Св. Екатерина с житием
Св. Екатерина с житием. Начало XIII века. 75,3X51,4 см.
Св. Екатерина с житием. Начало XIII века.
По всей видимости, именно эта икона являлась тем главным храмовым образом, который располагался в южной части алтаря Синайской базилики непосредственно перед мраморным саркофагом с мощами св. Екатерины. В греческом описании Синая XVI века говорится: «Перед нею (гробницей) поставлена икона, изображающая лик мученицы. Это превосходное, тонко исполненное произведение живописи. К нему приделали унизанный каменьями золотой венец. Сверху висят пять золотых лампад, а спереди стоят бронзовые подсвечники со свечами; а вне этого неугасимая лампада, с которой по пятницам обмывают осадок». Из описания ясно, что икона в интерьере Синайской базилики должна была восприниматься как сгусток света, поскольку имела больше светильников, чем сам алтарь. На образе концентрировалось внимание многочисленных паломников, пришедших поклониться чудотворным останкам прославленной святой, непрерывно источавшим миро.
В среднике представлена святая Екатерина в рост. Она облачена в костюм византийской императрицы, поскольку, согласно преданию, Екатерина была царского рода, дочерью правителя Кипра (по другим версиям Крита). Ее голову украшает корона в виде двойного венца с жемчужными подвесками. На красном (царском) одеянии возлежит драгоценный лор, который, согласно дворцовому церемониалу, в дни больших праздников могли носить только император и императрица. В нижней части фигуры лор сложен таким образом, что создает форму щита, который иногда ошибочно рассматривается как особое одеяние и неточно называется торакионом. Эта щитообразная деталь с XI века получает широкое распространение в изображениях царственных святых жен. Она подчеркивала их роль как защитниц веры. Не случайно, на щите св. Екатерины написан большой шестиконечный крест. Он находит смысловую параллель в мученическом кресте, который св. Екатерина держит в правой руке. Символически это также небесное оружие, дополнительную силу которому придает движение левой руки, раскрытой ладонью перед грудью в жесте молитвы и приятия благодати. При этом весь образ великомученицы подобен драгоценной колонне. Представление святой как столпа веры составляет основной пафос иконы.
Главный образ окружен двенадцатью сценами на темы жития святой, которое в конце X веке было составлено Симеоном Метафрастом (день памяти 25 ноября). В верхнем ряду изображены три сцены. Первым показано явление ангела св. Екатерине, сопровожденное греческой надписью «Святая молится». Затем изображена святая перед императором Максенцием, который приносит жертвы идолам. Третья композиция представляет, как святую ведут на допрос к императору. Сцены на правом поле посвящены взаимоотношениям св. Екатерины с языческими философами, которых, по сказанию, она победила в споре. Верхняя композиция надписана «Святая спорит», ниже — «Риторы сооняются к стопам святой», и под ней — сцена «Риторы в печи огненной». На левом поле представлен рассказ о первых мучениях и обращении в христианство императрицы и стратопедарха Порфирия (правителя Александрии).
Сверху вниз в сценах читаются следующие греческие надписи: «Избиение святой», «Поклонение императрицы в темнице», «Святая говорит с императорским управителем». Нижнее поле посвящено последним событиям земной жизни. Вначале «Святая на колесе» представляет самую необычную из многих казней, которой подверглась мученица. В центре ряда «Святая спорит» в последний раз с императором и в присутствии императрицы. И в последней сцене показан трагический финал—«Усекновение главы святой», где она в согласии с текстом жития показана вместе с обращенной в христианство императрицей.
Состав житийного цикла позволяет сделать некоторые наблюдения. К примеру, поразительно отсутствие сцены перенесения мощей на гору Синай, о котором упоминается у Симеона Метафраста.
По отношению к тексту жития нарушен порядок сцен. Явление ангела происходит после эпизода с жертвоприношением идолам, однако оно показывается первым. Видимо, иконописца вдохновляла зримая параллель со сценой «Благовещения», открывающей цикл двенадцати праздников. Прославленная святая неявно сопоставлялась с Богородицей. В задачу житийного цикла не входило строго историческое повествование и подробное описание событий. Изображения на полях являлись своеобразной «похвалой» святой, сопоставимой с литургическими песнопениями в день церковного празднования. В этих текстах отдельные эпизоды жития отбирались как иллюстрации наиболее важных качеств, за которые конкретный святой или святая должны быть прославляемы. Так, в синайской иконе подчеркивается царственность св. Екатерины, ее исключительная мудрость, сила убеждения и стойкость к мучениям.
Синайская икона «Св. Екатерина с житием» вскоре после создания стала широко известна. Уже в середине XIII века она послужила образцом для итальянского живописца, создавшего алтарный образ святой в Пизе. Принципиальное значение имел статус иконы как главного образа у гробницы великомученицы, к которой стекались паломники, распространявшие славу святой по всему христианскому миру.
Однако надо отметить, что высокому назначению образа не вполне соответствовали его художественные достоинства. Живопись выдает руку рядового мастера, работавшего в жесткой и несколько упрощенной манере. С этой точки зрения икона св. Екатерины значительно уступает многим подлинным шедеврам, созданным в начале XIII века в иконописной мастерской Синайского монастыря.
Византийские иконы Синая.
Наверх