Церковная утварь, плащаница, саккос, митры и посохи в Рождественском монастыре

Дата публикации или обновления 15.12.2021
  • К оглавлению: Богородице-Рождественский монастырь
  • Богородице-Рождественский монастырь.
    Памятники древности, хранящиеся в Рождественском монастыре.
    Разная церковная утварь, плащаница, саккос, митры и посохи.

    Чаша водосвятная серебряная вызолоченная весом 13 фунтов 30 золотников; вокруг ее вычеканена вязью следующая надпись: «лета 7118 (1600 г.) месяца декабря в 25 день сия чаша зделана бысть в пречистую и великую обитель Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго Ея Рожества и преподобнаго отца нашего Александра Невскаго чудотворца, церковныя ради потребы на освящение воды, по велением князя Ивана Шуйскаго и за то пожаловать поминать во святых своих молитвах о здравии его, а как Бог по душу пошлет и его поминать по преставлении его и в синодики написать».

    Блюдо большое серебряное, местами вызолоченное, овальной формы. На нем по краям в клеймах шесть грудных изображений императоров Римских, обронной работы; вокруг каждого из них вырезаны вглубь латинские подписи: l.Galba Sergius, 2.Otto Silvius, 3.Avlus Vitellius, 4.Flavius Vespasianus, 5.Titus Vespasianus. 6.Domician. Caesar. Посредине блюда обронной же работы изящно изображены: по правую сторону мужчина в чалме, по левую царица и над ней три женские фигуры держат зонт. Между мужчиною и царицею, пониже изображен человек, кроящий ремни из буйловой кожи; по сторонам вычеканены деревья тропических стран. Сюжет для картины взят из Карфагенской истории. Илиса, более известная под именем Дидоны, Тирская принцесса вышла замуж за брата Тирского царя Пигмалиона, Сихея. Пигмалион умертвил брата своего Сихея, в намерении завладеть большим его богатством. Но Дидона, со всем богатством мужа своего, ушла тайно из Тира и после долгого странствования по Средиземному морю пристала к берегу Африки, где, купив у местного владетеля или царя участок земли, построила на нем город или крепость Карфаген. Говорят, что Дидона употребила в этом случае хитрость; она просила у местного владельца такого пространства земли, какое может захватить воловья кожа. Владелец согласился, но Дидона приказала раскроить кожу на самые тонкие ремешки и таким образом охватила ими значительное пространство земли для своего поселения. Это сказание, признаваемое критикою за баснословное, не могло помешать художнику начертить картину, изображенную на помянутом блюде.

    Блюдо небольшое круглое, серебряное, вызолоченное, с поддонком, употреблявшееся прежде при освящении хлебов. На нем в средине изящной чеканной работы изображена женщина, держащая в правой руке ветвь; пред женщиною дымящийся жертвенник, а ниже его группы овец, рыщущий волк и гонящиеся за ним собаки. По краям блюда вырезана вглубь латинская надпись: «S. P. Q. A Ioanni Petgrom ob egregiam operam in sapiendis dissidiis, quae Religionis ergo ingruebant gratitudinem». На нижней стороне блюда вырезано полууставом: О. Д. Д. Н. И. А. Монограмму эту объясняет вкладная книга, из коей видно, что блюдо это приложено окольничим, думным дворянином Никитою Ивановичем Акинфовым и принадлежало к числу его домашней утвари.

    Рипиды красной меди густо вызолоченные с резными изображениями Рождества Христова и Пресвятой Богородицы и прорезным вокруг сиянием посеребренным; на них по краям с обеих сторон вырезаны вязью: тропарь Рождеству Пресвятыя Богородицы и летопись: «лета 7098 (1590) декемврия 25 на Рождество Господа нашего Иисуса Христа зделаны бысть сия святыя рипиды в монастырь Пресвятыя Богородицы в Володимер Российскаго государства в самодержавие боговенчаннаго благочестиваго Царя и Государя Великаго князя Федора Иоанновича всея русии самодержца и при благоверной и христолюбивой Царице и великой княгине Ирине в шестое лето государства его и при отце и богомольце святейшем Иове патриархе Московском и всея Руси повелением великаго господина Преосвященнаго Ионы архиепископа Вологодскаго и Велико-Пермскаго на обещание». Кроме тропаря вырезаны еще: «Искупил ны еси от клятвы» и «Достойно есть» и пр.

    Панагия серебряная вызолоченная, в средине вырезанный выпукло на камне темно-красного цвета образ Спасителя; в возглавии литое изображение Нерукотворенного Спаса; на исподней стороне по краям панаши выпуклыми словами вычеканена надпись: «лета 7139 (1631) ноября в 26 день при державе благовернаго Царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси и при Святейшем Патриархе Филарете Никитич Московском и всея Руси по повелению их государскаго богомольца Beрейскаго митрополита Аверкия». Верное изображение и описание этой панагии находится в древностях Российского государства.

    Кадило серебряное, ложчатое, в виде храма с одною чешуйчатою главою, над нею восьмиконечный крест; по краю крышки вырезана надпись: «лета 7171 (1663 г.) при державе благочестиваго Государя Царя и великаго князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца» и на самом кадиле тоже по краю окончание надписи: «пределано сие кадило Владимирсково Рожественого монастыря от ветха на ново при архимандрите Филарете з братиею».

    Из архиерейских облачений замечательны саккос золототравчатый, дар царя Федора Алексеевича Суздальскому митрополиту Илариону пред возведением его в этот сан; по оплечью, рукавам и подолу на саккосе вышито золотом: «лета 7190 (1682 г.) марта в 25 день возведен первый, на митрополию Преосвященный Иларион архиепископ Суждалю и Юрьеву в царствующем граде Москве, в соборе Благовещения Пресвятыя Богородицы, что на сенех у Государя». В этом самом саккосе митрополит Иларион изображен на современном ему портрете, находящемся ныне в Суздальском Рождество-Богородицком соборе пред гробницею святителя.

    Кроме того хранятся в ризнице старинные архиерейские митры, но уже переделанные вновь. Из них особенно замечательна митра богато украшенная жемчугом с древними финифтевыми по золоту образами вокруг греческого дела - спереди Господа Вседержителя с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Предтечею, по сторонам св. апостол Петр и на обратной стороне Алексий человек Божий; вверху образ Успения Божией Матери окруженный восемью херувимами также на финифти. На самой средине образа Успения отверстие для вставления креста. Из вкладной книги видно, что в 1607 году Преосвященный Иона митрополит Ростовский и Ярославский, в числе разных вкладов дал в монастырь «пять шапок служащих с камением и с жемчугом,» - не к этим ли шапкам принадлежит и описанная митра?

    Из хранящихся в ризнице разных посохов особенно замечателен не богатством украшений, а изяществом работы, древний архимандричий деревянный посох, искусно расписанный разными узорами и летами. Есть и другой деревянный посох, но уже позднейшей работы.

    Описав здесь все памятники старины, сохранившиеся в храмах и ризнице бывшего Рождественского монастыря, восходящие впрочем, кроме нескольких икон, не далее конца XVI века, остается упомянуть о шитой плащанице, которая хотя приложена уже в начале прошлого столетия, но замечательна по искусству работы и по имеющейся на ней надписи. Плащаница эта 3 1/2арш. длины 21/4 арш. ширины, вышита шелками, серебром и золотом; на одной стороне ее следующая шитая золотом летопись: «Лета от сотворения мира 7218, а от Рождества Христова 1710 году месяца декабря в 22 день, при державе благочестивейшаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича всея великия, малыя и белыя России Самодержца и при благоверном царевиче и Великом Князе Алексее Петровиче всея России, меж патриаршества, при митрополите Стефане Рязанском и Муромском построили сию плащаницу Ближний Стольник Иван Иванович Большой Бутурлин и жена его Анилина Петровна по обещанию своему в Володимер в обитель Пречистыя Богородицы честнаго Ея Рождества при архимандрите Боголепе». На поле вышито: «Помяни Господи души усопших раб своих схимонаха Илариона, Иоанна».

    В палатке под колокольнею хранится несколько железных небольших пушек XVII века, бывших прежде на осадном монастырском дворе, в кремле Владимирском.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос