«Могучая кучка»
«Могучая кучка» — творческое содружество выдающихся русских композиторов, отразившее в своей деятельности идеи демократического движения в России 60-х гг. 19 в.; известно также под названием «Балакиревский кружок», или «Новая русская музыкальная школа».
Кружок начал формироваться в Петербурге в 1857 и окончательно сложился в 1862.
Деятельность «Могучей кучки», как сплоченной группы, была наиболее интенсивна в 60-х и начале 70-х гг. В «Могучую кучку» входили: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюп, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков.
Руководителем кружка был Балакирев.
Образное наименование «Могучей кучке» дал кружку его идеолог — критик В. В. Стасов.
Некоторое время в «Могучую кучку» входили Н. Н. Лодыженский, А. С. Гуссоковский, Н. В. Щербачев.
В творческой жизни кружка принимали участие сестры Пургольд (Александра Николаевна, в замужестве Молас, камерная певица, и Надежда Николаевна, впоследствии жена Н. А. Римского-Корсакова, пианистка).
Друзьями «кучкистов» и активными пропагандистами их музыки были выдающиеся русские певцы О. А. Петров, А. Я. Петрова (Воробьева), Ю. Ф. Платонова. Д. М. Леонова.
С большим вниманием к деятельности кружка относилась сестра М. И. Глинки, Л. И. Шестакова, в квартире которой (Гагаринская ул., 30, ныне ул. Фурманова) нередко происходили встречи композиторов.
Собрания «Могучей кучки» происходили на квартирах у М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, И. А. Римского-Корсакова, В. В. Стасова.
Деятельность «Могучей кучки» была тесно связана с общим направлением передовой культуры России 60-х гг. и во многом определялась влиянием «усских революционных демократов.
«Могучая кучка» боролась за создание национального стиля, за народность, идейность и реализм в музыке.
Продолжая великие традиции М. И. Глинки, композиторы «Могучей кучки» опирались в своем творчестве на русскую народную музыку, использовали также музыкальный фольклор других народов, критически осваивали и развивали передовые достижения русского и всего мирового музыкального искусства. Они обращались к сюжетам из отечественной истории, народного быта, фольклора, русской и мировой литературы.
Своими произведениями они внесли огромный вклад в развитие оперы, симфонической, хоровой, романсово-песенной и камерно-инструментальной музыки.
Эстетические принципы и творчество «Могучей кучки» оказали большое положительное влияние на развитие русской музыки.
Многие традиции «кучкизма» находят прямое и непосредственное продолжение в деятельности т. н. Беляевского кружка.