Храмы Ярославской области

Переславский район

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Храмы Ярославской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Статья Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
  • Переславль-Залесский

    Преображенский собор

    В 1152 г. Юрий Долгорукий начал строить в крепости Переяславля Нового белокаменный Преображенский собор. Он стоит на Красной площади г. Переславля, достроен сыном князя Юрия, Андреем Боголюбским (ок. 1111-1174), участвовавшим в междоусобных войнах 1140-1150-х гг. и ставшим после смерти отца великим князем владимирским (с 1157 по 1174 г). Он сделал своё княжество политическим центром Руси, в 1169 г. взял Киев и жестоко его разграбил, в 1174 г. убит боярами-заговорщиками, в согласии с которыми была его жена. Собор стал центром религиозной и политической жизни переславцев. Он был обильно снабжён утварью. В 1920-х гг. серебряный потир XI в., вклад князя Юрия Долгорукого, увезён в Оружейную палату Московского Кремля. Во 2-половине XII в. собор был расписан. Единственный сохранившийся фрагмент росписи (апостол Симон) находится в Историческом музее в Москве. Из Преображенского собора происходит икона XV в. «Преображение» Феофана Грека, в наше время один из ценнейших экспонатов Третьяковской галереи.

    Переславль-Залесский, Спасо-Преображенский собор

    После убийства Андрея Боголюбского и последовавшей междоусобной борьбы власть над Владимиро-Суздальским княжеством получили братья Михаил и Всеволод. Как самостоятельный удел Переяславль вместе с прилегающей к нему территорией по берегам Плещеева озера был выделен около 1175-1176 гг. владимирским великим князем Михалко Юрьевичем (ум. 1176) из состава Владимиро-Суздальской земли и передан в управление брату, Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо (1154-1212, с 1175 по 1176 г. князь Переяславля-Залесского, с 1176 по 1212 г. великий князь владимирский). С этого времени до начала XIV в. княжество занимало важное место в составе земель великих князей, оставаясь обычно владением старшего в роде. Всеволод Юрьевич, и получив великое княжение, нередко бывал в Переяславле. Здесь родился его сын Ярослав (1191-1246), которому он и передал переяславский стол.

    В Преображенском соборе в 1191 г. крещён великий князь Ярослав Всеволодович, при котором собор особенно украшался, поддерживалось благолепие. Ярослав, в святом крещении Феодор - сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо от первого брака с Марией (в иночестве Марфа), дочерью Шварна, князя чешского. В 1201 г. ходил на половцев. В1206 г. был с отцом при взятии Пронска, в 1207 г. послан княжить в Рязань. В 1208 г., по смерти отца, принял в междоусобии старших братьев сторону Юрия (впоследствии великий князь Юрий II) против Константина. В 1212 г., призванный новгородцами, теснил их из Торжка. Вместе с братом Юрием был разбит новгородцами под предводительством князя Мстислава Удалого 21 апреля 1216 г. на Липицком поле (близ Юрьева-Польского). В 1222 г. снова призван новгородцами, в следующем году опустошил с ними Феллинскую область в Ливонии и безуспешно стоял под Колыванью (Ревелем). В 1224 г. в соединении с великим князем Юрием II воевал против Новгорода. В 1225 г в третий раз призван новгородцами; в 1226 г. с ними разбил литовцев у Усвята, впервые воевал северную часть Финляндии и без всякого насилия крестил корелян. В 1227 г., отвергнутый Псковом, старался вооружить на него Новгород, но не успел в этом и с досадой, без своих сыновей, оставленных в Новгороде, в 1228 г. уехал в Переяславль-Залесский.

