Тетраптих с сценами двенадцати праздников
Тетраптих с сценами двенадцати праздников. XII век.
57 X 41,8 см.
Тетраптих с сценами двенадцати праздников (центральная часть). XII век.
Тетраптих представляет собой четырехчастную икону, которая могла складываться и переноситься. Боковые створки закрывались и вкладывались в рельефно выступающие арки двух центральных частей. На четырех досках, каждая из которых композиционно разделена на три сцены, изображены 12 важнейших праздников Православной Церкви. Они образуют цикл, называвшийся в греческой церкви «Додекаортон».
На тетраптихе в хронологической последовательности изображены основные события истории спасения после Воплощения. Сначала в верхних арках-люнетах представлены «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение». Затем в нижнем ряду слева направо читаются «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Успение Богоматери». Состав Додекаортона мог несколько меняться, однако синайский тетраптих показывает самый традиционный «канонический» ряд сюжетов, отражающих важнейшие празднования церковного года, причем как неподвижного, так и пасхального циклов.
Тетраптих с сценами двенадцати праздников. Фрагмент.
Интересно, что Додекаортон практически не известен в монументальной храмовой декорации, где комбинация сцен всегда более разнообразна и не сводима к одному принципу. Как особое явление он возникает в иконных программах XI—XII веков, преимущественно на иконостасных тяблах (эпистилиях) и в полиптихах, которые были призваны создать концентрированный образ всей храмовой декорации.
Тетраптих с сценами двенадцати праздников. Фрагмент.
Этот образ, несомненно, вызывал литургические ассоциации. Он напоминал о том, что все Евхаристическое таинство есть возобновление истории спасения, каждое событие которого обретает в богослужении мистическую реальность и вневременной характер. Знаменательно, что со второй половины XI века византийские литургические свитки начинают иллюстрироваться сценами основных праздников, которым находят символически точные соответствия в конкретных литургических текстах.
Этот литургический замысел многое определил как в программе, так и в отдельных иконографических мотивах синайского тетраптиха. К примеру в самом центре демонстративно сопоставлены сцены «Распятия» и «Сошествия во ад», через образы крестного страдания и спасительного Воскресения, раскрывающие евхаристическую тему Искупительной жертвы. В расположенных выше также центральных сценах «Рождества» и «Сретения» иконописец акцентирует особую жертвенную природу Христа. Младенец в «Рождестве» показан спеленутым как во гробе и возлежащим на яслях, по форме уподобленных алтарному престолу. В «Сретении» младенец над алтарем показан в короткой золотой тунике и с обнаженными ногами, которые в Византии ассоциировались с представлением об Агнце и Жертве. Симеон держит Христа на специальном белом покрове, уподобляя Его евхаристическому хлебу.
Тетраптих с сценами двенадцати праздников. Боковые створки.
Однако самым ярким доказательством изначального литургического замысла являются изображения вверху между арками, объединяющие все части. Додекаортона. Здесь представлено четыре погруд-ных образа святых архиереев. По краям — авторы православных литургий Иоанн Златоуст и Василий Великий, между ними Григорий Богослов и Николай Чудотворец. Этот ряд представляет своеобразную цитату из византийской храмовой декорации, где самые почитаемые святители изображались в центре алтарной апсиды как главные участники небесной литургии. Образы служащих архиереев создавали для сцен двенадцати праздников недвусмысленный богослужебный контекст. Примечательно, что они были видны и при закрытых створках. В этом случае литургический смысл был еще прозрачней. На оборотах створок написаны кресты в сопровождение надписей-криптограмм, представляющих начальные буквы известных литургических возгласов.
Тетраптих с сценами двенадцати праздников. Боковые створки.
В связи с выявленным литургическим характером возникает закономерный вопрос о предназначении синайского тетраптиха. К сожалению, у нас нет ясных исторических свидетельств. Однако, кажется весьма вероятным, что такие тетраптихи могли использоваться в воскресных и праздничных литургиях, которые совершались в многочисленных маленьких церквах-капеллах за стенами Синайского монастыря. Они часто располагались в труднодоступных пещерах рядом с местом обитания отшельников. Сложенный тетраптих мог приноситься синайским иеромонахом в ряду других богослужебных принадлежностей и устанавливаться на алтарном престоле или перед ним, символически выполняя функцию иконостаса и создавая иконное пространство храма.
Византийские иконы Синая.
Наверх