Византийские иконы Синая
Византийские иконы Синая
Даже на исторической карте Святой Земли, насыщенной великими событиями, не много найдется мест, сравнимых по своему значению с Синайской горой и расположенным у ее подножия монастырем св. Екатерины. На протяжении уже многих столетий это место, затерянное в глубине гористой пустыни Синайского полуострова, привлекает паломников трех мировых религий, почитающих Библию священной книгой. Поскольку именно в ней Синай описан как пространство встречи Бога и человека, избранное свыше для неоднократных богоявлений и небесных откровений.
Здесь с Моисеем, пасшим овец около горы, говорил Господь из среды горящего, но несгорающего тернового куста, известного нам как «Неопалимая купина». Сам Бог назвал место явления «землей святою» и повелел Моисею вывести его народ из египетского плена, а затем совершить служение Ему на Синайской горе, именуемой также «горой Божией Хорив» (Исх. III, 1-14). В третий месяц по исходе из Египта Моисей привел народ в Синайскую пустыню, взошел на вершину горы и опять говорил с Богом, который дал ему десять заповедей и продиктовал множество иных законов. Записав все слова Господни, Моисей соорудил под горою первый жертвенник — прообраз всех будущих алтарей. После этого Моисей еще раз поднялся на Синайскую гору и сорок дней пребывал в огненном облаке, в образе которого явился Бог, вручивший здесь Моисею свой Закон, записанный на двух «скрижалях откровения» (Исх. XXXII, 15). Так в библейском повествовании именно Синай назван местом Завета — священного договора Бога и народа, ставшего ключевым моментом всей мировой истории.
Несколько столетий спустя Синай снова становится местом божественного откровения, на сей раз — другому великому пророку Илье, укрывшемуся от гнева царицы Иезавели в пещере на горе Хорив, к которой он шел, постясь сорок дней (3 Цар. XIX, 8-15). Как мы знаем, Бог явился Илье уже не в огненном облаке, а в «веянии тихого ветра». Отшельничество Ильи, говорившего на Синайской горе с Богом, стало священным образцом подвижнической жизни для первых христианских монахов, подобно пророку укрывавшихся в Синайской пустыни и посвятивших себя Богу.
С использованием материалов из книги «Византийские иконы Синая», А.М. Лидов, издательство «Христианский Восток», 1999 г.
Наверх