний. Он бывал в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Тамбове, Киеве, Могилеве, Серпухове, Туле. С чувством горечи сатирик охарактеризовал в стихах постигшее его лихолетье:

    Тесним от ближних, обесславлен,

    Друзьями презрен и оставлен,

    Средь кровных чуждым я живу...

    Из Петербурга Крылов переехал в Москву: там были его друзья — Плавильщиков, Сандуновы. Жизнь без любимого дела, без литературы была мучительно-тягостной. Ивану Андреевичу Крылову правда, удалось поместить в карамзинском альманахе «Аониды» два лирических стихотворения — «Вечер» и «Подражание 37-му псалму», но это было не главное, о чем хотелось бы писать.

    Смерть Екатерины II и воцарение Павла I ничего не изменили в судьбе опального журналиста. Сатира была не ко двору такого сумасбродного, жестокого и подозрительного деспота, каким был Павел.

    В начале 1797 Крылов познакомился со знатным вельможей князем С. Ф. Голицыным и принял его предложение быть личным секретарем и домашним учителем. Крылов обучал княжеских сыновей русской словесности, он сам к этому времени хорошо знал французский, итальянский и немецкий языки. Позднее он в совершенстве овладел и древнегреческим языком. Иван Андреевич был прекрасным музыкантом, художником, математиком, умным и интересным собеседником.

    Для домашнего театра Голицыных Крылов написал в 1800 шутотрагедию «Трумф, или Подщипа». Это была остроумная пародия на классицистические трагедии. Основными персонажами шутотрагедии являются глупый царь Вакула, трусливый князь Слюняй — жених царевны Подщипы, тупоумные, бездарные бояре вроде гофмаршала Дурдурана и наглый болван немецкий принц Трумф, захвативший царство Вакулы. Современники видели в пьесе язвительную сатиру на Павла I и его пруссоманию. Роль Трумфа исполнял сам Крылов Его актерский талант поразил зрителей. Комедия не могла появиться ни на сцене, ни в печати (впервые опубликована в 1859 в Берлине, затем в 1871 в журнале «Русская старина»). Как многие вольнолюбивые и сатирические произведения, шутотрагедия распространялась в списках и была широко известна образованным людям.

    О ней упоминает лицеист Пушкин в стихотворении «Городок».

    В своих записках декабрист Д. Завалишин рассказал о том, как пьеса Крылова воспринималась передовыми людьми: «Ни один революционер не придумывал никогда злее и язвительнее сатиры на правительство. Всё и все были беспощадно осмеяны, начиная от главы государства до государственных учреждений и негласных советников».

    11 марта 1801 произошел дворцовый переворот. Павел был задушен, и на престол вступил Александр I. «Дней Александровых прекрасное начало» было ознаменовано широковещательными заверениями заботиться о благе подданных и милостями в отношении к гонимым прежде вельможам. Князь Голицын получил назначение на пост лифляндского генерал-губернатора, а личный секретарь официально был произведен в правители канцелярии. Два года прослужил Крылов в Риге, но карьера чиновника не была его уделом.

    В 1802 он получил из Петербурга два приятных известия: его пьеса «Пирог» ставилась на сцене столичного театра и представлялась возможность переиздать «Почту духов».

    Осенью 1803 Иван Андреевич оставил службу и приехал в Серпухов к брату Льву Андреевичу — офицеру Орловского мушкетерского полка. Это была счастливая пора в жизни братьев.

    Все свободное время Крылов отдавал литературе, именно в этот период им были сделаны первые наброски комедий

    «Модная лавка»,

    «Урок дочкам», начата пьеса «Лентяй».

    В начале 1804 Крылов И. А. приехал в Москву, встретился с Сандуновым и Плавильщиковым — своими давними друзьями, присутствовал на постановке своей комедии «Пирог», данной в бенефис Сандуновых. Особого успеха комедия не имела. Частые встречи с баснописцем Дмитриевым, обосновавшимся в Москве, скоро переросли в дружбу.

    Не довольствуясь драматургией, Крылов попробовал свои силы в переводе басен Лафонтена. Первыми опытами в этом роде явились басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». Последняя представляла собой не столько перевод, сколько самостоятельную вариацию на лафонтеновскую тему. Начинающий баснописец особенно постарался придать языку перевода богатство, выразительность и меткость народной русской речи. Свои творения Крылов принес на суд «русскому Лафонтену» — Дмитриеву. Маститый литератор восторженно принял произведения своего собрата и сказал: «Вы нашли себя. Это истинный ваш род... Остановитесь на этом литературном жанре».

    В январе 1806 журнале «Московский зритель» вышли три басни Крылова

    «Дуб и Трость»,

    «Разборчивая невеста»,

    «Старик и трое молодых».

