История Синайского монастыря

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: Византийские иконы Синая.
  • Иконы в Синайском монастыре   Иконы ранневизантийской эпохи
  • Иконы средневизантийской эпохи   Иконы поздневизантийской эпохи
  • История Синайского монастыря.

    Когда на Синае появились христианские отшельники, точно не известно. Ранневизантийское предание рассказывает о мученической кончине монахов Синая и Раифы, убитых некими «варварами», и относит это событие к IV веку. Ценнейшие сведения дошли до нас в тексте «Путешествия по Святой Земле» знатной паломницы Этерии, посетившей Синай в конце IV века. Она рассказывает о многочисленных монахах и нескольких епископах, а также о трех церквах, существовавших уже в это раннее время: на вершине Синайской горы, на ее склонах и внизу, у подножия на месте Неопалимой купины. Около последней церкви, основанной, согласно преданию, св. Еленой на месте будущего Синайского монастыря, располагался красивый сад, как чудо в пустыне в течение веков поражавший воображение паломников. Легендарный куст дал первоначальное название монастырю, в древнейших источниках именовавшегося «Неопалимой купины».

    Расцвет монастыря приходится на VI век, когда византийский император Юстиниан, по словам своего историка Прокопия, «воздвиг церковь, посвященную Богоматери, не на горных вершинах, но далеко внизу у подножия горы». По приказу императора были возведены мощные крепостные стены и создан военный гарнизон, в задачу которого входило не только защита синайских монахов, но и охрана важнейшего сухопутного пути, связывавшего Египет и Палестину. Базилика Синайского монастыря была построена между 548 годом, когда умерла императрица Феодора, и 565 — годом смерти самого Юстиниана. Об этом красноречиво свидетельствует надпись, сохранившаяся на балке перекрытия церковной крыши: «Во спасение нашего благочестивого господина Юстиниана. В память и упокоение нашей императрицы Феодоры». Знаменательно, что в литургии Синайского монастыря с VI века и до наших дней произносится моление за основателей монастыря — благочестивых Юстиниана и Феодору.

    Несколько позже завершения строительства алтарная апсида базилики была украшена огромной мозаикой со сценой «Преображения». Возможно, тогда церковь получила новое посвящение в честь праздника Преображения Господня. Образ на мозаике представлял Христа, являющимся апостолам в сиянии божественной славы. В строгом соответствии с текстом трех синоптических евангелий по сторонам от ореола показаны фигуры Моисея и Ильи, некогда беседовавших с Богом на Синайской горе и ныне свидетельствующих Его новое преображение. В качестве главного алтарного образа выбирается редкая тема. При этом замысел создателей состоял не только в воплощении идеи божественной славы и богоявления избранным праведникам Ветхого и Нового Заветов, но и в напоминании о святости места Синайского монастыря.

    Посвящение Богоматери закрепляется за капеллой Неопалимой купины, специально устроенной за алтарной апсидой большой базилики и включенной в ее архитектурное пространство. Алтарный престол этого придела поставлен прямо над почитаемым местом богоявления в «несгоравшем кусте», а входящие в эту маленькую церковь по сей день, подобно Моисею, снимают у входа обувь, ибо, как сказано в Писании, эта «земля святая». С раннехристианского времени горящий, но несгорающий куст истолковывался как великий прообраз чуда Воплощения и непорочного зачатия Богоматери, человеческая плоть которой вместила божественный огонь. В синайской церкви темы Богородицы и Неопалимой купины соединились в неразрывное целое, став на века источником вдохновения для богословов, гимнографов, иконописцев.

    До арабского завоевания, в VI-VII веках, Синайский монастырь является крупнейшим центром духовной жизни всего христианского мира. Здесь обитает целое созвездие богословов и подвижников, многие из которых известны в истории Церкви со вторым именем «Синаит», как, например, св. Анастасий, св. Георгий или св. Исихий. Игуменом монастыря в VII веке стал св. Иоанн Лествичник, которому, согласно преданию, в пещере поблизости от монастыря было видение небесной лествицы, ведущей в рай. Его главное сочинение «Лествица», называемая также «Духовная скрижаль» в напоминание о боговидце Моисее, и поныне остается самым важным наставлением на пути «духовного делания» православных монахов. В эту раннюю эпоху огромное значение Синая как духовного центра всего христианского мира осознается и на Востоке, и на Западе. Автор литургии преждеосвященных даров папа Григорий Великий (590-604) делает значительные вклады в обитель и строит монастырскую больницу, продолжающую работать до настоящего времени.

