Св. Николай со святыми на полях
Св. Николай со святыми на полях. Вторая половина X века. 43X33,1 см.
Св. Николай со святыми на полях. Вторая половина X века.
Икона является древнейшим сохранившимся поясным образом св. Николая, получившим широчайшее распространение как в византийском, так и в древнерусском искусстве. Синайская икона отражает раннюю стадию развития еще не установившегося типа, с круглым лицом и более темными волосами, заметно отличающегося от образа седого аскета, хорошо известного уже по памятникам XII века. Св. Николай представлен в полном епископском облачении, сочетающем одежды всех трех степеней священства.
На диаконский белый стихарь с золотыми поручами надета священническая фелонь темно-коричневого цвета, поверх которой лежит широкая белая лента омофора, украшенного большими золотыми крестами — отличительный знак архиерейского достоинства. Византийские литургические толкования, начиная с пятого века, объясняли омофор как образ евангельской пропавшей овцы, несомой на плечах Господа, тем самым епископ в омофоре изображал Христа «Доброго пастыря», положившего жизнь за овцы своя. Омофор, специально надевавшийся на время богослужений, указывал на участие епископа в литургии. В синайской иконе об этом же говорит богато украшенное богослужебное евангелие, поддерживаемое в левой руке. Его значение акцентирует указующий жест правой руки, напоминающий о роли святителя Николая как защитника веры и отца Церкви.
Синайский образ дает один из самых ранних сохранившихся примеров иконы со святыми на полях. Все изображения на полях, равно как и образ в среднике, поименованы греческими надписями. В центре верхнего поля показан поясной Христос, в традиционном типе Пантократора, благословляющего, с Евангелием в левой руке. Он фланкирован образами верховных апостола Петра и апостола Павла, также благословляющих и в три четверти повернувшихся к Христу.
На боковых полях представлены фронтально четыре святых воина: слева — святые Димитрий и Феодор, справа — святые Георгий и Прокопий. Они изображены в золотых доспехах и разноцветных плащах с копьями и обнаженными мечами в руках. Нижний ряд составляют святые целители в плащах и рубашках с поручами и золотым оплечьем: в центре св. Пантелеймон с золотой пиксидой, по сторонам святые Косьма и Дамиан. Выбор самых известных святых, представляющих различные чины святости (апостолы, воины, целители), по всей видимости, не был связан с патрональным замыслом заказчика иконы.
Образы на полях, обрамляющие центральное изображение, воплощали идею Царства Небесного и идеальной Церкви, понятой как иерархия святости, вершиной которой является Христос Пантократор на верхнем поле иконы. Святитель Николай наследует свое священническое служение от Христа через апостолов, в деле защиты веры он стоит в ряду св. воинов, а по силе совершенных чудес он не уступает св. целителям. Таким образом синайская икона представляет апофеоз св. Николая, прославляющий все основные проявления его святости. Иконографическая программа иконы, которой особо поклонялись в день празднования святого, имела своим главным источником символические образы-идеи, звучащие на литургии в посвященных св. Николаю богослужебных текстах.
Важной особенностью изображений на полях является их размещение в медальонах, выделенных особо обработанным золотым фоном, и яркая красочная гамма, отличающаяся от изображения в среднике. Предполагают, что художник ориентировался на иконы с золотыми окладами, традиционно украшавшимися медальонами с изображениями в перегородчатой эмали, техника которой расцветает в византийском искусстве X века. Данная черта, наряду с особым психологизмом иконы-портрета св. Николая, высочайшей техникой живописи, отдельными стилистическими деталями, имеющими аналогии в миниатюре, позволяет связать синайскую икону с искусством Константинополя конца X века.
Византийские иконы Синая.
Наверх