Достоевский Федор Михайлович

Дата публикации или обновления 18.12.2017
  • К оглавлению: Православный словарь.
  • К оглавлению: Русские писатели

  • А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    Достоевский Федор Михайлович

    Достоевский Фёдор Михайлович, писатель, родился 30.X(11.XI).1821 г. в Москве в семье врача.

    Человек глубочайшей веры, все творчество которого проникнуто духом православия.

    Отец работал врачом в Мариинской больницы для бедных.

    С 1833—37 Федор Михайлович учился в московских частных пансионах, затем в Главном (военном) инженерном училище (в Михайловском (Инженерном) замке) в Петербурге.

    Санкт-Петербург, Дом в Санкт-Петербурге, где проживал Ф.М. Достоевский.
    Дом в Санкт-Петербурге, где с 1847 по 1849 гг. жил Федор Михайлович Достоевский.
    Санкт-Петербург, Дом в Санкт-Петербурге, где проживал Ф.М. Достоевский. Памятная доска на доме.
    Памятная доска на доме в Санкт-Петербурге, где проживал Ф.М. Достоевский.

    12 августа 1843, зачислен на службу в чертежную Инженерного департамента.

    19 октября 1844, вышел в отставку в связи с решением посвятить себя литературе. Незадолго до этого в печати появился первый литературный труд — перевод романа Бальзака «Евгения Гранде» («Репертуар и Пантеон», 1844, № 6 и 7).

    В мае 1845 Федор Михайлович закончил повесть «Бедные люди», начатую в Инженерном училище.

    С осени 1845 Достоевский Ф.М. вошел в круг друзей Белинского, но постепенно между ним и другими членами этого круга (Некрасов, Тургенев) возникла неприязнь, а затем, в начале 1847, произошло охлаждение и между Белинским и молодым Достоевским.

    В 1847 Достоевский становится участником нелегального социалистического кружка Петрашевского, а затем, с начале 1849, двух других революционных кружков, собиравшихся у петрашевцев Н. А. Спешнева и С. Ф. Дурова.

    15 апреля 1849 Федор Михайлович читал на собрании у Петрашевского антикрепостническое «Письмо Белинского к Гоголю».

    Вместе с другими членами кружка Спешнева, ставившего своей конечной целью «произвести переворот в России», он участвовал в попытке организации тайной типографии для печатания противоправительственной литературы и прокламаций.

    23 апреля 1849 Достоевский в числе других петрашевцев был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Хотя участникам кружка Спешнева удалось скрыть его существование и программу от следственной комиссии, Достоевский все же был признан одним из «важнейших преступников» по делу петрашевцев и 16 ноября 1849 присужден к расстрелу.

    22 декабря 1849 в числе других осужденных он был выведен на Семеновский плац в Петербурге, где петрашевцы были приготовлены к расстрелу, после чего им был зачитан рескрипт о «помиловании» и замене смертной казни каторгой. Федор Михайлович был осужден на 4 года каторжных работ с выпуском после каторги в армию рядовым.

    23 декабря 1849 писатель был отправлен в Сибирь. По дороге, в Тобольске, на пересыльном дворе состоялось его свидание с женами декабристов.

    23 января 1850 Достоевский прибыл в Омскую крепость, где пробыл до середины февраля 1854. Описание своего четырехлетнего пребывания в крепости Достоевский дал в «Записках из Мертвого дома» (1860—62).

    На каторге развилась тяжелая нервная болезнь Достоевского — эпилепсия. После окончания срока каторги писатель был зачислен на службу рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Лишь после смерти Николая I, по ходатайству героя Севастопольской обороны Э. И. Тотлебена, Достоевский был произведен в офицеры.

    6 февраля 1857 он женился на Марии Дмитриевне Исаевой (урождённой Констант).

    18 марта 1859 писателю был разрешен выход в отставку и переезд в город Тверь, а в ноябре — проживание в Петербурге, куда он переехал в конце декабря 1859.

    В 1859 появились в печати первые произведения, написанные Достоевским после каторги повести:

    «Дядюшкин сон»,

    «Село Степанчиково и его обитатели».

    В первой из них в лице «дядюшки»- князя высмеян уходящий в прошлое тип стареющего великосветского волокиты, раскрыта пустота и пошлость нравов провинциального дворянского общества предреформенной поры; во второй создан поразительно яркий образ приживальщика Фомы Опискина, превратившегося в результате пережитых им в прошлом унижений в пустослова, деспота и лицемера.

    В 1860 в Москве выходит первое двухтомное собрание его сочинений, изданное Н. А. Основским.

    Годы каторги и сибирской ссылки сыграли переломную роль в развитии Достоевского. Столкнувшись на каторге с представителями многомиллионной крестьянской массы, живя одной жизнью с ними, он остро сознает, что народная масса в предреформенной России была проникнута глубоким недоверием к образованному меньшинству, на которое она смотрела как на представителей того же, веками угнетавшего ее барства. Размышляя над причинами этого недоверчивого отношения народа к дворянской интеллигенции, Федор Михайлович приходит к выводу, что единственное средство для интеллигенции его эпохи сблизиться с народом состояло в отказе от идей «западной», буржуазной цивилизации и в обращении к патриархально-демократическим, религиозно окрашенным идеалам народных масс, основанных, в понимании писателя, на смиренном сознании чувства общей вины всех людей за их личные недостатки и неустройство общественной жизни, на стремлении к взаимной нравственной поддержке и братской помощи друг другу.

    Новая общественно-политическая программа, определившаяся в годы после каторги, получила выражение в журнале «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65), издававшихся Достоевским в Петербурге вместе с его старшим братом.

    Журналы эти, в которых был напечатан ряд произведений Достоевского начала 60-х гг., были органом «почвенничества» — течения, объединившего в начале 60-х гг. Достоевского Ф.М., критиков Аполлона Григорьева и Н. Н. Страхова и ряд их единомышленников. Приветствуя крестьянскую реформу как первый шаг к освобождению народа, «почвенники» утверждали, что следующим шагом к нему должно явиться нравственное объединение высших классов с народом, их добровольное возвращение к родной «почве». В условиях острой политической борьбы 60—70-х гг. эта программа имела реакционный характер, так как призыву к революционной борьбе с угнетателями противопоставляла идею отказа от революционного пути разрешения общественных противоречий, поиски путей примирения народа с господствующими классами и царской монархией.

    Летом 1862 Федор Михайлович впервые выехал за границу, побывал в Париже, Лондоне (где несколько раз посетил Герцена), путешествовал по Германии, Швейцарии и северной Италии.

    Зимой 1862—63 Достоевский в Петербурге сблизился с молодой писательницей А. П. Сусловой, в обществе которой совершил летом 1863 вторую заграничную поездку. После смерти брата (1864) писатель добровольно взял на себя его долговые обязательства по журналу «Эпоха» и уплату других долгов покойного, которые тяготели над писателем почти до конца жизни. Неуспех «Эпохи» заставил Достоевского в феврале 1865 прекратить издание, после чего он надолго остался совершенно без средств, преследуемый кредиторами.

    В октябре 1866 Достоевский, вынужденный к этому кабальным договором с книгоиздателем Стелловским (к которому, в случае непредставления ему писателем до 1 ноября 1866 нового романа, должно было перейти право собственности на все его произведения), обратился к стенографистке, которой продиктовал роман «Игрок». Эта стенографистка — Анна Григорьевна Сниткина — 15 февраля 1867 стала второй женой Достоевского (первая жена писателя умерла в 1864 от чахотки).

    Роман «Игрок» (1867) — о русском молодом человеке, учителе-разночинце, одаренном большими силами души, но ставшим игроком и растратившим их впустую. В романе выведены типы различных европейских наций, отражены раздумья писателя о русском национальном характере, силу которого Достоевский видел в его исканиях, высокой нравственной требовательности, в неуспокоенности и движении вперед.

    Примененному в работе над «Игроком» методу работы, согласно которому, после долгого и тщательного обдумывания плана и разработки отдельных эпизодов в своих записных тетрадях, Достоевский диктовал их жене вслух, расцвечивая и дополняя их в процессе диктовки своим творческим воображением, он остался верен в дальнейшем.