    Овладел Волоколамском, отчиной Новгорода, и ссорил племянников с дядей, своим братом, великим князем Юрием II. В 1229 г. в четвёртый раз призван новгородцами, но, вторично оставив у них сыновей Фёдора и Александра (впоследствии Невский), через две недели уехал к себе в Переяславль. В 1230 г. ходил воевать калужские владения князя Михаила Черниговского, уличённого в криводушии перед великим князем Юрием II. В 1231 г. сблизился с князем Даниилом Галицким и в 1236 г. сел на стол киевский. По смерти брата, Юрия II, убитого татарами на р. Сити, в 1238 г. возвратился из Киева сесть во Владимире. В 1239 г. лично ходил на литовцев и освободил от них Смоленск. Ездил на поклон в Орду и был ласково принят Батыем. В 1243 г. поехал в Орду вторично, но на обратном пути 30 сентября 1246 г. умер «нужною смертию». Тело его погребено во владимирском Успенском соборе. Великий князь Ярослав II (именуемый в древних рукописных святцах святым) был женат дважды: на княжне половецкой, дочери Юрия Кончаковича, неизвестной по имени; после её кончины - на дочери князя Мстислава Мстиславича, князя галицкого и новгородского, прозванного Удалым, Ростиславе-Феодосии (в иночестве Евфросиния). От второго брака имел девять сыновей, в том числе великих князей: святого Александра Невского, Ярослава III, Василия I, князя новгородского святого Феодора, Михаила, прозванием Хоробрит, - и двух дочерей.

    Многие историки полагали, что Ярослав Всеволодович владел городом до 1238 г., то есть до своего перехода после гибели брата Юрия II во Владимир, но это, скорее всего, не так. Анализируя летописи и другие источники, можно думать, что Ярослав II не сажал в Переяславле в описываемый период своего сына Александра (Невского), а продолжал держать город «под своей рукой», управляя им с помощью наместников. В 1238 г., после того как Ярослав Всеволодович стал великим князем, территории Переяславского и Владимирского великого княжества на время слились; вскоре, однако, начали дробиться из-за выделившихся из их состава новых уделов (Стародубского и прочих), и Переяславль вновь обособился.

    30 мая 1219 г. жители Переяславля узнали радостную новость: у князя Ярослава Всеволодовича от брака с Ростиславой-Феодосией родился второй сын, названный при святом крещении Александром (в иночестве Алексий). Он, великий князь владимирский и всей Руси, признанный православной Церковью святым, а в народе известный под прозванием Невский, родился в деревянном княжеском тереме, который стоял на Красной площади. К сожалению, нам мало известны первые годы детства святого Александра, но, несомненно, он воспитывался точно так же, как вообще воспитывались юные княжичи в древней Руси. Они отдавались обыкновенно на воспитание кормилицам или дядькам из боярского сословия, которые должны были ходить за ними и оберегать их. Впоследствии упоминаются в качестве воспитателей Александра и старшего брата его Феодора боярин Феодор Данилович и судья Иоаким. По третьему ли по четвёртому году справлялись постриги. Обряд пострижения в древней Руси имел важное значение и в семейном кругу, и в гражданском быту. Он вытекал из понятий и взглядов наших предков на мужчину как на главу семьи, на его обязанности и отношения к обществу как самостоятельного члена этого общества. Пострижение было как бы символом признания прав личности: с этого момента мальчик становился мужем. Княжеский постриг отрока Александра совершал в Преображенском соборе святитель Симон, епископ Суздальский (ум. 1226, один из составителей Киево-Печерского патерика).

    Оставляемый отцом в Новгороде и в 1228 и 1230 гг., в 1236 г. Александр был наименован князем новгородским. Он был женат с 1238 г. на полоцкой княжне Александре Брячиславовне. 15 июля 1340 г. он одержал победу над шведами на р. Неве. В 1241 г. отнял у немецких рыцарей Копорье, освободил Псков. Разбил рыцарей на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. По смерти отца, великого князя Ярослава II, в 1247 г. впервые ездил в Орду, получил от Батыя Киев и всю Южную Русь, но продолжал жить в Новгороде. Объявленный великим князем на место его бежавшего брата Андрея, в 1252 г. переселился во Владимир-на-Клязьме, откуда ходил смирять непокорный Новгород в 1255 и 1258 гг. Воевал Финляндию в 1256 г. Неоднократно ездил в Орду, на обратном пути из которой занемог. В Городецком Феодоровском монастыре, приняв схиму, умер 14 ноября 1263 г. Тело его спустя 10 дней было погребено в соборной церкви Рождественского монастыря во Владимире, найдено нетленным в 1380 г., мощи святого благоверного князя Александра перенесены в Шлиссельбург в 1723 г. и Петербург в 1724 г., переложены в новую раку в 1753 г. и находятся на настоящем месте, в соборном Троицком храме Александро-Невской Лавры с 1790 г. Во времена татарского нашествия собор много раз был разорён и снова восстанавливался.

    В 1263 г. по духовному завещанию Александра Ярославича Переяславль отошёл к его сыну Димитрию (1250-1294), удельному князю переяславскому в 1263,1293,1294 гг., князю новгородскому с 1259 по 1263 и с 1276 по 1283 г., великому князю владимирскому с 1277 по 1281 и с 1283 по 1294 г. Его правление - время высшего расцвета Переяславского княжества, имевшего до монгольского нашествия даже своё летописание, но и начало постепенного упадка. В 1293 г. княжество захватил ярославский князь Ростислав Чёрный и удерживал его около года. Затем город был возвращён Димитрию Александровичу, но вполне возможно, что часть переяславских владений осталась за Фёдором Ростиславичем, союзником Андрея Александровича Городецкого, младшего брата и ярого врага Димитрия Александровича.

    По смерти Димитрия (1294) удел получил его единственный сын Иван (после 1275 -1302), правивший в Переяславской земле до своей кончины. Он находился под постоянным влиянием Москвы, видевшей в этом крае свои прямые интересы. Умирая, бездетный Иван Дмитриевич завещал свою отчину дяде Даниилу Александровичу Московскому (1261-1303). В 1303 г. в Переяславле состоялся княжеский съезд, на котором город был окончательно удержан за собой преемником Даниила на московском столе Юрием III Данииловичем (ок. 1281-1325), с 1303 г удельным князем московским, с 1317 по 1322 г. великим князем владимирским, после смерти супруги он вступил в брак (с 1317 г.) с сестрой хана Узбека Кончакой, во святом крещении Агафьей. После этого Переяславское княжество фактически перестало самостоятельно существовать, став частью Московской земли. Иногда московские правители, управлявшие Переяславлем с помощью наместников, давали город «на кормление» другим князьям, но те никакими владетельными правами не обладали.

    Осенью 1374 г. в Переяславль приехал великий князь Димитрий Иванович, в будущем Донской, вместе с супругой великой княгиней Евдокией. Здесь 26 ноября у них родился сын Юрий. В Переяславль съехались отец Евдокии, великий князь Димитрий Константинович Суздальский с женой, братьями, детьми, другие князья и бояре. В их присутствии в Преображенском соборе произошло крещение новорождённого княжича, восприемником был преподобный Сергий Радонежский.

    Здесь перед образом Спасителя молилась жена московского великого князя Василия Васильевича II Мария об избавлении супруга из татарского плена, Иоанн III Васильевич благодарил за исцеление от тяжёлой болезни, Елена Глинская, супруга великого князя Василия Иоанновича, молилась о даровании ей чада, а государю наследника престола; плодом этой молитвы было рождение в 1530 г. Иоанна IV.

    Переписная книга 1677 г. сообщает: «церковь соборная Преображения Спасова, да двор великого государя, где живут воеводы. У соборной церкви двор протопопа Феофана Филатьева, да поповы дворы: двор соборного попа Тимофея Семенова, двор соборного попа Артемья Данилова...» В XIX в. в соборе установлен ныне существующий мраморный иконостас. В соборе были гробницы князей переяславских Димитрия Александровича и Ивана Дмитриевича.

    По сведениям на 1895 г., в приходе при соборе состояло 57 душ мужского пола и 67 женского. Михаил Алексеевич Флоринский после окончания богословского отделения Владимирской семинарии в 1804 г. был диаконом Владимирского кафедрального собора, с 1809 г. - священник Переславского собора, протоиерей, скончался 10 июня 1824 г.

    В 1824 г. назначен протоиереем старого Преображенского собора Переславля инспектор Переславского Духовного училища Никита Ильич Безсонов. В 1802 г. из Богословского отделения Владимирской Духовной семинарии он был назначен учителем Суздальского Духовного училища, в 1805 г. переведен учителем в Переславское училище, и назначен настоятелем церкви Сорока мучеников г. Переславля, скончался 11 февраля 1865 г.

    Андрей Павлович Казанский, по окончании в 1822 г. Владимирской семинарии, был оставлен в ней лектором греческого и немецкого языков, с 1824 г. - священник Переславского собора и учитель Переславского духовного училища. С1848 г. - протоиерей - настоятель Судогодского собора. В 1875 г. вышел за штат. Протоиерей Андрей Казанский скончался 14 сентября 1883 г.