    Басни имели огромный успех.

    В 1806 Крылов И.А. после длительных странствий вернулся в Петербург и навсегда обосновался в нем. В Петербурге он сблизился с законодателем столичной сцены драматургом А. А. Шаховским, читал в его доме комедию «Модная лавка». Одна за другой появились на театральных подмостках три пьесы Крылова — комедии

    «Модная лавка»,

    «Урок дочкам»,

    «Илья - Богатырь» волшебная опера. В комедиях автор вел войну с давними своими неприятелями: чванливым барством и его галломанией. Опера-былина была проникнута героико-патриотическим пафосом. В Петербурге Иван Андреевич сблизился с А. Н. Олениным, образованным ценителем и любителем театра, литературы, истории. В доме знатного вельможи часто собирались А. А. Шаховской, К. Н. Батюшков, В. А. Озеров, Н. И. Гнедич. Баснописец стал постоянным посетителем оленинского литературного кружка и пользовался материнской лаской и заботой хозяйки дома — Елизаветы Марковны.

    Горький жизненный опыт научил Крылова осторожности. Он понял, что прямая сатира неприемлема, и обратился к аллегорическому басенному жанру — «затем, что истина сноснее вполоткрыта».

    В 1809 вышла первая книга его басен. Успех ее был ошеломляющим. Басни Ивана Андреевича Крылова заучивались современниками наизусть, передавались из уст в уста, и всюду их встречали с радостью. Никто из писателей не говорил еще таким близким и понятным народу языком.

    Гоголь писал позднее: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов». Крылов стал желанным гостем во всех лучших салонах и литературных кружках столицы, его беспрерывно просили читать басни, а читал он превосходно.

    С. Жихарев с восторгом вспоминал об артистическом чтении басен их автором: «А как читает этот Крылов! Внятно, просто, без всяких вычур и, между тем, с необыкновенной выразительностью; всякий стих так и врезывается в память. После него, право, и читать совестно». Актуальность и тематическое богатство, глубокое проникновение в жизнь, идейная острота, совершенство языка — все это делало басни Крылова явлениями высокого искусства. Естественность, простота басен обусловливались и стилистическими их особенностями. Народный строй речи органически переплетался у него с литературным языком.

    По характеристике Гоголя, в баснях Крылова «предмет, как бы не имея словесной оболочки, выступает сам собой, натурою перед глазами». Множество басенных изречений Крылова стало народными крылатыми словами: «А воз и ныне там», «Из огня да в полымя», «Хоть видит око, да зуб неймет», «Что если голова пуста, то голове ума не придадут места», «Услужливый дурак опаснее врага», «Слона- то я и не приметил», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «И из гостей домой пришла свинья-свиньей», «И идол стал болван-болваном», «А ларчик просто открывался», «Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

    В 1811 Иван Андреевич был избран членом «Беседы любителей русского слова». «Беседа...» объединяла политических и литературных консерваторов, горячих приверженцев классицизма. Во главе общества стоял реакционный государственный деятель и писатель адмирал Шишков. Членами «Беседы» были единомышленники Шишкова, бездарные графоманы типа Шихматова и Д. Хвостова. Особое место занимал в обществе Крылов. Все творчество великого баснописца шло вразрез с литературными и языковыми принципами Шишкова. Крылов И. А. относился к «беседчикам» иронически. Свидетельством этого служит басня «Демьянова уха», в которой автор осмеял трескучие, малосодержательные славяноросские вирши графа Хвостова. Антиподами старозаветных шишковистов были карамзинисты, поборники сближения литературного языка с разговорной речью. Крылов старался не ссориться ни с архаистами, ни с новаторами. Его не могла удовлетворить книжная тяжеловесная архаика языка «беседчиков», но и изящно-салонный стиль карамзинистов не предназначался для широкой аудитории. В своей поэтической практике Крылов широко пользовался истинно народной речью.

    В 1812 в Петербурге открылась Публичная библиотека. Директором ее был назначен Оленин. Крылов И.А. получил должность помощника библиотекаря. На этом поприще Крылов проявил себя как крупный специалист и неутомимый труженик. Им были составлены записки по библиотечному делу. Все свободное от службы время Крылов отдавал большому и напряженному творческому труду — работе над баснями.

    Условно басни Ивана Андреевича Крылова можно разделить на четыре группы: социальные, исторические, философские и бытовые.

    К первой группе можно отнести такие, как «Волки и Овцы», «Волк и Ягненок», «Крестьяне и Река», «Мирская сходка», «Пестрые овцы», «Стрекоза и Муравей», «Рыбья пляска», «Вельможа».