    После свадьбы Достоевские выехали за границу, где они прожили четыре года в Дрездене, Бадене, Базеле, Женеве и Флоренции. Лишь 8 июля 1871 — после того как Федор Михайлович смог частично расплатиться с кредиторами — он вернулся в Петербург. Отсюда он изредка выезжал в Старую Руссу (где обычно проводил с семьей лето) и несколько раз на курорт Эмс в Германии.

    В 1873 — 74 Достоевский Ф.М. редактировал в Петербурге двухнедельную газету-журнал «Гражданин», издававшуюся реакционно настроенным писателем и публицистом кн. В. П. Мещерским. Здесь Достоевский регулярно печатал «Дневник писателя» — серию фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических рассуждений на злобу дня в форме ежемесячной, непринужденной беседы писателя с читателем. Отказавшись в апреле 1874 от редактирования «Гражданина», Федор Михайлович. в 1876 и 1877 вернулся к изданию «Дневника писателя» в качестве самостоятельного издания, печатая его в виде отдельных ежемесячных выпусков в течение всего года и ведя при этом обширную переписку со своими читателями.

    В конце 1880 Достоевский возобновил выпуск «Дневника писателя», оборвавшийся на первом выпуске 1881 из- за его смерти.

    Последним крупным общественным выступлением Достоевского была его речь в Москве 8 июня 1880 в связи с открытием памятника А. С. Пушкину, в которой писатель очертил основные линии своего общественного и литературного мировоззрения.

    В произведениях 1840-х гг. Федор Михайлович Достоевский выступил как продолжатель той линии творчества Гоголя, которая определилась в его петербургских повестях. Вслед за Гоголем писатель уделяет в них главное внимание социально-психологическим противоречиям жизни Петербурга, выражая свое горячее сочувствие его «бедным людям» — чиновнику, студенту-разночинцу, молодым одаренным натурам, вышедшим из разорившейся дворянской или разночинно-демократической среды и глубоко страдающим от бедности и «неблагообразия» окружающей жизни. В то же время уже в этих первых произведениях отчетливо выражаются особые черты таланта Достоевского уже в ранних произведениях интересовали его более сложные с бытовой и психологической точки зрения характеры, обладающие развитым сознанием и резко выраженной индивидуальностью, внутренне неуспокоенные и неуравновешенные, бьющиеся в поисках выхода. В соответствии с этим комические краски, свойственные гоголевскому изображению мира чиновничества, у Достоевского ослабевают, но зато значительно усиливаются патетические и трагические тона.

    Эти особенности творчества молодого писателя отразились уже в его первом романе «Бедные люди» (1846). История любви старого чиновника Макара Девушкина к дочери разоренного помещика Вареньке Доброселовой, попавшей на городское «дно» и выкупленной Девушкиным из рук сводни, позволила автору обрисовать широкую картину жизни столичной бедноты, представленной в ее многообразных, типичных представителях — от нищего до чиновника и студента. Обратившись к излюбленной писателями-сентименталистами XVIII века форме романа в письмах, Достоевский новаторски воспользовался ею для того, чтобы реалистически раскрыть богатство душевной жизни, внутреннюю красоту и благородство своих незаметных героев и одновременно выявить их слабость и ограниченность, обусловленные узостью свойственных им общественных представлений и социального опыта. Проводя перед умственным взором Девушкина панораму жизни Петербурга, галерею разнообразных социальных типов, делая его читателем повестей Пушкина и Гоголя (и давая ему возможность судить об их героях), пользуясь языком и стилем Девушкина и Вареньки как средством для их психологической и социальной характеристики, молодой писатель значительно углубил и обогатил по сравнению с Гоголем метод изображения душевного мира «бедных людей», внес новые, трагические краски в обрисовку их повседневной жизни и социальной судьбы.

    Белинский, восторженно приветствовавший роман и предсказавший Достоевскому на основании уже первого его опыта большую будущность, высоко оценил гуманизм автора «Бедных людей», его вражду к обитателям «раззолоченных палат» и горячее сочувствие жителям «чердаков и подвалов», высокое мастерство в изображении трагических сторон жизни. В разговоре с П. В. Анненковым Белинский назвал роман «Бедные люди» первым в России опытом социального романа.

    В своей второй повести — «петербургской поэме» «Двойник» (1846; первоначально повесть имела подзаголовок «Похождения господина Голядкина») — трагической историей сумасшествия героя писатель воспользовался для психологического анализа души чиновника Голядкина, в которой, наряду с социально положительными чертами, он обнаруживает пугающее его глубоко скрытое отрицательное, антиобщественное начало. Борьба добра и зла в душе Голядкина принимает в воображении героя, под влиянием усиливающейся психической болезни, форму борьбы героя с его более ловким, коварным, насмешливым и бесчеловечным «двойником», рождающимся из глубин больного сознания Голядкина и вбирающим в себя все неосознанные им самим темные стороны его души. Федор Михайлович впервые коснулся в этой повести темы борьбы добра и зла в душе одного и того же человека, которая позднее получила более сложное и глубокое развитие в его романах 60-х гг. в связи с анализом проблем пореформенного буржуазного развития России.

    Белинский, высоко отозвавшийся о «Двойнике» при его появлении, через год оценил повесть значительно более сдержанно, упрекая ее за растянутость и «фантастический колорит». Неудача «Двойника» открывает в творчестве Достоевского 40-х гг. полосу творческих исканий. «Фантастический колорит», характерный для «Двойника», усиливается в повести «Хозяйка» (1847), где писатель впервые попытался наметить другую важную тему своих романов 60-х гг. — тему столкновения сознания представителя образованного «общества» и народа. Интеллигенту-«мечтателю» Ордынову здесь полусимволически противопоставлена стихия народной жизни, воплощенная для молодого Достоевского в образах «слабой сердцем» красавицы Катерины и держащего ее в своей власти мрачного старика колдуна. «Хозяйка», как и более ранний рассказ «Господин Прохарчин» (1846), в котором мелочной и подозрительной скупости бедного чиновника придан масштаб фантастической по своему характеру, трагической страсти, сообщающей герою сходство с пушкинским «скупым рыцарем», был оценен Белинским резко отрицательно. Тем не менее, как видно из анализа обоих этих произведений, в них были заложены и очень существенные для последующего творчества Достоевского социально-психологические мотивы, разработанные писателем более полно в 60-х гг. В других своих ранних повестях и рассказах

    «Роман в 9 письмах» 1847;

    «Ползунков», 1848,

    «Слабое сердце»,1848,

    «Елка и свадьба», 1848 и другие.

    Достоевский продолжает разрабатывать с различных сторон остро критически тему чиновничьего, «гоголевского» Петербурга в стиле, близком манере «физиологического очерка» в творчестве писателей натуральной школы 1840-х гг.

    Художественным итогом исканий молодого писателя стали последние произведения, созданные им до ареста по делу петрашевцев и являющиеся наряду с «Бедными людьми» наиболее совершенными в его творчестве 1840-х гг.: «сентиментальный роман»

    «Белые ночи» (1848),

    «Неточка Незванова» (1849), задуманная первоначально в виде большого романа, но оставшаяся из-за ареста незаконченной и позднее превращенная в повесть.

    Фигура юного «мечтателя» приобрела в «Белых ночах» и «Неточке Незвановой» глубокую реалистическую достоверность и жизненную конкретность, а психологический анализ, обогащенный светлыми и задушевными — «пушкинскими» — мотивами, перерос в своеобразную лирическую исповедь, проникновенно раскрывающую сложный процесс воспитания чувств и тончайшую «музыку души» главных героев.

    Огромное общественное значение в годы реформы имели «Записки из Мертвого дома» (1860—62), задуманные и начатые еще на каторге. Книга эта была первым художественным изображением царской каторги. Достоевский не только нарисовал здесь мрачные картины жизни острога, издевательства самодержавия и тюремной администрации над арестантами, но и создал яркую галерею реалистически обрисованных народных характеров, показал артистическую одаренность, широту души, гуманность людей из народа.

    По устной оценке В. И. Ленина, сохраненной В. Д. Бонч-Бруевичем, «Записки из Мертвого дома» «замечательно» отобразили «не только каторгу, но и «мертвый дом», в котором жил русский народ при царях из дома Романовых» («Литературная газета», 1955, 21 апреля).

    В 1861 в журнале «Время» появился первый роман Федора Михайловича, написанный после каторги, — «Униженные и оскорбленные». Писатель возвращается здесь к образам и сюжетике своих ранних повестей 1840-х гг., но при этом отчетливо обнаруживаются изменившаяся манера повествования и новые идеологические мотивы. В романе рассказана трагическая судьба молодого писателя- разночинца и двух близких ему семей, счастье которых разбито циничным прожигателем жизни аристократом князем Валковским. В отличие от своих первых, небольших романов Достоевский прибегает теперь к иному методу развития действия, создавая сложную, запутанную интригу, в которую включено множество персонажей, между которыми возникает ряд острых не только социально-бытовых, но и идеологических конфликтов. Это позволяет писателю превратить центральные, узловые сцены романа в картину столкновения противоположных, борющихся между собой мировоззрений. Указанные новые черты реалистической поэтики Достоевского получили дальнейшее развитие в других его романах 60—70-х гг., так же как проявившееся уже в «Униженных и оскорбленных» стремление свести в конечном счете содержание идейной борьбы эпохи к конфликту между индивидуалистически окрашенной «гордостью» образованных и религиозным «смирением» простых людей. Выход романа дал повод Добролюбову в статье «Забитые люди» (1861) подвести итоги первому периоду творчества Достоевского Ф.М., основным содержанием которого критик-демократ считал глубокую «боль о человеке», горячую защиту морального и человеческого достоинства «забитых».

    Отражением первой заграничной поездки Достоевского явились «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) — гневное, сатирическое изображение капиталистического Лондона и Парижа эпохи Наполеона III. Федор Михайлович нарисовал здесь глубокую критическую картину упадка политических, моральных и художественных идеалов французской буржуазии после революции 1848, но в то же время выразил и свой скептицизм по отношению к западноевропейскому рабочему движению, которому противопоставил общину и крестьянскую реформу 1861 как гарантии возможного в России мирного социального и нравственного обновления русского общества. Скептицизм писателя по отношению к освободительным идеалам утопических социалистов Запада и русских революционных демократов 60-х гг., выраженный в «Зимних заметках о летних впечатлениях», получил дальнейшее развитие в повести «Записки из подполья» (1864), где критика героем идей исторического фатализма и защита прав личности перерастают в болезненный индивидуалистический протест против общества, в отрицание любых общих норм и законов, регулирующих политическую и социальную жизнь. Против мировоззрения русских революционных демократов 60-х гг. направлен и «Крокодил» (1865), воспринятый современниками с негодованием как памфлет против Чернышевского.

    Произведения и публицистика Достоевского Ф.М. начала 60-х гг., отразившие напряженные размышления над основными вопросами жизни русского и западноевропейского общества той эпохи, подготовили писателя к созданию его больших романов —

    «Преступление и наказание» (1866),

    «Идиот» (1868),

    «Бесы» (1871—72),

    «Подросток» (1875),

    «Братья Карамазовы» (1879 — 80), доставивших ему славу одного из величайших романистов русской и мировой литературы.

    В романе «Преступление и наказание» изображен одаренный юноша студент Раскольников, страдающий от бедности и одиночества и глубоко переживающий несправедливость дворянского и буржуазного мира. Глубокое сочувствие к другим униженным и оскорбленным смешивается у него с неверием в их способность активно бороться со злом. Это толкает Раскольникова на путь индивидуалистического протеста. Он создает теорию о праве избранной, «сильной» личности преступать законы, имеющие силу для рядовых, «обыкновенных» людей, и, желая проверить свою теорию на практике, убивает старуху ростовщицу Алену Ивановну. Совершенное преступление заставляет Раскольникова осознать ложность и гибельность избранного им пути. Краху индивидуалистической теории Раскольникова способствуют его отношения с другими персонажами — спившимся чиновником Мармеладовым и его кроткой и чистой душой дочерью Соней, буржуазным дельцом- приобретателем Лужиным, циничным и аморальным помещиком Свидригайловым, в глубине души ощущающим свою опустошенность и страдающим от нее, следователем Порфирием Петровичем и так далее. Столкновения с ними, так же как вся окружающая его широко показанная в романе жизнь петербургской нищеты, убеждают Раскольникова в том, что избранный им путь индивидуалистического протеста глубоко чужд беднякам и, наоборот, представляет собой лишь еще один новый вариант того насилия и несправедливости, которые повседневно и безнаказанно творят люди из богатых и привилегированных классов общества. Это побуждает Раскольникова признаться в совершенном убийстве с целью начать новую жизнь. Огромная, трагическая мощь романа, глубокое разоблачение в нем буржуазной, ницшеанско- анархической идеи «сверхчеловека», ряд гениальных страниц, посвященных жизни петербургской бедноты, глубокий демократизм и гуманизм писателя сделали «Преступление и наказание» одной из вершин русского и мирового реалистического романа XIX века. Демократическая критика 60-х гг. в лице Писарева дала высокую оценку «Преступлению и наказанию». В то же время она справедливо протестовала против желания сблизить идеи Раскольникова с идеями передовой, демократической части молодого поколения 60-х гг., возложить ответственность за анархические взгляды, подобные теории Раскольникова, на революционный лагерь.

    Свой идеал «положительно прекрасного» человека Фёдор Михайлович выразил в романе «Идиот». Его герой князь Мышкин—человек исключительного душевного бескорыстия, красоты и гуманности, предощущающий радостную гармонию, ожидающую человечество в будущем,— гибнет в столкновении с эгоизмом и бездушием современного ему общества. В романе изображена картина пореформенной России, нарисованы различные ее социальные типы, показан упадок аристократии, усиление власти денег, чувство протеста, горячая жажда социальной и нравственной справедливости, живущие в душе «униженных и оскорбленных» — красавицы содержанки Настасьи Филипповны, чиновника Лебедева, чахоточного юноши Ипполита и других. Но в то же время в «Идиоте», как и в «Преступлении и наказании», получила отражение полемика Достоевского с революционной и социалистической мыслью его времени.

    Еще более резкие формы она приняла в романе «Бесы», задуманном как памфлет, направленный одновременно против либералов - западников» и революционных демократов 60-х гг. В основу «Бесов» писатель положил материалы процесса заговорщика-анархиста С. Г. Нечаева, последователя М. Бакунина, стремившегося создать в России конспиративную организацию, но действовавшего при этом чуждыми революционному движению, буржуазно-авантюристскими методами лжи и насилия. Однако из-за предубеждения писателя против революции критика мелкобуржуазного авантюризма, анархизма, казарменного коммунизма переросла в «Бесах» в памфлет против всего русского революционного движения той эпохи, между истинными представителями которого и мелкобуржуазными, деклассированными элементами, действующими в романе (Ставрогин, Петр Верховенский, Шигалев), писатель не сумел провести разграничительной черты. Значительное место в «Бесах» занимают сатирические, шаржированные зарисовки ряда передовых деятелей эпохи (Грановский, Тургенев и др.). Все это сделало «Бесы» в эпоху царизма орудием контрреволюции в ее борьбе с освободительным движением.

    Еще приступая к «Бесам», Достоевский мечтал написать большой роман «Житие великого грешника» (или «Атеизм»), изображающий долгий жизненный путь и идейные искания современного русского человека, его метания между религией и атеизмом на фоне нескольких формаций умственной жизни русского общества XIX века. Замысел этот получил развитие в двух последних романах Достоевского.

    В первом из них, «Подростке», Фёдор Михайлович поставил своей задачей обрисовать процесс умственного и нравственного формирования юноши не из дворянской, а из разночинной среды, рано узнающего изнанку жизни и болезненно ощущающего ее социальное «неблагообразие». Вступив в поединок с враждебным ему дворянским обществом, герой романа хочет морально восторжествовать над ним, добившись власти и богатства, но лучшие силы его натуры помогают ему победить эти соблазны новой, капиталистической эры.

