Основатель Богородице-Рождественского монастыря

Дата публикации или обновления 15.12.2021
  • К оглавлению: Богородице-Рождественский монастырь
  • Владимирский Рождественский монастырь XII века,
    где почивали св. мощи В К. Александра Невского,
    по перенесения в С.-Петербург.

    Сочинение Действительного Члена Археологических
    Обществ: Императорского С.-Петербургского
    и Московского Б.Тихонравова.
    Город Владимир. 1869.

    I. Основатель монастыря.

    Владимир Клязьменский, бывший полтора века стольным градом великих князей русских, в этот период первенства между городами земли русской был центром, где возникло стремление к единодержавию и разлилось на всю Русь северо-восточную, при могуществе и твердой воле сильных и славных великих князей Владимирских, каковы были - Андрей Боголюбский, Всеволод III и Александр Ярославич Невский. Всеволод Юрьевич III, называемый большим гнездом и Великим, по кончине Михаила Георгиевича, в 1176 году, принял присягу в верности от жителей Владимира, на площади пред Золотыми воротами и объявил себя великим князем Суздальской области. Первые годы княжения Всеволодова, до 1181 года, прошли в смятениях и междоусобиях с Новгородцами, Ростовцами и Рязанцами, - но с этого времени в продолжение последующих 30 лет княжения его никто не возмущал тишины в областях Владимирских; Всеволод вел еще многие войны, но все они были вне великого княжения. Сильный и всегда счастливый, он не допустил ни одного врага вторгнуться с мечом в свои владения; все боялись его испытанного могущества: «его имени, - говорит летопись, - трепетаху вся страны и по всей земли изыде слух его и вся зломыслы его вда Бог под руце его».

    Северо-восточная Русь благоденствовала; столица ее Владимир, укрепляемый умом и силою своего князя, начал быстро процветать. Права и выгоды столичного города умножили его народонаселение; княжеский двор, состоявший из большого числа бояр, отроков и мечников княжеских, многочисленная ратная дружина, купцы, съезжавшиеся из разных стран, Волгаре с хлебом и изделиями востока, Новгородцы с югорским серебром и дорогими мехами, художники-греки, все это давало особенную жизнь и блеск Владимиру. При Всеволоде Великом Владимир достиг высшей степени своего благоденствия и силы, какими он славился в то время. Тогда он был едва ли не лучшим городом в целой Руси. Золотоверхий Киев, уступив Владимиру право столицы, передал ему и все великолепие двора великокняжеского, многочисленные съезды князей и послов и торжественные народные празднества в честь и радость великого князя. Владимирцы с гордостью видели у себя и толпы пленных князей, и надменных Новгородцев, ждавших милости от Всеволода; они праздновали с ним по целому месяцу постриги княжеских сыновей и браки их; они торжествовали победы его, и эти торжества были часты. Между многими делами своего правления Всеволод заботился и об устройстве своей столицы.

    Во Владимире-кляземском после соборов занимает первое место по своей древности и знаменитости Рожествен монастырь, основанный по благочестивому усердию великого князя Всеволода Юрьевича, еще прежде заложения детинца, или крепости.

    Великие князья, перенося свой престол из Киева во Владимир, желали, как видно, на своем новоселье сохранить воспоминания о матери градов русских и увековечивали их созданием церквей, посвященных тем же святым и в честь тех же священных событий, которые праздновали в стольном Киеве. Церковь в Боголюбове, созданная в.к. Андреем Юрьевичем в 1156 году, и первая церковь в монастыре Владимирском в.к. Всеволодом Юрьевичем посвящены прославлению Рождества Божией Матери, которое соединяется в Киеве с празднеством Софии премудрости Божией, и первый детинец, или средний город во Владимире, наименован печерним, в подражание Киевскому Печерскому.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос