Теплая Христорождественская церковь и другие монастырские здания в Богородице-Рождественском монастыре

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Богородице-Рождественский монастырь
  • Богородице-Рождественский монастырь.
    V. Теплая Христорождественская церковь и другие монастырские здания.

    Время первоначального построения этой церкви неизвестно, но судя по архитектуре ее, бывшей до перестройки, она сооружена, может быть, на месте прежней деревянной, не ранее XVII века. При преосвященном епископе Феофане церковь эта за ветхостию разобрана и в тех же размерах возведен обширный храм, без столпов, по проекту архитектора Артлебена. В 1866 году он освящен епископом Феофаном в честь Рождества Христова, с приделом Иверския Божией Матери, как было и в прежней церкви, разобранной по ветхости. Церковь эта исстари носит название крестовой, что дает право полагать о существовании ее еще во времена патриаршества. В древности, как в Греции, так и в России, был обычай, по которому некоторые церкви и монастыри, находящиеся в области местных архиереев, были исключаемы, по воле патриархов, из-под власти епархиальных архиереев и подчиняемы власти патриаршеской. И так как в сии церкви и монастыри патриархи, в знамение своего благословения, обыкновенно присылали кресты, которые водружались или на восточной стороне алтаря церкви, за престолом, или пред вратами храма и монастыря, то от сего водружения креста самые церкви и монастыри получали название ставропигий, чем пользовался и монастырь Рождественский. Кроме того, такое же название усвоялось и домовым патриаршим, равно как и архиерейским вообще, церквам, как ни от кого не зависящим, кроме воли своего архиерея.

    Устроение придела в честь иконы Иверския Божией Матери произошло после 1812 года, по следующему случаю, рассказанному очевидцем, участвовавшим в молебствиях церковных в 1812 году.

    1812 год, достопамятный для всякого русского, как година тяжкого искушения любезного отечества нашего, памятен особенно для нас, жителей города Владимира, отрадным, среди военных тревог, событием. В этом году Божия Матерь в честной и чудотворной своей иконе - Владимирской, той самой, которая со дней св. князя Андрея Боголюбского до 1395 года находилась в здешнем кафедральном соборе и отсюда, по повелению великого князя Василия Димитриевича, перенесена в Москву для защиты ее от нашествия Тамерлана, - неожиданно посетила и утешила нас, находившихся в опасности от угрожавшего нам нашествия неприятеля. Государь Император Александр, решив уступить Москву без боя, дал повеление вывезти оттуда все драгоценности церковные и государственные. Вследствие этого, Московский викарий епископ Августин, отправивши предварительно сокровища ризницы патриаршей и соборной в Вологду, сам в ночи на 2 число сентября, взявши с собой чудотворные иконы Богоматери: Владимирскую и Иверскую, отправился во Владимир. Владимирский епископ Ксенофонт предложил преосв. Августину остановиться в Рождественском монастыре и упросил его здесь остаться со святыми иконами до 8-го сентября. В этот день - день храмового праздника в Рождественском монастыре, епископ Ксенофонт, по прибытии обычного крестного хода из Успенского собора, взял, с согласия преосвященного Августина, святые иконы Владимирскую и Иверскую и с ними совершил новый крестный ход около кремля по валу, как это здесь бывает в день преполовения праздника Пятидесятницы; духовная процессия продолжалась более часа, при бесчисленном стечении народа. Утром 10 сентября преосвященный Августин отправился с иконами в Муром, и проживал там в Благовещенском монастыре.

    По совершенном очищении Москвы от неприятеля, московский викарий Августин, получив приказание возвратиться, 20 октября - воскресный день, совершил торжественное молебствие в Муромском соборе и прямо из храма отправился в путь. Муромцы провожали его с крестным ходом, в коем несли на себе Владимирскую и Иверскую иконы более трех верст и затем уложили их в дорожные киоты.

