Омовение ног
Омовение ног. X век. 25,6X25,9 см.
Омовение ног. X век.
В верхней части сцены размещена большая греческая надпись «Омовение», указывающая, что изображено евангельское событие, когда Христос в начале Тайной вечери омыл ноги своим ученикам и завещал им этот обряд как знак преемственности служения: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. XIII, 3-17).
Омовение ног поминается Церковью на Страстной седмице в важнейшей службе Великого четверга. Оно неразрывно связано с Тайной вечерей, установившей Евхаристию, и с этой точки зрения имеет литургический смысл очищения от грехов и приготовления к таинству.
Согласно древнейшим византийским уставам, в Великий четверг патриарх, архиереи, игумены монастырей совершали в своих храмах омовение ног, выражая высшее смирение и подражая Христу. Как правило, этот чин имел место в северной части нартекса, где часто располагалось монументальное изображение «Омовения ног». По всей видимости, небольшая синайская икона в Великий четверг устанавливалась на аналое-проскинетарионе рядом с местом омовения ног. Хотя в то же время, вытянутая по горизонтали форма доски позволяет предположить, что она могла находиться в ряду праздников и страстных сцен над балкой перекрытия алтарной преграды.
В центре синайской иконы показан Христос, протягивающий обнаженные руки к ногам апостола Петра, который представлен на золотом сидении, опустившем ноги в огромную золотую чашу. Христос облачен в хитон пурпурного цвета, указывавшего на Его царское достоинство, а также, в согласии с евангельским рассказом, опоясан синей тканью-полотенцем для отирания ног.
Интересной деталью одеяний Христа является узкий белый плат у пояса, украшенный крестообразными орнаментами и параллельными полосами. Это так называемый эпигонатий — элемент одеяний епископа, сдержанно напоминающий о литургическом смысле изображаемого и роли Христа как первосвященника.
На наш взгляд, в данном контексте может быть лучше понят и жест апостола Петра, дотрагивающегося правой рукой до своей макушки — места священнической тонзуры. Возможно, это не просто иллюстрация евангельских слов верховного апостола, призвавшего Христа омыть ему также и голову (Ин. XIII, 9), но и указание на преемственность священнического служения. Не случайно, цветные одежды, особое золото нимба, сидения и чаши ясно отделяют Христа и святого Петра от группы из десяти апостолов в белых одеяниях на втором плане.
Наиболее оригинальной иконографической особенностью синайской сцены являются архитектурные мотивы — невысокая стенка на переднем плане и изображение узкого портала за спиной Христа. Архитектура создает сакральное пространство города-храма, в котором происходит изображенное действо.
Башнеобразные формы богато украшенного высокого портала, включающего элементы дворца и церкви, в сочетании с изображением городской стены создавали яркий образ Небесного Иерусалима, который акцентировал мысль о вневременном, вечно литургическом характере евангельского события, обретавшего мистическую реальность в ежегодных богослужениях Великого четверга.
Византийские иконы Синая.
Наверх