Богородице-Рождественский мужской монастырь

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • Фотоальбом Богородице-Рождественского монастыря.
  • Рассказ о поездке во Владимир.
  • Богородице-Рождественский мужской монастырь

    Адрес Богородице-Рождественского монастыря:600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 68
    Адрес Богородице-Рождественского монастыря: http://брм33.рф
    Телефоны Богородице-Рождественского монастыря: (4922) 42-12-06, 32-67-10
    Как проехать к Богородице-Рождественскому монастырю: монастырь находится рядом с Вокзальной площадью. От вокзала подняться вверх по улочке вдоль стены Рождественского монастыря до Большой Московской улицы (справа будет гостиница "Владимир"), свернуть налево и дальше также вдоль стены дойти до входа в монастырь.
    На автомобиле: из Москвы - въехать во Владимир, по главной улице мимо Золотых ворот, мимо Соборной площади доехать до Рождественского монастыря – монастырь будет справа. Чтобы припарковаться без проблем, нужно, как только проедете Соборную площадь, на первом светофоре свернуть направо на маленькую улочку, которая ведет к Дмитриевскому собору. Оставить здесь машину и пройти дальше к монастырю.
    Посмотреть на карте яндекса:
    Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире.

    Богородице-Рождественский монастырь во Владимире

    Сочинение краеведа К.Н.Тихонравова.
    Богородице-Рождественский монастырь во Владимире.

    Оглавление

    1. Этапы истории.
    2. К.Н. Тихонравов

    Владимирский Рождественский монастырь XII века, где почивали св. мощи В К. Александра Невского, по перенесения в С.-Петербург.

    Сочинение Действительного Члена Археологических Обществ: Императорского С.-Петербургского и Московского Б.Тихонравова.
    Город Владимир. 1869.

    Оглавление

    I. Владимирский Рождественский монастырь XII века.
    Основатель монастыря.

    II. История монастыря.
    III. Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы.
    IV. Обновление и освящение церкви Рождества Пресвятыя Богородицы.
    V. Теплая Христорождественская церковь и другие монастырские здания.
    VI. Памятники древности, хранящиеся в Рождественском монастыре.
    Иконы.
    Кресты и священные сосуды.
    Евангелия, старопечатные книги и рукописи.
    Разная церковная утварь, плащаница, саккос, митры и посохи.
    VII. Великий князь Александр Ярославич Невский.
    VIII. Указ 2 июля 1723 года о перенесении мощей св.великаго князя
    Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.

    1. Этапы истории.

    Богородице-Рождественский монастырь во Владимире, древнейший на Руси, был основан, согласно летописным свидетельствам, великим князем Всеволодом Большое Гнездо 22 августа 1191 года, при епископе Иоанне.

    С самого основания монастырь занимал важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные архиерейские кафедры. До 1230 года монастырем управляли игумены, позднее была учреждена Архимандрия. Рождественская обитель стала называться «великой», а также «лаврою». С половины XIII до начала XIV века обитель считалась кафедральной для российских митрополитов.

    23 ноября 1263 года, в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, почил мощами великий князь Александр Ярославич Невский, в схиме Алексий. Эта великая святыня оставалась в монастыре вплоть до 14 июля 1723 года, когда по высочайшему указу императора Петра I мощи святого благоверного князя Александра Невского были торжественно перенесены из обители в Санкт-Петербург.

    Святой благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий
    Святой благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий.

    В 1237 году при нашествии хана Батыя монастырь подвергается полному разрушению, а его настоятель архимандрит Пахомий с братией принимают мученическую кончину.

    В 1561 году, когда звание первого монастыря на русской земле окончательно закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь стал вторым по значению, а по устроению в Петербурге Александро-Невской Лавры - третьим. Однако, он по-прежнему оставался ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху.

    В 1667 году настоятелю Богородице-Рождественского монастыря архимандриту Филарету греческими патриархами Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским дано было право носить мантию со скрижалями, именоваться «преподобнейшим» и употреблять за богослужением архиерейский жезл.

    В 1607 году иждивением Ростовского митрополита Ионы над святыми вратами была возведена надвратная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, впоследствии упраздненная. Ее помещение было соединено с новым обширным храмом в честь Рождества Христова, построенным в 1866 году при Святителе Феофане Затворнике (Говорове), в бытность его Правящим архиереем Владимиреской епархии. Храм имел также придел в честь Иверской иконы Божиеи Матери, устроенный в память о временном пребывании этой московской святыни здесь во время войны 1812 года. Бывший же надвратный храм служил ризницей при новом.

    В 1695 году в южной части монастыря, близ больничных палат, была устроена церковь в честь святого пророка и Предтечи Иоанна, который упомянут в Библии.

    С 1744 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны, Богородице-Рождественский монастырь был обращен в резиденцию Владимирских архиереев.

    Главным, соборным храмом обители являлся древний белокаменный храм во имя Рождества Богородицы. С севера от него находилась церковь святых мучеников Фотия и Аникиты, построенная в XVIII веке в другом месте и перенесенная на территорию монастыря в 1800 году. Подлинным украшением обители была шатровая колокольня с часами, находившаяся к западу от собора, на одной линии с ним.

    Двухэтажный архиерейский дом с подвалом был построен в 1748 году епископом Платоном. При том же Преосвященном к югу от архиерейского дома строится двухэтажный корпус, где разместились часть семинарии и покои викарного архиерея.

    В 1850 году при епископе Парфении была устроена домовая церковь во имя Святой Троицы. Впоследствии она была упразднена. Усердием Преосвященного Парфения строится также двухэтажный корпус для певчих и братии, который в совокупности с архиерейским домом и Христорождественским храмом образовал внутреннее каре.

    После 1918 года и до недавнего времени территорию обители занимало Управление служб государственной безопасности по Владимирской области. Вследствие этого в 1930 году были снесены все храмы, кроме Христорождественского, включая древний собор и уникальную колокольню, заложены Святые врата и упразднена бывшая при них часовня.

    21 сентября 1991 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, совпавший с 800-летием Богородице-Рождественской обители, впервые после семидесятилетнего «вавилонского пленения» состоялся бывший когда-то традиционным крестный ход из Успенского кафедрального собора в Богородице-Рождественский монастырь, где на месте взорванного древнего храма был водружен Поклонный Крест.

    В1992 году, осенью, в распоряжение Владимиро-Суздальской епархии окончательно была передана вся территория обители. Ныне здесь располагаются Епархиальное управление, Свято-Феофановская духовная семинария и собственно монастырский корпус.

    Усилиями Преосвященнейшего Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, священноархимандрита Богородице-Рождественского монастыря, народных депутатов России, глав областной и городской администраций были освобождены и занимаемые КГБ помещения. Соответствующие документы были подписаны 11-13 июля 1992 года.

    Первым наместником возрожденной обители стал архимандрит Юстиниан (Саган). Горстка первых насельников разместилась в голых стенах. Позднее здесь же расположились и воспитанники духовного училища. Надо было организовать нормальную жизнь нескольких десятков людей и, конечно, совершать богослужения.

    Литургию служили на переносном престоле в разных углах храма (по мере подготовки). Администрация и жители города поддержали возрождение монастыря - была оказана материальная помощь, благодаря которой удалось приобрести церковную утварь, паникадило, подсвечники, фанеру для временного иконостаса. Местный музей передал монастырю гробницу Александра Невского.

    В 1993 году была осуществлена предварительная реконструкция Христорождественского храма, освященного еще в 1863 году великим Святителем Феофаном Затворником: пробиты заложенные кирпичом проемы. В 1994 году храм был приведен в относительно приличное состояние и вновь освящен.

    29 октября 1995 года при большом стечении народа в стенах монастыря была отслужена панихида по безвинно убиенным жертвам политического террора, захороненным на территории обители. Вместе с братией монастыря в ней участвовал хор юношей и девушек из Владимирской православной духовной школы. К мемориалу - белокаменному кресту в монастырской стене - были возложены цветы и установлены поминальные свечи.

    В сентябре 1995 года торжественно отмечалось вступление города во второе тысячелетие. Для монастыря эти дни тоже стали знаменательными, так как торжества почтил своим присутствием Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

    Здесь, в монастыре, Святейший Предстоятель Русской Православной Церкви совершил торжественное освящение закладного камня возрождаемого собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

    «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основана церковь сия в честь и память Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и главнаго Ее Рождества, при Патриархе Московском и всея Руси Алексии при святительстве Переосвященнейшего Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского в лето от сотворения мира 7503 от Рождества же по плоти Бога Слова 1995 августа месяца 9 дня».

    В настоящий момент строительство храма, воплотившего характерные черты древнего владимиро-суздальского зодчества и ставшего собирательным образом белокаменной архитектуры, близко к завершению.

    В монастыре находятся частицы мощей преподобных Киево-Печерской Лавры, преп. Серафима Саровского, преп. Силуана Афонского, свт. Феофана Затворника, святых, подвизавшихся в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской губернии - преподобных Зосимы и Германа, старца Алексия, священноисповедника пресвитера Петра Чельцова, Великодворского.

    В октябре 2000 года в Христорождественский храм были торжественно перенесены мощи Святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца, прославленного в лике святых на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. В 1920 году будущий Святитель Афанасий был назначен наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря и на 20 января (12 февраля) 1920 года, в день памяти преподобного Евфимия Великого, возведен в сан архимандрита.

    Важной вехой в новейшей истории обители стал выход в свет в 2000 году «Патерика Владимирского Богородице-Рождественского монастыря».

    К 2000 году, когда христианский мир торжественно отмечал двухтысячелетие со дня Рождества Христа Спасителя, монастырь снова вступил в полноценную духовную жизнь, свидетельствуя об Истине иного бытия, высшего и вечного, открытого всем Воплощенным Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом.

    С июля 2001 года наместником Богородице-Рождественского монастыря стал архимандрит Нил (Сычев), ранее настоятельствовавший в Зосимовой пустыни. Братия Зосимовой пустыни перенесли в монастырь чудотворную
    икону Тихвинской Божией Матери. Хотя число насельников обители невелико (10 монахов и 2 послушника), они активно принялись за хозяйственно-восстановительные работы, дела милосердия и благотворительности. Но свою первоначальную задачу иноки видят в созидании духовной основы монастырской жизни.

    Монастырь, построенный на крови мучеников, вечен. Даже на какое-то время разрушенный, он возродится непременно - об этом ярко свидетельствует славная многовековая история Богородице-Рождественского монастыря.

    Далее
    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100