Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: Византийские иконы Синая.
  • Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век. 55X45 см.

    Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век.
    Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век.

    Икона является одной из четырех досок тетраптиха, который представляет полную минею за 12 месяцев, содержащую миниатюрные изображения святых на каждый день календарного года.

    Источником иконографии служили рукописные греческие минеи, которые были унифицированы в конце X века Симеоном Метафрастом, отредактировавшим жития святых и закрепившим за каждым определенный день празднования. Минея являлась литургической книгой, которая читалась на утрене в день празднования. Предполагают, что именно редакция Симеона Метафраста послужила импульсом к созданию икон-миней. В византийских рукописях XI века текст жития часто предварялся портретом святого, а в конце текста помещалась сцена его мученической смерти. В иллюстрациях архитектурные или пейзажные фоны были сведены к минимуму и лишь намечали место действия.

    Именно такие «сокращенные» изображения собирает на плоскости одной доски мастер синайской иконы, на которой можно видеть девять рядов миниатюр, представляющих 91 сцену. Верхний регистр начинается с портрета Симеона Столпника, память которого Православная Церковь празднует 1 сентября. В выборе сюжетов доминируют сцены мучений, хотя присутствуют и портретные изображения в рост и даже сцены чудес, как например, «Чудо архангела Михаила в Хонах». Каждую сцену сопровождает красная надпись греческим минускулом, в которой указывается день месяца, имя святого и в ряде случаев тип мученической смерти. Подчеркивание темы мученичества, вероятно, было связано с литургическим использованием икон-миней, которые во время богослужений определенного месяца выставлялись в церкви на особом аналое. Мученическая смерть святого уподоблялась Искупительной жертве Христа, лежащей в основе Евхаристического таинства.

    Иконы-минеи могли использоваться также в специальных процессиях и богослужениях вне стен храма.

    В этих случаях они создавали образ идеальной Церкви, понятой как собор всех святых. Синайская икона являлась частью гексаптиха, в который помимо четырех календарных икон входила икона «Страшного суда» и уникальная икона, изображающая пять чудотворных образов Богоматери, сцены чудес и страстей Христовых. Вполне возможно, что шесть икон использовались в особом богослужении на неделе Страшного суда, когда они, согласно древнему византийскому чинопоследованию, носились в литургической процессии. Вместе они создавали цельный образ истории спасения, воспроизводя все основные темы византийской храмовой декорации.

    На оборотах икон сохранились многочисленные надписи их создателя и заказчика — грузинского иеромонаха Иоанна Цохаби, вероятно, входившего в братию Синайского монастыря. На оборотной стороне одной из минейных икон сохранилась надпись, проясняющая замысел иконописца: «Четырехчастную фалангу прославленных мучеников вместе с множеством пророков и богословов, священников и монахов, написал Иоанн, направляя их к Господу просителями об отпущении его грехов».

    Помимо надписей на оборотах календарных икон изображались кресты, с сопровождавшими их криптограммами из четырех букв, как правило, начальных в словах известного молитвословия. Так на публикуемой осенней минее размещена криптограмма, в переводе с греческого звучащая как «Древо жизни — спасение мира». Изображение на обороте, в максимально обобщенной форме воплощавшее идею Искупительной жертвы, создавало своеобразный символический контекст для сонма святых мучеников на лицевой стороне иконы.

    Византийские иконы Синая.

  • Христос Пантократор. VI-VII века
  • Богоматерь с младенцем на троне со святыми мучениками. VI-VII века
  • Апостол Петр. VI-VII века
  • Христос во славе. VII век
  • Распятие. VII-VIII века
  • Вознесение. VIII - IX века
  • Апостол Фаддей и царь Авгар с избранными святыми. X век
  • Омовение ног. X век
  • Св. Николай со святыми на полях. Вторая половина X века
  • Деисус со святыми на полях. XI век
  • Распятие со святыми на полях. XI-XII века
  • Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век
  • Страшный суд. XII век
  • Рождество Христово. XII век
  • Богоматерь Киккотисса с пророками. XI-XII века
  • Чудо архангела Михаила в Хонах. XII век
  • Лествица Иоанна Лествичника. XII век
  • Благовещение. XII век
  • Богоматерь с младенцем. Мозаика. XII век
  • Тетраптих с сценами двенадцати праздников. XII век
  • Центральная часть эпистилия со сценой Воскрешения Лазаря. XII век
  • Преображение. Часть эпистилия. XII век
  • Архангел Михаил. Начало XIII века
  • Христос Пантократор. Начало XIII и XV века
  • Пророки Моисей и Аарон. Царские врата. XIII век
  • Илья Пророк. Начало XIII века
  • Моисей у Неопалимой купины. Начало XIII века
  • Моисей, получающий скрижали. Начало XIII века
  • Богоматерь с младенцем между Моисеем и патриархом Евфимием
  • Святые отцы Синая. Начало XIII века
  • Богоматерь Бематарисса и сцены богородичного цикла. Начало XIII века
  • Св. Екатерина с житием. Начало XIII века
  • Св. Николай с житием. Начало XIII века
  • Св. Пантелеймон с житием. Начало XIII века
  • Стефан Первомученик. Начало XIII века
  • Св. Феодосия Константинопольская. XIII век
  • Богоматерь с младенцем. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Св. Прокопий. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Сошествие во ад. Вторая половина XIII века
  • Оплакивание. Начало XV века
  • Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век
  • Успение Василия Великого. XV век

  • Наверх
    В начало

     
    Rambler's Top100