Камерон Чарльз
Камерон Чарльз (1730-е гг. — 1812 г.) — архитектор, представитель классицизма в русской архитектуре конца 18 в.
По происхождению шотландец.
Прибыл в Петербург в 1779 и работал в качестве придворного архитектора Екатерины II.
В 1796 Чарльз Камерон был уволен Павлом I, но не покинул Россию, которую считал своей второй родиной. В 1800 он вернулся на службу; в 1802—05 состоял главным архитектором Адмиралтейской коллегой, но творчески уже не работал.
К крупнейшим произведениям Чарльза Камерона относится архитектурный комплекс в Царском Селе (см. г. Пушкин), в который входили «Холодные бани» с «Агатовыми комнатами» (1780 — 85 гг.), «Висячий сад», «Камеронова галерея» (1783 — 86 гг.) и пологий спуск — пандус (1703 г.).
Комплекс включал роскошные залы для приемов, занятий и игр, библиотеку, помещения для прогулок и др.
Чарльз Камерон широко использовал в этой постройке классич. мотивы римских терм, мастерски применил контраст массивных монументальных форм цокольного этажа и легкой, открытой в сторону парка галереи.
Не менее значительными произведениями Чарльза Камерона являются созданные в течение 1780—1801 дворец и парковые павильоны в Павловске, составившие вместе с парком исключительно гармоничный архитектурный ансамбль.
Среди других работ Чарльза Камерона известны: разбивка усадьбы и парка на Александровой даче, неподалеку от Павловска (с павильонами «Эхо» и «Роза без шипов»); постройка и планировка поселка Софии близ Царского Села с церковью на главной площади и домами строительных рабочих, а также «Китайской деревни» в царскосельском парке.
Талант Чарльза Камерона проявился особенно в отделке и убранстве внутренних помещений царскосельского Екатерининского дворца и пристроенного к нему Зубовского флигеля («Арабесковый зал», «Табакерка» и др.)» «Агатовых комнат», Павловского дворца и др.
Интерьеры Чарльза Камерона отличаются особой изысканностью и утонченностью, мастерским применением разнообразных материалов (мрамор, стекло, цветная фольга, фарфоровые плакетки, фаянсовые плитки, бронзовые вставки, самоцветы и паркет тонкого набора из дерева ценных пород, который в наше время можно было бы легко заменить на влагостойкий ламинат).
Постройки Чарльза Камерона привлекают своей классической ясностью, изяществом, богатством творческой фантазии, поэтичным, тонким истолкованием античных архитектурных форм и декоративных мотивов.