Св. Феодосия Константинопольская
Св. Феодосия Константинопольская. XIII век. 33,9X25,7см.
Св. Феодосия Константинопольская. XIII век.
Икона представляет образ святой, пользовавшейся особым почитанием на Синае. Он встречается на пяти иконах, при том, что в других собраниях ранние иконы св. Феодосии не известны. Святая была широко известна в Константинополе, где существовала ее церковь. По свидетельству паломников, саркофаг с мощами св. Феодосии, приносящий чудотворные исцеления, носился в литургических процессиях по городу. Житие святой впервые встречается в минологии Василия II (день памяти 18 июля), где рассказывается о ее роли как одной из главных защитниц иконопочитания.
По преданию св. Феодосия сбросила с лестницы посланца императора Льва III, который пытался топором разбить образ Христа в Халке, над вратами императорского дворца, и тем самым указать на начало иконоборчества (событие относят к 726 или 730 году). За этот поступок Феодосия была заколота бараньим рогом оказавшимся поблизости императорским солдатом, а после победы иконопочитания причислена к лику святых мучениц за веру. Она изображается на иконах «Торжество православия» среди других святых защитников икон, в руках у нее обычно показывается образ Христа, ради которого она пожертвовала жизнью.
На синайской иконе святая изображена в темно-пурпурной мантии и особом головном уборе византийских монахинь. В левой руке она держит драгоценный золотой крест, который кажется здесь не просто знаком мученической смерти, но и своеобразной наградой за веру. Правая рука святой, согнутая в локте перед грудью, раскрыта ладонью в традиционном жесте молитвы. Этот жест мог восприниматься также и как указание на приятие исходящей с небес благодати и обетование заступничества святых, молящихся перед Господом о милосердии и спасении верных.
Остается не проясненным, с чем связано такое исключительное почитание святой Феодосии именно в синайском мужском монастыре, где только св. Екатерина и св. Феодосия были выделены из длинного ряда Святых жен. Несомненно сыграло свою роль то, что Феодосия была монахиней и защитницей святых икон.
Также не исключена возможность, что иконы святой были вкладными дарами паломниц, приходящих из других византийских монастырей. Однако причины должны были быть серьезней и глубже. Некоторые факты позволяют догадываться об особых связях Синайского монастыря с церковью св. Феодосии в Константинополе, которые могут объяснить интерес именно к этому образу, сохранявшийся на протяжении нескольких веков.
Рассматриваемая икона представляет в этом ряду самый ранний и наиболее художественно совершенный пример, принадлежащий к одному из основных стилистических направлений в византийском искусстве первой половины XIII века.
Византийские иконы Синая.
Наверх