Св. Прокопий.

Створка диптиха

Дата публикации или обновления 01.11.2015
Купить книгу «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы»
  • К оглавлению: Византийские иконы Синая.
  • Св. Прокопий. Створка диптиха. Вторая половина XIII века. 51,2X39,7 см.

    Св. Прокопий. Створка диптиха. Вторая половина XIII века.
    Св. Прокопий. Створка диптиха. Вторая половина XIII века.

    На иконе изображен один из самых почитаемых святых воинов, память которого празднуется Православной Церковью 8 июля. Так же как святые воины Феодор, Георгий и Димитрий, св. Прокопий причислен к лику великомучеников. Согласно житию, юный военачальник из знатной семьи принял мученическую смерть при императоре Диоклетиане за отказ поклониться идолам. Однако о мученичестве св. Прокопия напоминает лишь корона, которую возлагают на голову святого два ангела, слетающие с небес. Корона сделана в форме византийского императорского венца. Она символизировала посмертную победу над гонителями и небесную награду мученика за веру. В синайской иконе подчеркнуто воинское достоинство св. Прокопия. Он показан в богато украшенных доспехах, на которых лежит плащ с золотой вставкой на уровне груди. По всей видимости, эта деталь должна была указать на высокий военный чин мученика. В левой руке он держит копье, в правой сжимает меч, за спиной виден край щита. Обилие регалий не делает образ более воинственным.

    Жесты носят ритуальный характер. Лик выражает спокойное и торжественное предстояние.

    Доминирует не тема сражения, но идея триумфа и прославления победителя. Пафос иконы определяет мотив коронования. В облике св. Прокопия подчеркнуты молодость, сила и красота. Тщательно выписаны дорогие праздничные одеяния. Такая трактовка полностью соответствовала византийским представлениям и находит ближайшие параллели в стихотворных описаниях изображений святых воинов, которые заметно отличаются от описаний других групп святых.

    Центральный образ обрамляют изображения на полях, представляющие своего рода иерархию святости. В центре верхнего поля находится полуфигура Христа, благословляющего и держащего в руке раскрытое Евангелие с традиционной греческой надписью «Я есть свет миру» (Ин. VIII, 12). По сторонам — склонившиеся архангелы, императорские одеяния которых указывают на высочайший статус владыки универсума. Примечательно, что корона в среднике изображена под правой благословляющей рукой Христа, от которого мученик получает небесную награду. На боковых полях представлены шесть фигур в рост. Сначала изображены верховные апостол Петр и апостол Павел.

    При этом благословляющий жест Петра как бы адресован св. Прокопию в среднике. В центральной части боковых полей показаны апостолы Иоанн и Фома в образах прекрасных юношей. Появление не часто встречающегося образа св. Фомы может быть связано с особым замыслом. Нижние фигуры святых воинов Феодора и Георгия напоминают об особом чине святых, к которому принадлежал св. Прокопий. Одеяния воинов также отмечены изысканной роскошью. Интересно, что фигуры на боковых полях изображены не строго фронтально, а как бы в легком повороте. Их динамические позы подчеркивают торжественную фронтальность главного образа. В середине нижнего поля иконы между святыми целителями Косьмой и Дамианом, образующими традиционную пару, представлен редкий образ св. Христофора, с мученическим крестом в правой руке. На том же месте на другой створке синайского диптиха показан образ св. Екатерины, что дополнительно указывает на важность темы св. Христофора, смысл которой не вполне понятен.

    Створки синайского диптиха имеют общую композиционную структуру и необычно соединяют образы св. Прокопия и Богоматери с младенцем. Несомненно, они объединены особым символическим замыслом. В данном контексте знаменательно, что традиционную надпись «Святой Прокопий» дополняет редчайший эпитет. Возможно, он указывал на некий чудотворный образ святого, послуживший прототипом синайской иконы. В этой связи обилие золота, сложных орнаментов, драгоценных украшений может быть объяснено желанием воспроизвести драгоценный металлический оклад на такой почитаемой иконе. Иконографические особенности парной иконы Богоматери с младенцем позволяют связать ее с кипрским чудотворным образом Богоматери Киккотиссы. По мнению исследователей, на Кипр как место создания синайского диптиха указывает и редкое сочетание византийских, западных и исламских мотивов. Жемчужная обнизь нимбов является венецианской особенностью, получившей широчайшее распространение в искусстве крестоносцев.

    Орнаментальные украшения по краю рубашки младенца Христа очевидно восточного происхождения. Византийская иконография и стиль диптиха имеют специфический акцент, выразившийся в утрированности ряда черт и огромной роли орнаментально-декоративного начала. Эта несвойственная греческой традиции декоративность проявляется и в количестве орнаментальных мотивов, и в стилизованной манере письма ликов с характерно узкими глазами и неестественно густыми бровями.

    Культура греческого Кипра, в XIII веке находившегося под властью крестоносцев и активно торговавшего с Востоком, позволяет дать историческое объяснение необычному художественному синтезу синайского диптиха.

    Византийские иконы Синая.

  • Христос Пантократор. VI-VII века
  • Богоматерь с младенцем на троне со святыми мучениками. VI-VII века
  • Апостол Петр. VI-VII века
  • Христос во славе. VII век
  • Распятие. VII-VIII века
  • Вознесение. VIII - IX века
  • Апостол Фаддей и царь Авгар с избранными святыми. X век
  • Омовение ног. X век
  • Св. Николай со святыми на полях. Вторая половина X века
  • Деисус со святыми на полях. XI век
  • Распятие со святыми на полях. XI-XII века
  • Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век
  • Страшный суд. XII век
  • Рождество Христово. XII век
  • Богоматерь Киккотисса с пророками. XI-XII века
  • Чудо архангела Михаила в Хонах. XII век
  • Лествица Иоанна Лествичника. XII век
  • Благовещение. XII век
  • Богоматерь с младенцем. Мозаика. XII век
  • Тетраптих с сценами двенадцати праздников. XII век
  • Центральная часть эпистилия со сценой Воскрешения Лазаря. XII век
  • Преображение. Часть эпистилия. XII век
  • Архангел Михаил. Начало XIII века
  • Христос Пантократор. Начало XIII и XV века
  • Пророки Моисей и Аарон. Царские врата. XIII век
  • Илья Пророк. Начало XIII века
  • Моисей у Неопалимой купины. Начало XIII века
  • Моисей, получающий скрижали. Начало XIII века
  • Богоматерь с младенцем между Моисеем и патриархом Евфимием
  • Святые отцы Синая. Начало XIII века
  • Богоматерь Бематарисса и сцены богородичного цикла. Начало XIII века
  • Св. Екатерина с житием. Начало XIII века
  • Св. Николай с житием. Начало XIII века
  • Св. Пантелеймон с житием. Начало XIII века
  • Стефан Первомученик. Начало XIII века
  • Св. Феодосия Константинопольская. XIII век
  • Богоматерь с младенцем. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Св. Прокопий. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Сошествие во ад. Вторая половина XIII века
  • Оплакивание. Начало XV века
  • Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век
  • Успение Василия Великого. XV век

  • Наверх
    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100