Сошествие во ад. Вторая половина XIII века
Сошествие во ад. Вторая половина XIII века. 120X68 см.
Сошествие во ад. Вторая половина XIII века.
Икона представляет один из наиболее оригинальных иконографических вариантов «Сошествия во ад», воплощающего в византийском искусстве важнейшую тему Воскресения Христа. О самом событии — схождении Христа в загробный мир после Распятия для окончательной победы над смертью и силами тьмы — ничего не говорится в Новом Завете. Однако предание об этом событии было хорошо известно уже в IV веке и нашло отражение в литургических текстах, проповедях и богословских трактатах.
Несмотря на известность сюжета, его изображение появляется только в VII веке в связи с новыми богословскими спорами и желанием подчеркнуть мысль о нераздельности божественной и человеческой природ Христа. Иконографический тип разрабатывается в течение нескольких столетий, постепенно обогащаясь новыми символическими мотивами. Синайская икона позволяет увидеть все основные временные пласты. К самым ранним принадлежит изображение Христа в ореоле божественной славы, который за руку поднимает старца Адама, выходящего из каменного саркофага. Христос, искупивший на кресте грех первого человека, в его лице дарует спасение всем людям.
Под ногами Спасителя видны разрушенные врата ада, на фоне черной пещеры изображены распавшиеся на мелкие части замки, ключи, скобы и гвозди. В самом низу показана в профиль голова сатаны, посаженного на цепь. Достаточно рано рядом с Адамом появляется изображение Евы, на синайской иконе необычно представленной в образе морщинистой старухи. Напоминая об искуплении первородного греха, она одной рукой держит за руку Адама, другой обращается к Христу с жестом молитвы о спасении.
Следующим мотивом, утвердившимся в иконографии «Сошествия во ад» к X веку, было изображение юного Давида и седобородого Соломона, показанных в царских облачениях в правом нижнем углу композиции. Ветхозаветные предки Христа, происходящего из дома Давидова, подчеркивали реальность человеческой природы Сына Божьего, напоминая о Его земной генеалогии. Они усиливали исторический аспект образа, указывая на неразрывную связь Воплощения и Воскресения. В сцене присутствует и важнейшая тема Искупительной жертвы, приобретшая особое звучание в иконографии XI века в связи с характерным для эпохи интересом к литургической интерпретации образа. В руках Христа появляется крест как напоминание о крестных муках и одновременно образ оружия, которым разрушаются врата ада и побеждается смерть. На ладонях и ступнях Христа показываются следы от ран при Распятии.
Устойчивым элементом сцены становится образ Иоанна Крестителя. На синайской иконе он показан над фигурой Евы, держащим в руках тонкий жезл, увенчанный крестом. В других сценах смысл образа выявлен яснее: в руку Предтечи вкладывается раскрытый свиток с пророчеством о Христе как жертвенном Агнце, принимающем грехи мира (Ин. I, 29). За Иоанном Крестителем изображен первый праведник Авель, держащий пастушеский посох. Замысел позволяет понять проповедь св. Епифания Кипрского, в которой говорится, что пастух Авель прообразовал своей смертью заклание Христа пастыря. Очень редкой особенностью рассматриваемой иконы, очевидно связанной с ее синайским происхождением, является изображение Аарона и Моисея, расположенных над Соломоном и Давидом.
Аарон представлен в облачении ветхозаветного первосвященника, держащего в руке рог с елеем для помазания. Он сдержанно указывает на царское и священническое достоинство Христа Спасителя. Византийские пасхальные проповеди объясняют присутствие Моисея, поскольку в них изведение мертвых из ада сравнивается с исходом из Египта, а прообразом победительного креста называется жезл Моисея. В пасхальной проповеди св. Феодора Студита находим ключ к пониманию пейзажного мотива из двух скал на фоне «Сошествия во ад». В ней говорится, что земля не осталась безучастной к своему создателю и гора разделилась на две части.
«Сошествие во ад» написано на обороте иконы, на лицевой стороне которой представлено «Распятие». Как правило, двусторонние иконы создавались для использования в богослужебных процессиях. Синайская икона, изображающая две взаимосвязанные темы Искупительной жертвы и Воскресения, могла носиться в крестных ходах на Пасху. Отметим, что сопоставление «Распятия» и «Сошествия во ад»—традиционный мотив византийской храмовой декорации, имевший ясный литургический смысл. Однако в искусстве латинского Запада композиция «Сошествие во ад» была практически не известна, тема Воскресения передавалась изображением встающего из гроба Христа.
Тем интересней пример синайской иконы, написанной, вероятнее всего, венецианским мастером, работавшим по заказам крестоносцев. Латинский иконописец пытается воспроизвести византийскую иконографию, но вносит в нее целый ряд необычных деталей. Так крест в руке Христа показывается в виде драгоценно украшенного предмета, возможно, призванного напомнить о золотом кресте, стоявшем во времена крестоносцев на Голгофе. Фон сделан в виде синего неба с золотыми звездами и сегментом божественного света с острыми лучами. Аналогичная геометризованная форма с лучами введена и в ореол Христа, который приобретает внешнюю экспрессию и подчеркнутую декоративность, характерные для готического искусства. К той же традиции принадлежит эмоционально упрощенная трактовка образов, яркий, построенный на контрастах колорит, чрезмерно подробный, жестко прочерченный рисунок.
Своеобразным опознавательным знаком искусства крестоносцев являются орнаментальные нимбы, сделанные в технике гипсового рельефа, имитирующего накладные украшения из золота и серебра.
Византийские иконы Синая.
Наверх