    В среду 23-го октября, епископ Августин прибыл во Владимир и преосвященный Ксенофонт снова упросил его остановиться здесь на несколько дней, святые же иконы внести в кафедральный собор, что и совершено 24-го числа, с торжественным ходом пред литургиею. Святая икона Владимирская, совершенно одинакового размера с здешнею копиею ее, постановлена была в киоте сей последней, а Иверская на приготовлейном для нее месте, подле местного образа Успения Божией Матери. Литургию совершил сам архиерей, с соборным духовенством. Стечение граждан было чрезвычайное; все молившиеся с особенным чувством взирали на светлый лик Богоматери и с умилением повергались на колена пред святою иконою Владимирскою, переносясь мыслию в те давние времена, когда сия св. икона здесь занимала этот же киот; все были вне себя от радости, что она в горестную пору, по неисповедимому всеблагому промыслу оказалась на старом своем месте, на коем зрели и пламенно лобызали ее наши предки, слишком два века.

    По окончании литургии, во весь день отворены были двери соборного храма и граждане один за другим непрестанно приходили лобызать драгоценную святыню, бывшую некогда у нас. На 25-е число св. иконы из собора торжественно перенесены в Успенский Княгинин девичий монастырь, где совершено всенощное бдение, а наутро божественная литургия, после коей также на весь день оставались тут иконы; на 26-е число они перенесены в Дмитриевский собор, где в этот день был храмовый праздник в честь св. Димитрия Солунского. Здесь и в девичьем монастыре литургии совершены были самим преосвященным. На 27-е число (воскресенье) св. иконы перенесены в Рождественский монастырь и отправлено всенощное бдение. Утром поранее обыкновенного началась божественная литургия, которую совершал преосвященный Ксенофонт с избранным духовенством, и потом молебен Божией Матери, а затем прямо из храма с крестным ходом сопровождал сам же св. иконы до соборной часовни. Тут разоблачившись и со слезами облобызавши святые иконы, он поручил сопроводить их архимандриту Анатолию, ректору семинарии, до Казанской церкви, что в Ямской слободе, на выезде к Москве. Дворяне и купцы попеременно несли на себе святые иконы, несмотря на снежную, ненастную погоду. В Казанской церкви иконы уложены и все сопровождавшие их, поклонясь пред ними в последний раз, возвратились в город, славя и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь.

    Во время пребывания св. икон во Владимире, с Иверской сняты тогда две копии в размере подлинной; одна находится в Успенском соборе, а другая - в Рождественском монастыре. Здесь, пред этою иконою, в то же время установлено петь акафист Божией Матери каждую субботу пред вечернею, что совершается и доныне, а впоследствии устроен придельный храм в честь чудотворной иконы Богоматери Иверской, икона же украшена богатою серебряною вызолоченною ризою, жемчугом и дорогими камнями.

    Кроме сих церквей были в прежнее время еще три: 1) на святых вратах, где ныне ризница, во имя св. Александра Невского, построенная в 1607 году, преосвященным Ионою митрополитом Ростовским и Ярославским, как видно из вкладной книги, на его собственное иждивение; 2) во имя св. Иоанна Предтечи, близ бывших больничных келий на южной стороне, устроенная в 1695 году Московским жителем Иваном Федоровым Евсигнеевым, который, как значится в той же вкладной книге, в этой церкви и похоронен под алтарем; 3) во имя св. мучеников Фотия и Аникиты; церковь эта была построена из полосового и листового железа, около половины XVIII столетия одним из Владимирских граждан, которая в 1800 году, при епископе Викторе, разобрана; находилась она с левой стороны близ церкви Рождества Пресвятыя Богородицы. От железной церкви остались доныне и хранятся в ризнице писанные на железе два образа: Господа Вседержителя и Благовещения Божией Матери.

    Неподалеку от церкви Рождества Богородицы находится шатровая колокольня, построенная, как видно из вкладной книги, в 1654 году; глава на ней, бывшая сначала черепичная, покрыта белым железом и крест в 1847 году вызолочен через огонь. На колокольне восемь колоколов. Большой колокол (без образов) весом в 300 пудов, пожалован царем Алексеем Михайловичем, как видно из вырезанной вглубь вязью надписи: «при богомольце Иоасафе патриархе московском и всея Руси, в третие лето патриаршества его дал Государь сей колокол во град Володимер пречистые Богородицы в Рожественской монастырь Пречистаго Ея Рожества и великаго князя Александра Невскаго». Патриарх всероссийский Иоасаф избран в этот сан из архимандритов Троицкой Лавры, по низвержении Никона в 1667 году; таким образом этот колокол, дар царя Алексея Михайловича, роено 200 лет благовестит и призывает к богослужению молящихся в древнюю Рождественскую обитель.

    Архиерейский дом двухэтажный, с подвалом, построен в половине прошедшего столетия Владимирским епископом Платоном Петрунькевичем, по восстановлении епархии во Владимире, в 1748 году. При архиепископе Парфении дом этот значительно улучшен и по болезненному положению архипастыря устроена домовая церковь во имя св. Троицы; но по прибытии преемника его епископа Иустина упразднена, впоследствии, впрочем, им же вновь устроена и освящена во имя св. преподобного великого князя Александра Невского.

    На восточной стороне находится двухэтажный корпус, построенный тоже преосвященным Платоном, где помещалась часть семинарии, открытой им в 1750 году. Ныне в верхнем этаже приготовлены покои для викарного архиерея. На южной стороне двухэтажный корпус для певчих и братии, построенный архиепископом Парфением, и в смежности с ним низменное одноэтажное здание старинной постройки с подвалами, где помещается архиерейская кухня и другие службы. При въезжих воротах по левую сторону находится небольшой двухэтажный корпус, в коем живет эконом архиерейского дома. Все монастырские здания каменные.

    Рождествен монастырь, или архиерейский дом, имеет в окружности 484 сажени и обнесен каменною оградою с четырьмя по углам башнями. В монастырь четверо ворот: святые и въездные на запад, и на земляной вал южные и восточные; в эти последние, по преданию, изнесены были из монастыря св. мощи в.к Александра Невского и с того времени закладены наглухо. Восточные ворота действительно были заложены, под аркою их изображено Знамение Пресвятыя Богородицы и пред ним коленопреклоненные с правой стороны: Максим митрополит, великие князья Андрей и Глеб, а с левой св. Александр Невский, великий князь Георгий и великомученик Аврамий, Владимирские чудотворцы, - но это было сделано спустя уже много времени после вынесения мощей св. Александра в 1723 году, в то время вовсе еще и каменной ограды не было. В начале XVIII столетия монастырь был обнесен деревянными стенами и как видно из актов, земляные валы были уже значительно повреждены прорытвинами, где был тайник из кремля к речке Лыбеди, а у Рождественского монастыря городской стены вовсе не было.

    В 1729 году, когда о повреждениях земляных валов стало известно Владимирской провинциальной канцелярии из реестра, составленного капралом Коптевым, от канцелярии немедленно сделан был запрос стряпчему Рождественского монастыря о построении деревянной ограды вокруг монастыря. Вследствие такого распоряжения, стряпчий монастыря Одинцов дал следующий отзыв: «1729 года, июля в 19 день, по вышеписанному определению в Володимире в провинской канцелярии, пред господином подполковником и Володимерской провинции воеводою Федором Климонтовичем Чихачевым с товарищи, Владимерскаго Рождественнаго монастыря стряпчий Данил Иванов сын Одинцов сказал: на городовом валу, на котором была построена городовая стена, ныне построена Рождественнаго монастыря ограда бревнами в столбы, после пожарнаго времени, как оный монастырь и город Володимер горел в 1719 году, которое де строение строил бывший онаго Рождественнаго монастыря архимандрит Гедеон, с согласия с бывшим в Володимере ландратом князь Артемьем княж Степановым сыном Ухтомским того ради, ежели бы оный монастырь забором городить на прежнем месте, где была монастырская ограда, то бы без городовой по валу стены всякому идущему по городовому валу в монастырь смотрить можно, понеже та монастырская ограда гораздо ниже спущена была от городоваго валу».

    Рядом с въезжими воротами направо исстари находится часовня, Устроенная первоначально под церковью св. в.к. Александра Невского, а ныне находящаяся под ризницею. В ней прежде стоял большой образ Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, но в последнее время в часовне устроен иконостас, в средине коего помещен образ Тождества Пресвятыя Богородицы, бывший некогда местного иконою; образ украшен серебряною чеканного, местами густо вызолоченною, ризою; на нем изображены св. Иоаким и Анна, стоящие пред младенцем, Божиею Матерью, лежащею в храмине под пологом; вверху над нею Господь Саваоф, держащий на лоне Иисуса Христа в отроческом возрасте, благословляющего обеими руками, а под ним Дух Святый в виде голубини. Внизу на ризе вычеканено: 1736 года, сентября 1 дни Пресвятей Богоматери построена риза среброкованая и позлащенная при архимандрите Павле и при казначее Каллинике. Величина образа в вышину 2 1/2, а в ширину 11/2 аршина.

    Далее, в смежности с крестового Христорождественскою церковью, святые ворота; на стенах и сводах их сохранились фрески, сходные с открытыми под слоями штукатурки в Дмитриевском соборе. Вверху над самыми вратами изображен Деисус, а по своду на обеих сторонах сидящие на престолах дванадесять апостолов с разогнутыми в руках книгами, на коих написаны начальные слова имен апостольских ПВ. МТ. MP. ФМ. ИО., т.е. Павла, Матфея, Марка, Фомы, Иоанна, прочие изгладились. За апостолами видны сонмы ангелов, держащих в одной руке начертание имени IС. XР., а в другой жезл с монограммою сего же имени на верху. При подножии Спасителя, по левую сторону, представляется ад, с вьющимся от него змием, которого попирает пятою ангел, предстоящий Спасителю, в оправдание слов Господних древнему змию: «той твою блюсти будет главу и ты блюсти будеши его пяту» (Бытия III, 15).

    На правой стороне изображен рай, где сидят на престолах праотцы: Авраам, Исаак и Иаков; при вратах его виден нагой человек, с язвами на руках и на ногах, с четвероконечным крестом в руках. Это благоразумный разбойник, по надписи Pax, которому Спаситель сказал со креста: «днесь со Мною будеши в рай». На выступах изображены Владимирские чудотворцы и Димитрий Селунский, коему тезоименит был создатель Рождество-Богородицкого храма великий князь Всеволод III, Димитрий. Хотя время первоначального написания фресков исторически не определено, но по сходству их с изображениями стенописи в Успенском Княгинине девичьем монастыре они вероятно относятся по стилю своему к тому веку, когда Андрей Рублев с дружиною расписывал во Владимире соборы. Благодаря попечениям местных архиереев о сохранении памятников старины, фрески, с небольшим поновлением, тщательно сохраняются поныне.

    К Владимирскому архиерейскому дому принадлежат: в Москве Суздальское подворье на Софийке и в Суздале бывший архиерейский дом, строения Суздальского митрополита Илариона, два фруктовых сада - один при церкви села Доброго, бывшей прежде в существовавшем тут Царе-Константинове монастыре, другой во Владимире, так называемый Патриарший сад, получивший это название с того времени, когда Рождественский монастырь находился в ведении Московских патриархов. В некоторых актах сад этот именуется синодальным, тоже потому, что монастырь впоследствии от патриархов поступил в ведение св. синода. Кроме того архиерейский дом пользуется разными угодьями, имеет: пахотной и сенокосной земли в разных местах 60 десятин, мельницу при селе Порецком на реке Нерли, и рыбные ловли на так называемой старой Клязьме, в двух заводях с озером Хвощевым, и на реке Старице, впадающей в р.Клязьму.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100