Аверкиев Дмитрий Васильевич

Дата публикации или обновления 17.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Аверкиев Дмитрий Васильевич, драматург, прозаик и публицист, родился 30.IX(12.Х) 1836 г. в г. Екатеринодаре в патриархальной купеческой семье; умер 7(20).I. 1905 г. в Петербурге.

    Отец и дед, любившие древнюю литературу, возбудили в мальчике интерес к старинному русскому быту, сохранившийся у него на всю жизнь. С детства возникла у Дмитрия Васильевича любовь к театру.

    В 1846 переехал в Петербург, где поступил в Коммерческое училище, которое окончил в 1854.

    В 1855 поступил, а 1859 окончил естественный факультет Петербургского университета. Еще в университете он сблизился с кружком Н. Н. Страхова, потом с Ап. А. Григорьевым, оказавшими на него большое идейное влияние.

    В 1860 выступил фельетонистом в «Русском инвалиде» под псевдонимом К. Рьянов, затем перешел в «Северную пчелу», где писал о театре и журналах.

    С 1864 сотрудничал с журналом Ф. Достоевского «Эпоха». Там появилось его первое драматическое произведение «Мамаево побоище» (1864). Консервативно настроенный Аверкиев стоял на охранительных позициях, боялся и ненавидел все новое и благоговел перед стариной.

    Одним из основных источников для его драматического творчества явились летописные сказания. Он писал главным образом исторические драмы, проникнутые духом «официальной народности». Старинный быт и патриархальные нравы он противопоставлял современности. В пьесе «Леший. Сказочная комедия в стихах» («Отечественные записки», 1866, № 9) Аверкиев Д. В. выступил подражателем Островского, соединяя фольклорную фантастику с историческим бытовым материалом. Однако в комедии не нашли отражения социальные противоречия эпохи.

    В 1867 во «Всемирном труде» Аверкиев опубликовал трагедию «Слобода Неволя» («Вьюга»), в которой изобразил Ивана Грозного в домашней обстановке. Недостатком пьесы является то, что Иван Грозный, Груня, Угар Бес обрисованы мелодраматически.

    Популярной была его «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей, Нардин Нащекина дочери, Аннушке» («Заря», 1869, № 3), поставленная в бенефис артиста В. В. Самойлова в Петербургском Александринском театре в 1868. Комедия имела большой успех. В согласии с повестью о Фроле Скобееве Аверкиев показал бедного дворянина карьеристом, выбивающимся в люди. Этот делец женитьбой хочет добиться богатства и почестей. Характерные для эпохи черты стяжательства и накопительства изображены драматургом не как следствие определенных исторических условий и причин, а как извечное свойство человека вообще. Писатель оправдывает проделки Скобеева, считая его даровитым и ловким. Произведение сохранило некоторое значение и до наших дней, так как в нем персонажи обрисованы со знанием старинного быта и психологической достоверностью.

    Верность передачи бытовых деталей свойственна и другим историческим пьесам Аверкиева Д.В комедии:

    «Терентий муж Данильевич» («Отечественные записки», 1867),

    «Царь Петр и царевич Алексей» («Русский вестник», 1872),

    «Темный и Шемяка» («Русский вестник», 1873),

    «Княгиня Ульяна Вяземская» (1875),

    «Разрушенная невеста» (1876).

    «Непогрешимые» (1879),

    «Не шали с огнем» (1870)

    и произведения 1885:

    «Смерть Мессалины»,

    «Трогирский воевода»,

    «Петербургский слеток».

    Самой значительной пьесой Аверкиева является «Каширская старина» («Русский вестник», 1872).

    Сценические достоинства обеспечили пьесе прочное место в репертуаре дореволюционного театра. Ставилась она и в советском театре в 30—40-е гг. В пьесе, богатой жизненными наблюдениями, обобщены факты действительности, хотя здесь нет конкретных исторических деятелей и событий. Действие отнесено ко 2-й четверти XVII в. Царский сокольник Василий Коркин сталкивается с отцом — гордым родовитым вотчинником Парфеном. Женив Василия на богатой, но нелюбимой женщине, он ломает его жизнь. Главное внимание драматург уделил обрисовке деталей патриархального быта, а не раскрытию социальных противоречий. Он свел все основное действие к иллюстрации абстрактной истины, прописной морали, отказавшись от социального обличения. Дмитрий Васильевич считал, что в старинном быте воплощены эстетические и этические идеалы народа. По «Каширской старине», как, впрочем, и по «Слободе Неволя», «Разрушенной невесте», можно заключить, что Аверкиев видел главное содержание исторического прошлого в столкновении эгоистических «личных страстей». Сильная сторона «Каширской старины» — в широком фольклорном обрамлении пьесы (в нее введены песни, хороводные игры, народные пословицы и поговорки), в отточенности языка, остроте диалога. Достоверно и ярко передан в пьесе старинный русский быт.

    Балагурство, тяготение к остротам — свойство многих драм Дмитрия Васильевича Аверкиева . В некоторых из них персонажи говорят «перековеркиевским» языком. Яркие краски, сценические эффекты, мастерски использованные писателем, не заслонили консервативных тенденций его драм, которые в значительной мере ослабили их художественную ценность. Старинный быт идеализировал Аверкиев и в повестях

    «Хмельная ночь» (1871),

    «Лихо» (1880),

    «Старый либерал» (1886).

    Повести его (на исторические и современные темы), как и поэма «Тоска по родине» и многочисленные стихотворения, давно забыты. «Дневник писателя» издавался Аверкиевым Д.В. с 1885 ежемесячно и состоял только из его драм, повестей, рассказов, статей и рецензий.

    Аверкиев Д. В. перевел «Гамлета» Шекспира, произведения А. Мюссе, Г. Гейне, Гёте, Ф. Купера, а также естественнонаучные труды и учебники. Сохраняет ценность теоретическая работа Аверкиева «О драме» (1877-78), удостоенная Пушкинской премии. Работа адресована молодым драматургам, любителям искусства, а также изучающим теорию литературы.

    В начало

     
    Rambler's Top100