    Ко второй — «Квартет», «Кукушка и Петух», «Обоз», «Щука и Кот», «Воспитание льва», «Волк на псарне» и другие.

    К числу философских — «Огородник и Философ», «Водолазы», «Сочинитель и Разбойник», «Конь и Всадник», «Листы и Корни», «Пушки и Паруса», «Пруд и Река».

    К бытовой — «Госпожа и две служанки», «Демьянова уха», «Свинья под дубом», «Собачья дружба», «Трудолюбивый медведь», «Фортуна и Нищий» и другие.

    Многие басни, по меткому определению Белинского, представляют собой маленькие комедийки. В них читатель находит выпуклые характеры, яркий диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора — это сценические ремарки. Примером таких миниатюрных пьес могут служить «Демьянова уха», «Волк и Ягненок», «Лисица и Сурок», «Кукушка и Петух» и многие другие.

    В дни великой опасности для родины Крылов живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны.

    В басне «Раздел» он высмеял Ростопчина и Аракчеева — руководителей народного ополчения, затеявших распри из-за своих корыстных целей. «Обоз» содержит признание разумности и целесообразности тактики Кутузова. Победу полководца Крылов приветствовал басней «Волк на псарне».

    В 1816 Крылов И. А. был назначен библиотекарем, а его помощником стал поэт А. А. Дельвиг. Иван Андреевич поселился на Невском в одном доме с Н. И. Гнедич. Друзья-холостяки часто встречались, любили побеседовать, вместе пообедать в Английском клубе. Крылов прекрасно играл на скрипке, а постоянным и верным ценителем его музыкального таланта был Гнедич.

    В 1824 Крылова постигло тяжелое горе — умер его брат Лев Андреевич — единственный близкий человек. Неудачное восстание декабристов, казни и ссылки заставили баснописца надолго умолкнуть. Библиотека сделалась для него единственным местом отдохновения. Николай I проявлял недовольство молчанием баснописца.

    Только спустя два года после поражения декабристов Крылов написал басню «Пушки и Паруса».

    В 1827 баснописец близко сошелся с художниками К. П. Брюлловым и В. А. Тропининым. Он часто посещал литературный кружок В. А. Жуковского, где не раз встречался с Пушкиным и А. Мицкевичем.

    В 1830 вышли в свет басни Крылова в восьми книгах. Наряду с мирными баснями здесь были и крамольные сатиры. Журналы вновь заговорили о Крылове. Издатели предлагали баснописцу огромные суммы за право издания его сочинений.

    Николай I удвоил ему пенсию и произвел его в статские советники, что приравнивалось к генеральскому званию. Лучшие художники писали с него портреты, литераторы считали для себя большой честью быть знакомыми с ним. Желая несколько встряхнуться, баснописец решил совершить путешествие по Европе и пригласил Гнедича составить ему компанию. Заграничная поездка не состоялась. В 1833 умер больной и одинокий Гнедич. Иван Андреевич тяжело переживал утрату своего друга.

    Трагическая гибель Пушкина потрясла его... Он любил поэта и видел в его лице воплощение русского гения. После смерти Пушкина Крылов больше ничего не написал. Всего им создано свыше 200 басен.

    В 1838 правительство пышно отпраздновало 50-летие литературной деятельности Крылова И.А. Такого великолепного зрелища, каким явился его юбилей, еще не знала литературная Россия. На чествование юбиляра съехались сановники, придворная и военная знать, артисты, литераторы и художники. Среди множества официальных адресов и поздравлений юбиляра особенно выделялась речь Жуковского. В ней поэт вспомнил о Пушкине, «едва расцветшем» и «вдруг исчезнувшем». Торжественным юбилеем как бы подводился итог творческой жизни 69-летнего баснописца.

    В 1841 Крылов оставил службу и переехал из шумного центра на тихий Васильевский остров.

    Выразительный портрет Крылова последних лет его жизни нарисовал И. С. Тургенев, встретивший знаменитого баснописца в доме «одного чиновного, но слабого петербургского литератора». «Он сидел часа три слишком, неподвижно, между двумя окнами — и хоть бы слово промолвил! — вспоминает Тургенев. — Ни сонливости, ни внимания на этом обширном, прямо русском лице,— а только ума палата, да заматерелая лень, да по временам что-то лукавое, словно хочет выступить наружу и не может — или не хочет — пробиться...»

    Спустя 11 лет после смерти писателя, в 1855 в Летнем саду был воздвигнут памятник Крылову. Талантливый скульптор П. Клодт изобразил народного писателя сидящим на массивном пьедестале в окружении животных и зверей — его басенных персонажей.

    Умер 9(21).XI.1844 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100