    «Братья Карамазовы» — последний и самый грандиозный по замыслу роман Достоевского Ф.М. — был задуман как обширная социально-философская эпопея о прошлом, настоящем и будущем России, изображенным через историю «одной семейки» и судьбы нескольких ее представителей. Рассказом о трагическом разладе в семье Карамазовых, закончившемся убийством отца и осуждением его старшего сына, невиновного в убийстве, Достоевский воспользовался для изображения картины брожения всех слоев пореформенного русского общества, анализа интеллектуальных исканий интеллигенции. Особое место в романе занимают его центральные, философские книги: «Исповедь горячего сердца», «Pro и contra», «Легенда о великом инквизиторе», где писатель в беседах между тремя братьями — Дмитрием, Иваном и Алексеем — сталкивает ряд морально-нравственных, социально-политических и философских идей своей эпохи— религии и атеизма, свободы и авторитета, революции и реакции, бунта и смирения. И хотя субъективно Достоевский осуждал бунтарство революционеров и склонялся к проповеди «смирения», атеистические, протестующие и гуманистические мотивы, выраженные в этих главах, даны, как и во всех других его романах, с гораздо большей захватывающей силой, энергией и красноречием, чем противопоставленные им религиозные догмы.

    Творчество Достоевского занимает важное место в истории русского реализма XIX века. Глубокое сочувствие человеческому страданию, в каких бы формах оно ни проявлялось, интерес и внимание ко всем униженным и отвергнутым «париям» дворянско-буржуазного общества — талантливому человеку, роковым образом «заблудившемуся» в своем собственном сознании, преступнику, душевнобольному, падшей женщине, ребенку— сделали Достоевского одним из величайших писателей-гуманистов мировой литературы. По справедливой характеристике Р. Люксембург, произведения Фёдора Михайловича Достоевского представляют собой одно из самых гневных во всей мировой литературе обвинений по адресу классового капиталистического общества, основанного на неравенстве и эксплуатации.

    В своих романах и повестях писатель разработал особый тип философского, психологически углубленного реализма, основанного на обостренном внимании художника к наиболее сложным и противоречивым формам общественного сознания эпохи и умении реалистически достоверно раскрыть в них отражение ее основных, глубинных противоречий. Подвергая в своих романах реалистическому анализу болезни ума и совести мелкобуржуазного индивидуалистически настроенного интеллигента, преступника, самоубийцы, Достоевский гениально умел проследить отражение в любых, самых сложных и «фантастических» (по его определению) фактах душевной жизни общих процессов исторической жизни человечества, обусловленных развитием буржуазного общества в России и Западной Европе.

    Характерной особенностью реалистического стиля Достоевского является предельное насыщение жанра романа драматическими элементами, превращающее их в своеобразные «романы-трагедии». Ставя обычно в центр каждого из них историю преступления, Фёдор Михайлович пользуется этой условной фабулой для широкого философско-исторического анализа основных проблем общественной жизни своей эпохи. Это приводит к резкому повышению в романах Достоевского, по сравнению с произведениями других русских романистов, удельного веса диалога, превращающегося в картину развертывания, столкновения и борьбы противоположных мировоззрений. Сюжеты и образы своих романов писатель любил черпать из газет и уголовной хроники, но извлеченные оттуда факты он подвергал сложной переработке, поднимая их до значения широких и емких философских символов.

    Начиная с 80-х гг. XIX века романы Достоевского получили общеевропейскую известность, а позднее, в XX веке, его творчество приобрело мировую славу и стало орудием острой идеологической борьбы между прогрессивной и реакционной мыслью. Глубокое социально-критическое содержание творчества Достоевского, его гуманизм, антибуржуазность, сочувствие «маленькому человеку», насыщенность его романов философской мыслью, свойственное ему умение выразить основные проблемы идейной жизни своей эпохи в широких и емких художественных образах-символах оказали воздействие на многих крупных деятелей мировой литературы XX в. (Т. Манн, Т. Драйзер и др.). В то же время скептицизм Достоевского по отношению к революционной и социалистической мысли его времени, реакционные мотивы его творчества усиленно раздуваются и поднимаются на щит современной буржуазной реакцией и реакционной литературой, стремящейся использовать их как орудие в борьбе с социализмом.

    В оценке Достоевского критикой XIX — начала XX века ярко отразилась борьба основных направлений русской общественной мысли. Огромный художественный его талант, мощь его философской и социально-критической мысли, открытая тенденциозности публицистичность его произведений и наряду с этим большая противоречивость его творчества способствовали остроте и страстности споров вокруг Достоевского, вспыхнувших еще при его жизни и продолжающихся до наших дней.

    Белинский первым высоко оценил талант Достоевского. Увидев в его лице продолжателя гоголевских реалистических традиций, Белинский вместе с тем уже в «Бедных людях» отметил и оригинальность молодого писателя, глубину его психологического анализа, его внимание к трагическим сторонам жизни.

    На отличие художественного метода Достоевского Ф.М. от гоголевского метода изображения характеров указал в 1840-е гг. также В. Майков, увидевший своеобразие писателя в интересе к «сокровенной махинации человеческих чувств, мыслей и дел», к «анатомии души».

    Линию Белинского в оценке Достоевского продолжил Добролюбов, указавший на то, что «боль о человеке» и защита человеческого достоинства «забитых людей» есть главные гуманистические темы творчества писателя. Демократический, социально-критический смысл «Записок из Мертвого дома» и «Преступления и наказания» глубоко проанализировал Писарев. В то же время Писарев, писавший свои статьи в 60-е гг., когда успели раскрыться основные противоречия творчества Достоевского, резко полемизировал с ним, защищая нравственный облик молодого революционного поколения.

    Еще более резко на противоречия творчества Достоевского Ф.М. указал Салтыков-Щедрин, отметивший в романе «Идиот», наряду с отражением «высокой художественной прозорливости», «отдаленнейших исканий человечества», вражду к революционному лагерю и реакционную тенденциозность в его изображении.

    Борьбу с реакционными тенденциями творчества Достоевского вели в 70-е и 80-е гг. также Н. К. Михайловский и М. А. Антонович, но, в отличие от Щедрина, недостаточная диалектичность мешала им проанализировать творчество писателя в единстве свойственных ему противоречий, выявить его критический и гуманистический пафос.

    Ряд интересных мыслей об отдельных произведениях и образах Достоевского высказали и стоявшие к нему близко критики — «почвенники» Ап. Григорьев, Н. Н. Страхов, Д. В. Аверкиев. Однако, в отличие от революционно-демократической критики, они стремились сгладить остроту социально-критической мысли писателя, противопоставить его гоголевскому, реалистическому направлению и передовой общественной мысли 60—70-х гг. На предложенное ими истолкование творчества Достоевского, отрывавшее его от основных тенденций русского реализма XIX века, опирались впоследствии символисты (Д. С. Мережковский, В. И. Иванов и др.), пытавшиеся представить Фёдора Михайловича духовным предтечей русского декадентства.

    Большой вклад в изучение Достоевского Ф.М. в XX веке сделали М. Горький и А. В. Луначарский.

    Умер 28.I(9.II).1881 г. в Петербурге.

    Д
    Дароносица Дарохранительница (киворий) Дары Святого Духа Дары Святые Двери дьяконские Двунадесятые праздники Девятины Девятый час Деисус Деисусный чин Декабристы Демон Денница День Святой Троицы День сошествия Святого Духа Дерзость Десница Десный Деяния святых апостолов Диавол Диакон Диакониссы Дикирий Димитриевская родительская суббота Диоклитиан Дионисий Дискос Добродетель Добротолюбие Догмат Догматы Церковные или Божественные Докетизм Долг Дома призрения Домовые храмы Донатизм Доска иконная Достоевский Федор Михайлович Дух Дух Святой Духов день Духовенство, священство или священный сан Духовник Душа Дьяченко Григорий Михайлович

    Православный словарь
    А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100