    В 1826 г. к Переславскому собору был рукоположен во священника Иосиф Иродионович Горский, окончивший Владимирскую семинарию в 1824 г. Потом служил в храме погоста Воскресенского что в Хмельниках. Скончался 4 апреля 1865 г.

    В 1853 г. переведен в Переславский собор священник Владимир Иванович Свирелин, окончивший Владимирскую семинарию в 1846 г., в 1848 г. он был назначен к Владимирской церкви Переславля, с 1875 г. – священник Троицкой церкви, с 1885г. - протоиерей. В 1901 г. вышел за штат. В 1898 г. праздновался его юбилей, 50-летие служения во священном сане. Михаил Федорович Успенский в 1852 г. окончил Владимирскую семинарию, с 1853 г. - учитель Переславского духовного училища, с 1854 г. - священник Переславского Преображенского собора, с 1881 г. - священник Преображенской церкви г. Александрова, с 1886 г. - протоиерей.

    В 1881 г. в соборный причт был назначен священник Петр Дмитриевич Делекторский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1873 г. Скончался 27 сентября 1889 г.

    В 1889 г. к Преображенскому собору переведен из с. Старникова Юрьевского уезда священник Никита Иванович Соколов. В 1899 г. он вышел за штат. Он печатался во Владимирских епархиальных ведомостях.

    С 1883 г. в соборе служил священник Алексей Александрович Дилигенский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1870 г. С 1873 г. учитель приготовительного класса Переславского духовного училища, с 1876 г. преподавал в училище латинский язык. В 1891 г. возведен в сан протоиерея. В 1916 г. в соборе служили настоятель, благочинный градских церквей протоиерей Алексий Дилигенский, священники Василий Виноградов и Владимир Побединский.

    В начале 1920-х гг. собор был захвачен обновленцами. После ареста в 1920 г. епископа Дамиана, переславское священство хотело прибрать к рукам Высшее церковное управление (обновленческое). Два живоцерковника - священник городского собора Иоанн Виноградов, которого горожане называли за недалекость «Ваня-каша», назначенный ВЦУ уполномоченным по уезду, и священник Никольского монастыря о. Алексей Чижов, назначенный ВЦУ городским благочинным, собрали городское духовенство с уполномоченными от приходов мирянами в городской собор, чтобы познакомить с программой «живой церкви». Отец Иоанн был выбран председателем собрания, о. Алексей - секретарем.

    После провала собрания, по указке ВЦУ обновленцы провели общеуездный съезд духовенства в Знаменской церкви Переславля. На собрании председательствовал Д.А. Шепелевич, он по пунктам рассказал о программе «живой церкви». Все с интересом слушали, по когда с вопросом по какому-то пункту обратились к представителю «живой церкви» о. Иоанну Виноградову, дескать, как по этому вопросу смотрит сама «живая церковь». По свидетельству присутствовавшего на собрании о. Евгения Елховского о. Иоанн сказал: «Нас неправильно учили в Духовной семинарии; нужно понимать так, что Иисус Христос был такой же человек, как мы, и что Он родился с такими же слабостями и недостатками, как и все». Все остолбенели, Никто не мог сдерживать себя, у многих текли слезы. В публике послышались голоса: «Что это такое? Ересь! Вон еретика!»

    Собрание на этом прекратилось. В собор к о. Иоанну люди стали ходить всё меньше и меньше. Отец Иоанн, отказал верующим, просившим его покинуть собор, тогда его вывели Насильно.

    Вскоре он снял рясу на одном из диспутов, устраеваемых безбожниками, заявив, что он не желает более обманывать народ. С апреля 1924 г. в Переславском Преображенском соборе служил будущий священномученик Евгений (Елховский). О служении в соборе он оставил воспоминания: «Здесь после живоцерковников иереев отца Иоанна и Алексия настоятелем храма был избран безместный священник, после ликвидации Феодоровского женского монастыря, протоиерей, благочинный города о. Николай Иванович Охотин. С ним-то вот мы, да ещё с диаконом Павлычем из Феодоровского же, и составили совместный причт... чередуясь в службах церковных. В материальном отношении этот новый приход, можно сказать, что ничего не улучшил моё обеспечение. Только с приездом владыки Дамиана и когда он служил в соборе, правда, стало как будто бы лучше. Прихожан, хоть и значится в списках впятеро больше Никольского, да они так разбросаны по всем улицам города, что вот до сих пор всех в лицо мы и не знаем. С требами редкий кто обращается к нам, после того как живоцерковники отогнали их от себя; они предпочитают отправлять религиозные требы в ближайших к себе храмах, куда временно тогда приписались. Дал мне хорошего этот новый приход лишь то, что здесь всегда служба отправляется с певчими и бывает частое архиерейское Богослужение, торжественность которого мне как привилась в учебные годы во Владимире, так до сих пор и теперь я люблю. Но зато здесь староста церковный (Александр Васильевич Хухлаев), ох, как тяжёл и несносен! Всё у него рассчитано и сводится к одному лишь рублю; любит внешнюю пышность и блеск, а что касается любви и усердия к Богу, то ни на грош. У самого дома так много - на всю жизнь не прожить, а стонет так, как бедняк не стонал... Архиерейская служба здесь совершаться стала недавно. Всего только с голодного 1918 года восстановилась здесь епископская кафедра, упразднённая пред тем более ста лет тому назад. Благодарение Богу!

    Назначением сюда епископа Дамиана Переcлавль был очень счастлив. За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, уменье служить и проповедовать слово, - и станом своим он был представительный, - его скоро здесь полюбили. Но не посчастливилось только житьё ему здесь. Первый раз он был арестован и посажен во Владимирскую тюрьму на год с лишним, заподозренный будто бы в политике, по произносимым в храме проповедям. Из Владимира тогда приходили трогательные картины рассказов, как его часто по улице города в арестантских опорках сопровождали под винтовками красноармейцы. Другой раз он был сослан на два года в город Хеджей в Туркестане, благодаря нажиму «живой церкви»... Он и третий раз был арестован, значась переславским епископом, но только уже домашним арестом, который был у него в Москве шесть месяцев. В этот раз он был выпровожен из города Александрова, куда он временно переселился пожить для удобства управления всей Владимирской епархией, которая ему была вверена. Вместо ссылки куда-нибудь далеко, ему, по просьбе его, дозволено было (в почётной ссылке) жить в Москве, без права выезда куда-либо во Владимирскую губернию. А перед тем выбытием его из Переславля в Александров вот что ещё было связано, я хочу рассказать, с именем епископа Дамиана... В одно время запьянствовали человек пять-шесть, соборные певчие.

    Имевшиеся деньги в карманах давно уже пропиты, хмель же в их отуманенных головах всё ещё бродит. «Ребята! Пойдём к архиерею просить себе денег на водку», - предлагает один. «Идём, идём, конечно!» - ему отвечают. И вот вступают в оградку собора, где в сторожке жил Дамиан.

    Видят, владыка сидит возле квартиры, гуляет. Честь честью подошли гуляки под благословение и сели с ним рядом, обращаясь сначала на «вы». На обращенную просьбу пьяных визитёров, владыка дал два рубля им на водку. Один из них тотчас же тогда и побежал покупать, а остальные свободно сидят и гуторят с архиереем разные речи во что кто горазд. Здесь они с ним уже сблизились на «ты». И говорят ему так: «Ты вот что, архиерей! Не уходи от нас в Александров. Тебе с нами неплохо, нигде не найти тебе лучшего. У нас так хорошо, а там жить будет хуже». В это время прибежал человек с водкой. «Вот ты, архиерей, пока здесь посиди, а мы вон там за храмом у стенки за твоё Здоровье и выпьем; потом мы тебе песни споём, а ты нас послушай!» И вот после сего выпили и пели. Архиерей же в это время продолжал сидеть на своём месте и слушал... Всего он значился епископом Переславским 9 лет. Ныне (1927 г.) в начале лета, к сожалению переславцев, он был отозван на новое место службы в город Полтаву в архиепископском сане. Проводы его были очень чувствительны: многие при прощании с ним и при речах духовенства плакали; плакал немало и он, Уезжая. В числе первых, как сослуживцу по собору, мне пришлось тогда сказать ему прощальное слово, перед молебном, за последней его литургией. Храм был полон молящимися; пришло почти и всё духовенство, как никогда». Лидия Владимировна Еховская писала: «... в 1931 г. были арестованы о. Николай Дунаев, о. Николай Охотин, о. Николай Чижев - больше о них не было ни слуху, ни духу».

    Собор был закрыт. В 1958 г. на Красной площади князю Александру Невскому поставлен памятник (скульптор С. Орлов, архитектор Л. Капица).

    В настоящее время Преображенский собор в Переславле приписан к Никольскому монастырю.

    Храмы Переславского района

  • Г. Переславль-Залесский. Преображенский собор
  • Г. Переславль-Залесский. Собор Владимирской иконы Божией Матери и
    Церковь Благоверного князя Александра Невского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Петра митрополита
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Преподобного Сергия Радонежского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сретения Господня
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сорока мучеников Севастийских
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Симеона Столпника
  • Г. Переславль-Залесский. Черниговская часовня
  • Троицкая слободка. Церковь Святой Троицы
  • Г. Переславль-Залесский. Смоленско-Корнилиевская церковь
  • Часовня «Крест»
  • Всехсвятская пустынь при станции Берендеево
  • С. Новоалексеевка. Алексеевская пустынь
  • С. Новоселье. Воскресенская пустынь Феодоровского монастыря
  • С. Ям. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • С. Красное. Церковь Вознесения Господня
  • С. Глебовское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Семендяйка. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • С. Веска. Церковь Святой Троицы
  • С. Голоперово. Церковь Трёх Святителей
  • С. Новое. Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
  • С. Ильинское. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • С. Гагаринская Новосёлка. Церковь Рождества Христова
  • С. Яропольцы (Ярополец). Церковь Воздвижения
    Животворящего Креста Господня
  • С. Пожарское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Самарово. Церковь Святых праведных Иоакима и Анны
  • С. Веськово. Церковь Святого великомученика и Победоносца Георгия
  • С. Соломидино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Пос. Купанское (Усолье). Церковь Преображения Господня
  • С. Купань. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • С. Гора Новосёлка. Церковь Пророка Илии
  • С. Ягренево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Городище. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Перцево. Церковь Воскресения Христова
  • С. Добрилово. Церковь Богоявления Господня
  • С. Бибирево. Церковь Архангела Михаила
  • С. Иванисово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Ефимьево. Церковь Святой Троицы
  • С. Скоблево. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Давыдово. Церковь Обновления храма Воскресения Христова
  • С. Калистово. Церковь Преображения Господня
  • С. Большая Брембола. Церковь Святой Троицы
  • С. Малая Брембола. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Воронцово. Церковь Воскресения Христова
  • С. Нила. Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • С. Ивановское. Церковь Святого великомученика Георгия
  • С. Фалелеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Никульское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Кабанское. Церковь Рождества Божией Матери
  • С. Алексино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Спасское. Церковь Преображения Господня
  • С. Дубровицы. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая
  • С. Твердилково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Филимоново. Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского
  • С. Филипповское. Церковь Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
  • С. Лучинское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Елизарово. Церкви Святого великомученика Никиты и Святой Троицы
  • С. Славитино. Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца
  • С. Романово. Церковь Воздвижения Креста Господня
  • С. Нестерово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Смоленское. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • С. Рогозинино. Церковь Сретения Господня
  • С. Вашка. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Романово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
  • С. Троицкое. Церковь Святой Троицы
  • С. Лыченцы. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Алферьево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Половецкое. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Лучинское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • С. Дубнево. Церковь Святой Троицы
  • С. Рахманово. Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • С. Брынчаги (Кадановский Погост). Церковь Преображения Господня
  • С. Копнино. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Андрианово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Нагорье. Церковь Преображения Господня
  • С. Хмельники. Церковь Воскресения Христова
  • С. Ермово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Елпатьево. Церковь Вознесения Господня
  • Никольский Солбинский монастырь
  • С. Дмитриевское. Церковь Великомученика Димитрия Солунского
  • С. Малое Ильинское. Церковь Илии Пророка
  • С. Николо-Царевна. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Загорье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • С. Даратники. Церковь Нерукотворного Образа Спасова
  • Погост Козьмы и Дамиана (с. Выползово). Церковь Богоявления

  • В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100