Византийские иконы Синая

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • История Синайского монастыря
  • Иконы в Синайском монастыре   Иконы ранневизантийской эпохи
  • Иконы средневизантийской эпохи   Иконы поздневизантийской эпохи
  • Византийские иконы Синая

  • Христос Пантократор. VI-VII века
  • Богоматерь с младенцем на троне со святыми мучениками. VI-VII века
  • Апостол Петр. VI-VII века
  • Христос во славе. VII век
  • Распятие. VII-VIII века
  • Вознесение. VIII - IX века
  • Апостол Фаддей и царь Авгар с избранными святыми. X век
  • Омовение ног. X век
  • Св. Николай со святыми на полях. Вторая половина X века
  • Деисус со святыми на полях. XI век
  • Распятие со святыми на полях. XI-XII века
  • Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век
  • Страшный суд. XII век
  • Рождество Христово. XII век
  • Богоматерь Киккотисса с пророками. XI-XII века
  • Чудо архангела Михаила в Хонах. XII век
  • Лествица Иоанна Лествичника. XII век
  • Благовещение. XII век
  • Богоматерь с младенцем. Мозаика. XII век
  • Тетраптих с сценами двенадцати праздников. XII век
  • Центральная часть эпистилия со сценой Воскрешения Лазаря. XII век
  • Преображение. Часть эпистилия. XII век
  • Архангел Михаил. Начало XIII века
  • Христос Пантократор. Начало XIII и XV века
  • Пророки Моисей и Аарон. Царские врата. XIII век
  • Илья Пророк. Начало XIII века
  • Моисей у Неопалимой купины. Начало XIII века
  • Моисей, получающий скрижали. Начало XIII века
  • Богоматерь с младенцем между Моисеем и патриархом Евфимием
  • Святые отцы Синая. Начало XIII века
  • Богоматерь Бематарисса и сцены богородичного цикла. Начало XIII века
  • Св. Екатерина с житием. Начало XIII века
  • Св. Николай с житием. Начало XIII века
  • Св. Пантелеймон с житием. Начало XIII века
  • Стефан Первомученик. Начало XIII века
  • Св. Феодосия Константинопольская. XIII век
  • Богоматерь с младенцем. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Св. Прокопий. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Сошествие во ад. Вторая половина XIII века
  • Оплакивание. Начало XV века
  • Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век
  • Успение Василия Великого. XV век

  • Даже на исторической карте Святой Земли, насыщенной великими событиями, не много найдется мест, сравнимых по своему значению с Синайской горой и расположенным у ее подножия монастырем св. Екатерины. На протяжении уже многих столетий это место, затерянное в глубине гористой пустыни Синайского полуострова, привлекает паломников трех мировых религий, почитающих Библию священной книгой. Поскольку именно в ней Синай описан как пространство встречи Бога и человека, избранное свыше для неоднократных богоявлений и небесных откровений.

    Здесь с Моисеем, пасшим овец около горы, говорил Господь из среды горящего, но несгорающего тернового куста, известного нам как «Неопалимая купина». Сам Бог назвал место явления «землей святою» и повелел Моисею вывести его народ из египетского плена, а затем совершить служение Ему на Синайской горе, именуемой также «горой Божией Хорив» (Исх. III, 1-14). В третий месяц по исходе из Египта Моисей привел народ в Синайскую пустыню, взошел на вершину горы и опять говорил с Богом, который дал ему десять заповедей и продиктовал множество иных законов. Записав все слова Господни, Моисей соорудил под горою первый жертвенник — прообраз всех будущих алтарей. После этого Моисей еще раз поднялся на Синайскую гору и сорок дней пребывал в огненном облаке, в образе которого явился Бог, вручивший здесь Моисею свой Закон, записанный на двух «скрижалях откровения» (Исх. XXXII, 15). Так в библейском повествовании именно Синай назван местом Завета — священного договора Бога и народа, ставшего ключевым моментом всей мировой истории.

    Несколько столетий спустя Синай снова становится местом божественного откровения, на сей раз — другому великому пророку Илье, укрывшемуся от гнева царицы Иезавели в пещере на горе Хорив, к которой он шел, постясь сорок дней (3 Цар. XIX, 8-15). Как мы знаем, Бог явился Илье уже не в огненном облаке, а в «веянии тихого ветра». Отшельничество Ильи, говорившего на Синайской горе с Богом, стало священным образцом подвижнической жизни для первых христианских монахов, подобно пророку укрывавшихся в Синайской пустыни и посвятивших себя Богу.


    С использованием материалов из книги «Византийские иконы Синая», А.М. Лидов, издательство «Христианский Восток», 1999 г.

    Наверх
    В начало

     
    Rambler's Top100