    Важным моментом в истории монастыря было его новое посвящение св. Екатерине. Предание гласит, что происходившая из царской семьи и отличавшаяся редкой образованностью христианка из Александрии претерпела мученическую смерть при императоре Максенции в начале IV века. После казни останки ее исчезли: ангелы перенесли их на самую высокую вершину рядом с Синайской горой, названную впоследствии горой св. Екатерины. Несколько столетий спустя монахам Синайского монастыря было видение. Монахи обрели мощи святой на горе и перенесли их в церковь, где они начали творить чудеса и источать миро. Не известно точное время появления этого предания, но в конце X века оно уже было известно византийскому составителю сборников житий Симеону Метафрасту. По-видимому, сказание формируется постепенно в VIII—IX веках. В начале XI века новое имя монастыря — свершившийся факт.

    В этом веке культ св. Екатерины получает широчайшее распространение, во многом благодаря усилиям Симеона Пятиязычного. Этот сицилийский монах, живший на Синае, перенес часть мощей великомученицы на Запад и очень способствовал тому, что Екатерина стала одной из самых популярных святых. Почитание святой, олицетворявшей девственность и мудрость, невероятно возросло в эпоху крестовых походов XI—XIII веков, когда был создан особый рыцарский орден. Главная задача ордена состояла в защите гробницы св. Екатерины и обеспечении паломничества в Синайский монастырь, где крестоносцы имели свое постоянное помещение и монашескую общину. Традиция западного покровительства православному монастырю сохраняется на многие века. К примеру, венецианцы весь период своего правления на Крите (1212-1669) предоставляли все возможные привилегии одному из самых больших и богатых синайских подворий в Ираклионе. Наполеон Бонапарт, пришедший в Египет, особым указом от 18 декабря 1798 года подтвердил освобождение от налогов и другие преимущества монастыря.

    Связи с православным миром также были достаточно крепкими, несмотря на географическую и политическую удаленность Синая. Византийские императоры умело использовали уникальный статус Синайской обители в своей политике на Христианском Востоке. В правление Мануила Комнина (1143-1180) Георгий Синаит представлял интересы Византии на переговорах с крестоносцами при дворе Балдуина III в Иерусалиме. Византийские императоры, грузинские цари, русская правящая династия делали в монастырь регулярные вклады, свидетельством которых подчас являются не письменные документы, а сами поднесенные дары: литургическая утварь, иконы или рукописи. Каждый входящий в алтарь Синайской базилики может видеть две огромные серебряные раки с рельефными фигурами св. Екатерины, сопровожденные пространными русскими надписями, вычеканенными по сторонам саркофагов. Они представляют царские дары, поднесенные в одном случае детьми царя Алексея Михайловича — Софьей, Иваном и Петром, в другом — Екатериной Великой. И это лишь видимая часть огромных русских вкладов в Синайский монастырь, значение которых осознавалось еще в средневековье. В XVI веке греческий митрополит Паисий Родосский, описывая иконы в алтаре Синайской базилики, счел нужным специально отметить: «С ними вместе находятся кругом разные другие иконы, древле привезенные иноками из России, посеребренные и позолоченные чистым золотом».

    Отдельный сюжет — отношения монастыря с исламским Востоком. Арабское завоевание VII века оставило монастырь в почти полной изоляции от остального христианского мира: скоро четырнадцать столетий, как он существует в мусульманском окружении. Однако благодаря счастливым обстоятельствам и мудрой политике синайских архиепископов судьба монастыря не стала трагичной (http://lakshmi4.ru/ статьи что такое сатин жаккард.)

    Еще в VII веке синайские монахи добыли особую грамоту («Achtiname») пророка Мухамеда, которая выражала особое покровительство пророка, давая монастырю освобождение от налогов и иные привилегии. Существуют сомнения в подлинности документа, но гораздо важнее то, что он признавался истинной волей пророка всеми исламскими владыками, сначала арабами, а потом турками. И хотя жизнь обители в разные периоды не была беспроблемной, приходилось идти на компромиссы, и даже открыть мечеть внутри монастырских стен, но удалось добиться главного — монастырь с момента своего создания в шестом веке никогда не разрушался и не разграблялся, что кажется невероятным чудом на фоне драматической истории всех остальных православных обителей.

    Именно этому феномену мы обязаны двумя уникальными сокровищами Синая — его колоссальной коллекции средневековых рукописей и лучшим в мире собранием византийских икон, позволяющим представить историю иконописи с VI по XV век.

    Наверх
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос