Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе
Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век. 66,5X50,7см.
Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век.
Редкая иконная композиция восходит к входным миниатюрам рукописных евангелий, в которых эта сцена, известная с X века, часто заменяет традиционный портрет сидящего и пишущего евангелиста Иоанна.
Литературным источником сцены является ранневизантийский апокрифический текст «Хождения» Иоанна Богослова, приписываемый св. Прохору — одному из семи первых диаконов Иерусалимской церкви и ученику апостола Иоанна, сопровождавшего его в странствованиях. Согласно «Хождению», св. Иоанн удалился на остров Патмос, чтобы написать Евангелие. Создание священного текста описывается от имени присутствовавшего Прохора как великое чудо и божественное откровение. После трехдневного поста и молитвы апостол повелел Прохору расположиться по правую руку с пергаментом и чернилами. Затем были гром и молния, после которых св. Иоанн стал вещать, стоя над своим учеником и глядя на небо.
Апостол диктовал Евангелие два дня и шесть часов, а св. Прохор записывал каждое его слово. В византийском искусстве были известны два основных иконографических варианта сцены. В более ранней версии XI-XIV веков Иоанн Богослов показан стоящим среди скал рядом с сидящим учеником. Общая схема композиции имела источник в античных изображениях поэта , расположившегося у ног вдохновляющей его Музы. В Палеологовскую эпоху получает распространение несколько иной иконографический тип, изображавший Иоанна Богослова и Прохора сидящими на фоне большой пещеры. Характерный пример именно этого варианта представлен в синайской иконе.
Св. Иоанн восседает на троне с красной подушкой, укутавшись в широкий гиматий. Он резко поворачивает голову направо и вверх к изображению сегмента неба с золотыми лучами, из которого появляется благословляющая рука — древний символ триединого Бога. От руки нисходит благодать в виде трех больших белых лучей, обозначающих боговдохновенный текст Евангелия. Левая рука св. Иоанна приближена к уху, указывая на внимание апостола и его желание не пропустить ни одного слова откровения. Правая — в точности повторяет жест благословения, адресованный на этот раз к тексту в руках Прохора. Именно идея перехода, своеобразной трансляции благодати, зримо входящей в Священное Писание, является символической основой иконографической темы. Примечательно, что на раскрытом и разлинованном свитке воспроизведены первые слова Евангелия от Иоанна «В начале было Слово», имевшие особый догматический смысл и указывавшие на единосущность Христа и Св. Троицы.
Лист с надписью держит св. Прохор показанный в апостольских одеждах и с инструментами писца. В его руке — тростниковое перо, рядом на специальном столике чернильница, чуть выше корзина с перевязанными и готовыми к работе пергаментными свитками. Очень юный и спокойно сидящий Прохор дополняет главный образ св. Иоанна, значение которого подчеркнуто большими размерами, динамизмом фигуры и самим обликом высоколобо-го старца. Взаимозависимость двух главных персонажей подчеркнута силуэтом черной пещеры, обрамляющим сцену. Иконографический мотив пещеры составляет главную особенность этого более позднего иконографического извода. Только в XI веке в греческих текстах появляется упоминание о том, что Иоанн Богослов получил откровение именно в пещере. Как полагают, нововведение в тексте «Хождения», а затем и в иконографии, могло быть связано с особым почитанием пещеры Иоанна Богослова на острове Патмосе, ставшем со временем прославленным местом паломничества.
Интересной особенностью иконы является надпись под ногами Прохора «Рука Ангелоса», воспроизводящая подпись художника. Однако сама надпись не первоначальная, она была сделана в XVIII веке синайским иконописцем Иоанном Корнаросом. Таким образом другой художник приписал икону знаменитому критскому мастеру Ангелосу Акотантосу из Ираклиона, умершему в 1457 году. Аналогичная подпись сохранилась на многих иконах мастера Ангелоса. Стилистическое сравнение иконы «Иоанн Богослов и Прохор» с другими работами Ангелоса позволяет согласиться с атрибуцией XVIII века, приписавшей икону именно этому художнику.
Она находит и историческое подтверждение в тесных связях Крита и Синайского монастыря, имевшего в Ираклионе большое подворье. С XV века Крит становится одним из важнейших источников поступления икон для Синайского монастыря.
Византийские иконы Синая.
Наверх