Преображение. Часть эпистилия

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: Византийские иконы Синая.
  • Преображение. Часть эпистилия. XII век. 41,5X159 см.

    Преображение. Часть эпистилия. XII век.
    Преображение. Часть эпистилия. XII век.

    Изображение представляет собой часть большого эпистилия, вероятно, предназначавшегося для алтарной преграды главного храма монастыря. Эпистилий традиционно включал двенадцать сцен богородичного и христологического циклов, вписанных в золотую аркаду и расположенных по обе стороны от центральной композиции Деисуса. «Преображение» являлось ближайшей к Деисусу композицией слева, сразу за фигурой Богоматери. С противоположной стороны, в соответствии с традицией эпистилиев, размещалось «Воскрешение Лазаря». Нельзя не отметить, что расположенное в центре алтарной преграды «Преображение» было ясно сопоставлено с главной монументальной иконой в алтарной апсиде синайской базилики — мозаичным образом «Преображения» VI века, дающего один из самых ранних примеров этого иконографического типа.

    Литературным источником сцены является рассказ трех синоптических евангелий (Мф. XVII, 1-9; Мк. IX, 1-9; Лк. IX, 27-36). Согласно этому рассказу, Христос с тремя учениками Петром, Иоанном и Иаковым восходит на «высокую гору», где Он преображается, являясь в величии божественной славы, с лицом, «просиявшим как солнце» и в одеждах, «белых как свет». Раздающийся с небес голос Отца свидетельствует о «возлюбленном Сыне». На иконе Христос изображается именно как Второе лицо Св. Троицы, знаком которой предстает световой ореол-мандорла, с раннехристианских времен истолковывающаяся как символ вечности и божественной природы. От изображенной мандорлы исходят лучи света, которые направлены на всех свидетелей великой Теофании. Они озаряют трех апостолов в нижней части композиции и двух пророков Моисея и Илью, по словам евангелий, явившихся и беседовавших с преобразившимся Христом.

    Преображение. Часть эпистилия. XII век. Фрагмент.
    Преображение. Часть эпистилия. Фрагмент.

    Два главных ветхозаветных боговидца, получившие откровение на горе Синай, свидетельствуют новое преображение всемогущего Бога. Моисей держит в руке «скрижаль откровения», Илья показан в своей чудотворной милоти — плаще из овечьей шкуры. Они протягивают правую руку, раскрытую ладонью к Христу, в древнем жесте молитвы и приятия благодати. Три апостола, удостоившиеся новозаветного богоявления, показаны в странных позах, отражающих момент евангельского рассказа, когда «ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. XVII, 6). Петр показан слева коленопреклоненным, его указательный палец напоминает о словах апостола, обращенных к Христу. В центре традиционно представлен Иоанн Богослов, он закрывает лицо краем плаща, повторяя характерный жест Моисея и Ильи при их встречах с Богом. Апостол Иаков изображен справа, отвернувшимся и как бы упавшим. Одной рукой он держится за камень, при этом правая, прижатая к груди, раскрыта ладонью в жесте молитвы.

    Ряд важных смыслов сцены «Преображения» позволяют понять святоотеческие толкования на Преображение, среди которых первостепенное значение имело Слово Иоанна Златоуста (Толкование на Евангелие от Матфея, ел. 56). В нем подчеркивается эсхатологический характер Преображения. Моисей представляет умерших, тогда как Илья Пророк, вознесшийся на огненной колеснице, выступает от имени живых. По Иоанну Златоусту, Спаситель является в Преображении как Господь живых и умерших, предвещая Второе пришествие.

    Для правильного понимания смысла «Преображения» в центре алтарной преграды важен литургический аспект образа. Византийские богословы сопоставляли чудо Преображения с Евхаристическим таинством. Примечательно, что греческое название «Преображение», написанное на иконах, было именно тем словом, которым обозначали преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Известны примеры, когда в византийской храмовой декорации «Преображение» располагалось на алтарном своде прямо над престолом, что недвусмысленно указывало на литургический смысл иконографической темы.

    Не меньшее значение имело понимание Преображения как символического образа Св. Троицы — богоявления Отца, Сына и Духа Святого. Эта символика получает подробное обоснование в византийском богословии от св. Иоанна Дамаскина до св. Григория Паламы. Названные богословские смыслы не были достоянием лишь избранных интеллектуалов, они присутствовали в сознании образованных византийцев и во многом определяли их восприятие иконы «Преображения».

    Подтверждение этому находим в стихотворных описаниях древних^зображений. К примеру, Христофор Митиленский в XI веке так излагает свои впечатления от «Преображения»: «Нечто необычное явлено здесь пред нами тремя учениками и двумя пророками. Ученики кажется указывают на три ипостаси трисвет-лой сущности, а два пророка на две природы одновременно: Моисей — на смертную, Илья — на вечно-живую. Ты их сохраняешь без разделения и смешения, явив на Фаворе необычный свет...»

    Византийские иконы Синая.

  • Христос Пантократор. VI-VII века
  • Богоматерь с младенцем на троне со святыми мучениками. VI-VII века
  • Апостол Петр. VI-VII века
  • Христос во славе. VII век
  • Распятие. VII-VIII века
  • Вознесение. VIII - IX века
  • Апостол Фаддей и царь Авгар с избранными святыми. X век
  • Омовение ног. X век
  • Св. Николай со святыми на полях. Вторая половина X века
  • Деисус со святыми на полях. XI век
  • Распятие со святыми на полях. XI-XII века
  • Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век
  • Страшный суд. XII век
  • Рождество Христово. XII век
  • Богоматерь Киккотисса с пророками. XI-XII века
  • Чудо архангела Михаила в Хонах. XII век
  • Лествица Иоанна Лествичника. XII век
  • Благовещение. XII век
  • Богоматерь с младенцем. Мозаика. XII век
  • Тетраптих с сценами двенадцати праздников. XII век
  • Центральная часть эпистилия со сценой Воскрешения Лазаря. XII век
  • Преображение. Часть эпистилия. XII век
  • Архангел Михаил. Начало XIII века
  • Христос Пантократор. Начало XIII и XV века
  • Пророки Моисей и Аарон. Царские врата. XIII век
  • Илья Пророк. Начало XIII века
  • Моисей у Неопалимой купины. Начало XIII века
  • Моисей, получающий скрижали. Начало XIII века
  • Богоматерь с младенцем между Моисеем и патриархом Евфимием
  • Святые отцы Синая. Начало XIII века
  • Богоматерь Бематарисса и сцены богородичного цикла. Начало XIII века
  • Св. Екатерина с житием. Начало XIII века
  • Св. Николай с житием. Начало XIII века
  • Св. Пантелеймон с житием. Начало XIII века
  • Стефан Первомученик. Начало XIII века
  • Св. Феодосия Константинопольская. XIII век
  • Богоматерь с младенцем. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Св. Прокопий. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Сошествие во ад. Вторая половина XIII века
  • Оплакивание. Начало XV века
  • Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век
  • Успение Василия Великого. XV век

  • Наверх
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос