Омовение ног

Дата публикации или обновления 01.11.2015
Купить книгу «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы»
  • К оглавлению: Византийские иконы Синая.
  • Омовение ног. X век. 25,6X25,9 см.

    Омовение ног. X век.
    Омовение ног. X век.

    В верхней части сцены размещена большая греческая надпись «Омовение», указывающая, что изображено евангельское событие, когда Христос в начале Тайной вечери омыл ноги своим ученикам и завещал им этот обряд как знак преемственности служения: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. XIII, 3-17).

    Омовение ног поминается Церковью на Страстной седмице в важнейшей службе Великого четверга. Оно неразрывно связано с Тайной вечерей, установившей Евхаристию, и с этой точки зрения имеет литургический смысл очищения от грехов и приготовления к таинству.

    Согласно древнейшим византийским уставам, в Великий четверг патриарх, архиереи, игумены монастырей совершали в своих храмах омовение ног, выражая высшее смирение и подражая Христу. Как правило, этот чин имел место в северной части нартекса, где часто располагалось монументальное изображение «Омовения ног». По всей видимости, небольшая синайская икона в Великий четверг устанавливалась на аналое-проскинетарионе рядом с местом омовения ног. Хотя в то же время, вытянутая по горизонтали форма доски позволяет предположить, что она могла находиться в ряду праздников и страстных сцен над балкой перекрытия алтарной преграды.

    В центре синайской иконы показан Христос, протягивающий обнаженные руки к ногам апостола Петра, который представлен на золотом сидении, опустившем ноги в огромную золотую чашу. Христос облачен в хитон пурпурного цвета, указывавшего на Его царское достоинство, а также, в согласии с евангельским рассказом, опоясан синей тканью-полотенцем для отирания ног.

    Интересной деталью одеяний Христа является узкий белый плат у пояса, украшенный крестообразными орнаментами и параллельными полосами. Это так называемый эпигонатий — элемент одеяний епископа, сдержанно напоминающий о литургическом смысле изображаемого и роли Христа как первосвященника.

    На наш взгляд, в данном контексте может быть лучше понят и жест апостола Петра, дотрагивающегося правой рукой до своей макушки — места священнической тонзуры. Возможно, это не просто иллюстрация евангельских слов верховного апостола, призвавшего Христа омыть ему также и голову (Ин. XIII, 9), но и указание на преемственность священнического служения. Не случайно, цветные одежды, особое золото нимба, сидения и чаши ясно отделяют Христа и святого Петра от группы из десяти апостолов в белых одеяниях на втором плане.

    Наиболее оригинальной иконографической особенностью синайской сцены являются архитектурные мотивы — невысокая стенка на переднем плане и изображение узкого портала за спиной Христа. Архитектура создает сакральное пространство города-храма, в котором происходит изображенное действо.

    Башнеобразные формы богато украшенного высокого портала, включающего элементы дворца и церкви, в сочетании с изображением городской стены создавали яркий образ Небесного Иерусалима, который акцентировал мысль о вневременном, вечно литургическом характере евангельского события, обретавшего мистическую реальность в ежегодных богослужениях Великого четверга.

    Византийские иконы Синая.

  • Христос Пантократор. VI-VII века
  • Богоматерь с младенцем на троне со святыми мучениками. VI-VII века
  • Апостол Петр. VI-VII века
  • Христос во славе. VII век
  • Распятие. VII-VIII века
  • Вознесение. VIII - IX века
  • Апостол Фаддей и царь Авгар с избранными святыми. X век
  • Омовение ног. X век
  • Св. Николай со святыми на полях. Вторая половина X века
  • Деисус со святыми на полях. XI век
  • Распятие со святыми на полях. XI-XII века
  • Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век
  • Страшный суд. XII век
  • Рождество Христово. XII век
  • Богоматерь Киккотисса с пророками. XI-XII века
  • Чудо архангела Михаила в Хонах. XII век
  • Лествица Иоанна Лествичника. XII век
  • Благовещение. XII век
  • Богоматерь с младенцем. Мозаика. XII век
  • Тетраптих с сценами двенадцати праздников. XII век
  • Центральная часть эпистилия со сценой Воскрешения Лазаря. XII век
  • Преображение. Часть эпистилия. XII век
  • Архангел Михаил. Начало XIII века
  • Христос Пантократор. Начало XIII и XV века
  • Пророки Моисей и Аарон. Царские врата. XIII век
  • Илья Пророк. Начало XIII века
  • Моисей у Неопалимой купины. Начало XIII века
  • Моисей, получающий скрижали. Начало XIII века
  • Богоматерь с младенцем между Моисеем и патриархом Евфимием
  • Святые отцы Синая. Начало XIII века
  • Богоматерь Бематарисса и сцены богородичного цикла. Начало XIII века
  • Св. Екатерина с житием. Начало XIII века
  • Св. Николай с житием. Начало XIII века
  • Св. Пантелеймон с житием. Начало XIII века
  • Стефан Первомученик. Начало XIII века
  • Св. Феодосия Константинопольская. XIII век
  • Богоматерь с младенцем. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Св. Прокопий. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Сошествие во ад. Вторая половина XIII века
  • Оплакивание. Начало XV века
  • Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век
  • Успение Василия Великого. XV век

  • Наверх
    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100